Напоминание

Роль воспитателя в формировании личности ребенка в центре социальной помощи семье и детям.


Автор: Полякова Ольга Семёновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ОГКУ "ЦСПСиД Томского района"
Населённый пункт: Томская область, Томский район, село Октябрьское
Наименование материала: Статья
Тема: Роль воспитателя в формировании личности ребенка в центре социальной помощи семье и детям.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

Роль воспитателя в формировании личности ребенка

в центре социальной помощи семье и детям.

Центр социальной помощи семье и детям – это пристанище для детей, выбитых из

жизненной колеи, особое детское учреждение, одновременно и трагическое и

оптимистическое.

Дети, поступающие в центр, как правило, из неблагополучных семей, они живут

только в настоящем, у них отсутствуют чёткие представления о своём будущем и слабое

понимание возможностей самореализации. Большинство из них получили

психологические травмы, имеют проблемы в образовании, общении, у них высокий

уровень тревожности, агрессивности. Понятно, что у каждого из таких детей своя боль.

Попадая в центр, ребёнок проходит процесс адаптации, т.е. приспособление к новым

условиям среды жизнедеятельности.

Помещение ребенка в центр, с одной стороны, драматическое событие, вызванное

катастрофическим неблагополучием в его жизни, с другой - рубеж, открывающей

возможность возродиться в социально-психологическом плане, поправить здоровье,

получить право на достойную жизнь человека. Первичная адаптация ребенка к жизни в

социально здоровой среде.

Ребенок в центре обычно находится до полугода. За это короткое время не всегда

удается преодолеть все негативные последствия его противоестественной жизни. Но есть

возможность хотя бы приобщить его к другим формам взаимоотношений между людьми:

без угроз, оскорблений, физических расправ. Он должен понять, что можно жить и в

обществе, в котором нет насилия, где люди уважительно и по-другому относятся друг к

другу.

Важнейшая задача воспитателя центра - показать ребенку, что существует мир, в

котором его понимают, принимают, хотят ему добра, пытаются создать условия для того,

чтобы он, в свою очередь, принял новую систему социальных отношений, освоился в ней

и захотел жить в соответствии с ней.

Восстановление и развитие важнейших форм человеческой жизнедеятельности - игры,

познания, труда, общения.

Дети, попавшие в центр, не умеют играть и не тянуться к игре, их представление о

мире находится на "пещерном" уровне, подростки, для которых общение со сверстниками

является наибольшей ценностью, осваивая лишь такие его формы, как вербальная или

физическая агрессия.

Игра, познание, труд, общение - это те виды деятельности, без которых невозможна

социализация ребенка, адаптация его в нормальном человеческом обществе, социальное

возрождение ребенка в центре возможно лишь тогда, когда созданы условия его

вхождения в мир, игры, познания, преобразующей области.

Вся деятельность центра нацелена на коррекцию, реабилитацию и формирование

личности детей.

Центр социальной помощи семье и детям – это учреждение временного пребывания

ребенка, но в документах, регулирующих его деятельность, этот срок не обозначается, так

как программа социального возрождения и устройства дальнейшей жизни каждого

ребенка имеет и свое содержание, свою продолжительность во времени.

Как только ребенок приходит в центр, у него появляется — воспитатель, который

способствует знакомству детей друг с другом, созданию положительной, уютной

атмосферы в коллективе, сотрудничества, взаимопонимания. Именно воспитатель,

является наиболее значимым в развитии гармоничной, свободной, высоконравственной,

духовно обогащенной личности. Воспитание в ребенке сильной личности невозможно без

духовно-нравственной базы. Если человек научится мудрому отношению к страданиям и

испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.

Работая в центре социальной помощи семье и детям, мы стараемся решить данную

проблему. Наша задача состоит в помощи воспитанникам встать на путь положительного

развития, воспитании в них ответственности, доброжелательности, сдержанности,

терпимости.

Приоритетным направлением личностного развития является индивидуализация

деятельности, позволяющая увидеть неповторимость и уникальность каждого ребенка,

выделение в нем хороших сторон и опора на них в своей работе, а не просто опора на

возрастную статистическую норму.

Важная задача системы социально-педагогической поддержки детства - восстановить

воспитательный потенциал семьи, поскольку ни одно даже самое прекрасное

государственное учреждение не сможет заменить ребенку семью, и поэтому следует

направить все усилия на то, чтобы реабилитировать ее в социальном, психологическом,

педагогическом и других отношениях.

Для развития личности ребенка, формирования культуры поведения, требуется

соблюдение таких принципов как:

Системность.

Работа по формированию культуры поведения должна проводиться систематически.

Педагог гибко распределяет содержание в течение всего процесса. Целесообразно

проводить во второй половине дня специально организованные занятия. Что же касается

нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться

как в утреннее время, так и во второй половине дня. Однако все это не исключает работы

воспитателя с детьми вне занятий, так как нельзя заранее обозначить всю гамму

спонтанно возникающих ситуаций и сложностей, и от педагога могут потребоваться

дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации,

привлечение соответствующей художественной литературы.

Опора на положительное.

Педагоги обязаны выявлять положительное в ребенке и, опираясь на хорошее,

развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные

качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.

В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с

воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество. Терпение и

заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные

результаты. Опытные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансируют

будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение, внушают

уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие

воспитанникам, ободряют их при неудачах.

Гуманность воспитательного процесса.

Принцип требует гуманного отношения к личности воспитанника; уважения его прав

и свобод; предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных

требований; уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается

выполнять предъявляемые требования; уважения права человека быть самим собой;

доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

ненасильственного формирования требуемых качеств; отказа от телесных и других

унижающих честь и достоинство личности наказаний; признания права личности на

полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам

противоречат ее убеждениям.

Личностно деятельный подход.

Педагог должен постоянно изучать и хорошо знать индивидуальные особенности

темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников.

Уметь диагностировать и знать реальный уровень сформированности таких важных

личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность

личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы.

Постоянно привлекать каждого воспитанника к посильной для него воспитательной

деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности.

Своевременно выяснять и устанавливать причины, которые могут помешать

достижению цели, максимально опираться на собственную активность личности.

Сочетать воспитание с самовоспитанием личности, помогать в выборе целей, методов,

форм самовоспитания.

Развивать самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не

столько руководить, сколько умело организовать и направлять ведущую к успеху

деятельность.

Развивать нравственные идеалы, нормы и правила общечеловеческой морали, чувство

долга и чести, порядочности, правдивости, честности.

Единство воспитательных воздействий.

Все лица, причастные к воспитанию, должны действовать сообща, предъявлять

воспитанникам согласованные требования, идти рука об руку, помогая другу, дополняя и

усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не

достигается, а противодействует, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом

испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти,

не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Надо

сложить действие всех сил.

В зависимости от того, что мы вложим в душу ребенка, будет зависеть, что возведет

ребенок сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Важно не

только сформировать моральное сознание, нравственные чувства, но и, самое главное, -

включить ребенка в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные

отношения. Только построив отношения с детьми на основе искренности и доверия,

уважения их достоинства можно добиться таких результатов, которые позволят молодому

поколению уверенно войти в мир взрослых, состоятся в нем.

Таким образом, роль воспитателя в формировании личности ребенка очень велика. От

того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими

людьми они вырастут. Основное назначение педагога - максимальное развитие каждого

ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.



В раздел образования