Автор: Наталья Александровна Денисова
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: Филиал МБДОУ №18 "Яблонька" - д/с №123 "Рябинка"
Населённый пункт: город Серов, Свердловская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: «Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов на тему:
«Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ»
Цель: повысить компетентность воспитателей в вопросах коррекционных
возможностей режимных моментов ДОУ.
Ход консультации
1.
Особенности коррекции речевых нарушений специалистами ДОУ.
В соответствии с ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования
ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания,
использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в
словах. Ребёнок 6 лет должен четко произносить все звуки родного языка, анализировать
на слух звуко-слоговой состав слов, иметь богатый словарный запас, уметь грамматически
правильно оформлять свое высказывание. Такой уровень развития речи крайне важен, т.к.
до 80 % информации в школе дети получают вербально. Проблемы в речевом развитии
неизбежно приведут к трудностям при обучении в школе, трудностям в общении,
снижению самооценки и будут препятствовать гармоничному развитию личности.
Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду,
который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на индивидуальных и
подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое развитие не сводилось только к
специализированным занятиям. Цель - развитие речи и коррекция ее недостатков - должна
ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском
саду.
В речевом и психофизическом развитии детей с нарушениями речи отмечаются
следующие проблемы:
недоразвитие общей и мелкой моторики, координации движений;
слабовыраженная мимика, снижение выразительности речи, интонационная,
бедность, общее недоразвитие эмоциональной сферы;
нарушения звукопроизношения;
недоразвитие фонетико-фонематических процессов (слух, восприятие, слоговая
структура слов);
бедность словарного запаса, недоразвитие лексико-грамматического строя речи,
неумение грамматически правильно оформить свое высказывание, выразить
мысль;
снижение объема и качества речевого слуха, речеслуховой памяти.
Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду,
который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на индивидуальных и
подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое развитие не сводилось только к
специализированным занятиям. Цель - развитие речи и коррекция ее недостатков - должна
ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском
саду. Для этого в деятельности педагогов ДОУ должны быть учтены и реализованы
следующие задачи:
развитие общей и мелкой моторики, координации движений;
развитие мимики, самомассаж лица;
развитие просодической стороны речи, интонационной выразительности;
развитие
артикуляционного
праксиса,
артикуляционной
базы
звуков
(звукоподражание), воздушной струи;
развитие
фонематического
слуха
и
восприятия,
формирование
навыка
элементарного звуко-буквенного и звуко-слогового анализа;
развитие речевого внимания и речеслуховой памяти;
обогащение
словарного
запаса,
ознакомление
с
различными
формами
художественного слова;
формирование
навыка
словоизменения,
словообразования,
составления
грамматических
конструкций,
формирование
«речевого
чутья»
путем
обеспечения речевой активности и речевого опыта;
развитие всех форм связного речевого высказывания (монолог, диалог, рассказ.
пересказ)
2.
Особенности закрепление речевых умений в режимных моментах.
Закрепление усвоенных речевых умений у детей с тяжёлыми нарушениями речи
вне занятий проводится педагогом во время режимных моментов: одевание после сна на
прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание или мытьё рук перед
каждым приёмом пищи, во время наблюдений в уголке природы и на прогулке, игр и т. д.
Во всех ситуациях разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учётом
этапа обучения и индивидуальных особенностей детей.
Необходимо оречевление действий, которые выполняют дошкольники.
Развитие речи в режимных моментах
Таблица 1.
Режимный
момент
Работа по развитию речи
утренний прием
создание активной речевой ситуации
до завтрака
автоматизация поставленных звуков (по заданию логопеда);
речевые игры (звукоподражание, развитие Л-Г строя речи,
звукоразличение и др.)
гигиенические
процедуры
развитие мимики, самомассаж лица и кистей рук;
упражнения на отработку воздушной струи;
ознакомление с малыми формами художественного слова
(стишки, пословицы, поговорки, потешки)
перед приемом
пищи
артикуляционная гимнастика, элементы логоритмики
нод
развитие связной речи
прогулка
развитие общей моторики и координации движений;
элементы логоритмики;
подвижные игры с речевым сопровождением:
речевые игры: подбор антонимов и синонимов, образование
уменьшительно-ласкательной формы сущ., согласование в роде
сущ. и прилагательных, подбор эпитетов при наблюдении за
живой природой, подбор однокоренных слов;
игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха и
восприятия («Чепуха», «Глухие телефончики», игра «Цепочка» (на
звукобуквенный анализ);
создание активных речевых ситуаций.
сон
развитие речевого внимания;
ознакомление с художественным словом.
подъем
развитие общей и мелкой моторики;
самомассаж лица и кистей рук;
элементы логоритмики;
ознакомление с малыми формами художественного слова
вечернее время
автоматизация звуков;
игры на звукоподражание и звукоразличение;
игра «Магазин» (звукослоговой анализ);
речевые игры на развитие лексико-грамматического строя речи;
игры на развитие речевого внимания и речеслуховой памяти
(«сколько слов запомнил?», «Лишнее слово», «Запретная
команда», «Делай то, что я скажу, а не то, что покажу»);
разгадывание и придумывание загадок и др.
3.
Заключение.
Взаимосвязь
в
работе
всех
специалистов,
взаимодействующих
с
детьми
дошкольного возраста, посещающими логопедические группы позволяет значительно
быстрее исправлять речевые недостатки:
автоматизировать звуки;
формировать необходимые лексико-грамматические конструкции;
накапливать словарный запас;
помогать развитию связной речи.
Уважаемые коллеги, спасибо за внимание!
Литература
1.
Иванова
О.Ф.
Пути
оптимизации
совместной
работы
учителя-логопеда
и
воспитателя // Научно-методический журнал Логопед, 2009, №3
2.
Морозова В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных
образовательных организаций. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-
ПРЕСС», 2014. – 96 с.
3.
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Тетрадь 1-2. Взаимосвязи работы
логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе. - М.: ГНОМ и Д,
2007. — 24 с.
4.
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Тетрадь 1-3 взаимосвязи работы логопеда
и воспитателя в старшей логогрупп. – М.: Гном, 2016. – 24 с.