Напоминание

ТРУДНЫЙ РЕБЕНОК


Автор: Соколова Алла Александровна
Должность: воспитатель гпд
Учебное заведение: ГБОУ №518
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: ТРУДНЫЙ РЕБЕНОК
Раздел: начальное образование





Назад




Трудный ребенок в классе

Агрессивное поведение, конфликтность

Соколова А.А. воспитатель ГПД

ГБОУ СОШ № 518

г. Санкт-Петербург

Выборгский район

Трудный ребенок в классе – проблема, становящаяся актуальной для

каждого педагога или воспитателя рано или поздно. Но проблема ли?

Для начала разберем понятия «трудный ребенок», «агрессивный

ребенок», «конфликтный ребенок».

Согласно определению Кудрявцева В. Н., трудный ребенок – это такой

ребенок, который требует особого отношения, повышенного внимания се-

мьи, воспитателя [2].

В школьной практике выделяют следующие группы трудных детей:

- ученики, нуждающиеся в медицинской помощи;

- педагогически запущенные ученики (социально дезадаптированные;

ученики с преступным поведением; дети, прогуливающие занятия, «изолиро-

ванные дети»);

- неуспевающие дети (с недостатками мотивационной сферы, с недо-

статками познавательной деятельности, с формирующимися приемами учеб-

ной деятельности, с недостатками развития психических процессов, дети,

неадекватно использующие свои индивидуально-типологические особенно-

сти)[1].

Нередко выше перечисленные проявления сочетаются и с агрессивно-

стью.

Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и

предпочтении использования насильственных средств для реализации своих

целей.

Конфликтность – одно из проявлений агрессивности, характеризуется

нежеланием уступать, договариваться, идти на уступки.

Стоит отметить, что самая главная опасность, исходящая от трудных

детей – это возможность причинения ими вреда другим, более спокойным де-

тям. Поэтому все усилия воспитателя должны быть направлены на:

- «усмирение» трудного ребенка, т. е. лишения его возможности при-

чинить кому – нибудь вред ( как показывает педагогический опыт, чаще

всего агрессивное поведение у трудных детей встречается в случаях, когда

им нечем заняться или же с выполнением поручения или задания они не

справляются. Поэтому ребенок должен быть все время занят посильной и ин-

тересной для него индивидуальной работой);

- обучение других детей нормам общения с таким ребенком: не кри-

чать на него, не считать его «дурачком» (что часто случается), относится к

нему вежливо и с сочувствием, пытаться ему помочь.

Воспитатель должен помнить, что агрессивным и конфликтным детям

нельзя перечить, запрещать, ставить ультиматумы, требовать выполнения за-

дания срочно; с ними стоит разговаривать только спокойным голосом, мягко,

предусматривая возможность подумать.

Рекомендации организации воспитателем деятельности детей в группе

продленного дня с трудным ребенком:

- на занятиях к трудному ребенку чаще всего обращаться за помощью (без-

условно, оказание помощи должно быть для него посильным);

- хорошо себя зарекомендовал метод сказкотерапии. Стоит учитывать, что

метод изначально психотерапевтический, но адаптировать его к работе с

детьми возможно: заранее придумайте сказку, персонаж которой будет

крайне похож на трудного ребенка. Задача ребят : продолжить сказку, пока-

зав, что с героем может произойти, если он продолжит себя вести также;

- включение трудного ребенка в социально значимую деятельность (начните

с малого, с небольших поручений, с которыми ребенок точно справится (вы-

резать, приклеить, принести и т.д.), постепенно повышая «планку» и объем

доверяемых ему поручений);

- развитие понятия безконфликтных отношений в группе с помощью игр, об-

суждения произведений литературы, рисунков, инсценировок и др.

Фактически цель воспитания трудного ребенка - формирование состоя-

ния самоперевоспитания[3].

Таким образом, организация деятельности трудного ребенка подразу-

мевает включение следующих компонентов:

- целенаправленной работы по нравственному просвещению (это уроки эти-

ки, нравственные беседы, индивидуальные

консультации и т.п.);

- актуализации всех источников нравственного опыта школьников (учебная,

общественно полезная, внеклассная работа,

отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, отно-

шения учитель - ученик, учитель -

родители учеников, повседневный стиль и «тон» работы школы);

- введения нравственных критериев в оценку всех без исключения видов дея-

тельности и проявлений личности

воспитанников;

- оптимального соотношения форм практической деятельности и нравствен-

ного просвещения на разных этапах с учетом

пола учащихся.

Литература

1.

Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в

детстве.- М.: Педагогика, 2015 г.

2.

Златогорская О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного

поведения детей // Школьный психолог. – 2006.- № 30-31.

3.

Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений – М.: Эксмо, 2016 - 286 с.



В раздел образования