Напоминание

"Структура программы"


Автор: Худанова Мария Николаевна
Должность: Методист
Учебное заведение: ГБОУ ДО СО "СОЦДЮТТ" "Самарский областной центр детско-юношеского технического творчества"
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Структура программы"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования Самарской области

"Самарский областной центр детско- юношеского технического творчества"

Методическое сообщение

Тема: «Структура программы»

Автор: Худанова Мария Николаевна

Должность: Методист

Учебное заведение: ГБОУ ДО СО «Самарский областной центр детско-

юношеского технического творчества"

Наименование материала: Методический доклад

Тема: Структура программы

Раздел: Дополнительное образование

2022

В

системе

дополнительного

образования

детей

педагогическим

работникам

предоставляется

возможность

творческого

подхода

к

проектированию образовательного процесса, к созданию различных видов

образовательных

программ:

авторских,

модифицированных

(адаптированных, поисково-исследовательских и др.).

Согласно закону РФ «Об образовании» содержание деятельности

УДОД определяется целостной Образовательной программой, которая

разрабатывается и реализуется учреждением самостоятельно. Разрабатывая

образовательную

программу,

разработчик

должен

ориентироваться

на

государственные требования и методические рекомендации, предъявляемые

МО РФ к составлению образовательных программ в системе ДОД, Законом

РФ

«Об

образовании»,

Типовым

положением

об

образовательном

учреждении дополнительного образования детей.

Образовательная

программа

выступает

фактором

инициативы

и

творчества педагогов дополнительного образования, так как основной

рабочий документ педагога УДОД - образовательная программа детского

творческого

объединения

-

результат

осмысления

его

деятельности,

назначения, целесообразности, результативности и полезности.

Виды

образовательных

программ

системы

дополнительного

образования детей.

1.

Типовые программы - представляют собой государственный

стандарт образования. Эти программы создаются на государственном уровне,

утверждаются Министерством образования РФ и являются базисными в

работе по данному профилю. Они могут быть рекомендованы Управлением

дополнительного образования в качестве примерных по той или иной

образовательной направленности. Данные программы могут внедряться в

образовательных учреждениях репродуктивно.

2.

Модифицированные (или адаптированные) программы

по

содержанию и логике совпадают с примерными (типовыми), измененные с

учетом особенностей организации и формирования детских объединений,

режима

и

временных

параметров

осуществления

деятельности,

нестандартности индивидуальных результатов воспитания,

развития и

образования. Изменения вносятся в структурные компоненты по усмотрению

автора, стандартное нормирование в количественном и качественном

отношении отсутствует. Диагностика результатов по данным программам

определяется как количественными показателями, заложенными в программу

(знания, умения, навыки), так и практическими достижениями обучающихся

(отчетные концерты, конкурсы, выставки, олимпиады и т. д.).

3.

Экспериментальные

программы -

призваны

отражать

изменения в основах содержания образования, либо изменение принципов,

методов, форм обучения в интересах его совершенствования, а также

внедрять новые педагогические технологии. Однако такие программы после

успешной апробации и экспертизы могут перейти в статус авторской

программы.

4.

Авторские программы - полностью разработаны педагогом,

методистом или коллективом педагогов или методистов. Их содержание - это

совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании,

отличающихся новизной и актуальностью, самобытностью. Авторская

программа должна содержать гипотезу и ее концептуальное обоснование,

цели, задачи, способы достижения целей, способы диагностики результатов

на промежуточных этапах и в конце реализации.

Продуктивными идеями в авторских программах выступают идеи,

направленные на создание комплексного образовательного маршрута для

обучающихся

в

различных

образовательных

областях

системы

дополнительного образования. Такие программы должны быть оснащены

авторскими технологическими аспектами.

По уровню освоения программы могут быть:

Общеразвивающие,направленные

на

решение

задач

формирования общей культуры ребенка, расширения его знаний о мире и

о

себе,

социальном

опыте.

Здесь

предполагается

удовлетворение

познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в

конкретной образовательной области, обогащение навыками общения и

совместной деятельности в освоении программы.

Специализированные, направленные на выявление и развитие

способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений в

избранном виде деятельности. Эти программы ориентированы на развитие

компетентности в отдельной области, формирование навыков на уровне

практического применения.

Профессионально-ориентированные,

направленные

на

ознакомление

и

последующее

углубление

той

или

иной

профессиональной сферы жизнедеятельности. Они помогают выявлять

личные возможности

обучающихся

и определиться

им

в выборе

профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства. Эти

образовательные

программы

предусматривают

достижение

высоких

результатов образованности в какой-либо предметной или практической

области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать пути их

решения.

По

форме

организации образовательного процесса

программы

различают:

1. Комплексные, определенным образом соединяющие отдельные

области, направления, виды деятельности в единое целое.

2. Интегрированные, изучающие несколько отраслей в едином ключе.

Основываются на теории познания и понимания того, что поиск знания

является лучшим способом исследования, который устанавливает связи

между учебными дисциплинами.

3. Модульные, состоящие из нескольких самостоятельных, устойчивых,

целостных блоков.

При всем содержательном многообразии программ дополнительного

образования

их

можно

классифицировать

по

нескольким основным

образовательным направленностям,

широко представленным в практике

деятельности образовательных учреждений дополнительного образования

детей: техническая; физкультурно-спортивная; художественно-эстетическая;

туристско-краеведческая; социально-педагогическая; естественнонаучная

Этапы разработки дополнительных общеразвивающих программ

Разработка образовательных программы включает обычно три этапа:

1-й этап программирования - подготовительный;

2-й этап программирования - моделирующий;

3-й этап программирования - оформительский.

На первом этапе

педагог обосновывает для себя необходимость

создания того или иного вида образовательной программы (индивидуально-

авторской, модернизированной), отвечая на вопросы:

Почему возникла необходимость в такой разработке? (программа

создается, потому, что нет аналогов, новый содержательный курс по

одной из образовательных областей или существующие старинные

типовые программы по внешкольному образованию совершенно не

удовлетворяют ни педагогов, ни родителей, ни их детей и т.д.);

В чем смысл образовательной программы?

В чем ее новизна и оригинальность?

Для какой возрастной группы обучающихся разрабатывается

данная образовательная программа и на какой срок реализации она

рассчитана?

Развитию, воспитанию или совершенствованию каких качеств

личности

обучающегося

способствует

данная

образовательная

программа?

Какими

знаниями,

умениями,

навыками

должен

обладать

обучающийся после прохождения курса обучения по образовательной

программе?

Соответствует ли авторский идеал реальным запросам?

На

втором

этапе

разработки

образовательных

программ

разработчиком

выстраивается

модель

будущей

программы,

с

четким

определением

целей,

задач,

принципов,

педагогических,

позиций

в

организации образовательно-воспитательной деятельности и определяются

временные

рамки

реализации

программы

в

соответствии

с

учебно-

тематическим планом. Основная задача разработчика на данном этапе -

выстраивание в логике содержания программы (по разделам, блокам и т. д.),

ведущих принципов в организации деятельности, способов организации,

условий эффективности реализации, а также определяются поэтапный

контроль за реализацией содержания программы

и

способы оценки

результатов деятельности обучающихся.

На

третьем

этапе

программирования

-

оформительском

-

разработчиком сжато излагается текст образовательной программы с

четкими

формулировками

и

выводами.

Недопустимо

применение

одинаковых терминов для различных понятий, но даже если и употребляются

специфические термины, они должны быть объяснены.

Должны быть выдержаны государственные требования и методические

рекомендации

к

содержанию

и

структурированию

образовательных

программ системы дополнительного образования детей. Образовательные

программы должны быть оформлены в виде нормативного документа в

соответствии с ГОСТ 6. 38. 90.

Согласно

письма

методическим

рекомендациям

Минобразования

России

образовательные

программы

УДОД

должны

соответствовать

определенным

требованиям,

независимо

от

их

вида,

уровня

и

направленности.

Указываются задачи программы, включающие способы достижения

прогнозируемого результата. Конкретизация цели программы проходит через

определение задач - путей и условий достижения цели.

При формировании задач пользуются следующей классификацией:

познавательные задачи - развитие познавательного интереса,

включенность обучающихся в познавательную деятельность;

развивающие задачи - развитие личностного самообразования

детей, активности, самостоятельности, общения и т.д.;

воспитательные задачи (социально-педагогическая) - создание

условий для формирования общественной активности, реализация в

социуме и др.

Формулировка задач должна быть четкой и краткой, включать

ключевое слово (оказать, отработать, освоить, организовать и т.д.).

В процессе обучения педагог может решать следующие задачи по

созданию условий для развития: познавательных интересов обучающихся в

какой-либо области знаний; интеллектуальных способностей; обучения

самообразованию; овладения приемами и методами самостоятельной работы;

обучения методам научной, исследовательской, экспериментальной работы;

развития изобретательских и конструкторских способностей.

Кроме

того,

в

пояснительной

записке

указываются

принципы

реализации

образовательно-воспитательного

процесса,

дается

краткая

характеристика применяемым педагогическим технологиям с обоснованием

целесообразности их применения в данном детском объединении.

Раздел «Учебно-тематический план»

Учебно-тематический

план

раскрывает

технологию

изучения

программы, определяет последовательность тем и количество часов на

каждую из них, представляет собой таблицу, в которой обозначены разделы

и темы программы с определением количества отведенных на их изучение

часов, с разбивкой на теоретические и практические часы.

Если программа рассчитана более чем на год обучения, то учебно-

тематический план составляется на каждый год.

Итоговое количество часов, отведенных на изучение программы,

зависит от нагрузки. При нагрузке 2 часа в неделю - 72 часа в год, 4 часа в

неделю - в год 144 часа.

Раздел «Содержание программы»

Раскрывает разделы и темы, заявленные в учебно-тематическом плане с

указанием методики и технологии реализации заявленного содержания

(примечание: педагоги-разработчики часто подменяют учебно-тематический

план календарно-тематическим планом). Календарно-тематический план

дается

в

приложении

к

программе,

и

он

относится

к

прикладной

методической продукции педагога.

В этом разделе необходимо раскрыть содержание каждой темы в

порядке, заявленном в учебно-тематическом плане, в форме тезисов, сначала

ее теоретическую часть, затем - практическую часть.

Вводное занятие (первая тема) включает знакомство с коллективом, с

правилами техники безопасности, обсуждение плана работы на год.

Раскрывается суть содержания программы: ориентация содержания

(научное, практическое, художественное, социальное, профориентационное и

т.д.); характер освоения (развивающая, компенсирующая, углубленная,

интенсивная, реабилитационная); стиль (ретро, современный); профиль;

направление.

Раздел «Условия реализации программы»

Содержит: дидактические, методические, материально-технические,

санитарно-гигиенические, при наличии которых возможно эффективное

достижение запланированных целей.

Раздел «Управление программой»

Содержит поэтапный контроль за ходом реализации программы,

систему отслеживания и фиксации результатов, методику оценки воспи-

танности обучающихся, их знания, умения, навыки.

Эффективность реализуемой программы характеризуется уровнем

воспитанности

обучающихся,

знаниями,

умениями,

навыками,

приобретенными

ими

по

окончании

курса.

Знания

определяются

в

соответствии с теоретическими пунктами программы, а умения и навыки - с

практическими. В программе, рассчитанной более чем на 1 год, для каждого

года обучения определяются критерии оценки результатов.

Ожидаемый результат должен предполагать: развитие способностей;

повышение

престижа

детских

творческих

объединений;

улучшение

показателей адаптации в обществе; наглядное проявление - участие в

выставках,

концертах,

публикациях

и

др.

Все

это

способствует

доказательству значимости и необходимости конкретной программы.

Чтобы определить ожидаемый результат, нужно знать, с какими

знаниями

и

качественными

характеристиками-

поступили

дети

в

объединение (стартовый контроль) и что получили на выходе (итоговый

контроль).

Контроль может проводиться в следующих формах: собеседование;

зачет; вопросник по программе; реферат, защита работы; выполнение

нормативов; контрольное упражнение; участие в конкурсах, выставках;

выступления на концертах, соревнованиях; участие в КВНах, викторинах,

открытых занятиях.

Контроль позволяет определить эффективность воспитания и обучения

по программе, обсудить результаты, внести коррективы в образовательный

процесс.

Контроль

позволяет

детям,

родителям,

педагогам

увидеть

результаты их труда, что создает хороший морально-психологический

климат в детском коллективе.

Все вышеуказанные формы диагностики эффективности программы

можно условно рассматривать в двух направлениях:

личностном: изменение личностных качеств ребенка, которые помогут

определить: тесты; анкеты; творческие книжки; педагогические наблюдения.

внешнем:

результаты творческих отчетов; участие в выставках,

конкурсах, олимпиадах; награды, грамоты, дипломы.

Собранный материал и проведенный по нему анализ позволит сделать

вывод об эффективности конкретной образовательной программы.

Раздел «Список литературы для педагогов», «Список литературы

для детей по программе».

Эти разделы содержат все библиографические данные, к программе в

алфавитном порядке.



В раздел образования