Автор: Михайлова Наталья Юрьевна
Должность: учитель-логопед, воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с 306
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Коррекционно-развивающая среда или ваш ребёнок живёт не в вакууме
Раздел: дошкольное образование
Коррекционно-развивающая среда или ваш ребёнок живёт
не в вакууме
Ребенок живет не в вакууме, в окружении предметов, людей, природы,
их взаимосвязи, взаимоотношениях. Это окружающая его среда. И в
зависимости от того, что почерпнет он из окружающего мира, какой опыт
приобретет от общения с ним, зависит, разовьются или погаснут в нем
качества, заложенные природой. И это уже не государственный или
социальный заказ, а требования самой жизни, природы. Развитие будет идти
в любом случае, а вот по какому руслу, какими темпами, зависит от нас с
вами, от той среды, которую мы создадим для наших детей.
Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ)
становится совершенствование педагогического процесса и повышение
развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством
организации
развивающей
среды,
обеспечивающей
творческую
деятельность
каждого
ребенка,
позволяющей
ребенку
проявить
собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
К настоящему времени в отечественной педагогике и психологии
накоплен богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе
создания развивающей среды в ДОУ:
- обеспечение преемственности психического развития детей в их
деятельности (Т.И. Белова, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.В.
Зеньковский, А.Н. Леонтьев, А.Ж. Овчинникова и др.);
- создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий
для детей раннего и дошкольного возраста (Н.Т. Гринявичене, Е.В.
Зворыгина, Г.Г. Локуциевская, С.Л. Новоселова, А.А. Овчинников, Н.Н.
Поддьяков, Л.А. Парамонова и др.);
- формирование архитектурно-планировочных решений интерьера и
экстерьера ДОУ с целью создания наиболее комфортной обстановки для
детей и взрослых (О.А. Барханова, Н.М. Браиловская, Г.Б. Маркизова,
Н.В. Михеева, Г.Н. Пантелеев, Л.Н. Пантелеева, Ю.П. Филенков, Н.Н.
Щетинина и др.);
-
преобразования
материально-технического
обеспечения
педагогического процесса в ДОУ на основе принципов построения
развивающей среды, формирование системы развивающей предметной
среды детского сада и УВК (О.В. Артамонова, Л.М. Кларина, С.Л.
Новоселова, В.А. Петровский, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова и др.).
Особенностью всех этих исследований является усиливающееся
внимание
к
построению
предметно-пространственной
среды
как
развивающей, что предусматривает новые подходы к ее организации в
педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель
взаимодействия детей и взрослых.
Это означает, что стратегия и тактика построения жилой среды
определяется особенностями личностно-ориентированной модели
воспитания. Её основные черты таковы. Взрослый в общении с детьми
придерживается положения: «не рядом, не над, а вместе!». Его цель –
содействовать становлению ребёнка как личности. Это предполагает
решение следующих задач:
Обеспечить чувство психологической защищенности – доверие ребёнка
к миру, радости существования (психологическое здоровье);
Формирование начал личности (базис личностной культуры);
Развитие индивидуальности ребёнка
По определению С.Л.Новосёловой развивающая предметная среда –
это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально
моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.
Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных
средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Основными
элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и
природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и
спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные,
сомасштабные росту ребёнка конструкторы (модули); тематические
наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства
воспитания и обучения. Оснащение воспитательно-образовательного
процесса того или иного учреждения образования формируется в прямой
зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня
развития детей и их деятельности.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком
разговорного языка, становления и развития всех сторон речи -
фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение
родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием
решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания
детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет
начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им
пользоваться в дальнейшем.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии
и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии
психического развития - мышление, воображение, память, эмоции.
Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания
действительности, язык служит основным каналом приобщения к
ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также
необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной
монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы
успешного обучения в школе.
Среда в группах нашего детского сада создается таким образом,
чтобы:
1.
Предоставить ребёнку возможность самостоятельно делать выбор, как
деятельности, так и материалов, способов достижения необходимого
результата внутри этой деятельности.
2.
Учесть возрастные и половые особенности конкретной группы детей
и индивидуальные особенности каждого ребёнка.
3.
Стимулировать активность детей, побуждать экспериментировать,
исследовать, проверять свои «гипотезы», самостоятельно получать
знания своим собственным индивидуальным способом.
4.
Привлечь в группу в качестве помощников родителей и других,
значимых для детей взрослых, помочь им чувствовать себя уверенно
комфортно, стать активными и компетентными участниками общего
дела.
В каждой группе детей дошкольного возраста организованы следующие
центры активности:
Искусство
Строительство
Сюжетно-ролевая игра/ Драматизация
Литература
Музыка
Математика / Манипулятивные игры
Наука и природа
Песок и вода
Открытая площадка
В нашем детском саду обязательным считается наличие в группах
физкультурного центра для обеспечения двигательной активности в
течение дня, закаливания детей, а также профилактики плоскостопия,
нарушения осанки и т.д.
Дополнительные центры добавляются к основным или вводятся по
очереди. Это могут быть, например: центр кулинарии, столярный
центр.
Другие центры, в которых можно организовать деятельность, связанную с
изучаемой темой или особым событием.
Центры четко разграничены и подписаны для детей и родителей.
При расположении центров учитывается:
безопасность: мебель и оборудование расположены так, чтобы
обеспечить безопасность при перемещении детей;
отдаленность «тихих» и «шумных» центров (например, литература
и строительство);
освещенность (искусство, математика/манипулятивные игры,
литература, наука и природа должны быть хорошо освещены);
близость к воде (песок и вода, искусство, наука и природа);
возможность одновременно наблюдать за тем, что происходит в
большинстве центров;
возможность организовывать деятельность: индивидуальную, в
малых и больших группах;
возможность уединиться для отдыха и чтения.
Во всех центрах:
Материалы доступны детям в течение дня.
Многообразие представленных в центре материалов дает
возможность детям выбирать материалы и средства для достижения
своих целей.
Детям предоставляется свобода экспериментировать, опробовать
свои идеи.
В центре имеются памятки для ассистентов.
Все материалы подписаны.
Помещение в группах делиться на тематические игровые центры.
С целью создания развивающей речевой среды в нашей группе
организованы следующие центры активности:
Искусство. Способствует увеличению словарного запаса, развитию
мелкой
моторики
(речевые
области
формируются
под
влиянием
импульсов, поступающих от пальцев рук). Дети знакомятся с такими
сенсорными эталонами как цвет, форма, учатся узнавать их в окружающей
обстановке и называть
Строительство.
В
центре
строительства
расширяется
словарь
ребёнка. Это происходит в процессе постройки и названия сооружения,
обсуждения того, что построено, описания форм и размеров блоков,
обсуждения плана будущей постройки с педагогом или сверстниками,
диктовки
рассказа
о
созданной
конструкции,
знакомства
с
соответствующими книгами и приобретения лексики, позволяющей
проводить сравнение (такой же, другой, длинный, короткий)
Сюжетно-ролевая игра/ Драматизация.
Развитие активной и пассивной речи.
Обогащение словаря и развитие понятий.
Общение в игре, предполагает использование родного языка, для
обмена мнениями, увеличивая гибкость владения словарём.
Овладение способами сообщать другим о своих мыслях, чувствах,
эмоциях.
Развитие тонкой моторики.
Музыка. Музыка может тоже способствовать речевому развитию.
Все разговорные языки имеют ритмику, мелодику, и дети спонтанно
играют словами в ритмическом и мелодическом ключах. Музыка помогает
детям сделать их речь более сложной. Мелодия поддерживает память, и
ребёнок запоминает фразы из песни, которые несколько сложнее, чем его
естественная речь, а затем использует их в разговоре. Музыка помогает
увеличить словарный запас, поскольку существует множество песен с
названиями и перечислениями, которые знакомят детей с новыми словами.
В центре представлены разнообразные музыкальные инструменты, игры с
которыми помогают развитию фонематического слуха у детей.
Математика
/
Манипулятивные
игры.
Знакомство
с
числительными, формирование умение согласовывать числительные и
существительные.
Представленные
в
центре
мозаики,
шнуровки,
пазлы
и
т.п.
способствуют формированию тонких дифференцированных движений
кистей рук (связь с речевыми центрами).
Наука и природа.
Накопление и обогащение словаря словами,
которые
тесно связанны с расширением знаний и представлений об
окружающем мире.
Центр кулинарии.
Способствует приобретению детьми богатого
языкового опыта. Дети имеют возможность пополнить свой словарный
запас, используя в речи такие слова, как просеивать, месить, смешивать.
По мере того, как дети действуют в центре совместно с педагогом или
самостоятельно, выражения типа выжать лимон, натереть морковь
становятся частью их языкового репертуара.
Разнообразные материалы, представленные в центре, помогают детям
получить богатый сенсорный опыт. А значит пополнить словарь не только
названиями
предметов
(существительные),
но
и
их
качеств
(прилагательные), свойств и действий (глаголы)
Литература.
Детская художественная литература способствует
развитию речи детей. Художественные тексты – своеобразный образец,
эталон, хранитель русского литературного языка. Младший дошкольный
возраст – период активного словотворчества, особой чувствительности к
языку.
Поэтому
необходимо
включать
тексты,
где
представлена
разнообразная
игра
слова
(звучанием,
значением,
грамматической
формой).
Речевой центр
Содержательное насыщение центра определили не случайно, а в строгом
соответствии с программой, физиологическими и психолого-
педагогическими особенностями формирования речи детей.
Мы совместно с воспитателями группы придумали название речевому
центру «Домик совуньи-говоруньи». Поселили в «нем» персонаж-
совунью из мультфильма смешарики,(она учит детей правильному
выполнению артикуляционной гимнастики) что вызвает интерес к
занятиям у детей.
Необходимым атрибутом речевого центра является зеркало.
Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно
лексической теме.
Для развития лексико-грамматической стороны речи приобретены
папки с предметными и сюжетными картинами для пересказов, словесные
игры и задания по текущей лексической теме. Это способствует развитию
речи, расширению представлений об окружающем мире,
пространственной ориентации, наблюдательности и воображения.
Самостоятельно были изготовлены схемы для составления описательных
рассказов по плану, пособия на дифференциацию предлогов.
Для коррекции звукопроизношения имеется картинный материал для
артикуляционных гимнастик, зеркало для индивидуальной работы рабочие
альбомы с артикуляционными упражнениями и соответствующим
занимательным картинным материалом, альбомы со сказками для
артикуляционной гимнастики, альбомы с чистоговорками на свистящие,
шипящие и сонорные звуки, на дифференциацию звуков.
Для развития физиологического дыхания: материал на поддувание
«Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в
ворота» (листочки, снежинки, маятники, самолетики, султанчики,
перышки, мыльные пузыри, воздушные шары, ветряки, легкие кораблики,
трубочки разных диаметров ).
Для развития мелкой моторики имеются: маленькие мячи
(пластиковые, резиновые, вязаные, «ежики»), грецкие орехи (массаж),
бассейн наполненный крупой, матрешки, мозаики, конструкторы, лого,
пазлы, различные шнуровки, пристегивание, картотека пальчиковых игр.
Для подготовки к обучению грамоте оформлен центр с магнитной
доской, комплектом цветных магнитных букв, «Веселый паровоз из
гласных и согласных букв» ,логопедическая азбука, буквы сделанные
руками детей из подручных средств, палочки , шнурочки для
выкладывания букв. «Слоговое лото»; «Волшебная тесьма»; «Найди место
звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др. ;
серия «Умные игры», ребусы. кубики «Азбука в картинках», «Учись
читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» ; альбом «Изучаем буквы»;
пособие «Говорящая азбука»; волшебный домик «Букварь» Н. С. Жукова,
«Чтение по слогам» и т. д.
Для развития и формирование фонематического восприятия и слуха
Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные
инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка,
колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для
высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками
(звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ) ; звуковички гласных и согласных звуков
(домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата») ;
индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова;
звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре
слова «Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»;
«Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»;
Для закрепление навыков правильного звукопроизношения
поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в
предложениях, в связной речи).Мелкие игрушки; предметные картинки;
сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук;
логопедические альбомы для автоматизации различных звуков,
чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики
звуков; схема слова; зеркала в ассортименте Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р,
Л; «Логопедическое лото»; «Веселая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю
(Р, Л) »
Для развитие мелкой моторики
Сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты;
пальчиковые игры «Мир твоих фантазий» (различный материал для
составления букв) Игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики;
игры-шнуровки и др.
Методическое, дидактическое сопровождение включает следующие
разделы: справочная и методическая литература, учебно-методические
планы по разделам коррекции и развития речи, пособия по
дидактическому обеспечению коррекционно-развивающего процесса.
Насыщая групповое пространство, мы позаботились в первую очередь о
том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные
потребности в общении с взрослыми и сверстниками.
При проектировании воспитательно – образовательного процесса, в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей,
для успешной реализации целей и задач образовательной области
«Коммуникация» старались обеспечить интегративный подход и к
организации развивающих центров активности детей.
Иновационность подхода к организации среды развития ребенка
определяется актуальностью интеграции не только образовательных
областей, определенных ФГТ, но и центров.
Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда
создает возможности для преодоления отставания в речевом и физичесом
развитии и позволяет ребенку закреплять свои способности не только в
непосредственно – образовательной деятельности, но и в свободной
деятельности, стимулирует развитие самостоятельности и
самодеятельности, формирует чувство защищенности и уверенности в
себе, а значит, способствует гармоничному развитию личности.