Напоминание

«Обучаем детей говорить»


Автор: Пискунова Вероника Григорьевна
Должность: Логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "ЛЕГОПОЛИС"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: Мастер-класс для педагогов ДОУ
Тема: «Обучаем детей говорить»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс логопеда для педагогов ДОУ: «Обучаем детей говорить»

Цель:

повышать уровень знаний и умений педагогов по речевому развитию

дошкольников;

расширять осведомленность относительно методов и приемов развития

связной речи детей;

развивать исследовательско-творческие педагогические способности,

инновационную культуру и креативное мышление;

активизировать творческий потенциал.

Оборудование и материалы: кисточка, мнемодорожка «Ежик», тактильные

карточки с разной фактурой, корректурная таблица «Разные профессии»,

схемы-модели для составления предложений, описания предметов, явлений и

тому подобное.

Ход мастер-класса логопеда детского сада:

-Добрый день, коллеги! Каждый ребенок должен усвоить культуру речи и

общения, элементарные правила пользования языком в различных

жизненных ситуациях. Ведь язык предстает «каналом связи» для получения

информации из неязыковых сфер бытия, средством познания мира от

конкретно-чувственного к понятийно-абстрактному. Впрочем, как

показывает опыт, немало дошкольников недостаточно владеют

диалогической и монологической компетентностью. У них не сформированы

навыки и умения развернутой, последовательной, логической связной речи,

они не проявляют творчества в различных видах речевой деятельности, им

сложно изъясняться о различных явлениях, событиях, поведении людей,

персонажей художественных произведений.

Поэтому сейчас мы будем учиться использовать современные технологии

при работе с дошкольниками. Это даст возможность повысить речевую

активность детей, развить их связную речь, логическое мышление,

воображение.

Использование мнемотехники в работе с дошкольниками

Это комплекс методик, направленный на формирование способности

запоминать яркие образы и с легкостью их воспроизводить. Применение

приемов мнемотехники поможет обогатить словарный запас детей,

увеличить объем памяти и косвенно будет способствовать формированию

связной речи. Чтобы убедиться в этом, предлагаю выполнить несколько

упражнений.

Упражнение «В мире фантазии»

Педагоги объединяются в команды, каждой из которых ведущая предлагает

два набора картинок-символов. Команды берут из каждого набора по одной

картинке и на основе того, что на них изображено, составляют сказку и

придумывают для нее название. Затем презентуют свои наработки

соперникам. Затем все вместе анализируют сказки, обсуждают, какие детали

остались вне поля зрения. Логопед подводит участников к выводу, что во

время работы с детьми такое упражнение поможет развить их воображение,

побудить их рассказы по содержанию предметных картинок.

- Вы хорошо справились с этим заданием. Теперь предлагаю

пофантазировать без картинок.

Упражнение «Изобрази зиму»

Логопед предлагает педагогам «нарисовать» зимнюю картину с помощью

слов. Педагоги садятся в круг. Первый участник берет в руки кисточку,

составляет первое предложение, например, «Успокоилась и уснула природа,

укрытая серебряно-белым одеялом зимы». Затем передает кисточку

следующему участнику. Упражнение продолжается до тех пор, пока

кисточка не «обойдет» весь круг.

- Чтобы ввести детей в мир мнемотехники, сначала ознакомьте их с

мнемоквадратами — изображениями, обозначающие слово, словосочетание,

характеристику предмета или образ действия. Постепенно усложняйте

занятия. К примеру, демонстрируйте мнемодорожки — это уже квадраты из

четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ. Затем

смело переходите к работе с мнемотаблицами — комплексами изображений,

по которым можно запомнить и воспроизвести полноценный рассказ или

стихотворение.

Оценивая рассказы детей, следите, чтобы они были:

содержательными;

логически выстроенными;

грамматически правильными;

выразительными.

Учите детей описывать предметы и явления по такой логико-синтаксической

схеме:

назвать предмет или явление;

дать ему общую характеристику;

выделить основные его признаки, характеристики;

назвать возможные действия его или с ним;

выразить свое отношение к предмету или явлению.

Предлагаю не останавливаться не теории и попробовать, как это происходит

на практике.

Упражнение «История ежика»

Логопед демонстрирует мнемодорожку «Ежик». Педагоги составляют

вопросы к изображениям, например: «Кто это? Чем покрыто его тело? Где

живет? На что похож? Чем питается? Как действует в случае опасности?».

После этого по определенному плану, пунктами которого являются ответы на

поставленные вопросы, участники придумывают краткий рассказ про ежика

и презентуют его.

Использование тактильных карточек в работе с дошкольниками

Логопед: Работа с тактильными карточками позволит развить память,

ассоциативное мышление и воображение детей. Кроме этого, тактильные

карточки можно применять, чтобы упражнять детей в умении выражать свои

мысли. Чтобы лучше понять, о чем идет речь, выполним упражнение.

Упражнение «Тактильные ассоциации»

Логопед раскладывает на столе тактильные карточки с разной фактурой:

пуговицами, монетами, мехом, наждачной бумагой, фланелью, каплями

воска, веревками, деревянными палочками, фольгой, бархатом, ракушками и

тому подобное. Педагоги по очереди подходят к столу, касаются карточек и

озвучивают, о чем они подумали в этот момент. Логопед отмечает, что во

время работы с детьми ни в коем случае нельзя заставлять их касаться карт,

которые неприятны им на ощупь.

ТРИЗ в работе с дошкольниками

Логопед: В процессе развития речи дошкольников пригодится и теория

решения изобретательских задач — ТРИЗ, основанная на системе логических

операций.

Главные принципы методики ТРИЗ:

разрешение противоречий;

системный подход, т. е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех

элементов;

умение найти необходимый в определенной ситуации резерв.

Основная идея ТРИЗ — творчество во всем.

Упражнение «Ассоциативная цепочка»

Педагоги садятся цепочкой. Логопед называет первому педагогу любую

фразу, например «Взрослым и детям следует придерживаться правил

пожарной безопасности». Первый в цепочке педагог придумывает к ней

ассоциацию и передает ее второму игроку, который делает то же самое. В

результате должна образоваться ассоциативную цепочку.

Использование корректурных таблиц в работе с детьми

Логопед: Корректировать речевые умения и навыки дошкольников можно с

помощью корректурных таблиц — информационно-игровых полей с

тематически подобранными картинками. Для разных возрастных групп

используйте таблицы с разным количеством картинок. Заметьте, что

корректурная таблица может быть готовой, а может иметь вид дидактической

рамки, то есть разделенного на квадраты игрового поля, с отдельным

набором предметных картинок-карточек. Задача детей во время работы с

корректурными таблицами — выполнить словесные инструкции-задания

педагога, и заполнить игровое поле-рамку. Желаете попробовать? (Да.)

Упражнение «Что мы знаем о профессиях?»

Логопед предлагает педагогам рассмотреть корректурную таблицу «Разные

профессии» и выполнить несколько заданий, к примеру, назвать:

основные функции, которые выполняет кондитер;

работников, которые по профессии много общаются с людьми;

профессии, которые требуют правильного произношения и хорошей дикции

и тому подобное.

После этого педагоги составляют рассказ по корректурной таблице на тему

«Мое отношение к профессии врача/библиотекаря/пилота…».

Логопед: Вы уже, наверное, немного устали выполнять упражнения одно за

другим. Предлагаю немного отдохнуть и просто поговорить. Например, на

тему «Почему зимой надо тепло одеваться?».

Педагоги некоторое время разговаривают. В конце беседы логопед подводит

их к мысли, что и во время взаимодействия с детьми также можно проводить

такие речевые минутки. Они помогут детям немного отвлечься, но при этом

не уменьшать развивающее влияние.

Логопед: Чтобы разнообразить речевую деятельность детей, можно

моделировать с ними сказки. Для этого целесообразно предложить детям

схематические ассоциативные изображения названий хорошо известных им

сказок. К примеру, три одинаковые окружности напомнят дошкольникам

сказку «Три поросенка», семь разных по размеру треугольников — «Репку»,

три одинаковых по цвету, но разных по величине круга — «Три медведя».

Таким образом с помощью геометрических фигур, схем и моделей можно

сочинить новую сказку — с новым сюжетом, персонажами и т. П.

Во время работы с детьми предложите им придумать собственное начало или

концовку сказки, создать сказку на новый лад, словесно дорисовать портрет

сказочного персонажа, варьировать последовательность сюжетной линии,

добавлять персонажей, менять место событий, характер персонажей и их

поведение, помочь героям выйти из сложной ситуации и тому подобное.

Давайте попробуем и мы смоделировать сказку.

На таблице символы-изображения, по порядку: девочка, мальчик, дедушка,

бабушка, Снегурочка, снеговик, ребенок, дом, пирамида, собачка, гора, яма

Упражнение «Моделирование сказки»

Педагоги создают собственные модели сюжетных линий сказок на выбор и

презентуют их. Логопед подчеркивает, что это упражнение дает возможность

упражнять детей в умении объединять отдельные части высказывания в

единое целое.

Итог. Рефлексия

Логопед: Напоследок, рекомендую вам не бояться экспериментировать,

применять интересные педагогические технологии. Желаю вместе с детьми

достигать успеха в развитии их связной речи. Спасибо каждому из вас за

активное участие. До следующих встреч.



В раздел образования