Напоминание

Коррекция воспитания детей с ОВЗ дошкольного возраста посредством музыкотерапии.


Автор: Эрдниева Александра Гаряевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦСПР "Дом детей"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Коррекция воспитания детей с ОВЗ дошкольного возраста посредством музыкотерапии.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коррекция воспитания детей с ОВЗ дошкольного возраста посредством

музыкотерапии.

Терапия – греческое слово означает: лечение, забота, помощь человеку.

Задача человека – сохранить единство, ведущее к его единству с миром.

Думается, музыкотерапия и есть – использование музыки с целью сохранения

единства проявлений человека, ведущего к его единству с миром.

Музыкальная терапия - это использование музыки в коррекции

психоэмоциональной сферы ребёнка, музыкотерапия представляет собой

метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции

состояния ребенка в желательном направлении развития. Музыкотерапия

предусматривает как целостное использование музыки в качестве основного и

ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений,

музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других

коррекционных приемов для усиления их воздействия. Этот метод мы

используем в коррекции эмоциональных отклонений у детей. Они касаются их

страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических

заболеваний, отклонений в поведении и т.д. Работая с детьми с ОВЗ нелегко

педагогу найти способ коммуникации и подобрать нужные методы.

Прослушивание приятной музыки способно вызвать в человеке изменение не

только на уровне физики: улучшение сердечно-сосудистой системы,

кровеносной системы и т.д., но и вносить положительные изменения в

эмоциональную сферу. «Во всем этом гораздо больше волшебства: музыка и

исцеление часто принадлежат к сфере человеческого духа» – Дефория Лэйн,

автобиография «Музыка как лекарство». Музыкальная терапия используется в

рамках семейного консультирования. Как персонально (где специалист

проигрывает обозначенную клиентом проблемную фигуру), так и в семье

(специалист лишь направляет, комментирует процесс). На данный момент

выборка незначительная. Родители часто обращаются с беспомощностью в

поиске контакта со своими детьми. Это означает все вышесказанное как

запрос на усиление и укрепление семейных ценностей, внутрисемейных

традиций и различных мероприятий по работе с семьями в учреждении.

Использование любимых музыкальных произведений в доме способно

повысить авторитет некоторых родителей, когда высок уровень стресса у

родителей. Хроническая усталость снижается благодаря прослушиванию

музыкальных произведений, особенно с детьми с ОВЗ. Многолетнее

использование музыкотерапии доказало её эффективность. Результатом

становится психологическая разгрузка, снятие физической агрессии и

мышечного напряжения, нивелирование упрямства, развитие эмоциональной и

познавательной сферы. Совместные активные действия детей в группе, где

часто проходят мероприятия с музыкальным работником развивают

выдержку, самостоятельность, способствуют коммуникации.

В работе с детьми с ОВЗ применяются:

- прослушивание музыкально-терапевтических программ серии «Музыка

здоровья», для работы с текущим эмоциональным состоянием.

- виртуальная музыко-арт терапия - использующая сочетание

терапевтической музыки и позитивных художественных образов, переносят в

безопасную реальность, в зону комфорта и красоты.

Активные методы: вокалотерапия лечебный метод, вызывающий

адаптационные реакции и стабилизацию психики; игровая вокалотерапия

(Еремина Н.И.), направлена на регулирование эмоциональных состояний и

обретение новых форм взаимодействия. Музыко-арт терапия - техника

гармонизации внутреннего состояния ребёнка с помощью рисунка, лепки,

рукоделия под музыкально-терапевтический фон с использованием музыки.

Элементарная музыкотерапия - обладает потенциалом в формировании

важных социальных качеств и развитии личности. Ценные свойства музыки

проявляются в оздоровительных эффектах.

Педагог, работающий в группе с детьми с ОВЗ может достичь не только

воспитательных целей, но и развить высшие психические функции ребёнка (С.

В. Шушурджан). Преодолеть несдержанность, несобранность, дефицит

внимания и укрепить нервную систему. Грамотное использование

музыкально-терапевтических приёмов, активизирует малоподвижных детей с

вялой моторикой, или оказывает успокоительное действие на гиперактивных

детей, где используются такие формы работы как ритмические групповые

упражнения и коллективная игра на музыкальных инструментах.

«Восстановительный тренинг методом кругового и парного музицирования» -

активный метод элементарной музыкотерапии, в зависимости от способностей

детей, их возможностью здоровья. Способ основан на коллективной игре на

музыкальных инструментах, и музыкальным сопровождением с учётом

здоровья детей, для гармонизации эмоционального состояния. Можно

использовать «Круговое музицирование» - в котором дети исполняют музыку

передавая инструменты по кругу, и «Парное музицирование», где

музыкальные инструменты передаются друг другу в парах.

При регулярных занятиях музыкотерапией, у детей отмечалось значительное

улучшение концентрации внимания, совершенствование ритмических

способностей. Происходят позитивные изменения в социально-

коммуникативной сфере: уважение друг к другу, взаимная помощь.

Литература:

1. Голубева Н.В. Элементарное музицирование как здоровьесберегающий

феномен в системе общего образования / Н. В. 99 Голубева // Образование и

наука, 2013. т. № 8.- С.104-119.

2. Еремина Н.И. Игровая вокалотерапия в восстановительной психокоррекции

и оздоровительной практике у детей. - НАМТ, - М., 2008.



В раздел образования