Автор: Хамзина Алсу Мунировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/с №63 "Калинка"
Населённый пункт: пгт Нижняя Мактама
Наименование материала: "Рабочая тетрадь по формированию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста на улицах и и дорогах"
Тема: "Речесветик"
Раздел: дошкольное образование
Рабочая тетрадь по формированию навыков безопасного поведения
у детей дошкольного возраста на улицах и дорогах
подготовительная к школе группа (6-7 лет)
О.В.Багаева, А.М.Хамзина, О.Б.Лобова
Речесветик: рабочая тетрадь по формированию основ безопасного
поведения на дорогах и развитию речевых навыков у детей старшего
дошкольного возраста 6 - 7 лет. / Авт.-сост. О.В. Багаева, А.М. Хамзина,
О.Б. Лобова – пгт. Нижняя Мактама: 2021. – 28 с.
В рабочей тетради отражен опыт работы педагогов МБДОУ «Детский
сад №63 «Калинка» пгт. Нижняя Мактама» Альметьевского муниципального
района Республики Татарстан О.В.Багаевой, А.М.Хамзиной, О.Б.Лобовой.
Рабочая тетрадь предназначена для совместной деятельности педагогов
дошкольных образовательных учреждений с детьми и родителей по
формированию навыков безопасного поведения у детей дошкольного
возраста на улицах и дорогах.
В доступной форме дети закрепляют ранее рассмотренные в
образовательной деятельности темы: назначение дорог и их элементы,
дорожные знаки и их классификация, правила безопасного поведения на
дорогах, в маршрутных транспортных средствах, роль сотрудника дорожно-
патрульной
службы,
правила
безопасной
езды
на
велосипеде,
виды
транспортных средств, развивают речь.
2
Содержание
Номера
страниц
Предисловие
2
Пояснительная записка
5
Тема 1. «Дорожные знаки»
7
Объясни, что обозначает каждый знак
7
Игра «Сосчитай предметы до 5»
8
Разгадай ребусы
8
Раскрась дорожные знаки
8
Найди, зачеркни лишний знак и объясни почему он лишний
9
Назови слова, в которых все согласные твердые. Назови слова,
в которых все согласные мягкие
9
Раскрась картинку. Составь по ней рассказ
10
Тема 2. «Транспортные средства»
11
Игра «Веселые гонки»
11
Разгадай ребусы
11
Прочитай
слова
по
слогам
и
соедини
их
линиями
с
соответствующими картинками
12
Что забыл нарисовать художник?
12
Помоги зайчику подобрать картинку к предложению
13
Раскрась картинки, которые относятся к транспорту
13
Рассмотри и назови части транспорта. Закончи предложения
14
Обведи картинки по точкам. Назови каждый предмет ласково
14
Упражнение «Расскажи-ка»
15
Игра «Цепочка слов»
16
Найди пару. Соедини линиями одинаковые виды транспорта
16
Тема 3. «Безопасное поведение на улицах города»
17
Покажи на картинках перекресток, тротуар, дорогу, остановку
для автобуса и троллейбуса. Объясни для чего они нужны
17
«Скажи наоборот»
17
Определи по картинкам, что можно делать на улице, а что
нельзя. Объясни свой выбор
18
Напиши недостающую букву в словах
18
Тема 4. «Правила безопасного и культурного поведения
в салоне общественного транспортного средства
19
Рассмотри картинки и расскажи, какие правила необходимо
соблюдать в общественном транспорт
19
3
«Волшебные
дорожки».
Составь
предложение
по
мнемодорожкам
19
Составь слова по цифрам
20
Что спрятал художник?
20
Соедини слоги так, чтобы получились слова
21
Расскажи о работе регулировщика. Раскрась картинку
21
Тема 5. Правила безопасного поведения во время катания
на велосипеде
22
Рассмотри картинки и расскажи, какие правила необходимо
соблюдать при езде на велосипеде
22
«Назови одним словом». Закончи предложение
22
Обведи картинку по точкам
23
«Многозначные слова»
23
Странички для детей и родителей
24-25
Наше творчество
26
Стихи для детей
27
Отгадай-ка!
28
В рабочей тетради введены следующие условные обозначения.
Подумай и ответь.
Рассмотри, расскажи и раскрась.
4
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном
движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у
детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном
движении,
и
как
следствие
–
снижение
дорожно
-
транспортных
происшествий с участием детей.
Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам
безопасного поведения на дорогах заключается в формировании у них
необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых
привычек безопасного поведения на улице и дорогах.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования обучение
правилам безопасного поведения на дорогах осуществляется с учетом
интеграции образовательных областей.
Образовательная область «Речевое развитие» взаимодействует со
всеми остальными образовательными областями. Ни одна образовательная
область не может существовать без словесного взаимодействия педагога и
воспитанников.
В настоящее время много детей дошкольного возраста с
отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех
компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает
от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно
сформирован, связная речь не развита. Таким детям трудно усваивать
программу детского сада, а в дальнейшем им тяжело будет в обучение в
школе.
Основные трудности проявляются при развернутых ответах на
сложные вопросы, дети не смогут последовательно, грамотно и логично
излагать свои собственные суждения, составлять рассказы.
Научить говорить важно и необходимо, но также необходимо
целенаправленно обучать правилам безопасного
поведения на улицах,
дорогах и в транспорте.
Методическое пособие предназначено в помощь педагогу для работы
по формированию основ безопасного поведения на дорогах и развитию
речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста
6 - 7 лет.
Выполняя занимательные упражнения и задания, предложенные в тетради,
ребёнок рассуждает, сравнивает, анализирует, обобщает.
Данные задания могут быть предложены для проведения диагностики
индивидуального
развития
ребёнка
по
области
«Социально-
коммуникативное развитие». Материал может использоваться в процессе
индивидуальной или подгрупповой работы с детьми.
Важно, чтобы общение проходило в форме диалога, ведущую роль в
котором играет ребёнок. Задания подобраны в порядке возрастания
5
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
сложности, выполнение зависит от индивидуальных особенностей ребёнка,
что позволяет варьировать предложенный материал.
Рабочая тетрадь адресована педагогам дошкольных образовательных
учреждений и родителям.
Целевые ориентиры
Формирование представлений о поведении на проезжей части дороги, о
возможных ситуациях на улице и построение адекватного безопасного
поведения. Овладение умениями принимать правильные решения в
дорожных ситуациях.
Расширение объема предметного (существительные), предикативного
(глаголы) и адъективного (прилагательные); словаря импрессивной и
экспрессивной
речи
в
процессе
называния
объектов
уличного
движения; ситуаций, соответствующих тому или иному правилу
движения, и объяснения семантики слов (пешеход, светофор, правила
дорожного движения, регулировщик, пожарная машина, машина
«скорой помощи» и т. п.).
Развитие связной речи, внимания, памяти, мышления.
Воспитание правил безопасного и культурного поведения на улицах
города и в общественном транспорте.
Ожидаемые результаты
Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в
конкретной
меняющейся
ситуации
и
построение
адекватного
безопасного поведения. Овладение умениями принимать правильные
решения в дорожных ситуациях.
Развитие коммуникативных способностей.
Формирование у детей самостоятельности и ответственности в
действиях на дороге.
6
Тема 1. Дорожные знаки.
Объясни, что обозначает каждый знак.
7
Игра «Сосчитай предметы до 5». Н-р: один светофор, два
светофора и т.д. (светофор, пешеходный переход, дорожный знак)
Разгадай ребусы.
,,,
ЦА
КО
О
Раскрась дорожные знаки.
Найди, зачеркни лишний знак и объясни почему он лишний.
8
Назови слова, в которых все согласные твердые. Назови слова, в
которых все согласные мягкие. (твердые: знак, сумка, дорога),
(мягкие: дети, очки).
9
Раскрась картинку. Составь по ней рассказ.
10
Тема 2. «Транспортные средства».
Игра «Веселые гонки»
(машина выезжает из гаража, машина
подъезжает к гаражу, грузовик переезжает
реку, машина объезжает вокруг гаража)
Разгадай ребусы.
АВ
,,
,
, ХОД
11
Прочитай
слова
по
слогам
и
соедини
их
линиями
с
соответствующими картинками.
АВ-ТО-МО-БИЛЬ
СА-МО-ЛЁТ
ПО-ЕЗД
ЛОД-КА
Что забыл нарисовать художник? Рассмотрите картинки с
изображением транспортных средств и составь предложения.
(н-р: у машины нет колеса и т.д.)
Помоги зайчику подобрать картинку к предложению.
12
Летит быстрый…, мчится к больному…, плывет по
волнам…, грохочет по рельсам…
Раскрась картинки, которые относятся к транспорту.
Рассмотри и назови части транспорта. Закончи предложения.
Дверца из металла (какая?)-металлическая
13
Руль из пластмассы (какой?)…
Сиденье, обшитое кожей (какое?)…
Колесо из резины (какое?)…
Фары из стекла (какие?)…
Обведи картинки по точкам. Назови каждый предмет ласково.
Упражнение «Расскажи-ка». Ваня летом собрался отдохнуть на
море. Давай поможем ему доехать
14
Из дома Ваня (что сделал?)…(вышел), речку по мостику он…(перешел) и
дальше…(пошел). Ваня к дороге…(подошел) на (мотоцикл) сел и …(поехал).
На железнодорожный вокзал…(приехал). На поезд Ваня сел и…(поехал). В
город…(приехал), из поезда вышел, остановку нашел и к остановке…
(подошел). Ваня в…(машину) сел и в аэропорт поехал. В аэропорту сел на…
(самолет) и …(полетел). Летел, летел и…(прилетел). Из…(самолета) Ваня
вышел и пошел. Шел, шел и в порт…(пришел). Сел он на…(катер) и от
берега…(отплыл). К пляжу он… (приплыл) и стал отдыхать.
Игра «Цепочка слов». Подбери слова на последний звук в слове.
Ориентируясь на картинки.
15
До-ро-га-
Найди пару. Соедини линиями одинаковые виды транспорта.
16
Тема 3. «Безопасное поведение на улицах города».
Покажи на картинках перекресток, тротуар, дорогу,
остановку для
автобуса и троллейбуса. Объясни для чего они нужны.
17
«Скажи наоборот».
Закончи фразу словом, противоположным по значению.
Автомобиль едет быстро, а автобус…(медленно)
Шоссе широкое, а тротуар…(узкий)
Асфальт на дороге черный, а полосы разметки на ней…(белые)
Жилой дом высокий, а остановка…(низкая)
У трактора мотор работает громко, а у машины…(тихо)
Определи по картинкам, что можно делать на улице,
а что нельзя. Объясни свой выбор.
18
Напиши недостающую букву в словах.
Е
Р
Е
Х
О
Д
Е
Ш
Е
Х
О
Д
Т
О
П
Е
Т
И
Тема 4. Правила безопасного и культурного поведения в салоне
общественного транспортного средства.
Рассмотри
картинки
и
расскажи,
какие
правила
необходимо
соблюдать в общественном транспорте.
19
«Волшебные дорожки». Составь предложение по мнемодорожкам.
Составь слова по цифрам.
Л
Т
Е
Ь
И
В
Д
О
7
5
6
8
4
1
3
2
Б
С
О
У
А
Т
В
20
5
7
4
6
1
3
2
Что спрятал художник?
Какой транспорт «спрятал» художник? (Пароход, автомобиль).
Назови виды транспорта. (Водный, наземный).
Соедини слоги так, чтобы получились слова. Прочитай их вслух.
ПЕ-ШЕ ФОР
СВЕ-ТО ХОД
21
ПЕ-РЕ АР
ПОС-ТО ХОД
ТРО-ТУ ВОЙ
Расскажи о работе регулировщика. Раскрась картинку.
22
Тема 5. Правила безопасного поведения во время катания на
велосипеде.
Рассмотри
картинки
и
расскажи,
какие
правила
необходимо
соблюдать при езде на велосипеде.
23
«Назови одним словом». Закончи предложение.
Если у мотоцикла два колеса, он (какой?)…(двухколесный).
Если у велосипеда три колеса, он (какой?)…
Если у машины четыре колеса, она (какая?)…
Если у лодки четыре весла, она (какая?)…
Обведи картинку по точкам.
«Многозначные слова». Объясни разницу в значениях этих слов.
24
хвост
крыло
нос
Фликер
(световозвращатель)
на
одежде
-
на
сегодняшний день реальный способ уберечь ребенка
от травмы на неосвещенной дороге. Принцип действия
его основан на том, что свет, попадая на ребристую
поверхность
из
специального
пластика,
концентрируется и отражается в виде узкого пучка.
Когда
фары
автомобиля
"выхватывают"
пусть
даже
маленький
световозвращатель, водитель издалека видит яркую световую точку. Поэтому
шансы, что пешеход или велосипедист будут замечены, увеличиваются во
много раз.
Особенности применения световозвращающих элементов.
25
Странички для детей и родителей
Размещать световозвращающие элементы на одежде необходимо на высоте
от 80 см до одного метра от поверхности проезжей части. Наиболее всего
заметна
прямая
световозвращающая
полоска длиной не менее
семи
сантиметров, размещенная на одежде или сумке. Лучше использовать
одновременно несколько предметов со световозвращающими элементами
различной формы и размеров.
Где нужно использовать световозвращающие элементы?
- на верхней одежде, обуви, шапках;
- на рюкзаках, сумках, папках;
- на колясках, велосипедах, самокатах, роликах, санках и т.д.;
- на шлеме и специальной защитной амуниции.
Что должны знать родители?
- приобретая одежду ребенку, нужно обратить внимание на наличие на
ней световозвращающих элементов;
-
световозвращающие
элементы
у
ребенка ростом до 140 см
размещаются на рюкзаке, верхней части рукава, головном уборе;
- чем больше световозвращающих элементов на одежде ребенка, тем он
заметнее для водителя транспортного средства в темное время суток;
- в собственном автомобиле необходимо иметь сигнальный жилет со
световозвращающими элементами.
Что должен знать ребенок?
- световозвращающие элементы – это красиво, модно, ярко;
- наличие световозвращающих элементов не дает преимущества в
движении, обязательно нужно убедиться, что водитель действительно вас
увидел;
- можно использовать различные виды световозращающих элементов –
значки, браслеты, наклейки, брелоки, ленты, термоаппликации, катафоты,
нарукавники на одежду и т.д.
26
Мы предлагаем вам мастер-класс «Фликер - талисман своими руками!»
Талисман - приносит удачу, оберегает своего владельца. А фликер –
талисман, сделанный своими руками, для себя или своих детей будет
защищать вдвойне!
Для изготовления фликера нам понадобится:
плотная ткань (драп, фетр,
пористая резина), вырезанные шаблоны, клей, ножницы, светоотражающая
лента шииной 5см.
Берём кусочки плотной ткани яркого разного цвета (драп, фетр).
Накладываем шаблоны для основы фликера.
27
Обводим карандашом и вырезаем аккуратно ножницами.
Из светоотражающей ленты вырезаем по шаблону разные фигурки.
Фигурки из светоотражающей ленты накладываем на основу, предварительно
нанести на обратную сторону клей и прижать салфеткой.
Стихи для детей
Запомните ребята
Запомните ребята:
Чтобы правильно дорогу
Смог ты перейти,
Чтоб не встретились машины
На твоём пути,
Посмотри сперва налево:
Транспорт пропусти,
А затем смотри направо-
Не переходи!
Убедишься, что дорожный
Транспорт не идёт,
Посмотри опять налево-
И иди вперед!
Перейдёшь ты половину
И остановись.
Посмотри, мой друг,
направо-
Твёрдо убедись,
Что машин с тобою рядом
Нет наверняка,
И иди спокойно дальше…
Вот и всё! Пока!
Если нужно перейти
Одному дорогу,
Ни за что не торопись,
28
Подожди немного.
Отыщи – ка переход
И иди спокойно.
Это белых линий ряд
На асфальте чёрном.
Посмотри на светофор:
Светит он не красным?
Если красным – не иди,
Стой на месте, ясно?
Запылал у чудища
Изумрудный глаз!
Значит можно улицу
Перейти сейчас.
Не летает, не жужжит
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
У меня друзей-не счесть
Среди них и козлик есть
Он с веселым голоском
Колокольчиком, звонком
Взяв его за рожки,
Еду по дорожке.
Дом на улице идет
На работу всех везет
Не на курьих тонких ножках
29
ОТГАДАЙ- КА!
А в резиновых сапожках.
На обочинах стоят,
Молча с нами говорят.
Всем готовы помогать.
Главное – их понимать.
30