Автор: Пискунова Вероника Григорьевна
Должность: Логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "ЛЕГОПОЛИС"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: Мастер-класс для педагогов ДОУ
Тема: «Обучаем детей говорить»
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс логопеда для педагогов ДОУ: «Обучаем детей говорить»
Цель:
повышать уровень знаний и умений педагогов по речевому развитию
дошкольников;
расширять осведомленность относительно методов и приемов развития
связной речи детей;
развивать исследовательско-творческие педагогические способности,
инновационную культуру и креативное мышление;
активизировать творческий потенциал.
Оборудование и материалы: кисточка, мнемодорожка «Ежик», тактильные
карточки с разной фактурой, корректурная таблица «Разные профессии»,
схемы-модели для составления предложений, описания предметов, явлений и
тому подобное.
Ход мастер-класса логопеда детского сада:
-Добрый день, коллеги! Каждый ребенок должен усвоить культуру речи и
общения, элементарные правила пользования языком в различных
жизненных ситуациях. Ведь язык предстает «каналом связи» для получения
информации из неязыковых сфер бытия, средством познания мира от
конкретно-чувственного к понятийно-абстрактному. Впрочем, как
показывает опыт, немало дошкольников недостаточно владеют
диалогической и монологической компетентностью. У них не сформированы
навыки и умения развернутой, последовательной, логической связной речи,
они не проявляют творчества в различных видах речевой деятельности, им
сложно изъясняться о различных явлениях, событиях, поведении людей,
персонажей художественных произведений.
Поэтому сейчас мы будем учиться использовать современные технологии
при работе с дошкольниками. Это даст возможность повысить речевую
активность детей, развить их связную речь, логическое мышление,
воображение.
Использование мнемотехники в работе с дошкольниками
Это комплекс методик, направленный на формирование способности
запоминать яркие образы и с легкостью их воспроизводить. Применение
приемов мнемотехники поможет обогатить словарный запас детей,
увеличить объем памяти и косвенно будет способствовать формированию
связной речи. Чтобы убедиться в этом, предлагаю выполнить несколько
упражнений.
Упражнение «В мире фантазии»
Педагоги объединяются в команды, каждой из которых ведущая предлагает
два набора картинок-символов. Команды берут из каждого набора по одной
картинке и на основе того, что на них изображено, составляют сказку и
придумывают для нее название. Затем презентуют свои наработки
соперникам. Затем все вместе анализируют сказки, обсуждают, какие детали
остались вне поля зрения. Логопед подводит участников к выводу, что во
время работы с детьми такое упражнение поможет развить их воображение,
побудить их рассказы по содержанию предметных картинок.
- Вы хорошо справились с этим заданием. Теперь предлагаю
пофантазировать без картинок.
Упражнение «Изобрази зиму»
Логопед предлагает педагогам «нарисовать» зимнюю картину с помощью
слов. Педагоги садятся в круг. Первый участник берет в руки кисточку,
составляет первое предложение, например, «Успокоилась и уснула природа,
укрытая серебряно-белым одеялом зимы». Затем передает кисточку
следующему участнику. Упражнение продолжается до тех пор, пока
кисточка не «обойдет» весь круг.
- Чтобы ввести детей в мир мнемотехники, сначала ознакомьте их с
мнемоквадратами — изображениями, обозначающие слово, словосочетание,
характеристику предмета или образ действия. Постепенно усложняйте
занятия. К примеру, демонстрируйте мнемодорожки — это уже квадраты из
четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ. Затем
смело переходите к работе с мнемотаблицами — комплексами изображений,
по которым можно запомнить и воспроизвести полноценный рассказ или
стихотворение.
Оценивая рассказы детей, следите, чтобы они были:
содержательными;
логически выстроенными;
грамматически правильными;
выразительными.
Учите детей описывать предметы и явления по такой логико-синтаксической
схеме:
назвать предмет или явление;
дать ему общую характеристику;
выделить основные его признаки, характеристики;
назвать возможные действия его или с ним;
выразить свое отношение к предмету или явлению.
Предлагаю не останавливаться не теории и попробовать, как это происходит
на практике.
Упражнение «История ежика»
Логопед демонстрирует мнемодорожку «Ежик». Педагоги составляют
вопросы к изображениям, например: «Кто это? Чем покрыто его тело? Где
живет? На что похож? Чем питается? Как действует в случае опасности?».
После этого по определенному плану, пунктами которого являются ответы на
поставленные вопросы, участники придумывают краткий рассказ про ежика
и презентуют его.
Использование тактильных карточек в работе с дошкольниками
Логопед: Работа с тактильными карточками позволит развить память,
ассоциативное мышление и воображение детей. Кроме этого, тактильные
карточки можно применять, чтобы упражнять детей в умении выражать свои
мысли. Чтобы лучше понять, о чем идет речь, выполним упражнение.
Упражнение «Тактильные ассоциации»
Логопед раскладывает на столе тактильные карточки с разной фактурой:
пуговицами, монетами, мехом, наждачной бумагой, фланелью, каплями
воска, веревками, деревянными палочками, фольгой, бархатом, ракушками и
тому подобное. Педагоги по очереди подходят к столу, касаются карточек и
озвучивают, о чем они подумали в этот момент. Логопед отмечает, что во
время работы с детьми ни в коем случае нельзя заставлять их касаться карт,
которые неприятны им на ощупь.
ТРИЗ в работе с дошкольниками
Логопед: В процессе развития речи дошкольников пригодится и теория
решения изобретательских задач — ТРИЗ, основанная на системе логических
операций.
Главные принципы методики ТРИЗ:
разрешение противоречий;
системный подход, т. е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех
элементов;
умение найти необходимый в определенной ситуации резерв.
Основная идея ТРИЗ — творчество во всем.
Упражнение «Ассоциативная цепочка»
Педагоги садятся цепочкой. Логопед называет первому педагогу любую
фразу, например «Взрослым и детям следует придерживаться правил
пожарной безопасности». Первый в цепочке педагог придумывает к ней
ассоциацию и передает ее второму игроку, который делает то же самое. В
результате должна образоваться ассоциативную цепочку.
Использование корректурных таблиц в работе с детьми
Логопед: Корректировать речевые умения и навыки дошкольников можно с
помощью корректурных таблиц — информационно-игровых полей с
тематически подобранными картинками. Для разных возрастных групп
используйте таблицы с разным количеством картинок. Заметьте, что
корректурная таблица может быть готовой, а может иметь вид дидактической
рамки, то есть разделенного на квадраты игрового поля, с отдельным
набором предметных картинок-карточек. Задача детей во время работы с
корректурными таблицами — выполнить словесные инструкции-задания
педагога, и заполнить игровое поле-рамку. Желаете попробовать? (Да.)
Упражнение «Что мы знаем о профессиях?»
Логопед предлагает педагогам рассмотреть корректурную таблицу «Разные
профессии» и выполнить несколько заданий, к примеру, назвать:
основные функции, которые выполняет кондитер;
работников, которые по профессии много общаются с людьми;
профессии, которые требуют правильного произношения и хорошей дикции
и тому подобное.
После этого педагоги составляют рассказ по корректурной таблице на тему
«Мое отношение к профессии врача/библиотекаря/пилота…».
Логопед: Вы уже, наверное, немного устали выполнять упражнения одно за
другим. Предлагаю немного отдохнуть и просто поговорить. Например, на
тему «Почему зимой надо тепло одеваться?».
Педагоги некоторое время разговаривают. В конце беседы логопед подводит
их к мысли, что и во время взаимодействия с детьми также можно проводить
такие речевые минутки. Они помогут детям немного отвлечься, но при этом
не уменьшать развивающее влияние.
Логопед: Чтобы разнообразить речевую деятельность детей, можно
моделировать с ними сказки. Для этого целесообразно предложить детям
схематические ассоциативные изображения названий хорошо известных им
сказок. К примеру, три одинаковые окружности напомнят дошкольникам
сказку «Три поросенка», семь разных по размеру треугольников — «Репку»,
три одинаковых по цвету, но разных по величине круга — «Три медведя».
Таким образом с помощью геометрических фигур, схем и моделей можно
сочинить новую сказку — с новым сюжетом, персонажами и т. П.
Во время работы с детьми предложите им придумать собственное начало или
концовку сказки, создать сказку на новый лад, словесно дорисовать портрет
сказочного персонажа, варьировать последовательность сюжетной линии,
добавлять персонажей, менять место событий, характер персонажей и их
поведение, помочь героям выйти из сложной ситуации и тому подобное.
Давайте попробуем и мы смоделировать сказку.
На таблице символы-изображения, по порядку: девочка, мальчик, дедушка,
бабушка, Снегурочка, снеговик, ребенок, дом, пирамида, собачка, гора, яма
Упражнение «Моделирование сказки»
Педагоги создают собственные модели сюжетных линий сказок на выбор и
презентуют их. Логопед подчеркивает, что это упражнение дает возможность
упражнять детей в умении объединять отдельные части высказывания в
единое целое.
Итог. Рефлексия
Логопед: Напоследок, рекомендую вам не бояться экспериментировать,
применять интересные педагогические технологии. Желаю вместе с детьми
достигать успеха в развитии их связной речи. Спасибо каждому из вас за
активное участие. До следующих встреч.