Автор: Маркина Галина Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 257"
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: статья
Тема: «Занимательная математика»
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по математике в старшей группе
«Занимательная математика»
Цель: создание условий для закрепления математических знаний.
Задачи:
обобщить знания детей о целом и частях, закрепить умение делить предмет
на две, четыре части;
уточнить знания о прямом и обратном счете;
уточнить знания о геометрических фигурах;
продолжить формировать умение находить значение выражений;
продолжить формировать умение четко, быстро отвечать на поставленные
вопросы;
воспитывать
дружеские
взаимоотношения
между
детьми,
стремление
радовать старших своими достижениями, воспитывать интерес к занятиям
математики.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель
- Доброе утро!
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было
хорошее настроение.
Молодцы! А сейчас внимательно послушайте меня.
Сегодня у нас необычное занятие. Я приготовила для вас сюрприз, но вы
сможете его найти, если пройдете все испытания. На каждом испытании вам
будет дана подсказка. Задания будут сложными, но интересными. Выполнив
все задания, вы узнаете, какой сюрприз нас ждет. Вы готовы? Тогда в путь!
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети : Осень.
Воспитатель: Перечислите все осенние месяцы.
Дети : Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Сейчас утро, день или вечер?
Дети: Утро
Воспитатель: Назовите по порядку дни недели.
Задачи - шутки на сообразительность и смекалку
1. Кто быстрее плавает утенок или цыпленок?
2. Кто быстрее долетит до цветка бабочка или гусеница?
3. На одном берегу утята на другом - цыплята. Посередине островок. Кто
быстрее доплывет до острова?
4. Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
5. Катится по столу колесо: один угол у него красный, другой зеленый,
третий желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет мы
увидим?
6. По морю плыл большой, красивый паровоз. На палубе было много людей.
Всем было хорошо. Как звали капитана?
7. Летели два крокодила. Один красный, другой синий. Кто быстрее долетит?
8. У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько у мамы
детей?
9. Что едят крокодилы на северном полюсе?
Физминутка
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз. (Дети имитируют все движения, описанные в
стихотворении).
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны, правильно ответили на все
вопросы. И я вам даю подсказку. Прикрепляю на доску первую подсказку
Воспитатель: Ребята, что это?
Дети: Прямоугольник
Воспитатель: Как вы думаете, какое у него настроение?
Дети: грустное, невеселое
Воспитатель: А почему он загрустил?
Дети: потому, что он один, рядом нет его друзей
Воспитатель: А с кем у нас дружит прямоугольник?
Дети: с кругом, квадратам, овалом, треугольником
Игра «Загадки - отгадки».
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый…
Треугольник.
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня! (круг)
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).
Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестренки.
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это …(квадрат)
Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком (прямоугольник)
Воспитатель: А давайте мы найдем его друзей, в предметах, которые нас
окружают. Я вам буду называть предмет, а вы должны изобразить его
геометрической фигурой.
ТАРЕЛКА, ДВЕРЬ, КРЫША ДОМА, ОГУРЕЦ, ПЛАТОК.
Работаем на на листе простым карандашом .
Воспитатель: Какие фигуры у вас получились? Назовите их.
Дети: Круг, прямоугольник, треугольник, овал, квадрат.
Воспитатель: Как их можно назвать одним словом?
Дети: Геометрические фигуры .
Воспитатель: Сколько всего фигур?
Дети: 5
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились без проблем. Вот и
вторая подсказка для нашего сюрприза. И вам я предлагаю опять поиграть.
Игра «Ремонт моста»
– Ребята нам надо с вами перейти реку , но на ней разобран мост. Давайте
отремонтируем его. На каждой дощечке есть цифра. Чтобы наш мост был
крепким, дощечки с цифрами надо сложить по порядку, от 1 до 10.
(Самостоятельная работа детей) .
– Проверим. Сосчитайте дощечки по порядку. Ничего не пропустили? (Нет)
Теперь посчитайте в обратном порядке.
– Назовите, какая цифра стоит перед цифрой 6, 8, 10? (5, 7, 9.)
– Назовите соседей цифр 4, 6, 9? (3 – 5, 5 – 7, 8 – 10.)
Молодцы, все сделали правильно!
– Ребята, наш мост в порядке, а теперь присаживайтесь на свои места.
Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо справились с цифрами, и мы с
вами заработали третью подсказку.
Пальчиковая гимнастика:
«ДЕТСКИЙ САД» (пальчиковая гимнастика )
Детский сад, детский сад,
Он всегда ребятам рад. (хлопки на каждое слово)
Буду в садике играть (показ жеста «ку-ку» - спрятаться)
И конструктор собирать, (пальцы кистей соприкасаются)
И игрушки за собой убирать. (руки движутся вправо-влево)
Буду бойко танцевать (приседание)
И лепить, и рисовать, (имитировать лепку, рисование)
Буду песни каждый день напевать. (руки сложить "замком" перед собой)
Игра «Рыбка плавает»
-М ы сегодня с вами будем дрессировщиками, но не обычными мы будем
учить сегодня с вами плавать рыбку в разных направлениях и так
приготовились:
Рыбка плавает в середине пруда
Рыбка поплыла в левый верхний угол
Рыбка поплыла в правый нижний угол
Рыбка вернулась опять в центр листа
Затем поднялась вверх опустилась вниз
Рыбка поплыла в левый нижний угол
Дальше она отправилась в правый верхний угол здесь ее путешествие
заканчивается.
Молодцы ребята справились с заданием.
Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо справились с цифрами, и мы с
вами заработали четвертую подсказку.
У вас на листочке нарисована подсказка, послушайте загадку:
«Ах, вы сладкие вкусняшки, что вы прячетесь в бумажки? Не получится,
найдут! Вас они и выдают» (конфеты).
Давайте дорисуем конфету.
Теперь вы знаете какой сюрприз вас ждет.
Чтобы найти сюрприз, вы должны сделать 4 шага вперед, 3 шага направо, 6
шагов налево и т.д.
(дети находят сюрприз).
Итог занятия:
Вам понравилось искать сюрприз и выполнять задания? Какие задания
больше
понравились?
(ответы
детей).
А мне понравилось, что вы старались, и были очень активны.
На этом занятие окончено.
Молодцы!