Автор: Дробот Анастасия Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ СОШ №15
Населённый пункт: г Тверь
Наименование материала: статья
Тема: Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим в экстремальной ситуации.
Раздел: дополнительное образование
Тема выступления: Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим в экстремальной
ситуации.
В психологии кризисом называют острое эмоциональное состояние, возникающее при
блокировании целенаправленной жизнедеятельности человека. Событие, вызвавшее кризис,
можно датировать и локализовать во времени и в пространстве. Чтобы вернуться в прежнее
состояние переживающему кризис человеку требуется более продолжительное время и больше
затрат на адаптацию, чем это необходимо при воздействии повседневных перегрузок.
Дети, как и взрослые, переживают различные типы кризисов. Травматические кризисы
порождаются экстремальными ситуациями, приводящими к серьезным негативным последствиям
для жизни и здоровья человека. К таким ситуациям относятся пожары, смерть или уход близкого
человека, наводнения. Независимо от результатов эти ситуации существенно нарушают базовое
чувство безопасности и вызывают у ребенка стресс.
Первая психологическая помощь обычно состоит из следующих этапов:
Наблюдение за ситуацией с ее последующей оценкой и обследованием пострадавшего;
Обеспечение доступа к пострадавшему, налаживание доверительного контакта;
Стабилизация эмоционального состояния пострадавших и уменьшение действия внешних
стимулов.
Первая помощь должна быть оказана в тех случаях, когда установлено, что пострадавшие
утратили контроль над поведением, в том числе, и эмоциональными реакциями в ситуации
индивидуальной, групповой или массовой чрезвычайной ситуации, и, таким образом, способны
сами стать серьезной проблемой для себя и своих близких. Обычно подобное поведение не
соответствует личностным особенностям пострадавшего.
Особенно это касается детей, так как, во-первых, клиническая картина ПТСР у них значительно
отличается от таковой у взрослых, а во-вторых, большинство методик, разработанных для
взрослых, применить в работе с детьми бывает очень проблематично.
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — тяжёлое психическое состояние,
возникающее в результате единичного или повторяющихся событий, оказывающих сверхмощное
негативное воздействие на психику индивида.
Симптомы ПТСР у ребёнка
1. Повышенный уровень тревожности
2. Неадекватные импульсивные поступки
3. Воспроизведение травмирующей ситуации в играх и рисунках
4. Агрессивность, замкнутость, капризность, раздражительность
5. Нарушение сна и аппетита
6. Потеря навыков самообслуживания
7. Страх расставания с мамой
8. Отказ от посещения детского сада или школы
9. Астенический синдром
Психологическая помощь детям, пережившим экстремальную ситуацию
Беседа с родителями, заполнение родительской анкеты для оценки травматических
переживаний детей.
Цель. Определение типа травмы и выявление особенностей поведения ребёнка.
Полу структурированное интервью для оценки травматических переживаний детей.
Цель. Настроить ребёнка на тему разговора, измерить силу психотравмирующей ситуации.
Исследование эмоциональной сферы:
1. Рисуночные тесты: «Несуществующее животное», «Человек под дождём», «Семья в
образах животных» др.
2. Определение самооценки модифицированной методикой Т.В. Дембо – С.Я.
Рубинштейн.
Изучение негативных личностных проявлений.
Составление плана работы с ребенком на основе полученных данных
В большинстве случаев первая психологическая помощь оказывается в случаях тяжелого
воздействия травмирующего события на ребенка. Как указывалось выше, оценка поведения
пострадавшего является решающей для вынесения окончательного решения по дальнейшим
шагам в оказании помощи.
Во время беседы с психологом дети односложно, формально отвечают на вопросы, замыкались
при попытке заговорить с ними о данной ситуации, либо, наоборот, слишком бурно реагировали,
плакали. Эти проблемы требовали новых методов, способствующих формированию
доверительных отношений специалиста с маленьким пациентом, позволяющих намеренно скрыть
эмоции от травматических ситуаций.
Для дальнейшей работы с учащимися применяется два метода оказания кризисной
психологической помощи детям с посттравматическими стрессовыми расстройствами «Добрякова
и Никольской»
метод когнитивно-метафорической реструктуризации травматического опыта, путем
совместного сочинения сказок на темы, в метафорической форме отражающие пережитую
травмирующую ситуацию;
метод серийных рисунков и рассказов, их сопровождающих
При использовании обоих методов усилия специалистов были направлены на то, чтобы
эффективно присоединиться к ребенку, вскрыть его психотравмирующие переживания,
осуществить отчуждение от них, создать образ позитивного будущего.
Смысл используемых в работе с детьми рассказов (сказок) отражал реальность, но зависел не
столько от неё, сколько от ее интерпретации двумя лицами: рассказчика и слушателя. Таким
образом, ребенку в щадящей форме предоставлялась возможность отреагировать свои страхи,
боль, горе, другие негативные чувства, возможность дезактуализации травматических
переживаний.
Метод серийных рисунков и рассказов – это арт-терапевтическая технология, позволяющая
быстро присоединиться к ребенку и ввести его в работу. Основным инструментом взаимодействия
специалиста со школьником здесь является воплощение в рисунках проблем и переживаний
детей, с последующим составлением в диалоге с психологом устных или письменных рассказов об
их содержании. Предложение ребенку создать серию рисунков на заданные психологом темы
делается только после установления с ним доверительных отношений и, как правило, не вызывает
у ребенка чувства опасности и серьезных возражений.
Получая положительное подкрепление от психолога, дети достаточно быстро втягиваются в
работу, начинают рисовать быстро, уверенно и сами дают устные или письменные комментарии к
рисункам.
Таким образом создаются условия для снятия внешних социальных преград на пути
развертывания такого рода психических конфликтов, что является важнейшей целью
психодинамического подхода к коррекции личности ребенка, который переносит на бумагу свое
беспокойство и напряжение, учится словами дифференцировать и обобщать переживания,
рассказывать собеседнику о том значимом, что происходит в его внутреннем мире.
Данный опыт указал , что для пострадавших в чрезвычайных ситуациях такое опосредованное
общение более адекватно. Преимущества арт-терапевтической беседы в том, что она конкретна
(обсуждаются определенные рисунки), структурирована (имеет определенную этапность и
логику), отстраненна (касается как бы не самого пациента, а персонажа, изображенного на
рисунке), имеет лечебный эффект (облегчает процесс выражения, осознания и отреагирования
скрытых эмоций, проблем и конфликтов).
В целом, данные методы работают на подкрепление защитных факторов, поскольку они ведут
именно к переосмыслению происшедших событий и усилению механизмов адаптации.
Это методы, которые психолог (психотерапевт, ) может использовать в своей практической работе.