Автор: Петрова Елена Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад № 26"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Здоровье в семье
Раздел: дошкольное образование
Жизнь человека и его здоровье являются наивысшими ценностями.
Ценность человеческой жизни не зависит от субъективного суждения,
она самоценна сама по себе и заключена в факте существования.
Каждый человек – не просто совокупность сложнейших биологических
процессов, но и дух, проявляющийся в акте самосознания.
Разрушительные тенденции в обществе, направленные на принижение
ценности человеческой жизни, произросли из отсутствия духовной
составляющей в целостной характеристике образа человека. Обществу
особенно необходимо возвращение к истокам русской духовности, к
традициям народной культуры. Простейшие методы, которые
практиковали наши прадеды для сохранения здоровья, утрачиваются,
исчезают из повседневности. В народной традиции здоровый человек
предстает как целостная личность, здоровая не только физически, но
и нравственно. Здоровый образ жизни подразумевает и высокие
духовно-нравственные характеристики индивида.
Современный взгляд на педагогический процесс как
процесс здоровьесозидания подразумевает использование принципа
природосообразности, разработанного известными отечественными и
зарубежными педагогами. Нельзя не отметить принижение значения
способности ребенка дошкольного возраста к подражанию, которое
позволяет обратиться к его эмоционально-волевой и сделать
приоритетными невербальные методы обучения.
Педагогическая практика показывает, что в результате совместной
деятельности педагогов и родителей создается особая дружеская
атмосфера сотрудничества, способствующая творческому развитию
детей, повышению их активности и эффективному
формированию культуры здоровья.
Цель: развитие и укрепление индивидуальных способностей,
самостоятельности, мотивации к здоровому образу жизни, повышение
реального уровня здоровья воспитанников через подготовку и
проведение народных праздников.
Задачи программы :
-Психофизическая разрядка и психокоррекция дошкольников
-Формирование духовно-нравственного компонента культуры
здоровья дошкольников на основе традиций и организации
педагогического процесса как активного проживания детьми и
родителями традиционных народных праздников.
- Сохранение и укрепление здоровья детей.
- Формирование привычки к здоровому образу жизни.
- Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата,
простудных заболеваний.
- Создание максимально благоприятных условий для умственного,
нравственного, физического, эстетического развития личности.
- Формирование потребности в ежедневной двигательной
деятельности.
- Привитие культурно-гигиенических навыков.
Ожидаемый результат: планомерная работа по программам,
направленных на охрану и укрепление физического и
психического здоровья детей дошкольного возраста, приведет не
только к улучшению состояния здоровья воспитанников, но и к
повышению их самооценки, воспитанию уверенности в себе,
расширит кругозор.
Духовно-нравственный компонент здоровья
дошкольника выражается в умении творчески реализовать себя в
разных видах деятельности, особенно в игре как ведущей деятельности
ребенка, в осознании нравственных норм и следовании культурным
традициям народа.
Народный праздник – особое состояние души. Праздники играли
значительную социальную роль в жизни русского народа. Прежде всего,
они способствовали консолидации людей, общее гуляние – сближало
людей, поддерживала чувство коллективизма; способствовали
укреплению родственных связей, развитию
взаимопомощи. Праздник осуществлял образовательные функции.
Расширялся кругозор жителей через общение, давал людям передышку
в тяжелом труде, психологическую разрядку. Люди демонстрировали
свои творческие способности, физические возможности, передавали
свое умение молодым.
Сила праздника в его всеобщности, универсальности, в
способности легко и плодотворно, свободно добиваться значительных
результатов в деле формирования личностных качеств человека, а
порою определять всю его судьбу.
Праздник - это народные традиции, передаваемые из поколения в
поколения, которые содержат в себе разнообразные средства и формы
воспитания.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РУССКИХ -
НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ
1. Праздник урожая – сентябрь
2. Праздник Архангела Михаила – сентябрь
3. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы – 14 октября
4. Кузьминки – ноябрь
5. День Святого Николая – Праздник добрых дел – декабрь
6. Рождество – декабрь – январь
7. Колядки – январь
8. Масленица = март
9. Паса – апрель
10. Троица – май
В современном мире одним из главных показателей становления
личности на этапе дошкольного детства является эстетическое
развитие ребёнка. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и
движение. Фольклор как синтез этих трёх компонентов возможен только
при усвоении взаимосвязи. Задача нашего поколения сохранить и
использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими
поколениями. И педагоги дошкольных учреждений занимают не
последнее место в осуществлении этой задачи.
В наши дни, при значительном преобладании компьютерных игр и
телевидения, все же увеличивается число детей, которые используют
активные движения, игры.
Таким образом, формирование культуры здоровья
дошкольников происходит наиболее успешно при условии
сотрудничества педагогов и родителей, организующих педагогический
процесс как активное проживание традиционных русских
народных праздников.