Автор: Винокурова Нюргуяна Прокопьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Теплоключевская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Республика Саха(Якутия) Томпонский район с.Теплый Ключ
Наименование материала: конспект урока литературы
Тема: "Чем люди живы". Нравоучительный рассказ Л.Н.Толстого. (10 класс)
Раздел: полное образование
Конспект урока литературы
«Чем люди живы». Нравоучительный рассказ Л.Н.Толстого. (10 класс)
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: исследование.
Метод: комбинированный.
Цель урока: познакомить учащихся с нравоучительным рассказом «Чем люди
живы» из цикла «Народные рассказы» Л.Н.Толстого.
Задачи урока:
1.
Образовательные:
-
вызвать
интерес
у
учащихся
к
проблематике
«Народных
рассказов»
Л.Н.Толстого;
- углубить представление о его «позднем» творчестве;
- помочь постичь глубину нравственных убеждений, философии писателя;
- развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- обогащать словарный запас учащихся.
2. Развивающие:
- осуществлять системно-деятельностный подход;
- развивать критическое мышление;
- развивать внимание;
- совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом;
- формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие умения применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения работать в группе;
развитие умения формулировать проблему.
3. Воспитательные:
- воспитывать нравственно здорового человека;
- воспитывать интерес и любовь к литературе;
- воспитывать ценностное отношение к слову;
- развивать коммуникативные УУД:
создание
благоприятной
атмосферы
поддержки
и
заинтересованности,
уважения и сотрудничества.
Оборудование:
- ПК;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийная презентация к уроку;
- словари В.Даля;
- информационный лист.
Эпиграф к уроку: «Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и
истиной». «Не любящий брата своего пребывает в смерти».
Ход урока:
1.
Организационный этап.
Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Говорят,
«улыбка – это поцелуй души». А теперь громко скажем друг другу: «Добрый день!»
Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что
мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
(Ученик читает стихотворение)
Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышленьем,
Чтоб и душу Тебе посвятить,
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.
Научи Ты меня соблюдать
Лишь Твою милосердную волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.
Всех, которых пришел искупить
Ты Своею Пречистою кровью,
Бескорыстной, глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить.
2.
Актуализация знаний.
-
Что сегодня с нами случилось? Живем непросто, часто даже страшно. Может,
слово какое-то заветное забыли? Или потеряли волшебный клубок, который ведет нас к
Истине? Что же является основой человеческой жизни?
Сегодня мы попытаемся ответить на один важный вопрос. ( Запись темы урока
на доске). Чем люди живы? Поможет нам в поисках ответа Л.Н.Толстой.
Восьмидесятые годы – новый этап в творческом пути писателя, когда его занимает
жизнь народа, и он ищет ответы на беспокоящие его вопросы.
В основанном в 1884 году народном книгоиздательстве « Посредник »,
писатель
публикует
«народные
рассказы»,
подтвердившие
в
очередной
раз,
что
«художественный
мир
Толстого
не
представляет
собой
нечто
неподвижное;
напротив, писатель все время меняется».
Со
страниц
небольших
по
объему
произведений,
правдиво
отразивших
крестьянскую жизнь, предстает другой Толстой, обвиненный многими критиками в
примитивизме,
в
огрублении
и
обеднении
языка,
в
отсутствии
подробностей
психологической характеристики героев и в излишней нравоучительности.
В наше время толстовские «Народные рассказы» представляются «образцами
жанрового лаконизма и простоты». Убедимся в этом на примере рассказа « Чем люди
живы ».
3. Постановка учебной цели.
-
Ребята, исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня
предстоит нам выяснить?
4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
- Мы с вами познакомились с циклом « Народных рассказов », что вы знаете из
истории создания данного рассказа?
(Этот рассказ открывает серию «народных рассказов», впервые опубликован в
1881 году
в
журнале «Детский отдых». В
основе
рассказа
–
легенда «Архангел,
услышанная
и
записанная
от
олонецкого
сказителя
былин В.П.Щеголенка,
гостившего
в
Ясной
Поляне
летом
1879
года.
Исследователь Е.Н.Купреянова
указывает еще на один источник рассказа - легенду «Инок молился в пустыне».
Сохранилось 33 рукописных варианта рассказа, и это свидетельствует о том,
что
простота,
доступность
и
понятность
языка
дались
писателю
упорным
трудом).
Краткий обзор содержания. Анализ текста.
- Для нас же главное то, что под пером талантливого писателя эти легенды
превратились в совершенно новое художественное произведение. О чем оно? Давайте
композиционно
проследим
за
развитием
сюжета
и
попытаемся
проанализировать
прочитанное.
-
С
чего
начинается
рассказ? (
Рассказ
открывается экспозицией:
«
Жил
сапожник с женой и детьми у мужика на квартире …» Была у них шуба – одна на
двоих, да и та износилась в лохмотья. Отправила жена сапожника в село купить
овчин
на
новую
шубу.
Но
у
сапожника
ничего
не
получилось,
и
он
понурый
возвращается домой).
- С какого сюжетного момента происходит завязка действия? ( Завязка сюжета -
встреча с незнакомцем у часовни).
- Здесь автор ставит своего героя перед проблемой нравственного выбора. Какие
противоположные чувства борются в душе главного героя? ( « Подойти или мимо
пройти?»,
«Что
с
ним,
с
голым,
делать?»
Хотел
Семен
пройти
мимо
замерзающего
незнакомца, «да зазрила его совесть». «Повернулся Семен и пошел к человеку »).
-
Что
означает
слово «зазрила»?
(
Лексическая
работа
по
словарю
Даля
).
( «Зазрить – заглядывать, наблюдать скрытное, замечать чьи поступки, порицать,
хулит ,
осуждать,
охуждать
…
С овесть
зазирает
… со в е с т и т ь с я ,
стыдиться».«Зазориться» - «зазриться, стыдиться, совеститься, бояться
укора
совести»). То есть Семен убоялся укора совести, поэтому он подошел к незнакомцу.
- О чем повествуется в основной части? ( О жизни Михайлы в доме Семена, о
том, как за то время, что жил у него, Михаил трижды улыбнулся).
-
Какой
эпизод
является
кульминационным
моментом? (Когда
происходит
разгадка
«чуда»:
Михайла
оказался
ангелом,
посланным
Богом
на
землю,
чтобы
«узнать 3 слова Божии»: Что есть в людях? Чего не дано людям? Чем люди живы?).
- Каким был первый ответ? ( «Я узнал, что есть в людях любовь»). Когда он это
узнал? ( Когда Матрена пожалела и накормила его – здесь Михаил улыбнулся в I раз).
- Давайте проследим, как рождался этот ответ.
На доске:
Зарождение любви
у Семена
у
у Матрены
(учащиеся выполняют самостоятельно)
Страх – совесть – жалость - любовь Страх – любопытство – жалость - любовь
Вывод по таблице делает класс: Чей путь был тернистее, длиннее? ( Путь
Матрены к раскрытию
тайны, « чуда» длиннее: от отношения недоверчиво-
пренебрежительного к жалости и любви).
5. Закрепление изученного материала.
- Какая фраза Семена «пробудила» Матрену? ( «Матрена, али в тебе бога
нет?!»)
- Чей образ более привлекателен для вас?
- Какой он? ( Доверчивый, бескорыстный, бесхитростный).
- Как происходит раскрытие внутреннего мира Семена?
а) Через монолог: б) Через размышления в) Через диалог
жены: с женой:
« Ты чего же это,- говорит « Не обманул бы его овчин- « Мы-то даем , да
на себя,- Семен, делаешь? ник. А то прост уж очень что ж нам никто не
Человек в беде помирает, мой-то. Сам никого не об- дает? Не знал Се-
А ты заробел, мимо идешь. манет, а его малое дитя про- мен, что сказать.
Али дюже разбогател? Бо- ведет».( III гл.) Говорит: « Будет
ишься, ограбят богатство толковать-то».(IV гл.)
твое? Ай, Сема, неладно!»
( I гл.)
-
А
какой
предстает
перед
нами
Матрена,
особенно
вначале? ( Недовольной,
ворчливой, задавленной безысходной нуждой и бедностью , поглощенной обыденными
заботами, думающей только о хлебе насущном).
- Но при вдумчивом чтении обнаруживается, что главное в жене Семена … жизнь
сердца. Подтвердите примерами из текста. ( «Оборвалось у Матрены сердце», « сердце
у
ней
расходилось,
как
увидела
мужа
без
кафтана,
в
куртушке
одной».
При
напоминании Семена жене о Боге « вдруг сошло в ней сердце». «…И взыграет в ней
сердце, когда вспомнит , как улыбнулся ей странник ).
- «Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиной»,- гласит
один из эпиграфов. Сапожник помог беспомощному человеку, пригрел его, накормил,
оставил жить у себя. Матрена отдала гостю портки и рубаху, поставила на стол чашку
и
выложила
последнюю
краюшку
хлеба.
Поступки
героев
служат
основной
их
характеристикой, в существенные моменты выражают идеальную норму человеческого
поведения.
Запись в тетрадях:
Человек должен руководствоваться в жизни христианскими нравственными
принципами – основная мысль «Народных рассказов» Толстого.
- Каким был второй ответ? Чего не дано людям? («Не дано людям знать, что им
для своего тела нужно»). Когда ангел это понял? ( Когда приехал барин заказывать «
сапоги
такие,
чтобы
год
носились,
не
поролись,
не
кривились»
-
здесь
Михаил
улыбнулся во II раз – обрадовался, что бог другое слово открыл).
- Как вы понимаете этот ответ? Вспомните пословицу, поясняющую эту мысль?
(«Человек предполагает, а Господь располагает». Ибо «не дано знать ни одному
человеку – сапоги на живого или босовики ему уже на мертвого к вечеру нужны»).
- Что такое босовики? ( По словарю Даля – « это обувь, скроенная из старых
сапог, для босой ноги». В рассказе это обувь для умершего).
-
Если вы внимательно читали текст, то обратили внимание на одну деталь в
портретном описании барина. Что это за деталь? («Как с другого света человек»-
намек
на
духовную
смерть
,
предшествующую
физической.
Лишенный
чувства
сострадания к людям, барин мертв уже при жизни). «Не любящий брата своего
пребывает в смерти»,- подтверждает эпиграф из Библии.
- Каков же ответ на последний третий вопрос, который вынесен в тему урока
«Чем люди живы?»
Запись в тетрадях: « Жив всякий человек любовью».
Чтение вслух отрывка из последней главы рассказа до слов: « Кто в любви, тот
и в боге и бог в нем, потому что бог есть любовь».
- Как вы понимаете слова: «Жив всякий человек любовью», « Бог есть любовь»?(
Только любовь может создавать , только любовь дает всему жизнь ; там , где нет
любви , царит разрушение . Человек не может прожить без любви , без Бога в душе .
В душе каждого человека должен быть какой-то нравственный стержень, который
не позволит обидеть, причинить боль другому человеку).
-
Рассказ
интересен
и
очень
обогащен
тем,
что
на
всем
его
протяжении
прослеживается
связь
с устным
народным
творчеством
и древней
учительной
литературой. Подтвердите эту связь наблюдениями из текста (групповое задание).
I группа, проследите в рассказе связь с УНТ:
- традиционный зачин народных сказок;
- ситуация выбора « Подойти или мимо пройти?»;
- прием троичности: 3 раза улыбается странник;
с 3-го дня стал работать, как будто век шил;
на земле ему надо было узнать 3 слова Божии.
Связь с УНТ можно проследить, наблюдая за языковыми особенностями:
-
широкое использование простонародных слов,
разговорной лексики : дюже,
вожжайся, коли, измерз, ихний, хлебайте, раздемши, одинакие, заробел, али, куцавейка
и др.;
-
частое
употребление слов
с
уменьшительно-ласкательными
суффиксами
:
бумажка, соколик, денежки, хозяюшка, башмачок, босовики, хорошенькая, кривенькая,
пряменькая, девочки-сиротки, черноглазенькие, пухленькие, румяненькие и др.;
-
много пословиц и поговорок: « Без отца, матери проживут, а без Бога не
проживут», «Только мне и воску в свечке, что они», «Живы будем, сыты будем».
- II группа – связь с древней учительной литературой:
- евангельские эпиграфы, которые проповедуют любовь к ближнему;
-
форма рассказа – притча ( небольшой рассказ, иносказание, в котором
заключено религиозное или моральное поучение );
- С какой известной притчей вы бы могли сопоставить этот рассказ? (С «Притчей
о милосердном самарянине»).
- древнееврейские имена героев: Михаил – «подобный Богу»;
Семен – «слышащий»;
- также в древней учительной литературе всегда осуждаются и наказываются
грешники. В этом рассказе это барин.
-
Итак, ребята, углубляя и расширяя то, о чем говорилось в начале урока,
мы можем сказать, что, используя традиции УНТ и древней учительной литературы,
Л.Н.Толстой создает «нечто вроде собственного фольклора» (Б.Эйхенбаум), «одно из
величайших достижений словесного искусства конца ХIХ века» (Н. Берковский).
6. Рефлексия деятельности. Защита обложек к рассказу.
- Такой же бы выглядела ваша обложка после сегодняшнего урока? Что бы вы в
ней изменили?
(Домашнее задание к этому уроку было такое: прочитать рассказ «Чем люди
живы» и нарисовать к нему обложку).
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
Выставление оценок за урок (учащиеся сами оценивают себя на оценочном
листе).
7.
Домашнее задание (по выбору учащегося).
1)
Письменно
ответить
на
вопрос:
«Как
вы
считаете,
в
чем
заключается
актуальность рассказа Л.Н.Толстого «Чем люди живы» в наши дни?
2)
Написать сочинение-рассуждение на тему: «О чем я задумал(а)сь(ся) после
проведенного урока?»