Автор: Гершенёва Галина Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ОГКУ "ЦСПСиД Томского района"
Населённый пункт: Томская область, Томский район, село Октябрьское
Наименование материала: Статья
Тема: ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Раздел: дошкольное образование
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО
СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
С начала жизненного пути ребенок участвует процессе социального взаимодействия.
Первичный опыт общения малыш приобретает еще до того, как обрел способность
воспроизводить звуки.
Понятие «социализация» обозначает процесс трансформации личности посредством
освоения социально - ценностных ориентаций общества, культуры, исторического опыта,
принятых правил и норм поведения.
В педагогике термин «социализация», как правило, связывают с понятиями
«обучение» и «воспитание».
Высокий уровень социализации человека является важным показателем степени его
адаптации к жизни в обществе. Ребёнок постепенно совершенствуется под влиянием
окружающих людей, адаптируется, приучается нести определенную ответственность за
свои действия.
В современном обществе востребован активный индивид с высокоразвитыми
творческими способностями, гармонично взаимодействующий с окружающими,
эффективно и грамотно решающий поставленные задачи.
Социальное развитие личности формируется в деятельности от самовосприятия к
самореализации и социально ответственному поведению.
Именно в дошкольный период берет свое начало процесс социализации личности ребенка.
Начинает формироваться связь ребенка с ведущими областями бытия: миром людей,
предметов и явлений природы.
Инновационные процессы, проходящие в системе образования, в первую очередь
направлены на создание механизмов совершенствования подготовки высокообразованной,
интеллектуально развитой личности, формирование активной жизненной позиции
каждого из воспитанников. Именно в дошкольном возрасте реализуется начальный
адаптационный период социальной жизни человека.
В период дошкольного детства социальное окружение способствует формированию
системы ценностей и привычек ребенка, вырабатывается характер, усваиваются нормы,
развиваются социальные качества и основы социальных отношений. В дальнейшем это
предопределяет стиль жизни и жизненный план человека.
Целью деятельности педагогического сообщества является развитие у детей
дошкольного возраста навыков, нужных для адекватного поведения в обществе,
содействующих созданию оптимальных условий для развития личности ребенка.
В процессе становления личности ребёнка заметную роль играют разнообразные
виды творческой деятельности. Творчество является механизмом совершенствования и
прогресса в любой сфере деятельности.
Навыки работы по заданному образцу и с учетом определенных правил, выполнение
инструкций педагога формирует необходимый фундамент для развития определенных
навыков взаимодействия с товарищами и окружающими взрослыми, но и является
залогом будущей успешной учебной деятельности.
Занятия творчеством приучают малышей быть аккуратными, усидчивыми,
наблюдательными и терпеливыми, быть более доброжелательными по отношению к
сверстникам.
У детей совершенствуются воображение, креативное мышление и фантазия.
Занимаясь творческой деятельностью, дошкольники находятся в обстановке игры.
Процесс социализации в доверительной и игровой атмосфере проходит мягче и быстрее,
что способствует погружению в творческий процесс и раскрепощению воспитанников.
Овладение навыками изобразительной деятельности тесно связано с развитием
волевых качеств личности ребенка, обеспечивает эмоциональное, образное мышление и
воображение, прививает желание трудиться и добиваться положительного результата.
У ребенка занимающегося творчеством крепнет ощущение собственной личностной
ценности, постепенно формируются социальные контакты, умножается чувство
самоконтроля. Помимо всего перечисленного, творческая деятельность способствует
снижению уровня тревожности и личностных переживаний, в других условиях
кажущихся непреодолимыми. Ребенку дошкольного возраста легче выразить с помощью
зрительных образов испытываемые чувства и эмоции.
В рамках организации коллективных форм сотворчества у ребенка начинает
формироваться умение договариваться со сверстниками, такие качества, как
взаимопомощь, терпимость и позитивное отношение к результатам труда других детей
группы.
В отдельных случаях, когда ребенок в силу особенностей состояния здоровья не
имеет возможности говорить или слышать, тогда изобразительная деятельность порой
оказывается единственным средством проясняющим чувства и убеждения маленького
человека.
Творческие способности дошкольника – это индивидуальные качества,
предопределяющие успешность осуществления творческой деятельности. Способности к
занятиям творчеством зависят от множества личностных качеств ребенка, таких как:
- умение обнаруживать то, что могут не замечать другие;
- за небольшой временной промежуток формировать массу различных небанальных идей;
- без труда соотносить различные понятия;
- готовность к познавательной деятельности;
- применять знания, полученные в процессе решения одной задачи, к решению другой;
- прицельно создавать условия, в которых объект максимально полно отображает свою
суть.
Художественно-творческая деятельность представляет богатый выбор видов работ с
детьми с целью их социализации. Это может быть:
- рисование (кисть, карандаш, пластилин, выдувание, монотипия);
- лепка (тесто, пластилин, глина, пластик, папье-маше);
- аппликация (бумага, опилки, ткани, природный материал, декупаж, коллаж;
- работа с бумагой (оригами, кирикоми, квиллинг, торцевание, объемная аппликация);
- вязание (крючок, плетение (макраме, сложенные газеты, бумага);
- театральная деятельность (использование жестов и мимики в заучивании стихов,
упражнения на общую координацию, диалоги, самодельный кукольный театр (бибабо,
театр на крышечках, перчаточные куклы, использование и изготовление реквизита и
костюмов, масок). На занятиях театральной деятельностью осуществляется эффективное
овладение общепринятыми нормами поведения.
Формы работы по формированию социальных качеств и усвоению основ социальных
отношений многообразны. Это может быть и самостоятельная работа, и часть
интегрированного процесса, и организация досуга или свободного времени.
Сплав театрализованной деятельности и сюжетно-ролевой игры, позволяет
объединить детей общей идеей, заинтересовать интересной деятельностью, продолжая
быть игрой.
Многообразие вариантов творческой деятельности предоставляет возможность
создать ситуацию успеха: дети овладевают важным личностным качеством – уверенность
в своих силах. Зная, что, каждый силен в своем, одному удается лучше рисование, а
другому что-то другое, дети не испытывают чувства зависти.
В процессе овладения навыками художественно-творческой деятельности дети
проявляют неподдельные эмоции, что развивает их способность к взаимопомощи,
позволяет накопить наиболее позитивный социальный опыт. Позитивный настрой,
спокойствие и терпение в общении – лучший показатель успешной социализации
воспитанников что позволяет сделать вывод о том, что художественно – творческая
деятельность является очень эффективным средством социализации детей дошкольного
возраста.