Автор: Баталова Ольга Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №36 детский сад "Красная гвоздика"
Населённый пункт: Город Пятигорск Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: Как бороться с детской ленью
Раздел: дошкольное образование
КАК БОРОТЬСЯ С ДЕТСКОЙ ЛЕНЬЮ
Ох уж эта лень! Сколько родительских нервов истрачено в бесплодных
попытках побороть лень своего чада! Почему же ленятся наши детки, и как с
детской ленью бороться? Иногда так и хочется наорать, наказать, поставить в
угол и чего уж греха таить, замахнуться, отвесить подзатыльник, а то и
испытанным « дедовским» - «папиным» ремнем... Вот только помогают
такие способы далеко не всегда и применимы не ко всем. Легко принудить,
подчинить маленького человечка выполнить вашу волю, а вот научить, как
переломить эту пресловутую лень матушку, которая раньше нас родилась, не
получается. Чаще всего оборачиваются эти методы озлобленностью и
непониманием, а иногда и разъединяют детей и родителей на долгие годы
отчужденности и холодности. Значит надо находить, что то другое в
способах, чтобы интересы и желания обеих сторон совпали: родителям –
желаемый результат, ребенку – живое участие и интерес.
Как ни грустно это осознавать, но виноваты мы с вами, а именно:
Родители, которые не смогли или захотели потратить время и силы,
чтобы любовь ребенка к игре переросла в любовь к труду, к которому,
в свою очередь, можно относиться к игре;
Педагоги и воспитатели, которые не нашли возможности сделать
скучное обучение интересным, не нашли слов, чтобы замотивировать
учеников на получение новых знаний и умений;
Взрослые, которые своим примером не раз демонстрировали нелюбовь
к работе или домашним обязанностям.
Советы родителям
Ясельный возраст.
Ребенку чуть больше двух. Энергия захлестывает его с утра до вечера. Всегда
он находит себе занятие, использует для этого любой предмет. И увлекает
его не предметы, а именно ваши действия. Он готов к сотрудничеству!
Что делаем мы взрослые? «Маленький еще!», «Осторожно, выпачкаешься!»,
«Уколешься!» - находим эти и другие неоспоримые факты, чтобы вернуть
малыша в комнату. Но если Вы мудрые родители, которые оставили малыша
за столом, то Вы правы, потому что карапуз учится новым навыкам:
Осваивает разные правила и действия с предметами (на сковороде
жарят, ножом режут, из чашки пьют).
Не только наблюдает, но и практикуется, неосознанно становясь вашим
помощником и партнером.
К тому же он чувствует, что он необходим Вам, находится под Вашим
присмотром и не поранится невзначай. А еще одна отличительная черта
малыша третьего года жизни состоит в том, что он нацелен на результат и его
волнует качество выполняемого действия. Важно не упустить это время,
давать ребенку посильные задания, хвалить за успех. Если же постоянно
ограждать ребенка от дел, он решит: «Я плохой! Я мешаю маме! У меня все
равно не получится! Я маленький, вот вырасту большой и тогда помогу». Так
формируется неуверенность в своих силах – одна из причин последующий
лени. Другая распространенная ошибка родителей – гиперопека малышей и
детей с ограничениями по здоровью. Хочется все сделать за них, потому что
так быстрее, надежнее. Будет же еще шанс научить ребенка самостоятельно
одеваться, складывать игрушки на место и даже посуду мыть. И подрастает в
семье маленький «барин», все услуги к его ногам. А завтра он уже скажет «Я
не хочу сам!».
Младший дошкольный возраст.
Вы благополучно пережил первый период становления личности ребенка.
Вот ему 3 – 4 года, характер уже угадывается. У Вас появляется первые
желания заставить его, что то сделать. Но малышу непонятно, почему совсем
недавно можно было веселиться, а теперь вдруг появляются скучные
обязанности. Возникают первые столкновения между взрослым и ребенком.
Как работать дальше над воспитанием трудолюбия?
Педагоги рекомендуют
Читать сказки о ценности труда;
Приучать ухаживать за домашним животным;
Жить по четкому распорядку дня (закрепить время для игр, отдыха и
труда);
Не наказывать трудом;
Прививать хорошие привычки;
Вводить первые домашние обязанности;
Убеждать собственным примером;
Убеждать собственным примером;
Просить переделать, неаккуратно выполненное;
Заниматься творческо – трудовым обучением (изготовление поделок,
открыток и т.д.);
Учить доводить начатое дело до конца;
Стимулировать похвалой за выполненный труд.
Когда уже нужно бороться с ленью?
Если ребенок вырос до сознательного возраста, а чувство трудолюбия
сформировано не в полной мере, то приходиться бороться с ленью. Вам
помогут эти советы:
Мотивировать на выполнение задания так, чтобы он понимал всю
перспективу сделанного;
Объяснять, что труд позитивен, ведь его результаты – это верные
друзья, счастливая семья, достаток в будущем и т.д.;
Контролировать исполнение обязанностей;
Учить планировать дела и рационально подходить к их выполнению (к
примеру, начинать с легких заданий);
Давать посильную работу;
Организовать совместные семейные трудовые десанты (уборка двора
или приусадебного участка, сбор урожая);
Исключать скуку и монотонность задания (превращать все в игру, ведь
это их ведущий вид деятельности);
Делать вместе – вдвоем веселей, и Ваш пример работает.
Домашние обязанности детей
Результаты школьного анкетирования родителей каждый год показывают,
что у большинства воспитанников нет домашних обязанностей. Мамы
(папы) или боятся лишить детей беззаботного детства, или им проще
самим справляться, но факт остается фактом. Это серьезное упущение и
его надо восполнять.
Какие обязанности могут быть у детей 3 – 4 лет:
Складывать игрушки на место;
Самостоятельно умываться, чистить зубы и одеваться;
Помогать накрывать на стол;
Поддерживать порядок на своем столе;
Помогать маме, развешивать белье;
Протирать пыль;
Забирать почту из ящика.
Обязанности ребенка 5 – 6 лет:
Ухаживать за домашними животными;
Расстилать и застилать постель;
Присматривать за младшим братом или сестрой;
Поливать цветы;
Помогать наводить порядок в комнате и в квартире;
Складывать свое белье на место.
Обязанности ребенка 7 лет:
Выносить мусор;
Мыть посуду;
Пылесосить;
Собирать вещи в школу;
Помогать в уборке сада.
В каких случаях отказаться от борьбы с ленью?
Бывает, когда ребенком овладевает временное чувство лени. Причиной
может быть усталость после школы, слабость от авитаминоза, тяжелое
душевное состояние (результаты конфликта, ревности, стресса, тревоги и
др.). Скучные, монотонные дела также не мотивируют. Дайте вашему чаду
перерыв, ведь у нас, взрослых, тоже бывают такие сбои.
Получается, что воспитание трудолюбия – великий труд со стороны
родителей. Детская же лень зачастую результат нашей родительской лени. А
она в свою очередь, обусловлена нашим недостатком времени, хронической
усталостью, обилием разных обязанностей. Хочется пожелать всем
родителям, терпения, сил и же6лания работать над собой.
Американский психолог Мел Левин уверен: лени не бывает. В своей книге
«Лень – это миф. Развейте его!» он призывает искать причины, а не вешать
на ребенка ярлык «лентяй».