Автор: Махнева Анастасия Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Филиал МБДОУ №18 "Яблонька" - д/с №123 "Рябинка"
Населённый пункт: город Серов, Свердловская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ»
Раздел: дошкольное образование
Тематическая консультация
«Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ».
Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и
прежде всего ребёнка. / Л. Выготский /
Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших
условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно
обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует вся та жизнь,
которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Незрелость личности
ребенка отчетливо обнаруживается часто в недоразвитии и специфических
особенностях его эмоционально-волевой сферы. Эмоционально-волевая
сфера признана первичной формой психической жизни, "центральным
звеном" в психическом развитии личности. Эмоционально-волевая сфера
играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в
установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации в
социуме. Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. От них во
многом зависит наше отношение к людям, оценка собственных действий и
поступков. Они могут оказывать совершенно противоположные действия: с
одной стороны активизировать поведение и деятельность, повышать
продуктивность, с другой – тормозить, рассогласовывать деятельность,
подавлять или угнетать. Эмоционально - волевое развитие заслуживает
особого внимания, поскольку оказывает непосредственное влияние на
процесс взаимодействия с окружающими людьми.
Дети с ОВЗ весьма слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а
часто и не пытаются это делать. Обучение и воспитание должны опираться
на чувства, только тогда они достигнут цели.
Развитие у детей с ОВЗ идет порой значительно медленнее. Детям присущи
замедленный темп психического развития, неравномерность физического и
психического развития.
Особенности эмоциональной сферы детей с ОВЗ:
неадекватность эмоции тем стимулам, которыми они вызваны, на похвалу и
замечания
частая смена настроения
повышенная тревожность, склонность к страхам
нестабильность эмоциональных контактов
чрезмерная импульсивность в виде гнева или подчёркнутого упрямства,
обиды, ревности, агрессии.
Существенной особенностью нарушения эмоционально – волевой сферы
большинства детей является вызывающее поведение с негативизмом,
враждебностью, конфликтностью, часто направленное против воспитателей и
других детей. Дети часто спорят со взрослыми, теряют терпение, бранятся,
сердятся, возмущаются и легко раздражаются другими. Они часто не
выполняют просьб и требований взрослых и специально раздражают их.
Пытаются обвинить других в своих собственных ошибках и трудностях.
При подобных состояниях происходит не нарушение процесса формирования
личности, а ее «поломка», дефект, связанный с повреждением механизмов и
структур формирующейся личности и характеризующийся дефектом
эмоционально-волевых свойств личности. Проявляется такое истощаемостью
психических процессов, недостаточностью активного внимания, снижением
памяти, прежде всего, расстройством процессов произвольного запоминания
и воспроизведения, снижением уровня аналитико-синтетической
деятельности мышления с тенденцией к ориентации на конкретно-
ситуативные признаки явлений. У ребенка развиваются черты аффективной
взрывчатости, склонность к разрядке раздражения, гнева, повышенная
готовность к конфликтам. Эти черты формируются как закрепление реакции
протеста. Постепенное изменение темперамента характеризуется сдвигом
настроения в сторону угрюмости, нередко злобности. В детском коллективе
таким детям трудно не только из-за своих аффективных вспышек, но и из-за
постоянной конфликтности, связанной со стремлением к самоутверждению и
жестокости. Чем меньше возраст, в котором появляются признаки подобного
поведения, тем тяжелее ее последствия.
Все аспекты личностной сферы у детей с ОВЗ формируются замедленно
и с большими отклонениями. Детям свойственно резко выраженное
отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность
чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений
радости, огорчения, веселья.
Проявление эмоций не зависит от качественного своеобразия структуры
дефекта, т. е. от принадлежности ребенка к определенной клинической
группе. Развитие эмоций умственно отсталых детей в значительной мере
определяется правильной организацией всей их жизни и наличием
специального педагогического воздействия, осуществляемого педагогами.
Благоприятные условия способствуют сглаживанию импульсивных
проявлений гнева, обиды, радости, вырабатыванию правильного бытового
поведения, закреплению необходимых для жизни в семье или в учебном
учреждении навыков и привычек, а также позволяют детям сделать первые
шаги в направлении контроля за своими эмоциональными
проявлениями. Волевая сфера детей с ОВЗ находится на самых начальных
этапах формирования.
Поскольку ребенок с ОВЗ не знает, как справиться со своими эмоциями, а
выражать свое несогласие или сердиться ему зачастую запрещено, у него
появляется неосознанное желание вывести из равновесия тех, кто имеет над
ним власть. Сладить с ребенком в этом случае очень тяжело, так как он
начинает делать прямо противоположное тому, что от него хотят. Например,
ребенок упрямится, оттягивает время. Он не способен выполнить требуемое
и хронически все забывает. Ребенок, которому не позволяют выразить свой
гнев, пытается вызвать его в тех, кто предъявляет к нему нередко
завышенные требования, либо что-то запрещает.
Чем старше становится ребенок, тем сложнее справиться с его поведением.
Проявления нарушений эмоционально-волевой сферы могут быть
следующие:
нежелание учиться, в частности выполнять домашние задания;
мнимая неспособность усвоить материал занятия;
отказ под разным предлогом от помощи старшим;
рассеянность, неумение сосредоточиться;
неаккуратность, неряшливость;
беспомощность .
Коррекция эмоционально–волевых нарушений у детей — это организованная
система педагогических и психологических воздействий. Основным ее
направлением является смягчение эмоционального дискомфорта у детей,
повышение активности и самостоятельности детей, устранение вторичных
личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких
как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.
Важным этапом работы с этими детьми является коррекция самооценки,
уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и
саморегуляции.
Учитывая специфику работы в интернатных учреждениях, с такими детьми
можно использовать следующие приёмы: игры, рисование и раскрашивание,
чтение и инсценировка сказок, чтение и сочинение литературных
произведений, прослушивание музыки, танцы и физкультура. Эти приёмы
просты, знакомы и действенны.