Автор: Соколова Алла Александровна
Должность: воспитатель гпд
Учебное заведение: ГБОУ №518
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: ТРУДНЫЙ РЕБЕНОК
Раздел: начальное образование
Трудный ребенок в классе
Агрессивное поведение, конфликтность
Соколова А.А. воспитатель ГПД
ГБОУ СОШ № 518
г. Санкт-Петербург
Выборгский район
Трудный ребенок в классе – проблема, становящаяся актуальной для
каждого педагога или воспитателя рано или поздно. Но проблема ли?
Для начала разберем понятия «трудный ребенок», «агрессивный
ребенок», «конфликтный ребенок».
Согласно определению Кудрявцева В. Н., трудный ребенок – это такой
ребенок, который требует особого отношения, повышенного внимания се-
мьи, воспитателя [2].
В школьной практике выделяют следующие группы трудных детей:
- ученики, нуждающиеся в медицинской помощи;
- педагогически запущенные ученики (социально дезадаптированные;
ученики с преступным поведением; дети, прогуливающие занятия, «изолиро-
ванные дети»);
- неуспевающие дети (с недостатками мотивационной сферы, с недо-
статками познавательной деятельности, с формирующимися приемами учеб-
ной деятельности, с недостатками развития психических процессов, дети,
неадекватно использующие свои индивидуально-типологические особенно-
сти)[1].
Нередко выше перечисленные проявления сочетаются и с агрессивно-
стью.
Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и
предпочтении использования насильственных средств для реализации своих
целей.
Конфликтность – одно из проявлений агрессивности, характеризуется
нежеланием уступать, договариваться, идти на уступки.
Стоит отметить, что самая главная опасность, исходящая от трудных
детей – это возможность причинения ими вреда другим, более спокойным де-
тям. Поэтому все усилия воспитателя должны быть направлены на:
- «усмирение» трудного ребенка, т. е. лишения его возможности при-
чинить кому – нибудь вред ( как показывает педагогический опыт, чаще
всего агрессивное поведение у трудных детей встречается в случаях, когда
им нечем заняться или же с выполнением поручения или задания они не
справляются. Поэтому ребенок должен быть все время занят посильной и ин-
тересной для него индивидуальной работой);
- обучение других детей нормам общения с таким ребенком: не кри-
чать на него, не считать его «дурачком» (что часто случается), относится к
нему вежливо и с сочувствием, пытаться ему помочь.
Воспитатель должен помнить, что агрессивным и конфликтным детям
нельзя перечить, запрещать, ставить ультиматумы, требовать выполнения за-
дания срочно; с ними стоит разговаривать только спокойным голосом, мягко,
предусматривая возможность подумать.
Рекомендации организации воспитателем деятельности детей в группе
продленного дня с трудным ребенком:
- на занятиях к трудному ребенку чаще всего обращаться за помощью (без-
условно, оказание помощи должно быть для него посильным);
- хорошо себя зарекомендовал метод сказкотерапии. Стоит учитывать, что
метод изначально психотерапевтический, но адаптировать его к работе с
детьми возможно: заранее придумайте сказку, персонаж которой будет
крайне похож на трудного ребенка. Задача ребят : продолжить сказку, пока-
зав, что с героем может произойти, если он продолжит себя вести также;
- включение трудного ребенка в социально значимую деятельность (начните
с малого, с небольших поручений, с которыми ребенок точно справится (вы-
резать, приклеить, принести и т.д.), постепенно повышая «планку» и объем
доверяемых ему поручений);
- развитие понятия безконфликтных отношений в группе с помощью игр, об-
суждения произведений литературы, рисунков, инсценировок и др.
Фактически цель воспитания трудного ребенка - формирование состоя-
ния самоперевоспитания[3].
Таким образом, организация деятельности трудного ребенка подразу-
мевает включение следующих компонентов:
- целенаправленной работы по нравственному просвещению (это уроки эти-
ки, нравственные беседы, индивидуальные
консультации и т.п.);
- актуализации всех источников нравственного опыта школьников (учебная,
общественно полезная, внеклассная работа,
отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, отно-
шения учитель - ученик, учитель -
родители учеников, повседневный стиль и «тон» работы школы);
- введения нравственных критериев в оценку всех без исключения видов дея-
тельности и проявлений личности
воспитанников;
- оптимального соотношения форм практической деятельности и нравствен-
ного просвещения на разных этапах с учетом
пола учащихся.
Литература
1.
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в
детстве.- М.: Педагогика, 2015 г.
2.
Златогорская О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного
поведения детей // Школьный психолог. – 2006.- № 30-31.
3.
Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений – М.: Эксмо, 2016 - 286 с.