Автор: Пушкарь Екатерина Александровна
Должность: тренер
Учебное заведение: МБУ "СШ" г. Охи
Населённый пункт: г. Оха
Наименование материала: доклад
Тема: Спортивная одаренность
Раздел: дополнительное образование
«Спортивная одарённость»
Очевидно, что выдающиеся спортивные достижения - это результат сложного
взаимодействия наследственных факторов и влияния внешней среды. Дискуссионным
при этом является вопрос о соотношении этих слагаемых спортивных успехов. Одни
отдают предпочтение внешним факторам: труду, воспитанию, тренировке, другие -
наследственным способностям, таланту.
Способности не являются врождёнными, а формируются в процессе развития.
Врождёнными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки,
которые лежат в основе развития способностей. К таким задаткам относятся
особенности высшей нервной деятельности, строение тела, свойства нервно-мышечного
аппарата и т.д. (В.М. Водоков, В.П. Филин, 1983г.).
Способности формируются неравномерно. Наблюдаются периоды ускоренного из
замедленного
развития
способностей.
Нередко
отмечается
раннее
проявление
спортивных
способностей,
но
встречаются
и
дети
с
замедленными
темпами
формирования
способностей.
Иногда
такой
пить
развития
является
более
перспективным. Отсутствие ранних высоких достижений ещё не означает, что большие
способности не проявятся в дальнейшем.
Условно
различают
три
уровня
развития
способностей:
1. Самые общие способности. К ним можно отнести хорошее здоровье,
нормальное физическое развитие, трудолюбие, настойчивость, работоспособность,
интересы, склонности и т.д.
2. Общие элементы спортивных способностей: быстрое освоение спортивной
техники, умение адаптироваться к значительным мышечным напряжениям, высокий
уровень функциональной подготовки, способность преодолевать утомление, успешное
восстановление после тренировочных нагрузок и т.д.
3.
Специальные
элементы
спортивных
способностей:
быстрый
прирост
спортивных результатов, высокий уровень развития специальных качеств, высокая
мобилизация, готовность и устойчивость в условиях противоборства с противником и
т.д.
В отдельных видах спорта структура способностей неодинакова. Так, в
циклических видах спорта важную роль в структуре способностей играют стабильность
мышечно-двигательных
дифферинцировок,
"чувство
темпа",
"чувства
ритма",
способность к адекватным оценкам функционального состояния.
В скоростно-силовых видах спорта важны точные мышечно-двигательные
дифферинцировки, точная пространственно-временная ориентировка, "чувство ритма".
В играх и единоборствах на первый план выступают психические качества, в основе
которых лежит система процессов, определяющая возможность в кратчайшие сроки
воспринимать возникающие ситуации, принимать и реализовывать творческие решения.
Некоторые специалисты одним из проявлений "двигательной одарённости"
считают способность быстро, "буквально на лету", схватывать и запоминать технику
выполнения сложных элементов, а также достаточно прочное её закрепление.
В последнее время усилился генетический подход к проблеме спортивных
способностей. Академик Астауров Б.Л. отмечает, что возможности воспитания и
тренировки не беспредельны, их границы определены наследственной конституцией
(генотипом) данного индивидуума. На это указывал ещё Ч.Дарвин. Он говорил, что
воспитание и окружающая остановка производит лишь слабое влияние на способности
человека, большинство которых в действительности являются врождёнными.
Роль генетической информации в формировании спортивных способностей
изучена крайне недостаточна. В частности, установлено большая наследственная
обусловленность роста по сравнению с массой тела. Значительная наследственная
предрасположенность обнаружена (по данным В.М. Зациорского, Л.П. Сергиенко) в
латентном периоде двигательной реакции, в скоростно-силовых тестах (прыжок в длину
с места и с разбега, бег на 30 м), в относительной силе мышц и максимальной ЧСС. По
результатам исследования Шварца В.Б. генетически обусловлены анаэробные процессы.
Преимущественно средовая обусловленность проявляется в абсолютной силе
мышц, частоте движений, некоторых показателях ловкости метания ядра.
Можно сделать вывод о том, что более простые в координационном отношении
действия в большей мере наследственно предопределены, чем сложные движения.
В исследованиях Сергиенко Л.П. показано, что развитие подвижности в суставах
человека также находится под значительным влиянием наследственных факторов.
Оказалось, что влияние генов на гибкость характерно в большей степени для женского
организма, чем для мужского. Активность действия генетических факторов на развитие
гибкости снижается в ходе индивидуального развития.
Влияние генетических факторов в большей степени проявляется в отношении
функции сердечно-сосудистой системы и в меньшей - в отношении аппарата внешнего
дыхания. Такие показатели внешнего дыхания, как мощность вдоха, минутный объём
дыхания, максимальная лёгочная вентиляция, существенно зависит от факторов
внешней среды (В.Б. Шварц, 1975).
Исследования
энергетического
обмена
позволили
В.Б.
Шварцу
сделать
предположение
о
"генетической
обусловленности
механизмов
энергетического
обеспечения мышечной деятельности - аэробного и анаэробного процессов", а также
высказать мысль о том, что "энергетические критерии отбора в циклических видах
спорта достаточно надёжны".
Таким образом, наследственный фактор в значительной степени определяет
физическое развитие, формирование двигательных качеств, аэробную и анаэробную
производительность организма, величину прироста функциональных возможностей под
влиянием спортивной тренировки.
На большую роль внешней среды в формировании таланта косвенно указывают
следующие факты. Анкетирование более 600 спортсменов высокого класса показало,
что дети, которые достигли в последующем успехов в видах спорта, требующих
выносливости, родились в многодетных семьях (трое и более детей). Известно, что в
многодетных семьях дети рано становятся самостоятельными. Для них характерна
большая настойчивость и целеустремлённость, им в большей мере приходиться
помогать по хозяйству, что вырабатывает умение организовывать свободное время.
Очевидно, средовые факторы, в частности особенности воспитания детей, играют
важную роль во всех видах спорта, где важны настойчивость, трудолюбие, умение
преодолевать трудности.
Для понимания взаимодействия генетических и средовых факторов представляет
интерес
проблема
критических
или
чувствительных (сенситивных)
периодов
развития. Имеются данные (Л.П. Сергиенко) о том, что воздействие тренировки более
эффективно в раннем возрасте для одарённых детей. Напротив, для детей, "не имеющих
наследственного предрасположения", наибольшее влияние тренировки проявляется в
более позднем возрасте.
При
характеристике
возрастных
границ
сенситивных
периодов
важно
ориентироваться не только на паспортный, но и на биологический возраст.
Таким образом, проблема спортивных способностей требует осторожного
подхода к оценке природной одарённости, диктует целесообразность всестороннего
анализа морфологических, функциональных и психических свойств юного спортсмена.
Методы отбора одаренных пловцов (статья Марии Николаевны Кремлевой,
кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК, Москва)
Как известно, тренерский опыт проявляется не только в умении подготовить
хорошего спортсмена, но и в умении найти более одаренного.
В связи с недостаточной разработкой научных основ отбора особенно важно
изучать и распространять передовой опыт практической работы тренеров. Исходя из
этого, авторы поставили задачу выяснить, используя анкетный опрос (включающий 26
вопросов), по каким признакам тренеры отбирают детей в бассейне, какие применяют
упражнения при отборе, что считают главным, а что второстепенным и т. д. В опросе
участвовали 107 наиболее продуктивно работающих тренеров нашей страны.
Возраст поступающих. Около 95% опрошенных тренеров принимают во
внимание на первых этапах отбора новичков их возраст. Из них 13% тренеров
предпочитают набирать новичков 5—6 лет, 43%—7—8 лет, 34% —9— 10 лет и 10% —
старше 10 лет.
Внешние данные (телосложение). Наибольшее предпочтение визуальной оценке
отдают 91% тренеров. 64% тренеров применяют упражнения в воде и 46% — на суше.
Это свидетельствует о том, что сегодня тренер принимает решение оставить
ребенка в ДЮСШ или нет, ориентируясь в основном на его внешний вид. Тренеры
стремятся набирать для занятий плаванием детей высокого роста (91% тренеров),
стройных (68%), с малым весом (55%), с длинными мышцами (54%), с хорошей осанкой
(31,8%).
Тренерами назван и ряд других факторов, которые целесообразно учитывать
при отборе. Среди них — близость места жительства поступающих от бассейна (67%
тренеров), общий вид ребенка, цвет лица, характеризующие здоровье, телосложение
(72%), спортивное прошлое родителей (68% тренеров).
Многие тренеры (Н. М. Нестерова, Т. А. Клембровская, О. Н. Прохоров и др.)
предпочитают отбирать детей, которые отличаются сообразительностью, имеют
«живые» глаза, хорошо успевают в общеобразовательной школе.
Упражнения, применяемые при отборе. Тренеры используют различные
упражнения (тесты), при помощи которых выявляются такие качества, как гибкость,
обтекаемость тела и плавучесть, физическая подготовленность и др. Особенно широко
применяются упражнения для проверки гибкости (87%): наклоны туловища в разные
стороны, всевозможные отведения и приведения рук, сгибание и разгибание в
голеностопных суставах, отведение рук вверх-назад (подвижность в плечевых суставах),
вращение рук; имитация работы ног «кролем»; выполнение «мостика» или такого
упражнения, как достать угол лопатки противоположной рукой.
Функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем более
30% опрошенных считают нужным выявлять, применяя пробу Штанге (определение
длительности задержки дыхания).
В воде наиболее эффективны при выяснении одаренности детей, по мнению
31,4% тренеров, упражнения в скольжении без движения ногами и плавание с доской с
движениями ногами.
Основные критерии для включения в учебно-тренировочные группы. Все
тренеры ставят на первое место показатели здоровья (99% тренеров), трудолюбия
(99%), работоспособности. (99%), желания заниматься плаванием и посещаемости
(98%), освоения техники плавания (98%), успеваемости в школе (78%).
К наиболее типичным признакам хорошей техники плавания тренеры относят:
высокое положение тела, обтекаемость и плавучесть (56% тренеров), ритмичность
(36%), «продвигаемость» от гребка (33%), а также мягкость, легкость и свободу
движений (Н. А. Александрова, Т. И. Тальянская, Г. В. Яроцкий).
Касаясь различий между отбором мальчиков и девочек, тренеры отмечают, что
девочек нужно набирать в ДЮСШ плавания раньше (по возрасту) на 1—2 года, так как
отсев их по разным причинам больше, чем у мальчиков. По поводу критериев при
отборе
девочек
и
мальчиков
тренерами
высказываются
следующие
мнения:
«Предпочтение отдаю эмоциональным и самостоятельным мальчикам, рослым и
эмоциональным девочкам» (В. Л. Красильников); «У мальчиков обращаю внимание на
длину ног, у девочек — на рост и общее физическое развитие» (А. Н. Давиташвили); «У
девочек очень важно, обращать внимание на перспективы физического развития» (И. Ю.
Кистяковский).
Практический интерес представляет такая, например, характеристика, даваемая
опытными тренерами: мальчики быстрее осваиваются с водой и обучаются спортивным
способам плавания, они смелее девочек, но девочки более дисциплинированны, они
лучше осваивают движения, обладают более устойчивым вниманием и большим
трудолюбием, с ними легче, спокойней; мальчики больше переоценивают свои
возможности, а девочки недооценивают, у них чаще встречается боязнь воды; мальчики
приходят в бассейн сами, девочки стыдливей, их в основном приводят; девочек надо
больше заинтересовывать, но заниматься с ними легче, так как они внимательней,
организованней, быстрей схватывают объяснения тренера; к мальчикам необходима
большая требовательность, с ними нужно быть «жесткими»; девочки требуют больше
мягкости в обращении.
Психологические качества будущего чемпиона, его характер. Даже самые
высокие качества не будут реализованы в спортивный результат без активной
мобилизации морально-волевых ресурсов личности. А такая мобилизация невозможна
без воли, характера, целенаправленности.
Отвечая на вопросы анкеты, тренеры указывают, что чертами характера будущего
чемпиона должны быть преданность спорту, энтузиазм, желание стать чемпионом (М.
С. Фарафонов, В. А. Гуща, Н Ф. Крюкова и др.), твердый характер (Л. П. Креер),
самостоятельность, пытливость, эмоциональность, живость (Н. М. Нестерова, Ф. Б.
Житкова, В. П. Банников). Они подчеркивают, что тренер должен способствовать
воспитанию этих качеств, а не подавлять их.