Автор: Волобуева Марина Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ЧОУ " Современный гуманитарный лицей"
Населённый пункт: Республика Калмыкия город Элиста
Наименование материала: статья
Тема: Об учительстве
Раздел: полное образование
Формирование нравственности на уроках литературы.
Волобуева Марина Петровна,
учитель русского языка и литературы,
частное общеобразовательное учреждение
«Современный гуманитарный лицей»
Россия Республика Калмыкия г.Элиста
Великий русский писатель Л.Н. Толстой говорил о том, что
«хорошему учителю достаточно иметь только два качества –
большие знания и большое сердце». Я считаю, что именно такими
качествами и обладает наш учитель.
Меня, как учителя русского языка и литературы, а также
классного руководителя, волнует падение нравственности среди
молодого поколения. Поэтому на своих уроках я во главу угла
ставлю
проблему
нравственного
воспитания,
которая
на
сегодняшний день остается одной из основных проблем. А предмет
литература – это тот источник в воспитании всех нравственных
начал человека, который может ответить на все интересующие их
вопросы, и чем разнообразнее будут формы урока, тем больше
примеров нравственности будет у учащихся
О проведении различных форм урока писал в одной из
своих статей Геннадий Никандрович Волков. Статья называлась
«Педагогическая академия Льва Толстого». В ней академик писал:
«Толстой - великий педагог, философ, народный просветитель,
историк, ученый-филолог. …он педагог - экспериментатор, педагог
- новатор высочайшего класса. Его уроки поучительны и для
современного школьного директора, и инспектора, и рядового
учителя…».
Я работаю над активными формами урока : урока-беседы,
урока-конференции,
урока-лекции,
урока-семинара,
урока-суда.
После
проведения
таких
уроков
остается
незабываемое
впечатление, смотришь на своих ребят и удивляешься их таланту,
умению так точно выбрать персонажа, подобрав к нему мимику,
нотки в голосе, элементы костюма. На таких уроках наши дети,
пусть они шаловливы и приносят нам массу огорчений, умеют
чувствовать, понимать и страдать. Учиться - это значит прожить
урок,
приобрести
собственный
опыт,
лично
прочувствовать
события
На одном из республиканских семинарах для учителей
русского языка и литературы я проводила открытый урок, урок-
беседу
по
произведению
Валентина
Распутина
«Уроки
французского». Тема урока была «Поступок Лидии Михайловны
педагогическое преступление или …?». Ребятами было сказано
много слов в защиту учителя и осуждения в адрес директора
школы, который, не разобравшись в ситуации, уволил молодую
учительницу за то, что она играла в «замеряшки» (игра на деньги)
со своим учеником, который находился, как сейчас бы сказали, в
трудной жизненной ситуации. По итогам урока можно сделать
вывод о формировании жизненной позиции у подростков, умеющих
определить ориентиры справедливости, понять время , когда это
происходило и, самое главное, проявить чувство эмпатии каждого
героя произведения.
Таким образом, формирование нравственности на уроке
литературы становится актуальной. И только учитель является
центром формирования, так как все предпринятые попытки в наше
время «вернуть» нравственность сошли на нет. И остается только
учитель.