Напоминание

Неравномерное нагревание земной поверхности.


Автор: Татьяна Евгеньевна Козичева
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 52" г. Курска
Населённый пункт: Город Курск
Наименование материала: Разработка урока
Тема: Неравномерное нагревание земной поверхности.
Раздел: полное образование





Назад




Козичева Татьяна Евгеньевна,

учитель географии первой квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 52» г. Курска

Урок географии по теме:

«Неравномерное нагревание земной поверхности».

5 класс

Цель урока:

рассмотреть условия распределения солнечного света в атмосфере и на земной поверхности.

Задачи урока:

- образовательная: рассмотреть условия распределения солнечного света и энергии в атмосфере и на

земной поверхности, сформировать представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха от земной

поверхности, нучить устанавливать причинно-следственные связи между температурой воздуха и высотой Солнца над

горизонтом в течение суток.

-развивающая: продолжить формирование умения работы с географической картой, текстом, таблицами,

иллюстрациями; расширять словарный запас, используя в речи новые географические термины и понятия.

-воспитательная: содействовать формированию у учащихся целостной картины мира, воспитывать познавательную

активность, самостоятельность, коммуникативность.

Тип урока:

урок изучения нового материала.

Оборудование:

глобус, таблицы: «Годовое движение Земли», «Различие в количестве солнечного тепла,

поступающего на Землю», «Образование бриза», «Зависимость климата от географической широты»,

компьютерная презентация, электронный учебник, тетради.

Планируемые результаты.

Предметные:

- описывать географические следствия вращения Земли вокруг своей оси, вокруг Солнца;

-объяснять зависимость угла падения солнечных лучей от широты местности;

- объяснять неравномерное распределение солнечного света и тепла по поверхности Земли;

Метапредметные:

- умение организовывать свою деятельность, планировать пути достижения целей;

-умение определять цели и задачи урока, выбор средств реализации цели и применения их на практике;

- умение преобразовывать и создавать схемы и модели для решения задачи;

-формировать действия целеполагания;

-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;

-уметь объяснять содержание совершаемых поступков и действий;

-самостоятельно распределять свое время;

-строить логическое рассуждение;

-выявлять и сравнивать разные точки зрения.

Личностные:

-уметь вести диалог на основе взаимного уважения;

-корректно отстаивать свою позицию;

- уметь работать над смыслообразованием, установливать связи между учебной деятельностью и мотивом.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.

№п\

п

Этапы урока

Действия

учителя

Действия

учащихся

Личностные

результаты

Предметные

результаты

Метапредметные

результаты

1.

Организационны

й этап.

Организация

внимания

учащихся.

Приветствие

учащихся.

«Я рада видеть

ваши добрые и

любопытные

лица. Давайте,

посмотрим друг

на друга и

улыбнемся, и в

такой

благоприятной

атмосфере начнем

наш урок.»

Настраиваются на

работу

Работа над

смыслообразова

нием,

установлением

связи между

учебной

деятельностью и

мотивом.

Умение

организовывать

свою

деятельность;

настроиться на

взаимодействие с

другими

учащимися и

учителем.

2

Постановка

цели и задач

урока.

Мотивация

учебной

деятельности

учащихся.

Создаёт условия

для

возникновения у

учеников

внутренней

потребности

включения в

учебную

деятельность.

Устанавливает

тематические

рамки.

Слайд 1.Тема

урока

(приложение 1).

Организует

актуализацию

умений решать

поставленные

задачи.

Учитель

начинает урок

словами: «Как

жаль, что нет

сегодня солнца!

Без него так

пасмурно и

холодно.

1.О чем пойдет

речь на уроке?

2. Что является

источником

энергии на

Земле?

3.Какова роль

Солнца в жизни

нашей планеты?

Постановка

проблемного

Обдумывают,

совещаются в

парах и

формулируют

тему и учебную

цель урока.

Осознание

единства

географического

пространства

как единой

среды обитания

всех

населяющих ее

организмов.

Систематиза-

ция

географически

х знаний.

Определение

цели и задачи

урока, выбор

средств

реализации цели и

применения их на

практике.

вопроса.

Слайд 2

(приложение

1).Текст по

проблеме.

«В среднем на

каждый

квадратный

километр земной

поверхности

приходится за

год такое

количество

тепла, которое

искусственно

можно получить,

если сжечь

свыше 400 тыс.т

каменного угля.

Все

существующие

на Земле запасы

каменного угля

равноценны

тридцатилетнему

притоку

солнечной

радиации к

Земле. За 1,5

суток Солнце

дает Земле

столько же

энергии, сколько

дают

электростанции

всех стран в

течение года.

Приток

солнечной

энергии к

нашей планете

столь велик,

что на Земле

температура

должна быть

примерно в два

раза выше.

---------------------

Какой у вас

возникает

вопрос?

Что нам предстоит

сегодня

выяснить?»

--------------------

Обдумывают

поставленный

вопрос,

предлагают свои

варианты ответов.

--------------------

------------------

------------------------

Работа в группе

при анализе и

обсуждении

результатов

работы.

3.

Актуализация

знаний.

Создаёт условия

для актуализации

знаний, задает

вопросы.

«1.Какие у вас

есть

предположения,

версии по

решению

проблемы?

2. Что мы уже

знаем по этой

проблеме?

3.Каково

строение

атмосферы?

4.Что такое

солнечная

радиация?

Обдумывают

вопросы,

отвечают на

них,

корректируют

ответы своих

одноклассников.

Освежают в

памяти ранее

изученный

материал.

Предлагают

свои версии.

Умение

соблюдать

дисциплину на

уроке,

уважительно

относиться к

учителю и

одноклассникам.

Умение

организовываться

для выполнения

заданий.

Умение

воспринимать

информацию на

слух, беседовать,

отвечать на

вопросы, работать

в парах и группах.

5.Что дольше

удерживает

тепло вода или

суша?»

4.

Первичное

усвоение новых

знаний.

Организует

деятельность

учащихся по

группам,

направляет их,

корректирует,

оказывает

помощь.

Работают в

группах с текстом

учебника

Алексеев А.И.,

Николина В.В.,

Липкин Е.К.

География 5 – 6

классы, учебник

для

общеобразователь

ных организаций

с приложением

на электронном

носителе. М,

Просвещение,

2014.

Умение вести

диалог на

основе

взаимного

уважения,

корректно

отстаивать свою

позицию,

понимать

существование

разных мнений и

подходов к

решению

проблем.

Умение

описывать

географически

е следствия

вращения

Земли вокруг

своей оси,

вокруг

Солнца;

объяснять

зависимость

угла падения

солнечных

лучей от

широты

местности,

Умение

организовываться

для выполнения

заданий.

Умение

воспринимать

информацию на

слух, беседовать,

отвечать на

вопросы, работать

в парах и группах.

------------------------

«1.Определите,

познакомившись

На стр.25 – 26

над

поставленными

вопросами;

совещаются,

дополняют друг

друга. Работают

со слайдами 3,4

(приложение 1),

анализируют

карты, рисунки,

работают с

контурными

картами,

формулируют

выводы.

--------------------

Работают в

группах с

текстом

----------------------

Умение

самостоятельно

объяснять

неравномерно

е

распределение

солнечного

света и тепла

по

поверхности

Земли.

------------------

Формировани

е навыков

использования

------------------------

Умение

организовывать и

с содержанием

учебника и

содержанием

слайдов 3

( рисунок:

«Солнечный

свет на Земле») и

4 (фото леса с

лучами Солнца),

(приложение 1),

все ли

солнечные лучи,

достигают

земной

поверхности?»

учебника

Алексеев А.И.,

Николина В.В.,

Липкин Е.К.

География 5 – 6

классы,

слайдами 4,5

(приложение).

Группа 1-Как

происходит

распределение

солнечных

лучей в дни

равноденствий?

Группа 2 –

Какие пояса

освещенности

выделяются на

Земле?

Группа 3 –Все

строить свою

работу,

сотрудничать с

одноклассникам

и.

Формирование

коммуникативно

й

компетентности

в групповой

деятельности.

теоретических

Знаний для

решения

вопросов.

Умение

описывать

географически

е следствия

вращения

Земли вокруг

своей оси,

вокруг

Солнца.

планировать

учебное

сотрудничество.

----------------------

«2.Проанализиру

йте схему,

представленную

на слайде

5(схема:

отражательная

способность

подстилающей

поверхности),

(приложение 1) и

сделайте

соответствующи

е выводы».

ли солнечные

лучи достигают

земной

поверхности?

--------------------

Анализируют

схему слайда 5

(приложение 1),

делают выводы.

------------------

Проводят

--------------------

------------------

Знания об

отражательно

способности

подстилающе

й поверхности

Земли.

------------------------

Умение выявлять

и сравнивать

предлагаемый

материал по

вопросу.

---------------------

Динамическая

пауза.

----------------------

«1. Почему в

разных местах

земного шара

поверхность

планеты

нагревается по-

разному?

2. В чем

причины такого

неравномерного

распределения

солнечного света

по поверхности

физическую

минутку.

Выполняют ряд

упражнений.

--------------------

Анализируют

схемы слайдов 6

(угол падения

солнечных

лучей в

полярных

широтах),

(приложение

1),7(угол

падения

солнечных

лучей в

умеренных

широтах), 8

(схема: угол

--------------------

----------------------

Умение

анализировать

схемы,

выслушивать

мнения других

учащихся,

понимать

существование

разных точек

зрения.

------------------

------------------

Знания об

особенностях

нагревания

Земли в

разных

широтах, в

причинах

неравномерно

го

распределения

солнечного

света по

поверхности

------------------------

------------------------

Умение

преобразовывать

схемы для

решения

поставленных

вопросов и задач,

организовывать

свою

деятельность,

уметь объяснять

содержание

совершаемых

Земли?

3.Посмотрите

внимательно

следующие

слайды 6,7,8

(приложение 1) и

попытайтесь

сформулировать

ответ.

4. Всегда ли на

одной и той же

широте

поступление

тепла

одинаково?

5. Почему на

экваторе всегда

тепло?

6. Почему

всегда холодно в

падения

солнечных

лучей),

(приложение 1),

делают выводы.

Земли и в

течении суток.

поступков и

действий;

строить

логическое

рассуждение;

выявлять и

сравнивать разные

точки зрения.

полярных

широтах?

7.Когда в

течение суток

теплее, а когда

холоднее?

Почему?»

5.

Закрепление

изученного

материала.

Учитель

организует

работу на

закрепление

изученного

материала по

группам.

Определяет

работу каждой

группы

учащихся.

Выполняют

работу в группах,

отвечают на

вопросы,

составляют

схемы: 1 группа –

отражательная

способность

подстилающей

поверхности, 2

группа –

зависимость угла

падения

Умение

соблюдать

дисциплину на

уроке,

уважительно

относиться к

своим

одноклассникам

,

вести диалог на

основе

взаимного

уважения.

Умение

составлять

схемы,

объяснять

зависимость

угла падения

солнечных

лучей от

широты

места,

Умение

организовываться

для выполнения

заданий в группах,

участвовать в

коллективном

обсуждении

заданий.

солнечных лучей

от широты

местности, 3

группа - пишет

синквейн с

опорой на слайд 9

(приложение 1);

осуществляют

самопроверку и

взаимопроверку,

выступают с

ответами.

6.

Информация о

домашнем

задании,

инструктаж по

его выполнению.

Учитель

инструктирует

учащихся, как

правильно

выполнить д\з.

Воспринимают

информацию,

записывают в

дневники.

(Домашнее

задание по

учебнику

Алексеева А.И.,

Умение

использовать

различные

источники

географической

информации для

поиска

необходимого

Умение

воспринимать

информацию на

слух,

организовываться

для выполнения

заданий.

Николиной В.В.,

Липкина Е.К.

География 5 – 6

классы, учебник

для

общеобразователь

ных организаций

с приложением на

электронном

носителе. М,

Просвещение,

2014).

- §7. Стр.28,

-вопросы для

устных ответов

№ 2, 4, 5, 7.

материала.

7.

8) Рефлексия

Подводит итоги

урока, выставляет

отметки,

предлагает

Определяют

уровень

достижений

своих

Способность

оценивать своих

одноклассников

на основе

Умение

участвовать в

коллективном

обсуждении

ребятам оценить

урок.

Определить, что

понравилось на

уроке, что нет.

результатов.

Анализируют

свою

деятельность на

уроке.

- Я узнал новое

на уроке…

-Мне

понравилось

работать в

группах…

- У меня были

такие

затруднения,

как…

успешности

учебной

деятельности,

высказывать

мнение о

значении

полученной

информации.

итогов урока.

Список использованной литературы:1.Алексеев А.И., Николина В.В., Липкин Е.К. География 5 – 6 классы, учебник

для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. М, Просвещение, 2014.

2.А.И. Алексеев Академический школьный учебник « Полярная звезда».

3.Астапенко П.Д.Вопросы о погоде СПб. Гидрометеоцентр,1997 г.

4. География 5 – 6 класс Москва « Просвещение» 2012 г.

5.В.В. Николина « Мой – тренажер» 5 – 6 класс Москва « Просвещение» 2012 г.

6.Пивоварова Г.П. По станицам занимательной географии М.Просвещение,1993г.

7.Томилин А.Как люди изучали свою землю СПБ. Детская литература,1983г.



В раздел образования