Напоминание

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА


Автор: Гершенёва Галина Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ОГКУ "ЦСПСиД Томского района"
Населённый пункт: Томская область, Томский район, село Октябрьское
Наименование материала: Статья
Тема: ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО

СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

С начала жизненного пути ребенок участвует процессе социального взаимодействия.

Первичный опыт общения малыш приобретает еще до того, как обрел способность

воспроизводить звуки.

Понятие «социализация» обозначает процесс трансформации личности посредством

освоения социально - ценностных ориентаций общества, культуры, исторического опыта,

принятых правил и норм поведения.

В педагогике термин «социализация», как правило, связывают с понятиями

«обучение» и «воспитание».

Высокий уровень социализации человека является важным показателем степени его

адаптации к жизни в обществе. Ребёнок постепенно совершенствуется под влиянием

окружающих людей, адаптируется, приучается нести определенную ответственность за

свои действия.

В современном обществе востребован активный индивид с высокоразвитыми

творческими способностями, гармонично взаимодействующий с окружающими,

эффективно и грамотно решающий поставленные задачи.

Социальное развитие личности формируется в деятельности от самовосприятия к

самореализации и социально ответственному поведению.

Именно в дошкольный период берет свое начало процесс социализации личности ребенка.

Начинает формироваться связь ребенка с ведущими областями бытия: миром людей,

предметов и явлений природы.

Инновационные процессы, проходящие в системе образования, в первую очередь

направлены на создание механизмов совершенствования подготовки высокообразованной,

интеллектуально развитой личности, формирование активной жизненной позиции

каждого из воспитанников. Именно в дошкольном возрасте реализуется начальный

адаптационный период социальной жизни человека.

В период дошкольного детства социальное окружение способствует формированию

системы ценностей и привычек ребенка, вырабатывается характер, усваиваются нормы,

развиваются социальные качества и основы социальных отношений. В дальнейшем это

предопределяет стиль жизни и жизненный план человека.

Целью деятельности педагогического сообщества является развитие у детей

дошкольного возраста навыков, нужных для адекватного поведения в обществе,

содействующих созданию оптимальных условий для развития личности ребенка.

В процессе становления личности ребёнка заметную роль играют разнообразные

виды творческой деятельности. Творчество является механизмом совершенствования и

прогресса в любой сфере деятельности.

Навыки работы по заданному образцу и с учетом определенных правил, выполнение

инструкций педагога формирует необходимый фундамент для развития определенных

навыков взаимодействия с товарищами и окружающими взрослыми, но и является

залогом будущей успешной учебной деятельности.

Занятия творчеством приучают малышей быть аккуратными, усидчивыми,

наблюдательными и терпеливыми, быть более доброжелательными по отношению к

сверстникам.

У детей совершенствуются воображение, креативное мышление и фантазия.

Занимаясь творческой деятельностью, дошкольники находятся в обстановке игры.

Процесс социализации в доверительной и игровой атмосфере проходит мягче и быстрее,

что способствует погружению в творческий процесс и раскрепощению воспитанников.

Овладение навыками изобразительной деятельности тесно связано с развитием

волевых качеств личности ребенка, обеспечивает эмоциональное, образное мышление и

воображение, прививает желание трудиться и добиваться положительного результата.

У ребенка занимающегося творчеством крепнет ощущение собственной личностной

ценности, постепенно формируются социальные контакты, умножается чувство

самоконтроля. Помимо всего перечисленного, творческая деятельность способствует

снижению уровня тревожности и личностных переживаний, в других условиях

кажущихся непреодолимыми. Ребенку дошкольного возраста легче выразить с помощью

зрительных образов испытываемые чувства и эмоции.

В рамках организации коллективных форм сотворчества у ребенка начинает

формироваться умение договариваться со сверстниками, такие качества, как

взаимопомощь, терпимость и позитивное отношение к результатам труда других детей

группы.

В отдельных случаях, когда ребенок в силу особенностей состояния здоровья не

имеет возможности говорить или слышать, тогда изобразительная деятельность порой

оказывается единственным средством проясняющим чувства и убеждения маленького

человека.

Творческие способности дошкольника – это индивидуальные качества,

предопределяющие успешность осуществления творческой деятельности. Способности к

занятиям творчеством зависят от множества личностных качеств ребенка, таких как:

- умение обнаруживать то, что могут не замечать другие;

- за небольшой временной промежуток формировать массу различных небанальных идей;

- без труда соотносить различные понятия;

- готовность к познавательной деятельности;

- применять знания, полученные в процессе решения одной задачи, к решению другой;

- прицельно создавать условия, в которых объект максимально полно отображает свою

суть.

Художественно-творческая деятельность представляет богатый выбор видов работ с

детьми с целью их социализации. Это может быть:

- рисование (кисть, карандаш, пластилин, выдувание, монотипия);

- лепка (тесто, пластилин, глина, пластик, папье-маше);

- аппликация (бумага, опилки, ткани, природный материал, декупаж, коллаж;

- работа с бумагой (оригами, кирикоми, квиллинг, торцевание, объемная аппликация);

- вязание (крючок, плетение (макраме, сложенные газеты, бумага);

- театральная деятельность (использование жестов и мимики в заучивании стихов,

упражнения на общую координацию, диалоги, самодельный кукольный театр (бибабо,

театр на крышечках, перчаточные куклы, использование и изготовление реквизита и

костюмов, масок). На занятиях театральной деятельностью осуществляется эффективное

овладение общепринятыми нормами поведения.

Формы работы по формированию социальных качеств и усвоению основ социальных

отношений многообразны. Это может быть и самостоятельная работа, и часть

интегрированного процесса, и организация досуга или свободного времени.

Сплав театрализованной деятельности и сюжетно-ролевой игры, позволяет

объединить детей общей идеей, заинтересовать интересной деятельностью, продолжая

быть игрой.

Многообразие вариантов творческой деятельности предоставляет возможность

создать ситуацию успеха: дети овладевают важным личностным качеством – уверенность

в своих силах. Зная, что, каждый силен в своем, одному удается лучше рисование, а

другому что-то другое, дети не испытывают чувства зависти.

В процессе овладения навыками художественно-творческой деятельности дети

проявляют неподдельные эмоции, что развивает их способность к взаимопомощи,

позволяет накопить наиболее позитивный социальный опыт. Позитивный настрой,

спокойствие и терпение в общении – лучший показатель успешной социализации

воспитанников что позволяет сделать вывод о том, что художественно – творческая

деятельность является очень эффективным средством социализации детей дошкольного

возраста.



В раздел образования