Напоминание

«Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ»


Автор: Наталья Александровна Денисова
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: Филиал МБДОУ №18 "Яблонька" - д/с №123 "Рябинка"
Населённый пункт: город Серов, Свердловская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: «Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов на тему:

«Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ»

Цель: повысить компетентность воспитателей в вопросах коррекционных

возможностей режимных моментов ДОУ.

Ход консультации

1.

Особенности коррекции речевых нарушений специалистами ДОУ.

В соответствии с ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования

ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания,

использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в

словах. Ребёнок 6 лет должен четко произносить все звуки родного языка, анализировать

на слух звуко-слоговой состав слов, иметь богатый словарный запас, уметь грамматически

правильно оформлять свое высказывание. Такой уровень развития речи крайне важен, т.к.

до 80 % информации в школе дети получают вербально. Проблемы в речевом развитии

неизбежно приведут к трудностям при обучении в школе, трудностям в общении,

снижению самооценки и будут препятствовать гармоничному развитию личности.

Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду,

который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на индивидуальных и

подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое развитие не сводилось только к

специализированным занятиям. Цель - развитие речи и коррекция ее недостатков - должна

ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском

саду.

В речевом и психофизическом развитии детей с нарушениями речи отмечаются

следующие проблемы:

недоразвитие общей и мелкой моторики, координации движений;

слабовыраженная мимика, снижение выразительности речи, интонационная,

бедность, общее недоразвитие эмоциональной сферы;

нарушения звукопроизношения;

недоразвитие фонетико-фонематических процессов (слух, восприятие, слоговая

структура слов);

бедность словарного запаса, недоразвитие лексико-грамматического строя речи,

неумение грамматически правильно оформить свое высказывание, выразить

мысль;

снижение объема и качества речевого слуха, речеслуховой памяти.

Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду,

который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на индивидуальных и

подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое развитие не сводилось только к

специализированным занятиям. Цель - развитие речи и коррекция ее недостатков - должна

ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском

саду. Для этого в деятельности педагогов ДОУ должны быть учтены и реализованы

следующие задачи:

развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

развитие мимики, самомассаж лица;

развитие просодической стороны речи, интонационной выразительности;

развитие

артикуляционного

праксиса,

артикуляционной

базы

звуков

(звукоподражание), воздушной струи;

развитие

фонематического

слуха

и

восприятия,

формирование

навыка

элементарного звуко-буквенного и звуко-слогового анализа;

развитие речевого внимания и речеслуховой памяти;

обогащение

словарного

запаса,

ознакомление

с

различными

формами

художественного слова;

формирование

навыка

словоизменения,

словообразования,

составления

грамматических

конструкций,

формирование

«речевого

чутья»

путем

обеспечения речевой активности и речевого опыта;

развитие всех форм связного речевого высказывания (монолог, диалог, рассказ.

пересказ)

2.

Особенности закрепление речевых умений в режимных моментах.

Закрепление усвоенных речевых умений у детей с тяжёлыми нарушениями речи

вне занятий проводится педагогом во время режимных моментов: одевание после сна на

прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание или мытьё рук перед

каждым приёмом пищи, во время наблюдений в уголке природы и на прогулке, игр и т. д.

Во всех ситуациях разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учётом

этапа обучения и индивидуальных особенностей детей.

Необходимо оречевление действий, которые выполняют дошкольники.

Развитие речи в режимных моментах

Таблица 1.

Режимный

момент

Работа по развитию речи

утренний прием

создание активной речевой ситуации

до завтрака

автоматизация поставленных звуков (по заданию логопеда);

речевые игры (звукоподражание, развитие Л-Г строя речи,

звукоразличение и др.)

гигиенические

процедуры

развитие мимики, самомассаж лица и кистей рук;

упражнения на отработку воздушной струи;

ознакомление с малыми формами художественного слова

(стишки, пословицы, поговорки, потешки)

перед приемом

пищи

артикуляционная гимнастика, элементы логоритмики

нод

развитие связной речи

прогулка

развитие общей моторики и координации движений;

элементы логоритмики;

подвижные игры с речевым сопровождением:

речевые игры: подбор антонимов и синонимов, образование

уменьшительно-ласкательной формы сущ., согласование в роде

сущ. и прилагательных, подбор эпитетов при наблюдении за

живой природой, подбор однокоренных слов;

игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха и

восприятия («Чепуха», «Глухие телефончики», игра «Цепочка» (на

звукобуквенный анализ);

создание активных речевых ситуаций.

сон

развитие речевого внимания;

ознакомление с художественным словом.

подъем

развитие общей и мелкой моторики;

самомассаж лица и кистей рук;

элементы логоритмики;

ознакомление с малыми формами художественного слова

вечернее время

автоматизация звуков;

игры на звукоподражание и звукоразличение;

игра «Магазин» (звукослоговой анализ);

речевые игры на развитие лексико-грамматического строя речи;

игры на развитие речевого внимания и речеслуховой памяти

(«сколько слов запомнил?», «Лишнее слово», «Запретная

команда», «Делай то, что я скажу, а не то, что покажу»);

разгадывание и придумывание загадок и др.

3.

Заключение.

Взаимосвязь

в

работе

всех

специалистов,

взаимодействующих

с

детьми

дошкольного возраста, посещающими логопедические группы позволяет значительно

быстрее исправлять речевые недостатки:

автоматизировать звуки;

формировать необходимые лексико-грамматические конструкции;

накапливать словарный запас;

помогать развитию связной речи.

Уважаемые коллеги, спасибо за внимание!

Литература

1.

Иванова

О.Ф.

Пути

оптимизации

совместной

работы

учителя-логопеда

и

воспитателя // Научно-методический журнал Логопед, 2009, №3

2.

Морозова В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных

образовательных организаций. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-

ПРЕСС», 2014. – 96 с.

3.

Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Тетрадь 1-2. Взаимосвязи работы

логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе. - М.: ГНОМ и Д,

2007. — 24 с.

4.

Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Тетрадь 1-3 взаимосвязи работы логопеда

и воспитателя в старшей логогрупп. – М.: Гном, 2016. – 24 с.



В раздел образования