Напоминание

Коррекционно-развивающая среда или ваш ребёнок живёт не в вакууме


Автор: Михайлова Наталья Юрьевна
Должность: учитель-логопед, воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с 306
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Коррекционно-развивающая среда или ваш ребёнок живёт не в вакууме
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коррекционно-развивающая среда или ваш ребёнок живёт

не в вакууме

Ребенок живет не в вакууме, в окружении предметов, людей, природы,

их взаимосвязи, взаимоотношениях. Это окружающая его среда. И в

зависимости от того, что почерпнет он из окружающего мира, какой опыт

приобретет от общения с ним, зависит, разовьются или погаснут в нем

качества, заложенные природой. И это уже не государственный или

социальный заказ, а требования самой жизни, природы. Развитие будет идти

в любом случае, а вот по какому руслу, какими темпами, зависит от нас с

вами, от той среды, которую мы создадим для наших детей.

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ)

становится совершенствование педагогического процесса и повышение

развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством

организации

развивающей

среды,

обеспечивающей

творческую

деятельность

каждого

ребенка,

позволяющей

ребенку

проявить

собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

К настоящему времени в отечественной педагогике и психологии

накоплен богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе

создания развивающей среды в ДОУ:

- обеспечение преемственности психического развития детей в их

деятельности (Т.И. Белова, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.В.

Зеньковский, А.Н. Леонтьев, А.Ж. Овчинникова и др.);

- создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий

для детей раннего и дошкольного возраста (Н.Т. Гринявичене, Е.В.

Зворыгина, Г.Г. Локуциевская, С.Л. Новоселова, А.А. Овчинников, Н.Н.

Поддьяков, Л.А. Парамонова и др.);

- формирование архитектурно-планировочных решений интерьера и

экстерьера ДОУ с целью создания наиболее комфортной обстановки для

детей и взрослых (О.А. Барханова, Н.М. Браиловская, Г.Б. Маркизова,

Н.В. Михеева, Г.Н. Пантелеев, Л.Н. Пантелеева, Ю.П. Филенков, Н.Н.

Щетинина и др.);

-

преобразования

материально-технического

обеспечения

педагогического процесса в ДОУ на основе принципов построения

развивающей среды, формирование системы развивающей предметной

среды детского сада и УВК (О.В. Артамонова, Л.М. Кларина, С.Л.

Новоселова, В.А. Петровский, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова и др.).

Особенностью всех этих исследований является усиливающееся

внимание

к

построению

предметно-пространственной

среды

как

развивающей, что предусматривает новые подходы к ее организации в

педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель

взаимодействия детей и взрослых.

Это означает, что стратегия и тактика построения жилой среды

определяется особенностями личностно-ориентированной модели

воспитания. Её основные черты таковы. Взрослый в общении с детьми

придерживается положения: «не рядом, не над, а вместе!». Его цель –

содействовать становлению ребёнка как личности. Это предполагает

решение следующих задач:

Обеспечить чувство психологической защищенности – доверие ребёнка

к миру, радости существования (психологическое здоровье);

Формирование начал личности (базис личностной культуры);

Развитие индивидуальности ребёнка

По определению С.Л.Новосёловой развивающая предметная среда –

это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально

моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.

Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных

средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Основными

элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и

природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и

спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные,

сомасштабные росту ребёнка конструкторы (модули); тематические

наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства

воспитания и обучения. Оснащение воспитательно-образовательного

процесса того или иного учреждения образования формируется в прямой

зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня

развития детей и их деятельности.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком

разговорного языка, становления и развития всех сторон речи -

фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение

родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием

решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания

детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет

начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им

пользоваться в дальнейшем.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии

и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии

психического развития - мышление, воображение, память, эмоции.

Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания

действительности, язык служит основным каналом приобщения к

ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также

необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной

монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы

успешного обучения в школе.

Среда в группах нашего детского сада создается таким образом,

чтобы:

1.

Предоставить ребёнку возможность самостоятельно делать выбор, как

деятельности, так и материалов, способов достижения необходимого

результата внутри этой деятельности.

2.

Учесть возрастные и половые особенности конкретной группы детей

и индивидуальные особенности каждого ребёнка.

3.

Стимулировать активность детей, побуждать экспериментировать,

исследовать, проверять свои «гипотезы», самостоятельно получать

знания своим собственным индивидуальным способом.

4.

Привлечь в группу в качестве помощников родителей и других,

значимых для детей взрослых, помочь им чувствовать себя уверенно

комфортно, стать активными и компетентными участниками общего

дела.

В каждой группе детей дошкольного возраста организованы следующие

центры активности:

Искусство

Строительство

Сюжетно-ролевая игра/ Драматизация

Литература

Музыка

Математика / Манипулятивные игры

Наука и природа

Песок и вода

Открытая площадка

В нашем детском саду обязательным считается наличие в группах

физкультурного центра для обеспечения двигательной активности в

течение дня, закаливания детей, а также профилактики плоскостопия,

нарушения осанки и т.д.

Дополнительные центры добавляются к основным или вводятся по

очереди. Это могут быть, например: центр кулинарии, столярный

центр.

Другие центры, в которых можно организовать деятельность, связанную с

изучаемой темой или особым событием.

Центры четко разграничены и подписаны для детей и родителей.

При расположении центров учитывается:

безопасность: мебель и оборудование расположены так, чтобы

обеспечить безопасность при перемещении детей;

отдаленность «тихих» и «шумных» центров (например, литература

и строительство);

освещенность (искусство, математика/манипулятивные игры,

литература, наука и природа должны быть хорошо освещены);

близость к воде (песок и вода, искусство, наука и природа);

возможность одновременно наблюдать за тем, что происходит в

большинстве центров;

возможность организовывать деятельность: индивидуальную, в

малых и больших группах;

возможность уединиться для отдыха и чтения.

Во всех центрах:

Материалы доступны детям в течение дня.

Многообразие представленных в центре материалов дает

возможность детям выбирать материалы и средства для достижения

своих целей.

Детям предоставляется свобода экспериментировать, опробовать

свои идеи.

В центре имеются памятки для ассистентов.

Все материалы подписаны.

Помещение в группах делиться на тематические игровые центры.

С целью создания развивающей речевой среды в нашей группе

организованы следующие центры активности:

Искусство. Способствует увеличению словарного запаса, развитию

мелкой

моторики

(речевые

области

формируются

под

влиянием

импульсов, поступающих от пальцев рук). Дети знакомятся с такими

сенсорными эталонами как цвет, форма, учатся узнавать их в окружающей

обстановке и называть

Строительство.

В

центре

строительства

расширяется

словарь

ребёнка. Это происходит в процессе постройки и названия сооружения,

обсуждения того, что построено, описания форм и размеров блоков,

обсуждения плана будущей постройки с педагогом или сверстниками,

диктовки

рассказа

о

созданной

конструкции,

знакомства

с

соответствующими книгами и приобретения лексики, позволяющей

проводить сравнение (такой же, другой, длинный, короткий)

Сюжетно-ролевая игра/ Драматизация.

Развитие активной и пассивной речи.

Обогащение словаря и развитие понятий.

Общение в игре, предполагает использование родного языка, для

обмена мнениями, увеличивая гибкость владения словарём.

Овладение способами сообщать другим о своих мыслях, чувствах,

эмоциях.

Развитие тонкой моторики.

Музыка. Музыка может тоже способствовать речевому развитию.

Все разговорные языки имеют ритмику, мелодику, и дети спонтанно

играют словами в ритмическом и мелодическом ключах. Музыка помогает

детям сделать их речь более сложной. Мелодия поддерживает память, и

ребёнок запоминает фразы из песни, которые несколько сложнее, чем его

естественная речь, а затем использует их в разговоре. Музыка помогает

увеличить словарный запас, поскольку существует множество песен с

названиями и перечислениями, которые знакомят детей с новыми словами.

В центре представлены разнообразные музыкальные инструменты, игры с

которыми помогают развитию фонематического слуха у детей.

Математика

/

Манипулятивные

игры.

Знакомство

с

числительными, формирование умение согласовывать числительные и

существительные.

Представленные

в

центре

мозаики,

шнуровки,

пазлы

и

т.п.

способствуют формированию тонких дифференцированных движений

кистей рук (связь с речевыми центрами).

Наука и природа.

Накопление и обогащение словаря словами,

которые

тесно связанны с расширением знаний и представлений об

окружающем мире.

Центр кулинарии.

Способствует приобретению детьми богатого

языкового опыта. Дети имеют возможность пополнить свой словарный

запас, используя в речи такие слова, как просеивать, месить, смешивать.

По мере того, как дети действуют в центре совместно с педагогом или

самостоятельно, выражения типа выжать лимон, натереть морковь

становятся частью их языкового репертуара.

Разнообразные материалы, представленные в центре, помогают детям

получить богатый сенсорный опыт. А значит пополнить словарь не только

названиями

предметов

(существительные),

но

и

их

качеств

(прилагательные), свойств и действий (глаголы)

Литература.

Детская художественная литература способствует

развитию речи детей. Художественные тексты – своеобразный образец,

эталон, хранитель русского литературного языка. Младший дошкольный

возраст – период активного словотворчества, особой чувствительности к

языку.

Поэтому

необходимо

включать

тексты,

где

представлена

разнообразная

игра

слова

(звучанием,

значением,

грамматической

формой).

Речевой центр

Содержательное насыщение центра определили не случайно, а в строгом

соответствии с программой, физиологическими и психолого-

педагогическими особенностями формирования речи детей.

Мы совместно с воспитателями группы придумали название речевому

центру «Домик совуньи-говоруньи». Поселили в «нем» персонаж-

совунью из мультфильма смешарики,(она учит детей правильному

выполнению артикуляционной гимнастики) что вызвает интерес к

занятиям у детей.

Необходимым атрибутом речевого центра является зеркало.

Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно

лексической теме.

Для развития лексико-грамматической стороны речи приобретены

папки с предметными и сюжетными картинами для пересказов, словесные

игры и задания по текущей лексической теме. Это способствует развитию

речи, расширению представлений об окружающем мире,

пространственной ориентации, наблюдательности и воображения.

Самостоятельно были изготовлены схемы для составления описательных

рассказов по плану, пособия на дифференциацию предлогов.

Для коррекции звукопроизношения имеется картинный материал для

артикуляционных гимнастик, зеркало для индивидуальной работы рабочие

альбомы с артикуляционными упражнениями и соответствующим

занимательным картинным материалом, альбомы со сказками для

артикуляционной гимнастики, альбомы с чистоговорками на свистящие,

шипящие и сонорные звуки, на дифференциацию звуков.

Для развития физиологического дыхания: материал на поддувание

«Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в

ворота» (листочки, снежинки, маятники, самолетики, султанчики,

перышки, мыльные пузыри, воздушные шары, ветряки, легкие кораблики,

трубочки разных диаметров ).

Для развития мелкой моторики имеются: маленькие мячи

(пластиковые, резиновые, вязаные, «ежики»), грецкие орехи (массаж),

бассейн наполненный крупой, матрешки, мозаики, конструкторы, лого,

пазлы, различные шнуровки, пристегивание, картотека пальчиковых игр.

Для подготовки к обучению грамоте оформлен центр с магнитной

доской, комплектом цветных магнитных букв, «Веселый паровоз из

гласных и согласных букв» ,логопедическая азбука, буквы сделанные

руками детей из подручных средств, палочки , шнурочки для

выкладывания букв. «Слоговое лото»; «Волшебная тесьма»; «Найди место

звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др. ;

серия «Умные игры», ребусы. кубики «Азбука в картинках», «Учись

читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» ; альбом «Изучаем буквы»;

пособие «Говорящая азбука»; волшебный домик «Букварь» Н. С. Жукова,

«Чтение по слогам» и т. д.

Для развития и формирование фонематического восприятия и слуха

Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные

инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка,

колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для

высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками

(звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ) ; звуковички гласных и согласных звуков

(домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата») ;

индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова;

звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре

слова «Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»;

«Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»;

Для закрепление навыков правильного звукопроизношения

поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в

предложениях, в связной речи).Мелкие игрушки; предметные картинки;

сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук;

логопедические альбомы для автоматизации различных звуков,

чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики

звуков; схема слова; зеркала в ассортименте Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р,

Л; «Логопедическое лото»; «Веселая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю

(Р, Л) »

Для развитие мелкой моторики

Сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты;

пальчиковые игры «Мир твоих фантазий» (различный материал для

составления букв) Игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики;

игры-шнуровки и др.

Методическое, дидактическое сопровождение включает следующие

разделы: справочная и методическая литература, учебно-методические

планы по разделам коррекции и развития речи, пособия по

дидактическому обеспечению коррекционно-развивающего процесса.

Насыщая групповое пространство, мы позаботились в первую очередь о

том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные

потребности в общении с взрослыми и сверстниками.

При проектировании воспитательно – образовательного процесса, в

соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей,

для успешной реализации целей и задач образовательной области

«Коммуникация» старались обеспечить интегративный подход и к

организации развивающих центров активности детей.

Иновационность подхода к организации среды развития ребенка

определяется актуальностью интеграции не только образовательных

областей, определенных ФГТ, но и центров.

Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда

создает возможности для преодоления отставания в речевом и физичесом

развитии и позволяет ребенку закреплять свои способности не только в

непосредственно – образовательной деятельности, но и в свободной

деятельности, стимулирует развитие самостоятельности и

самодеятельности, формирует чувство защищенности и уверенности в

себе, а значит, способствует гармоничному развитию личности.



В раздел образования