Напоминание

«Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ»


Автор: Махнева Анастасия Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Филиал МБДОУ №18 "Яблонька" - д/с №123 "Рябинка"
Населённый пункт: город Серов, Свердловская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тематическая консультация

«Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ».

Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и

прежде всего ребёнка. / Л. Выготский /

Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших

условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно

обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует вся та жизнь,

которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Незрелость личности

ребенка отчетливо обнаруживается часто в недоразвитии и специфических

особенностях его эмоционально-волевой сферы. Эмоционально-волевая

сфера признана первичной формой психической жизни, "центральным

звеном" в психическом развитии личности. Эмоционально-волевая сфера

играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в

установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации в

социуме. Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. От них во

многом зависит наше отношение к людям, оценка собственных действий и

поступков. Они могут оказывать совершенно противоположные действия: с

одной стороны активизировать поведение и деятельность, повышать

продуктивность, с другой – тормозить, рассогласовывать деятельность,

подавлять или угнетать. Эмоционально - волевое развитие заслуживает

особого внимания, поскольку оказывает непосредственное влияние на

процесс взаимодействия с окружающими людьми.

Дети с ОВЗ весьма слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а

часто и не пытаются это делать. Обучение и воспитание должны опираться

на чувства, только тогда они достигнут цели.

Развитие у детей с ОВЗ идет порой значительно медленнее. Детям присущи

замедленный темп психического развития, неравномерность физического и

психического развития.

Особенности эмоциональной сферы детей с ОВЗ:

неадекватность эмоции тем стимулам, которыми они вызваны, на похвалу и

замечания

частая смена настроения

повышенная тревожность, склонность к страхам

нестабильность эмоциональных контактов

чрезмерная импульсивность в виде гнева или подчёркнутого упрямства,

обиды, ревности, агрессии.

Существенной особенностью нарушения эмоционально – волевой сферы

большинства детей является вызывающее поведение с негативизмом,

враждебностью, конфликтностью, часто направленное против воспитателей и

других детей. Дети часто спорят со взрослыми, теряют терпение, бранятся,

сердятся, возмущаются и легко раздражаются другими. Они часто не

выполняют просьб и требований взрослых и специально раздражают их.

Пытаются обвинить других в своих собственных ошибках и трудностях.

При подобных состояниях происходит не нарушение процесса формирования

личности, а ее «поломка», дефект, связанный с повреждением механизмов и

структур формирующейся личности и характеризующийся дефектом

эмоционально-волевых свойств личности. Проявляется такое истощаемостью

психических процессов, недостаточностью активного внимания, снижением

памяти, прежде всего, расстройством процессов произвольного запоминания

и воспроизведения, снижением уровня аналитико-синтетической

деятельности мышления с тенденцией к ориентации на конкретно-

ситуативные признаки явлений. У ребенка развиваются черты аффективной

взрывчатости, склонность к разрядке раздражения, гнева, повышенная

готовность к конфликтам. Эти черты формируются как закрепление реакции

протеста. Постепенное изменение темперамента характеризуется сдвигом

настроения в сторону угрюмости, нередко злобности. В детском коллективе

таким детям трудно не только из-за своих аффективных вспышек, но и из-за

постоянной конфликтности, связанной со стремлением к самоутверждению и

жестокости. Чем меньше возраст, в котором появляются признаки подобного

поведения, тем тяжелее ее последствия.

Все аспекты личностной сферы у детей с ОВЗ формируются замедленно

и с большими отклонениями. Детям свойственно резко выраженное

отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность

чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений

радости, огорчения, веселья.

Проявление эмоций не зависит от качественного своеобразия структуры

дефекта, т. е. от принадлежности ребенка к определенной клинической

группе. Развитие эмоций умственно отсталых детей в значительной мере

определяется правильной организацией всей их жизни и наличием

специального педагогического воздействия, осуществляемого педагогами.

Благоприятные условия способствуют сглаживанию импульсивных

проявлений гнева, обиды, радости, вырабатыванию правильного бытового

поведения, закреплению необходимых для жизни в семье или в учебном

учреждении навыков и привычек, а также позволяют детям сделать первые

шаги в направлении контроля за своими эмоциональными

проявлениями. Волевая сфера детей с ОВЗ находится на самых начальных

этапах формирования.

Поскольку ребенок с ОВЗ не знает, как справиться со своими эмоциями, а

выражать свое несогласие или сердиться ему зачастую запрещено, у него

появляется неосознанное желание вывести из равновесия тех, кто имеет над

ним власть. Сладить с ребенком в этом случае очень тяжело, так как он

начинает делать прямо противоположное тому, что от него хотят. Например,

ребенок упрямится, оттягивает время. Он не способен выполнить требуемое

и хронически все забывает. Ребенок, которому не позволяют выразить свой

гнев, пытается вызвать его в тех, кто предъявляет к нему нередко

завышенные требования, либо что-то запрещает.

Чем старше становится ребенок, тем сложнее справиться с его поведением.

Проявления нарушений эмоционально-волевой сферы могут быть

следующие:

нежелание учиться, в частности выполнять домашние задания;

мнимая неспособность усвоить материал занятия;

отказ под разным предлогом от помощи старшим;

рассеянность, неумение сосредоточиться;

неаккуратность, неряшливость;

беспомощность .

Коррекция эмоционально–волевых нарушений у детей — это организованная

система педагогических и психологических воздействий. Основным ее

направлением является смягчение эмоционального дискомфорта у детей,

повышение активности и самостоятельности детей, устранение вторичных

личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких

как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

Важным этапом работы с этими детьми является коррекция самооценки,

уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и

саморегуляции.

Учитывая специфику работы в интернатных учреждениях, с такими детьми

можно использовать следующие приёмы: игры, рисование и раскрашивание,

чтение и инсценировка сказок, чтение и сочинение литературных

произведений, прослушивание музыки, танцы и физкультура. Эти приёмы

просты, знакомы и действенны.



В раздел образования