Автор: Пушкарева Мария Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования "Дом творчества Красноперекопского района"
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: Педагогические условия обучения изобразительной деятельности в системе дополнительного образования
Тема: Педагогические условия обучения изобразительной деятельности в системе дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
Педагогические условия обучения изобразительной деятельности в
системе дополнительного образования
Рассматривая понятие «педагогические условия», приходим к выводу, что
оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения,
воспитания и развития: цели, содержание, принципы, методы, формы,
средства. По Андрееву В.П., понятие «педагогические условия - это
«обстоятельства
процесса
обучения,
которые
являются
результатом
целенаправленного
отбора,
конструирования
и
применения
элементов
содержания, методов, а также организационных форм обучения для
достижения определенных дидактических целей»].В. Яковлев и Н.О.
Яковлева дают более обширное понятие «педагогическим условиям». На их
взгляд, это совокупность мер педагогического процесса, которые направлены
на повышение его эффективности. Они отмечают, что условия являются
всегда внешними факторами по отношению к предмету .
Изучая мнения педагогов, определяем основные педагогические условия:
эффективность методов обучения изобразительной деятельности зависит от
условий их применения. Как показывает опыт практической работы, для
успешной организации занятий изобразительной деятельностью необходимо
создание педагогических условий.
Занятие будет проходить успешно, если заинтересовать детей. Интересным
может быть тема занятия и его организация, творческое задание, материалы,
предлагаемые для его выполнения, техника выполнения задания. Для
формирования у детей интереса к изобразительной деятельности необходимо
использовать разнообразные средства. В определенные педагогом средства
обучения на занятии могут входить: содержание, методы и приемы обучения,
организационные формы образовательной деятельности. Важно, чтобы все
компоненты были взаимосвязаны.
В ходе занятия нужно осуществлять контроль за ходом процесса обучения и
корректировать его. Сочетание контроля за изобразительной деятельностью
детей с оказываемой помощью позволяют ребенку соотносить поставленные
цели, ход работы с результатами. К проведению контроля должны
привлекаться сами дети. В ходе работы ими может контролироваться процесс
последовательности выполнения работы, правильность выполнения, выбор
материалов и техник.
Для каждого занятия педагогу необходимо выделить ведущую задачу,
предусмотреть последовательное усложнение этих задач от занятия к
занятию. Последовательное усложнение изобразительной деятельности,
обеспечение перспективы развития знаний и умений детей, наверное,
является
главным
педагогическим
условием.
Усложнение
заданий
в
формировании умений
и навыков
должно
осуществляться
с учетом
особенностей детей. Реализация этого условия будет позволять обеспечению
эффективности изобразительной деятельности - это освоение детьми основ
изобразительной
грамоты
и
развитие
их
художественно-творческой
активности.
Содержание
заданий
должно
соответствовать
уровню
изобразительной грамоты детей и учитывать возможности его повышения.
Целенаправленное, систематизированное использование рассказов или бесед
активизирует
внимание
ребенка,
работу
мысли,
эмоциональную
и
эстетическую отзывчивость, фантазию, творчество. В начале каждого занятия
изобразительной
деятельностью
необходимо
проводить
небольшую
эмоциональную беседу, сообщая о необходимых для предстоящей работы
знаниях. В то же время беседа настраивает детей на предстоящую работу:
художественно-образное слово помогает создавать яркие образы, которые
затем обогащаются в результате активизации мышления, творческого
воображения и воплощаются в творческих работах. Это воздействие
художественно-образного
слова
следует
использовать
и
в
процессе
самостоятельной
работы.
Чтобы
обратить
внимание
на
отдельные,
недостающие в работах детей детали, читает отрывок из литературного
произведения и дает ребенку возможность описать представленное, здесь же
могут
демонстрироваться
иллюстрации
и
репродукции,
помогающие
представить мир, в котором живет литературный герой. Этот прием помогает
закрепить представления об изображаемых героях и событиях, усиливает
образную выразительность .
Важным условием развития художественного творчества детей на занятиях
изобразительной
деятельности
является
использование
педагогами
технических средств обучения, особенно видео - и аудиоаппаратуры, и
специальных наглядных пособий. Велика роль принципа наглядности в
обучении
на
занятиях
изобразительной
деятельностью.
Наглядность
повышает активность мыслительной деятельности детей .
Активное изучение учащимися натуры, активизация наблюдений учащихся
за окружающей действительностью, изучение ими предметов декоративно-
прикладного искусства - все это также относится к педагогическим условиям
интенсивного развития художественного творчества. С целью активизации
наблюдений учащихся можно разработать специальный план-вопросник,
включающий, например, такие вопросы: Каково состояние неба? Какое
освещение? Какая форма? Каковы особенности?
Еще
одним
важным
условием
успешного
обучения
детей
является
разнообразие
применяемых
при
изобразительной,
декоративной,
дизайнерской деятельности художественных материалов и техник. Детям для
выполнения
заданий
предлагают
различные
материалы.
В
каждом
конкретном
случае
выбор
художественного
материала
обусловлен
конкретной задачей. На первых этапах педагог может рекомендовать
материал, а дальше, дать детям возможность выбора, это необходимо для
формирования навыков изобразительной грамоты
Необходимо совмещать коллективную и индивидуальную форму работы в
зависимости от этапа занятия - важное условие развития творчества.
Необходимо
во
время
занятия
с
каждым
ребенком
поработать
индивидуально, для получения наиболее высокого результата и выявления
чего хотят дети.
Не менее важно, чтобы преодоление у детей определенных трудностей в
процессе художественно-творческой деятельности вызывало у них чувство
удовлетворения, веры в свои силы, в свои творческие способности.
На все этапы занятия, по возможности, следует вводить творческие,
импровизационные и проблемные задачи. Одно из главных требований при
этом - предоставление детям самостоятельности, что не исключает оказания
им, при необходимости, педагогической помощи.
Задачи на импровизацию - высшая степень проявления творчества. От
копирования лучших образцов произведений искусства учащиеся постепенно
подводятся к созданию собственных вариаций и импровизаций.
Проблемный поход к обучению реализуется как постановка перед детьми
вопросов, например, превращение отпечатка ладошки в какие-нибудь образы.
Поиск оригинального композиционного решения рисунка также выступает у
учащихся проблемной задачей. Создание проблемно-поисковых ситуаций на
занятиях,
является
закономерностью
продуктивной
изобразительно
деятельности
и
обусловливает
начало
мышления,
а
сама
активная
мыслительная деятельность протекает в процессе постановки и решения
проблемы. Проблемная ситуация, как необходимое условие в развитии детей,
приемлема на достаточно высоком уровне приобретенных ими знаний,
умений и навыков в области изобразительной деятельности.
В заключении автор отмечает, что все методы и средства развития
художественного творчества детьми используются вариативно.
Изобразительная
деятельность
должна
обеспечивать
целостное
представление обо всех видах искусств и предоставить ребенку возможность
овладеть знаниями и практическими умениями.
Благодаря выделенным педагогическим условиям, можно выявить сложности
и пробелы в знаниях детей и предотвратить их, заинтересовать и побудить
детей заниматься изобразительной деятельностью, разнообразить занятия,
показать, как важна взаимопомощь.
Как показывает опыт практической работы, для успешной организации
занятий
изобразительной
деятельностью
необходимо
создание
педагогических условий.
Выделяя педагогические условия обучения изобразительной деятельности в
системе
дополнительного
образования,
можем
сказать,
что
важна
заинтересованность педагога в том, чтобы дети творили. Для этого он должен
владеть системой знания о творчестве как о процессе, быть эмоциональным,
знать методы, приемы, условия, обеспечивающие возможность ребенка
свободно творить.
Определение и создание педагогических условий обучения изобразительной
деятельности
в
системе
дополнительного
образования
необходимо
рассматривать как целенаправленную, организованную и упорядоченную
деятельность
обучающихся
в
сфере
изобразительного
искусства,
включающую определенные способы, этапы, последовательность действий и
операций,
связанных
с
процессом
культура
сообразного
изменения
окружающего
мира
в
различных
областях
духовной,
материальной,
социальной и базирующихся на научных знаниях, опыте, интуиции.