Напоминание

"Внедрение кейс-методов в практику работы музыкального руководителя»


Автор: Чагдурова Сэсэг Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: Детский сад №6 "Берёзка" - филиал АН ДОО "Алмазик"
Населённый пункт: г. Мирный , Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Внедрение кейс-методов в практику работы музыкального руководителя»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Практическое применение инновационных технологий в музыкальном

воспитании детей дошкольного возраста. Внедрение кейс-методов в практику

работы музыкального руководителя».

Цель. Знакомство с инновационными технологиями в музыкальном воспитании

детей, разбор методов кейс-технологии в работе с детьми дошкольного возраста,

освоение и отработка практических умений.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного

возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими

особенностями

дошкольников.

Музыку

называют «зеркалом

души

человеческой», «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов). Музыкальное обучение в

понимании общества перестало выполнять лишь узко специальную роль: обучение игре

на музыкальных инструментах и получение музыкальных знаний. Его основная и

важнейшая цель – развитие личности и мышления через занятия музыкой, воспитание

профессионально-ориентированного любителя музыки. «Кем бы ни стал в дальнейшем

ребёнок — музыкантом или врачом, учёным или рабочим, — пишет известный

австрийский композитор и педагог К.Орф в своём методическом пособии, названном

«Шульверком», — задача педагога — воспитать в нём творческое начало, творческое

мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить, и этому надо

помочь. Но привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей

деятельности ребёнка».

Современные

дети

требуют

нового

подхода

в

работе.

Новые

подходы

к

музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее

эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Одной из

актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном

образовании. Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на

обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку.

Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра.

Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания

конкретных ситуаций или случая. Необходимо проанализировать ситуацию, разобраться

в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы

основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

В практике работы с детьми на музыкальных занятиях я использую следующие

кейсы: кейс-прогнозирование, эвристический кейс, кейс-дискуссию, кейс с добавлением

проблемной ситуации, проблемно-ролевой кейс.

Для практического применения хочу предложить вашему вниманию кейс-дискуссию

при слушании музыкального произведения в подготовительной группе. На этапе

знакомства с произведением И. С. Баха «Шутка» при разборе эмоционально-образного

содержания я предлагаю шутку.

- Завтра будет лето. Может такое быть?

- Нет.

- Правильно. Я пошутила.

- А может ли писатель пошутить? (Ответы.)

- Вот послушайте одно стихотворение:

Лает кошка из лукошка,

На сосне растёт картошка,

Море по небу летит,

Волки съели аппетит.

Звонко квакают утята,

Тонко квакают котята.

Проползла змеёю луковица

Получилась перепутаница.

(В. Бурыкина.)

- Может ли такое быть на самом деле?

- Нет.

- Значит писатель может пошутить? А может ли пошутить художник? (Недоумение

на лицах.Показываю портрет, пейзаж и карикатуру.)

- В какой картине художник пошутил?

- В последней.

- Правильно. Это карикатура.

- Как вы думаете, композитор, музыкант может пошутить?

- Да, может.

- Послушайте два музыкальных произведения и ответьте, в каком из них композитор

изобразил шутку. (Звучат произведения И. С. Баха «Ария» и «Шутка».)

- Композитор изобразил шутку во втором произведении.

- Почему?

- Потому что музыка по характеру лёгкая, светлая, подвижная и изящная,

напоминающая шутку, улыбку, игру.

Данный кейс-дискуссия был проведён с использованием следующих средств:

словесных и иллюстрированных сюжетов, произведений художественной литературы.

Он адресован детям подготовительной к школе группы. Здесь основная задача

музыкального

руководителя

-

сформировать

у

детей

компетенцию

живого

аргументированного спора. Основанием могут быть любые объекты, субъекты или

явления окружающей действительности, в т. ч. и фантастические.

Таким образом, главное предназначение кейс-технологии – развивать способность

анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с

информацией.

Использование данных инновационных технологий и методических форм на

практике позволяет добиться следующих результатов:

удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного

общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;

дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и

неуверенность;

удается заинтересовать детей, не приходится прибегать к принуждению;

дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-

творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового,

радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и

утомительных

заучиваний;

обучающие

задачи

осуществляются

попутно,

преобладающими выступают задачи воспитания и развития;

музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс

создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и

ощущение «отдачи».



В раздел образования