Напоминание

Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим в экстремальной ситуации.


Автор: Дробот Анастасия Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ СОШ №15
Населённый пункт: г Тверь
Наименование материала: статья
Тема: Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим в экстремальной ситуации.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тема выступления: Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим в экстремальной

ситуации.

В психологии кризисом называют острое эмоциональное состояние, возникающее при

блокировании целенаправленной жизнедеятельности человека. Событие, вызвавшее кризис,

можно датировать и локализовать во времени и в пространстве. Чтобы вернуться в прежнее

состояние переживающему кризис человеку требуется более продолжительное время и больше

затрат на адаптацию, чем это необходимо при воздействии повседневных перегрузок.

Дети, как и взрослые, переживают различные типы кризисов. Травматические кризисы

порождаются экстремальными ситуациями, приводящими к серьезным негативным последствиям

для жизни и здоровья человека. К таким ситуациям относятся пожары, смерть или уход близкого

человека, наводнения. Независимо от результатов эти ситуации существенно нарушают базовое

чувство безопасности и вызывают у ребенка стресс.

Первая психологическая помощь обычно состоит из следующих этапов:

Наблюдение за ситуацией с ее последующей оценкой и обследованием пострадавшего;

Обеспечение доступа к пострадавшему, налаживание доверительного контакта;

Стабилизация эмоционального состояния пострадавших и уменьшение действия внешних

стимулов.

Первая помощь должна быть оказана в тех случаях, когда установлено, что пострадавшие

утратили контроль над поведением, в том числе, и эмоциональными реакциями в ситуации

индивидуальной, групповой или массовой чрезвычайной ситуации, и, таким образом, способны

сами стать серьезной проблемой для себя и своих близких. Обычно подобное поведение не

соответствует личностным особенностям пострадавшего.

Особенно это касается детей, так как, во-первых, клиническая картина ПТСР у них значительно

отличается от таковой у взрослых, а во-вторых, большинство методик, разработанных для

взрослых, применить в работе с детьми бывает очень проблематично.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — тяжёлое психическое состояние,

возникающее в результате единичного или повторяющихся событий, оказывающих сверхмощное

негативное воздействие на психику индивида.

Симптомы ПТСР у ребёнка

1. Повышенный уровень тревожности

2. Неадекватные импульсивные поступки

3. Воспроизведение травмирующей ситуации в играх и рисунках

4. Агрессивность, замкнутость, капризность, раздражительность

5. Нарушение сна и аппетита

6. Потеря навыков самообслуживания

7. Страх расставания с мамой

8. Отказ от посещения детского сада или школы

9. Астенический синдром

Психологическая помощь детям, пережившим экстремальную ситуацию

Беседа с родителями, заполнение родительской анкеты для оценки травматических

переживаний детей.

Цель. Определение типа травмы и выявление особенностей поведения ребёнка.

Полу структурированное интервью для оценки травматических переживаний детей.

Цель. Настроить ребёнка на тему разговора, измерить силу психотравмирующей ситуации.

Исследование эмоциональной сферы:

1. Рисуночные тесты: «Несуществующее животное», «Человек под дождём», «Семья в

образах животных» др.

2. Определение самооценки модифицированной методикой Т.В. Дембо – С.Я.

Рубинштейн.

Изучение негативных личностных проявлений.

Составление плана работы с ребенком на основе полученных данных

В большинстве случаев первая психологическая помощь оказывается в случаях тяжелого

воздействия травмирующего события на ребенка. Как указывалось выше, оценка поведения

пострадавшего является решающей для вынесения окончательного решения по дальнейшим

шагам в оказании помощи.

Во время беседы с психологом дети односложно, формально отвечают на вопросы, замыкались

при попытке заговорить с ними о данной ситуации, либо, наоборот, слишком бурно реагировали,

плакали. Эти проблемы требовали новых методов, способствующих формированию

доверительных отношений специалиста с маленьким пациентом, позволяющих намеренно скрыть

эмоции от травматических ситуаций.

Для дальнейшей работы с учащимися применяется два метода оказания кризисной

психологической помощи детям с посттравматическими стрессовыми расстройствами «Добрякова

и Никольской»

метод когнитивно-метафорической реструктуризации травматического опыта, путем

совместного сочинения сказок на темы, в метафорической форме отражающие пережитую

травмирующую ситуацию;

метод серийных рисунков и рассказов, их сопровождающих

При использовании обоих методов усилия специалистов были направлены на то, чтобы

эффективно присоединиться к ребенку, вскрыть его психотравмирующие переживания,

осуществить отчуждение от них, создать образ позитивного будущего.

Смысл используемых в работе с детьми рассказов (сказок) отражал реальность, но зависел не

столько от неё, сколько от ее интерпретации двумя лицами: рассказчика и слушателя. Таким

образом, ребенку в щадящей форме предоставлялась возможность отреагировать свои страхи,

боль, горе, другие негативные чувства, возможность дезактуализации травматических

переживаний.

Метод серийных рисунков и рассказов – это арт-терапевтическая технология, позволяющая

быстро присоединиться к ребенку и ввести его в работу. Основным инструментом взаимодействия

специалиста со школьником здесь является воплощение в рисунках проблем и переживаний

детей, с последующим составлением в диалоге с психологом устных или письменных рассказов об

их содержании. Предложение ребенку создать серию рисунков на заданные психологом темы

делается только после установления с ним доверительных отношений и, как правило, не вызывает

у ребенка чувства опасности и серьезных возражений.

Получая положительное подкрепление от психолога, дети достаточно быстро втягиваются в

работу, начинают рисовать быстро, уверенно и сами дают устные или письменные комментарии к

рисункам.

Таким образом создаются условия для снятия внешних социальных преград на пути

развертывания такого рода психических конфликтов, что является важнейшей целью

психодинамического подхода к коррекции личности ребенка, который переносит на бумагу свое

беспокойство и напряжение, учится словами дифференцировать и обобщать переживания,

рассказывать собеседнику о том значимом, что происходит в его внутреннем мире.

Данный опыт указал , что для пострадавших в чрезвычайных ситуациях такое опосредованное

общение более адекватно. Преимущества арт-терапевтической беседы в том, что она конкретна

(обсуждаются определенные рисунки), структурирована (имеет определенную этапность и

логику), отстраненна (касается как бы не самого пациента, а персонажа, изображенного на

рисунке), имеет лечебный эффект (облегчает процесс выражения, осознания и отреагирования

скрытых эмоций, проблем и конфликтов).

В целом, данные методы работают на подкрепление защитных факторов, поскольку они ведут

именно к переосмыслению происшедших событий и усилению механизмов адаптации.

Это методы, которые психолог (психотерапевт, ) может использовать в своей практической работе.



В раздел образования