Автор: Полякова Ольга Семёновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ОГКУ "ЦСПСиД Томского района"
Населённый пункт: Томская область, Томский район, село Октябрьское
Наименование материала: Статья
Тема: Роль воспитателя в формировании личности ребенка в центре социальной помощи семье и детям.
Раздел: дошкольное образование
Статья
Роль воспитателя в формировании личности ребенка
в центре социальной помощи семье и детям.
Центр социальной помощи семье и детям – это пристанище для детей, выбитых из
жизненной колеи, особое детское учреждение, одновременно и трагическое и
оптимистическое.
Дети, поступающие в центр, как правило, из неблагополучных семей, они живут
только в настоящем, у них отсутствуют чёткие представления о своём будущем и слабое
понимание возможностей самореализации. Большинство из них получили
психологические травмы, имеют проблемы в образовании, общении, у них высокий
уровень тревожности, агрессивности. Понятно, что у каждого из таких детей своя боль.
Попадая в центр, ребёнок проходит процесс адаптации, т.е. приспособление к новым
условиям среды жизнедеятельности.
Помещение ребенка в центр, с одной стороны, драматическое событие, вызванное
катастрофическим неблагополучием в его жизни, с другой - рубеж, открывающей
возможность возродиться в социально-психологическом плане, поправить здоровье,
получить право на достойную жизнь человека. Первичная адаптация ребенка к жизни в
социально здоровой среде.
Ребенок в центре обычно находится до полугода. За это короткое время не всегда
удается преодолеть все негативные последствия его противоестественной жизни. Но есть
возможность хотя бы приобщить его к другим формам взаимоотношений между людьми:
без угроз, оскорблений, физических расправ. Он должен понять, что можно жить и в
обществе, в котором нет насилия, где люди уважительно и по-другому относятся друг к
другу.
Важнейшая задача воспитателя центра - показать ребенку, что существует мир, в
котором его понимают, принимают, хотят ему добра, пытаются создать условия для того,
чтобы он, в свою очередь, принял новую систему социальных отношений, освоился в ней
и захотел жить в соответствии с ней.
Восстановление и развитие важнейших форм человеческой жизнедеятельности - игры,
познания, труда, общения.
Дети, попавшие в центр, не умеют играть и не тянуться к игре, их представление о
мире находится на "пещерном" уровне, подростки, для которых общение со сверстниками
является наибольшей ценностью, осваивая лишь такие его формы, как вербальная или
физическая агрессия.
Игра, познание, труд, общение - это те виды деятельности, без которых невозможна
социализация ребенка, адаптация его в нормальном человеческом обществе, социальное
возрождение ребенка в центре возможно лишь тогда, когда созданы условия его
вхождения в мир, игры, познания, преобразующей области.
Вся деятельность центра нацелена на коррекцию, реабилитацию и формирование
личности детей.
Центр социальной помощи семье и детям – это учреждение временного пребывания
ребенка, но в документах, регулирующих его деятельность, этот срок не обозначается, так
как программа социального возрождения и устройства дальнейшей жизни каждого
ребенка имеет и свое содержание, свою продолжительность во времени.
Как только ребенок приходит в центр, у него появляется — воспитатель, который
способствует знакомству детей друг с другом, созданию положительной, уютной
атмосферы в коллективе, сотрудничества, взаимопонимания. Именно воспитатель,
является наиболее значимым в развитии гармоничной, свободной, высоконравственной,
духовно обогащенной личности. Воспитание в ребенке сильной личности невозможно без
духовно-нравственной базы. Если человек научится мудрому отношению к страданиям и
испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.
Работая в центре социальной помощи семье и детям, мы стараемся решить данную
проблему. Наша задача состоит в помощи воспитанникам встать на путь положительного
развития, воспитании в них ответственности, доброжелательности, сдержанности,
терпимости.
Приоритетным направлением личностного развития является индивидуализация
деятельности, позволяющая увидеть неповторимость и уникальность каждого ребенка,
выделение в нем хороших сторон и опора на них в своей работе, а не просто опора на
возрастную статистическую норму.
Важная задача системы социально-педагогической поддержки детства - восстановить
воспитательный потенциал семьи, поскольку ни одно даже самое прекрасное
государственное учреждение не сможет заменить ребенку семью, и поэтому следует
направить все усилия на то, чтобы реабилитировать ее в социальном, психологическом,
педагогическом и других отношениях.
Для развития личности ребенка, формирования культуры поведения, требуется
соблюдение таких принципов как:
Системность.
Работа по формированию культуры поведения должна проводиться систематически.
Педагог гибко распределяет содержание в течение всего процесса. Целесообразно
проводить во второй половине дня специально организованные занятия. Что же касается
нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться
как в утреннее время, так и во второй половине дня. Однако все это не исключает работы
воспитателя с детьми вне занятий, так как нельзя заранее обозначить всю гамму
спонтанно возникающих ситуаций и сложностей, и от педагога могут потребоваться
дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации,
привлечение соответствующей художественной литературы.
Опора на положительное.
Педагоги обязаны выявлять положительное в ребенке и, опираясь на хорошее,
развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные
качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.
В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с
воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество. Терпение и
заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные
результаты. Опытные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансируют
будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение, внушают
уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие
воспитанникам, ободряют их при неудачах.
Гуманность воспитательного процесса.
Принцип требует гуманного отношения к личности воспитанника; уважения его прав
и свобод; предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных
требований; уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается
выполнять предъявляемые требования; уважения права человека быть самим собой;
доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;
ненасильственного формирования требуемых качеств; отказа от телесных и других
унижающих честь и достоинство личности наказаний; признания права личности на
полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам
противоречат ее убеждениям.
Личностно деятельный подход.
Педагог должен постоянно изучать и хорошо знать индивидуальные особенности
темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников.
Уметь диагностировать и знать реальный уровень сформированности таких важных
личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность
личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы.
Постоянно привлекать каждого воспитанника к посильной для него воспитательной
деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности.
Своевременно выяснять и устанавливать причины, которые могут помешать
достижению цели, максимально опираться на собственную активность личности.
Сочетать воспитание с самовоспитанием личности, помогать в выборе целей, методов,
форм самовоспитания.
Развивать самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не
столько руководить, сколько умело организовать и направлять ведущую к успеху
деятельность.
Развивать нравственные идеалы, нормы и правила общечеловеческой морали, чувство
долга и чести, порядочности, правдивости, честности.
Единство воспитательных воздействий.
Все лица, причастные к воспитанию, должны действовать сообща, предъявлять
воспитанникам согласованные требования, идти рука об руку, помогая другу, дополняя и
усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не
достигается, а противодействует, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом
испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти,
не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Надо
сложить действие всех сил.
В зависимости от того, что мы вложим в душу ребенка, будет зависеть, что возведет
ребенок сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Важно не
только сформировать моральное сознание, нравственные чувства, но и, самое главное, -
включить ребенка в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные
отношения. Только построив отношения с детьми на основе искренности и доверия,
уважения их достоинства можно добиться таких результатов, которые позволят молодому
поколению уверенно войти в мир взрослых, состоятся в нем.
Таким образом, роль воспитателя в формировании личности ребенка очень велика. От
того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими
людьми они вырастут. Основное назначение педагога - максимальное развитие каждого
ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.