Автор: Чагдурова Сэсэг Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: Детский сад №6 "Берёзка" - филиал АН ДОО "Алмазик"
Населённый пункт: г. Мирный , Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Внедрение кейс-методов в практику работы музыкального руководителя»
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Практическое применение инновационных технологий в музыкальном
воспитании детей дошкольного возраста. Внедрение кейс-методов в практику
работы музыкального руководителя».
Цель. Знакомство с инновационными технологиями в музыкальном воспитании
детей, разбор методов кейс-технологии в работе с детьми дошкольного возраста,
освоение и отработка практических умений.
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного
возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими
особенностями
дошкольников.
Музыку
называют «зеркалом
души
человеческой», «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов). Музыкальное обучение в
понимании общества перестало выполнять лишь узко специальную роль: обучение игре
на музыкальных инструментах и получение музыкальных знаний. Его основная и
важнейшая цель – развитие личности и мышления через занятия музыкой, воспитание
профессионально-ориентированного любителя музыки. «Кем бы ни стал в дальнейшем
ребёнок — музыкантом или врачом, учёным или рабочим, — пишет известный
австрийский композитор и педагог К.Орф в своём методическом пособии, названном
«Шульверком», — задача педагога — воспитать в нём творческое начало, творческое
мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить, и этому надо
помочь. Но привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей
деятельности ребёнка».
Современные
дети
требуют
нового
подхода
в
работе.
Новые
подходы
к
музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее
эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Одной из
актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном
образовании. Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на
обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку.
Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра.
Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания
конкретных ситуаций или случая. Необходимо проанализировать ситуацию, разобраться
в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы
основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
В практике работы с детьми на музыкальных занятиях я использую следующие
кейсы: кейс-прогнозирование, эвристический кейс, кейс-дискуссию, кейс с добавлением
проблемной ситуации, проблемно-ролевой кейс.
Для практического применения хочу предложить вашему вниманию кейс-дискуссию
при слушании музыкального произведения в подготовительной группе. На этапе
знакомства с произведением И. С. Баха «Шутка» при разборе эмоционально-образного
содержания я предлагаю шутку.
- Завтра будет лето. Может такое быть?
- Нет.
- Правильно. Я пошутила.
- А может ли писатель пошутить? (Ответы.)
- Вот послушайте одно стихотворение:
Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
Проползла змеёю луковица
Получилась перепутаница.
(В. Бурыкина.)
- Может ли такое быть на самом деле?
- Нет.
- Значит писатель может пошутить? А может ли пошутить художник? (Недоумение
на лицах.Показываю портрет, пейзаж и карикатуру.)
- В какой картине художник пошутил?
- В последней.
- Правильно. Это карикатура.
- Как вы думаете, композитор, музыкант может пошутить?
- Да, может.
- Послушайте два музыкальных произведения и ответьте, в каком из них композитор
изобразил шутку. (Звучат произведения И. С. Баха «Ария» и «Шутка».)
- Композитор изобразил шутку во втором произведении.
- Почему?
- Потому что музыка по характеру лёгкая, светлая, подвижная и изящная,
напоминающая шутку, улыбку, игру.
Данный кейс-дискуссия был проведён с использованием следующих средств:
словесных и иллюстрированных сюжетов, произведений художественной литературы.
Он адресован детям подготовительной к школе группы. Здесь основная задача
музыкального
руководителя
-
сформировать
у
детей
компетенцию
живого
аргументированного спора. Основанием могут быть любые объекты, субъекты или
явления окружающей действительности, в т. ч. и фантастические.
Таким образом, главное предназначение кейс-технологии – развивать способность
анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с
информацией.
Использование данных инновационных технологий и методических форм на
практике позволяет добиться следующих результатов:
удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного
общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;
дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и
неуверенность;
удается заинтересовать детей, не приходится прибегать к принуждению;
дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-
творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового,
радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и
утомительных
заучиваний;
обучающие
задачи
осуществляются
попутно,
преобладающими выступают задачи воспитания и развития;
музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс
создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и
ощущение «отдачи».