Автор: Нестерова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №3"
Населённый пункт: город Шадринск
Наименование материала: статья
Тема: "Значение логоритмических занятий для детей дошкольного возраста "
Раздел: дошкольное образование
Значение логоритмических занятий для детей
дошкольного возраста
Дошкольный возраст - важный период в становлении личности ребенка.
Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки
общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном
развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4 -
5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В детском
саду мы часто наблюдаем детей, речь которых малопонятна для окружающих:
отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими.
Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают
общения со сверстниками. Появляется неуверенность детей в своих силах, что
и ведет к негативным последствиям. Речевые нарушения часто влекут за собой
отставание в развитии. Поэтому очень важно вовремя заняться исправлением
звукопроизношения. Нарушения произносительной стороны речи требуют
специальной логопедической помощи.
Часть детей посещает коррекционные дошкольные учреждения или
специально организованные логопедические группы.
Во многих детских садах работают логопеды, которые занимаются
коррекцией речи детей. Одну из эффективных коллективных форм работы с
детьми по исправлению нарушений звукопроизношения и представляют
логоритмические занятия, основанные на тесной связи слова, движения и
музыки. Именно музыка служит организующим началом и используется для
упорядочения темпа и характера движения ребенка, развития мелодико-
интонационных характеристик голоса и координации речи и движения. На
занятиях отрабатываются ритмическая структура слова и четкое произношение
доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Речевой материал
поэтапно усложняется. Многократное повторение изученного содействует
выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.
Что такое логоритмика?
Логоритмика
(др.-греч. λόγος -
речь
и лат. rhythmus -
ритм)
это коррекционная логопедическая ритмика или развитие речи с помощью
движений. Является формой активной терапии и представляет собой систему
двигательных упражнений, связанных с одновременной речевой активностью.
Впервые
особая
система
занятий
по
данному
направлению
была
введена В. А. Гиляровским в 1932 году для коррекции заикания у детей.
Позднее
логоритмические
занятия стали
включать
в
воспитательно-
образовательный процесс детских садов для профилактики и предотвращения
речевых нарушений в различных формах.
Всё в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или
мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием
пространственно-временных отношений. Поэтому в детском саду необходимо
проводить занятия логопедической ритмикой.
Логопедическая
ритмика
полезна
всем
детям,
посещающим
общеобразовательные
учреждения.
Наиболее
необходимы
занятия
по
логоритмике детям со сложными речевыми нарушениями. Например, малышам
с афазией в анамнезе. Афазия – нарушение уже сформированной речи. При
этом заболевании нарушается и само восприятие речи. Задача педагога в этом
случае, научить дошкольника распознавать обращенную к нему речь, отвечать
на нее.
Важны занятия для детей с недоразвитием речи (ОНР и ФФНР), при
котором страдает фонетика и смысловая сторона речи. Дети с таким
заболеванием быстро устают, сложно усваивают материал. С помощью
логоритмики педагоги помогают малышам преодолеть психологический барьер
и адаптироваться в социальном плане.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка,
совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение
ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых
заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Кроме того, логопедическая ритмика с использованием здоровьесберегающих
технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его
организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-
сосудистой, дыхательной, речедвигательной.
Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи,
слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы,
ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных
процессов,
творческих
способностей
детей,
воспитывают
нравственно-
эстетические и этические чувства.
Логоритмические занятия включают
следующие элементы:
логопедическую гимнастику (комплекс упражнений, готовящих речевые
органы к постановке звуков);
чисгоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
пальчиковую гимнастку для развития тонких движений пальцев рук;
упражнения на развитие общей моторики для мышечно-двигательного и
координационного тренинга;
фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития
навыков речевого дыхания;
песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития
плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти,
координационного тренинга;
музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению
ориентироваться в пространстве;
упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной
сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны
общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных
средств общения, позитивного самоощущения;
упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического
напряжения.
Структура занятия не всегда включает все перечисленные элементы.
Последовательность
ознакомления
со
звуками
можно
варьировать
в
соответствии с характером нарушений речи у детей. Занятия строятся на основе
сюжетов сказок, что позволяет создать доброжелательную, эмоционально-
насыщенную атмосферу и побуждает каждого ребенка принять активное
участие в учебном процессе.
Многократное повторение изучаемого материала на занятиях способствует
выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание
занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала.
Построение их в форме спектаклей, сказок, игр создает доброжелательную,
эмоционально-насыщенную
атмосферу
совместного
творчества
детей
и
взрослых побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном
процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей,
познавательный интерес и внимание, речевую активность.
Список используемой литературы:
1.
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4—5 лет.
— М.: ТЦ Сфера, 2008. - 160 с. - (Логопед в ДОУ).
2.
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5—6 лет.
— М.: ТЦ Сфера, 2008. - 208 с. - (Логопед в ДОУ).