Автор: Божко Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Начальная школа -детский сад № 52"
Населённый пункт: Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: статья
Тема: Формирование основ экологического воспитания детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
«Формирование основ экологической
культуры у детей дошкольного возраста»
Слайд 1-3
Формирование экологической культуры у детей - тема
актуальная. Ведь нам, взрослым необходимо показать детям
чудеса нашей природы, на смену нам идёт новой поколение и
наша главная задача - привить любовь к природе, навыки
бережного
отношения
к
ней,
так
как
в
этом возрасте закладываются
основы экологической
культуры личности. Природа оставляет глубокий след в
душе ребёнка, она своей яркостью воздействует на его
чувства и тем самым, участвует в становлении личности.
Слайд 4
Первоначальные
элементы экологической
культуры складываются на основе взаимодействия детей под
руководством
взрослых
с
предметно-природным
миром,
который их окружает: растениями, животными и их средой
обитания.
Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что природа,
окружающая нас, заставляет задуматься над тем, что можно
сделать, чтобы Земля стала еще краше и
богаче. Формируя гуманное и эстетическое отношение к
природе, надо исходить, прежде всего, из того, чтобы ребенок
понял; человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о
природе и есть забота о человеке, о его будущем.
Слайд 5
Поведение маленького ребенка бывает подчас сложным и
противоречивым: имея самые добрые намерения, дети иногда
совершают отрицательные поступки. Познавая окружающий
мир, могут сорвать ядовитые растения, попробовать их на
вкус, сильно сжать какое - либо насекомое, животное. Поэтому
работая по эколого- эстетической теме, я старалась дать
детям знания о природе, воспитать любовь к ней, бережное
отношение, а также научить ориентироваться в окружающей
природное среде - в нашем общем Доме - и обеспечить свое
безопасное проживание с разными животными и растениями,
то есть давала детям элементарные навыки правильного
поведения в природе.
Слайд 6-7
Работая
над
темой,
использовала
различные формы
обучения: интегрированные занятия, циклы наблюдения,
циклы наблюдения, целевые прогулки, игровые обучающие
ситуации,
опыты
и
проблемные
ситуации,
опыты
и
проблемные ситуации.
Слайд 8
Целью экологического воспитания
является формирование экологической культуры, эта цель
согласуется с концепцией дошкольного воспитания.
Правильно организованное и систематически
осуществляемое экологическое воспитание - оказывает
интенсивное влияние на ум, чувства и волю ребёнка.
Дошкольное детство является таким возрастным
периодом, когда активно формируются основы
мировоззрения ребёнка, его отношение к себе, другим людям,
окружающему миру. В этот период развития ребёнка начинает
складываться его эмоциональная сфера. Поэтому именно в
этом возрасте важно создать условия для развития у детей
понимания того, что в природе всё взаимосвязано.
Экологическое воспитание дошкольников следует
рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание,
ибо в основе отношения человека к окружаещему его миру
природы должны лежать гуманные чувства, т. е осознание
ценности любого проявления жизни, стремление защитить и
сберечь природу и т. д
Слайд 9
Важным моментом является необходимость осуществления
экологического воспитания в двух направлениях:
на обучающих занятиях;
в повседневной жизни.
Я стремилась по мере возможности теоретические знания,
полученные на занятиях, закреплять в процессе предметно-
преобразующей деятельности в природе. Детей привлекала к
уходу за растениями и животными, сохранению благоприятной
экологической обстановки. В результате у детей формируется
личный
опыт
воздействия
на
природу,
активизируются
познавательные
интересы,
сформируется
потребность
к
деятельности в природе.
Слайд 10-12
Организацию
работы
по
формированию
экологической
культуры мы выполняем на участке, где проходят ежедневные
прогулки. Значительную роль в воспитании экологической
культуры и природоохранных навыков играет флора и фауна
участка детского сада, так как именно он является местом
общения детей с природой.
На участке детского сада мы
организуем, ежедневные наблюдения за природой, во время
наблюдения дети многое узнают о жизни растений, животных,
птиц, любуются красотой природы во все времена года
Участие родителей в совместной работе с детьми повышает
интерес дошкольников к заданию, помогает наладить контакт
между
членами
семьи,
сблизить
их
эмоционально,
способствует формированию экологической культуры и у
взрослых.
Важным
воспитательным
аспектом,
влияющим
на
формирование
экологической
культуры
у
дошкольников,
является
создание
в
детском
саду
благоприятной
экологической среды.
Во время общения с детьми в любой деятельности старалась,
чтобы дети не механически выполняли свою работу, а
подходили к ней сознательно. Важно,чтобы они понимали:
все, что они делают в природе, приносит пользу не только
растениям и животным, но и им самим.
Только человек искренне любящий свою землю, свой родной
край вырастет настоящим патриотом своей Родины.
Актуальность
экологических
проблем
в
современном
обществе выводят вопросы экологического воспитания на
первый план. В дошкольном учреждении решается важное
задание — не только раскрыть перед детьми красоту природы,
но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить
Моя задача - поддерживать интерес детей к окружающему
миру, воспитывать бережное отношение к природе.
с