Автор: Карпенко Ирина Ивановна
Должность: преподаватель фортепиано, концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "КДШИ"
Населённый пункт: р.п. Кольцово, Новосибирская оласть
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера хора ДШИ»
Раздел: дополнительное образование
1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей «Кольцовская детская школа искусств»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«КОМПЛЕКС СПОСОБНОСТЕЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ,
НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА ХОРА ДШИ»
Автор:
Карпенко Ирина Ивановна,
педагог дополнительного
образования, концертмейстер,
высшая категория
Кольцово 2022
2
1.
Введение
Концертмейстер
—
сложная,
многогранная
профессия,
широко
востребованная
среди
пианистов.
Специализаций
в
данной
профессии
множество:
концертмейстер
в
классе
вокала;
струнных,
народных,
духовых
инструментов;
в
классе
хореографии;
концертмейстер театра и т. д. Одной из наиболее трудоемких, требующих наивысшего
мастерства,
является
специализация
«концертмейстер
хора».
Функции,
выполняемые
концертмейстером – очень разнообразны. Значительная часть его работы – это собственно
аккомпанемент, то есть музыкальное сопровождение произведений, исполняемых детским
хором
под
руководством
дирижера
на
уроках,
концертах,
зачетах
и
т.
п.
Но
этим
обязанности концертмейстера в хоровом классе далеко не ограничиваются. Он совместно
с руководителем участвует в проведении учебных занятий, помогает организовать работу
хора
на
групповых
и
сводных
репетициях,
помогает
дирижёру
в
формировании
репертуара,
разучивании
вокальных
партий
по
голосам,
а
также
во
время
сводных
репетиций при подготовке к концертному выступлению.
Хоровое
пение
на
протяжении
веков
было
самым
популярным
видом
музицирования
в
России.
Коллективное
пение
являлось
средством
музыкального
образования, культурного просвещения, эстетического воспитания народа. В конце XX
века культура в нашей стране переживала трудные времена, поэтому в наше время крайне
необходимо
поддерживать
русские
хоровые
традиции,
пропагандировать
хоровое
искусство среди подрастающего поколения. Создать сегодня поющий хоровой коллектив
очень сложно. И этот огромный труд ложится на плечи дирижера и концертмейстера.
Дирижеру
и
концертмейстеру
необходимо
быть
творческими
единомышленниками,
соратниками в достижении единой цели. В этом случае концертмейстер становится для
руководителя
хора
не
просто
аккомпаниатором
на
репетициях
и
концертах,
но
и
полноправным коллегой.
2.
Мастерство и деятельность концертмейстера
Концертмейстер хора – пианист, аккомпанирующий хоровому коллективу на
репетициях и концертах, осуществляющихся под руководством дирижера, а также, при
необходимости, помогающий солистам и группам хора разучивать партии в процессе
работы над репертуаром.
Работа концертмейстера с хоровым коллективом значительно отличается от
занятий
с
вокалистами,
солистами-инструменталистами
и
имеет
свои
специфические
особенности. Хор, как природный музыкальный инструмент, способен на разные оттенки
звука, от нежного «пианиссимо» до мощного «фортиссимо», оставаясь вместе с тем
верным
своей
певческой
природе.
Профессиональный
концертмейстер,
аккомпанируя
хору, всегда должен помнить о голосовой, певческой природе хорового звука, и даже
исполняя
произведения,
где
присутствуют
оттенки
мощного
«форте»,
никогда
не
переходить на форсирование звука. Наоборот, опытный концертмейстер всегда стремится
преодолеть ударную молоточковую природу своего инструмента, подражая хоровому
звучанию.
Поле деятельности концертмейстера в детском хоровом коллективе очень обширно
и значимо. Отсюда следует, что к концертмейстеру предъявляются большие требования.
Он должен обладать:
•
Общей музыкальной одаренностью.
•
Хорошим музыкальным слухом, воображением.
•
Умением охватить образ и форму произведения. Он должен быть:
3
•
артистичным;
•
суметь воплотить замысел автора;
•
быстро освоить музыкальный текст;
•
читать 3-х строчную и 4-х строчную партитуру;
Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность
бегло «читать с листа». Нельзя стать профессиональным концертмейстером, если не
обладаешь
этим
навыком.
В
учебной
практике
часто
бывают
ситуации,
когда
у
аккомпаниатора нет времени для предварительного ознакомления с нотным текстом. От
пианиста требуется быстрота ориентировки в нотном тексте, чуткость и внимание к
фразировке солиста, умение сразу охватить характер и настроение произведения. Помимо
высокохудожественного исполнения фортепианной партии, перед пианистом возникают
задачи чисто ансамблевого характера. Аккомпаниатор, не зная партнера, должен быть
очень чутким к его музыкальным намерениям, чувствовать и исполнять произведение в
едином с ним эмоциональном ключе. Оставаясь художником, пианист не должен быть
активнее солиста (в нашем случае хора).Концертмейстер должен находиться «внутри»
хора, ни в коем случае не оказывая давления. В процессе творческого взаимодействия с
хоровым коллективом концертмейстер участвует как минимум в четырех разных видах
общего ансамбля. Наиболее очевидный вид общего ансамбля открывается пианисту с
нотным
текстом
произведения,
предназначенного
для
хора
и
фортепиано,
когда
концертмейстер
выступает
непосредственно
в
роли
ансамблиста-аккомпаниатора
и
является соратником и помощником дирижера в создании музыкального образа, следуя
его жесту во время исполнения и составляя единый ансамбль с хором.
Нотный
текст
произведений
для
хора
a
caрpella
не
содержит
фортепианную
партию, но предполагает участие пианиста, когда необходимо иллюстрировать хоровую
партитуру в процессе разучивания произведения. Пианист должен владеть основными
навыками чтения хоровых партитур и при этом добиваться ровного и полного звучания
аккордов,
чтобы
звучание
голосов
в
аккорде
было
равномерным
по
силе
звука
(за
исключением тех моментов, когда в процессе работы должна быть слышна особенно явно
какая-либо партия).
Также
в
репертуаре
хоровых
коллективов
часто
встречается
нотный
текст
произведений для хора и оркестра в клавирном переложении. В этом случае фортепианное
переложение
призвано
имитировать
оркестровые
тембры
и
вместе
с
тем
отвечать
фортепианной специфике. Соответственно, пианист пропускает через себя оркестровые
звучности, настраиваясь на символическое ансамблевое взаимодействие хор - оркестр
через тембровые возможности фортепиано.
И,
наконец,
существует
ансамбль
пианиста
-
концертмейстера
с
исполнительским планом дирижера, который требует от пианиста понимания языка
дирижера, его смысловых устремлений, вплоть до постижения идейно-художественной
концепции исполняемого произведения. Обычно удерживать дирижерские жесты в поле
своего внимания концертмейстеру помогает периферийное зрение, но наряду с этим во
время исполнения произведений часто встречаются ключевые
моменты темповых отклонений, когда пианисту необходимо применять технику быстрых
зрительных переключений – смотреть то на нотный текст, то на дирижера, контролируя
при этом качество своего ансамбля с хоровым звучанием. Концертмейстеру, помимо
чтения с листа, необходимо умение транспонировать музыку в другую тональность.
Основным
условием
правильного
транспонирования
является
мысленное
воспроизведение пьесы в новой тональности. Огромное значение приобретает умение
концертмейстера
мгновенно
определять
тип
аккорда,
его
разрешение,
интервал
мелодического скачка, характер тонального родства. При транспонировании незнакомого
произведения очень важен этап предварительного просмотра нотного текста, во время
которого пианисту надо постараться мобилизовать свои аналитические способности и
4
услышать музыку внутренним слухом.
Специфика работы концертмейстера предполагает необходимость обладания таким
умением, как подбор на слух сопровождения к мелодии, элементарная импровизация.
Подбор аккомпанемента по слуху является творческим процессом. В этом случае он
создает собственный вариант фактуры, что требует от него самостоятельных музыкально
–
творческих
действий.
Гармонизация
мелодии
по
слуху
–
практический
навык,
требующий свободы построения и комбинирования на инструменте аккордовых структур
и владения основными фактурными и ритмическими формулами сопровождения.
3.
Система
взаимоотношений
концертмейстера
и
дирижёра
при
работе
с
детским хором
Концертмейстеру постоянно требуется приспосабливаться к творческой манере тех
преподавателей,
в
классе
которых
он
работает.
Ведь
полноценный творческий
союз
невозможен без сотворчества, в данном случае сотворчества дирижер — концертмейстер
— хоровой коллектив. Здесь возникает много трудностей.
Во-первых, концертмейстер должен знать основы дирижерской техники, таких
как
«ауфтакт»,
«точка»,
«снятие
звука»,
дыхание,
жесты,
изображающие
штрихи
и
динамические нюансы в музыке, дирижерские сетки -2х,3х,4х — дольные (приложение).
Знание основных приемов дирижирования дает возможность концертмейстеру играть «по
руке» дирижера, «дышать» вместе с хором, оставаясь при этом в нужном темпе. Умение
играть по «руке» дает возможность «идти» за дирижером, ведя за собой весь хор. В этом
случае, хор, дирижер и концертмейстер – это единый ансамбль, опора которого лежит на
плечах концертмейстера.
Во-вторых,
концертмейстер
должен
знать
индивидуальные
особенности
конкретного дирижера, понимать смысловые
устремления, приспосабливаться к его
творческой манере исполнения.
И,
в-третьих,
концертмейстеру просто
необходимо
в
совершенстве
овладеть
периферийным зрением, одновременно удерживать во внимании и нотный текст и жесты
дирижера, которые нередко бывают практически неразличимы. Это важно, например, в
темповых отклонениях в хоровых произведениях, когда пианисту приходится смотреть то
в ноты, то на дирижера, контролируя при этом качество своего ансамбля с хоровым
звучанием. Бывают ситуации, когда при концертном выступлении инструмент стоит вне
видимости
дирижера
и
концертмейстеру
приходится
полагаться
только
на
профессиональную
чуткость,
интуитивно
угадывать
моменты
вступления,
снятия,
агогику, темповые изменения
Работа концертмейстера неразрывно связана с деятельностью хорового дирижера.
Показ
оттенков,
штрихов
и
других
выразительных
средств
во
многом
зависит
от
индивидуальности дирижера. Хоровой дирижер формирует звук, его жесты бывают почти
незаметными,
особенно
на
звучании
piano
и
pianissimo.
В
этих
случаях
«точка»
у
дирижера почти не видна, и концертмейстеру приходится сосредоточивать всю свою
чуткость
и
интуицию,
угадывать,
когда
должен
возникнуть
звук.
Чем
выше
класс
дирижера,
тем
меньше
он
придерживается
сетки,
зачастую
совсем
не
«считает», он
управляет звуком, и со стороны кажется, что вообще не дирижирует, а лишь слушает звук.
Концертмейстерам
приходится
сосредотачивать
всю
свою
чуткость,
а
именно:
концертмейстер, дирижер и хор должны составлять слаженный ансамбль.
Неотъемлемым
качеством
хорошего
концертмейстера
является,
прежде
всего,
умение слушать и слышать. Взаимопонимание и согласие лежат в основе создания
единого плана интерпретации музыкального произведения, поэтому необходимо чутко
реагировать на все указания дирижера, чувствовать настроение хорового коллектива,
проникаясь его задачами и трудностями. При совместном исполнении равно необходимо и
умение увлечь других своим видением музыкальных образов, переживаниями, убедить в
правдивости и естественности своей интерпретации авторских указаний. Это относится к
5
творческой работе аккомпаниатора и дирижера над созданием художественного образа.
Умение слушать и играть с партнером (в данном случае с дирижером + хор) –
очень важная деталь профессионального мастерства пианиста. Ансамблевое творчество
(дирижер
+
хор
+
концертмейстер)
—
это
не
просто
умение
играть
вместе,
концертмейстеру необходимо найти свое место в звучании хора, умение поддерживать
партнеров, грамотно вести, направлять хоровой коллектив. Только взаимопонимание,
согласие
всех
участников
творческого
процесса
позволит
обеспечить
качественное
исполнение произведения. Уже с первых нот вступления концертмейстер настраивает хор
на
нужный
характер
песни,
подготавливает
голосовой
аппарат
хористов
к
нужным
динамическим
нюансам,
стилистический
особенностям
исполнения.
Для
этого
необходимо полностью вжиться в репертуар, всем своим обликом выражать то или иное
настроение произведения, его эмоциональную составляющую. Также, как и дирижеру
хора,
концертмейстеру
необходимо
умение
контролировать
качество
исполнения
хористами музыкального произведения, подсказать правильный путь к исправлению тех
или иных недостатков. Для этого очень важно знать основы вокально-хоровых навыков,
особенно таких как певческое дыхание, артикуляция и дикция, цепное дыхание, способы
звукоизвлечения
(легато,
стаккато),
мягкая
атака
звука.
Профессиональный
аккомпаниатор
должен
обладать
также
вниманием
совершенно
особого
вида.
Это
многоплоскостное внимание: его надо распределять не только между двумя собственными
руками, но и относить к партнерам (хору и дирижеру). И все это должно восприниматься
не дробно, а целостно – получается, что «круг внимания», если воспользоваться термином
Станиславского, у концертмейстера обширный и сложный. Он обращает внимание на свои
мышечные действия, на педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом (который
представляет
собой
основу
основ
ансамблевого
музицирования),
звуковедением
в
вокальной
партии;
ансамблевое
же
внимание
следит
за
воплощением
единства
художественного замысла.
Контакт
концертмейстера
и
хорового
дирижера
–
очень
важный
фактор
в
полноценном
звучании
хора.
Зачастую,
работая
долго
с
одним
дирижёром,
концертмейстер понимает его с «полувзмаха» и «полувзгляда». Чем больше работает
концертмейстер в классе одного педагога, тем прочнее взаимопонимание между ними и
даже «рабочая терминология» у них становится общей. Смена по какой-либо причине
привычного концертмейстера может стать для хора сложным периодом.
Взаимодействие
хормейстера
и
концертмейстера
в
совместной
деятельности
представляет
собой
особую
многоуровневую
систему,
проявляющуюся
в
вокально-
хоровой
работе
с
учащимися
дополнительного
образования.
Исходя
из
содержания
совместной деятельности, можно выявить требования к хормейстеру и концертмейстеру
необходимые при взаимодействии в вокально-хоровой работе.
Личностные
–
готовность
и
способность
педагогов
к
совместной
музыкальной
деятельности;
сформированность
мотиваций
к
совместной
деятельности;
познание
специфик музыкального искусства хормейстера и концертмейстера; установки пианиста и
дирижера к взаимодействию, через проявление их индивидуально-личностных позиций,
музыкальных
предпочтений;
сформированность
основ
и
представлений
о
хоровом
искусстве.
Предметные
–
освоение
хормейстером
и
концертмейстером
основных
понятий
возникающих при взаимодействии, в процессе вокально-хоровой деятельности, которые
обеспечивают овладение основных знаний. А также усвоенный опыт обучающихся в
получении певческих музыкальных
знаний, их
усовершенствовании, на
уроках хора.
Таким
образом,
взаимопонимание
педагогов
является
высшим
уровнем
их
взаимодействия, при котором участники совместной деятельности понимают содержание
и структуру настоящего и допустимого очередного действия.
6
4.
Педагогические функции концертмейстера.
Профессиональная
подготовка
кадров
для
полноценной
в
творческом
отношении
деятельности во всех областях музыкального искусства ставит в области музыкального
образования серьёзные задачи, как перед педагогами, так и перед концертмейстерами,
поскольку
диктует
воспитание
не
только
исполнителей-инструменталистов,
но
и
эстетически развитых и самостоятельно мыслящих музыкантов. Возрастают требования и
к профессиональному мастерству, включающему не только высокий уровень владения
исполнительскими и педагогическими
навыками
и приемами,
но и психологическую
компетентность, что предполагает знание психологических аспектов профессиональной
деятельности и умение применять полученные знания на практике.
Работа
концертмейстера
ДШИ
отнюдь
не
ограничивается
непосредственной
его
обязанностью – помощью учащимся довести работу над произведением до концертного
исполнения. Он наряду с другими педагогами выполняет свои функции посредством
основных
направлений
деятельности
образовательного
учреждения.
В
учебной
работе
удовлетворяет
потребности
ребенка
в
занятиях
музыкой,
при
получении
необходимых знаний и навыков создаёт надлежащие для учебного процесса условия. Во
внеклассной деятельности помогает в организации содержательного досуга, где совместно
с
учащимися
принимает
участие
в
различных
общешкольных
и
внешкольных
мероприятиях. В воспитательной работе создаёт среду для личностного и творческого
развития детей, их профессионального самоопределения. В методической — принимает
участие в мастер-классах, в написании и реализации проектов, программ, методических
разработок и т.д.
Также
концертмейстер
ДШИ
совместно
с
педагогом
приобщает
ребенка
к
миру
прекрасного,
помогает
ему
выработать
навыки
игры
в
ансамбле,
развить
общую
музыкальность, ведь знакомство учащихся с «живой» музыкой обычно происходит через
исполнителя, человека, сидящего за музыкальным инструментом – аккомпаниатора. Его
труд, в
связи
с
возрастными
особенностями
детского
исполнения, отличается
рядом
дополнительных
сложностей
и
особой
ответственностью,
требует
универсализма
и
мобильности.
Таким образом, в обязанности концертмейстера, помимо аккомпанирования, включены и
педагогические функции. Концертмейстер может по поручению хормейстера проводить
занятия с группой, распевки, разучивать и проверять партии. Для этого, с одной стороны,
необходимо
знать
методику
работы
с
хором,
разбираться
в
основах
предмета.
Концертмейстер должен уметь оценить качество звучания хора, видеть возникающие
ошибки,
неполадки,
предложить
способы
их
преодоления.
Эту
работу
направляет
дирижер-хормейстер, он показывает, советует. Концертмейстер, работая с детским хором,
постоянно
вникает
в
основы
преподавания
хорового
пения.
Без
этого
не
получится
полноценного взаимодействия с коллективом.
С другой стороны, концертмейстер детского хора, как любой преподаватель, участник
педагогического
процесса,
должен
владеть
общепедагогическими
знаниями,
знать
особенности психологии младшего школьного возраста, методы установления контакта с
группой,
методику
воспитательной
работы.
В
ДМШ
пианисты
часто
совмещают
концертмейстерскую и преподавательскую работу, но ведут при этом индивидуальные
предметы: специальность и чтение с листа, аккомпанемент и т. п. Для успешной работы с
группой, тем более с младшими школьниками, необходимы новые знания, умения.
7
Одной из задач начального периода обучения в хоровом классе является формирование у
детей навыка дисциплинированного участия в коллективном музицировании. Эта задача
усложняется в группах, когда на занятия собираются ученики-инструменталисты разных
специальностей и широкого возрастного диапазона (7-10 лет у первоклассников и 8-12 лет
в младшем хоре). Найти контакт с группой, увлечь общей творческой работой – эту задачу
решает педагогический тандем - дирижер-хормейстер и концертмейстер.
Организаторская работа концертмейстера.
Работа с хором требует от концертмейстера особой организованности, определенных
организаторских
умений.
Концертмейстер
отвечает
полностью
за
организацию
музыкального
сопровождения:
наличие
нот,
фонограмм,
готовность
рабочего
места,
инструмента, подключение при надобности электроаппаратуры. На сводных репетициях,
когда собирается большой коллектив младших школьников, концертмейстер совместно с
руководителем поддерживает дисциплину, рабочий порядок, помогает в размещении,
выстраивании рядов.
Особенно
много
организационных проблем
возникает
в
концертной
работе.
Помимо
творческо-исполнительских, нужно решать вопросы размещения на сцене, выхода-ухода,
переодевания детей в концертные костюмы. Конечно, на практике обычно большую
помощь оказывают активные родители. Но именно на руководителе хора и его верном
помощнике
концертмейстере
лежит
ответственность
за
то,
чтобы
дети
сохранили
творческий концертный настрой, коллектив полностью раскрыл свои исполнительские
качества.
5. Заключение
Знание специфических певческих проблем и задач должно органично войти в
сознание
каждого
концертмейстера,
работающего
с
детским
хором.
Стать
хорошим
хоровым концертмейстером может лишь тот, кто понимает всю сложность и многообразие
этой
профессии
и
по-настоящему
любит
хоровое
искусство.
Аккомпаниатор
любого
хорового
коллектива
в
процессе
работы
обязан
учитывать
основные
музыкально-
педагогические принципы: воспитание музыкантов в процессе изучения произведения,
требование творческой дисциплины, систематичность в работе, развитие музыкально-
слуховых
данных,
музыкального
мышления,
чувства
ритма
и
художественного
воображения у исполнителей.
Совместное
творчество
хормейстера,
концертмейстера
и
хорового
коллектива
объясняется психологическим фактором, где исполнительский процесс, вдруг перестает
инициироваться
только
дирижером,
а
представляет
собой
коллективную
функцию,
обретая
творческую
свободу,
раскрывая
наполненность
музыкальной
партитуры
и
проникновение в тайну рождения музыки. Важным в процессе взаимодействия является
знание
уровней,
критериев,
принципов,
этапов
и
проблем
взаимодействия
концертмейстера и хормейстера в организации вокально-хоровой работы. Педагоги в
совместной
деятельности
должны
прибегать
к
приемам
психолого-педагогического
воздействия
на
хористов,
для
развития
основных
качеств
певческого
голоса,
путем
стимулирования, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности,
повышая интерес к совместному музыкальному творчеству.
В
заключении
хочется
еще
раз
подчеркнуть,
что
аккомпаниатор
и
хор
представляют собой единое целое, подлинный творческий союз, успешная деятельность
которого возможна лишь при полном согласии и взаимопонимании. Естественное и яркое
сопереживание
возникает
как
результат
непрерывного
и
всестороннего
контакта
партнеров, их гибкого взаимодействия и общения в процессе исполнения. В музыкальном
8
творчестве общение возможно лишь при условии ясного и согласованного понимания
всеми исполнителями своей роли и
умения подчинить частности своего исполнения
достижению общей цели. Таким образом, чем прочнее контакт пианиста и хора, чем
дольше они общаются и работают вместе, тем лучше и продуктивнее результаты их
совместного творчества, тем выше их художественное мастерство. От концертмейстера
требуется
бескорыстная
любовь
к
своей
профессии,
умение
быть
универсальным
специалистом, сочетающим исполнительскую и педагогическую деятельность. Он должен
быть
многогранным
музыкантом,
превосходно
владеть
роялем,
быть
чутким
ансамблистом. Концертмейстер должен обладать обширным музыкальным материалом,
проявлять
интерес
к
миру
искусства,
заниматься
постоянным
самообразованием,
повышать свою культуру. Его творчество — это постоянный поиск, открытие новых
граней искусства, источник духовных ценностей.