Автор: Редозубова Антонина Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №171 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: Образовательная деятельность по речевому развитию во 2 мл. группе.
Тема: "Чаепитие с Машенькой"
Раздел: дошкольное образование
Частное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 171 открытого
акционерного общества «Российские железные дороги»
Образовательная деятельность по речевому развитию во
2 мл. группе.
Тема: «Чаепитие с Машенькой»
Редозубова Антонина Павловна
Первая квалификационная категория
Белово
Цель: ознакомление детей с традицией чаепития.
Задачи:
Познакомить с самоваром, выяснить сходство и различия с чайником; формировать связную речь
детей, обогащать словарь следующими словами: заварочный чайник, чайная пара, самовар,
крепкий, ароматный, чаепитие. нарядный; закреплять название предметов чайной посуды (чашка,
блюдце, сахарница); активизировать употребление звука «Ч» в словах; развивать речевое
дыхание; воспитывать интерес к истории русского народа.
Предварительная работа:
- рассматривание альбомов, иллюстраций;
- заучивание стихотворений по теме;
- слушание русских народных песен;
- знакомство с чайным сервизом;
- беседа о горячем чае, правилах безопасного поведения.
Материал и оборудование:
Самовар, чайник, чайная пара, сахарница, заварочный чайник, сахар и сахар-рафинад на блюде,
пинцет. Дидактическая игра «Подбери чайную пару» , запись русских народных мелодий, макеты
блюд.
Методические приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, художественное слово,
индивидуальная помощь.
Словарная работа: чайник, самовар, заварочный чайник, крепкий, ароматный, чаепитие.
Ход занятия:
Стук в дверь. Под русскую народную мелодию входит Машенька.
Машенька: Здравствуйте, мои дорогие. Меня зовут машенька. Я пригласила гостей чайку попить
да поговорить, а вы знаете как это называется, когда люди собираются чайку попить да
поговорить(Чаепитие), а что из посуды на стол поставить, забыла, что из угощения приготовить,
не знаю.
Машенька: - Я знаю, что для чая нужен кипяток. Моя бабушка воду кипятила в такой посуде?
Машенька вносит самовар.
Он пузатый, он пыхтящий,
Он большущий и блестящий.
Воду вскипятит, чаем угостит.(Что это?)
Он – русский самовар!
Машенька: Ребята, посмотрите какой самовар красивый, нарядный! Какой самовар? (Красивый,
нарядный) Что у самовара есть? (Носик, ручки, крышка, ножки) Очень давно самовар помогал
людям воду вскипятить для чая. А у вас в чем мама дома воду кипятит? (в чайнике) Посмотрите на
чайник и самовар, они похожи, что одинакового в них есть? Что это у самовара? (Крышка) А у
чайника крышка есть?(Да) А это что? (носик) А у чайника есть носик? (Да) Давайте посмотрим, чем
отличаются эти предметы? У самовара 2 ручки, а у чайника? (одна), у самовара есть ножки, а у
чайника?( нет). Хорошо, на стол я самовар поставлю, пусть воду кипятит.
Машенька: - Ребята, посмотрите, что это? (Чайник) Правильно, это тоже чайник он называется
заварочный. Что у него есть? (крышка, носик, ручка) В него насыпают чайные листья и заливают
их кипятком. Кипяток какой? (горячий) Наливать нужно как? (аккуратно, чтобы не обжечь руки) Но
заваривать чай можно только взрослым. Детям можно заваривать чай? (нет) Ну вот чай мы
заварили.
- А теперь давайте с вами поиграем в пальчиковую игру «Чай»
-Вот чашка, вот другая, (одна ладошка, другая)
-Вот чайник заварной, (ладошка над ладошкой)
-Наливаем чай мы в чашку (имитация)
-И остудим его с тобой (дуем на «чай»)
Машенька: У тебя Милана чай с чем? (С медом) А у тебя Ульяна? (С вареньем) Ох и вкусный у нас
чай получился, ароматный. Какой чай у нас получился? ( вкусный, ароматный)
Машенька: Я люблю сладкий чай. Дети, чтобы чай стал сладким, нам нужен…(сахар). Сахар
храниться где? (В сахарнице). Ребята, у меня две сахарницы. Здесь сахар и здесь сахар Только в
этой сахарнице сахарный песок. На что он похож?(на песок), а в этой сахар комочками. Моя
бабушка любит пить чай из блюдца, вприкуску с сахаром. Знаете как это.(Нет) Давайте я вам
покажу. Наливает чай в блюдце, берет кусочек сахара из сахарницы, откусывает и припивает. А
хотите попробовать (Да)
Игровое упражнение-имитация «Пьем чай»
- Даша откуда берешь сахар?(из сахарницы)(2-3 индивидуальных ответа)
Машенька: - Это моя бабушка пила чай из блюдца. Из чего мы пьем чай сейчас? (Из чашек)
Правильно, из чашек. У меня очень много чашек, но они грязные Вы поможете мне перемыть
чашки? Вставайте на ножки.
Физминутка «Моем посуду»
-1, 2, 3, 4 (круговые движения ладоней)
-Мы посуду перемыли .(вертушка)
-Чайник, чашку, ковшик, (имитация предметов)
-Ложку и большую поварешку.
-Мы посуду перемыли (вертушка)
-Ничего мы не забыли (развести руки в стороны)
Машенька: Молодцы ребятки. Давайте пройдем к столу. Ой, ребятки посмотрите,посуду мы
перемыли, а чашки и блюдца все перепутались На столах лежат салфетки разного цвета, а вам
нужно подобрать чайную пару по цвету салфетки, помогите мне пожалуйста. Давайте сначала
посмотрим какого цвета у меня салфетки? (Голубая, коричневая, красная, желтая, розовая,
зеленая) Даша какого цвета эта салфетка?(Желтого)(2-3 индивидуальных ответа)Проходите к
столам и подбирайте посуду к салфеткам.
Дидактическая игра «Подбери чайную пару»
Машенька: Молодцы справились с заданием.Пойдемте на места. Ребята, кто-нибудь знает
стихотворение о чаепитие?
Пыхтел устало самовар
Потому, что был он стар.
Чашки, блюдца щебетали,
Гостей к чаю приглашали.
Машенька: Да(задумалась) Гостей к чаю приглашали А чем же я гостей угощать буду, с чем чай
пьют?
Игровое упражнение «Подбери угощение к чаю»
Машенька: Помогите мне подобрать угощение к чаю, с чем вы чай любите пить? Маша подойди,
выбери. Аты Глеб счем любишь? Да (дети выбирают угощение на поднос) А почему салат и огурцы
ни кто не выбрал?(Чай с огурцами не пьют. Из огурца салат делают.)
Машенька: - А моя бабушка, очень любит чай пить с сушками, баранками и пряниками.
Машенька: -Ой, ребятки что-то у меня все в голове перепуталось. Давайте еще раз повторим, что
же на стол к чаепитию поставить нужно(Самовар, заварочный чайник, сахарницу, чашки, блюдца)
А самое главное угощение!
Машенька: Молодцы, ребята! Помогли мне на стол накрыть.
Самовар уже пыхтит,
Мне на ушко говорит:
«Пора к столу вас приглашать
Сладким чаем угощать!»