Напоминание

Как бороться с детской ленью


Автор: Баталова Ольга Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №36 детский сад "Красная гвоздика"
Населённый пункт: Город Пятигорск Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: Как бороться с детской ленью
Раздел: дошкольное образование





Назад




КАК БОРОТЬСЯ С ДЕТСКОЙ ЛЕНЬЮ

Ох уж эта лень! Сколько родительских нервов истрачено в бесплодных

попытках побороть лень своего чада! Почему же ленятся наши детки, и как с

детской ленью бороться? Иногда так и хочется наорать, наказать, поставить в

угол и чего уж греха таить, замахнуться, отвесить подзатыльник, а то и

испытанным « дедовским» - «папиным» ремнем... Вот только помогают

такие способы далеко не всегда и применимы не ко всем. Легко принудить,

подчинить маленького человечка выполнить вашу волю, а вот научить, как

переломить эту пресловутую лень матушку, которая раньше нас родилась, не

получается. Чаще всего оборачиваются эти методы озлобленностью и

непониманием, а иногда и разъединяют детей и родителей на долгие годы

отчужденности и холодности. Значит надо находить, что то другое в

способах, чтобы интересы и желания обеих сторон совпали: родителям –

желаемый результат, ребенку – живое участие и интерес.

Как ни грустно это осознавать, но виноваты мы с вами, а именно:

Родители, которые не смогли или захотели потратить время и силы,

чтобы любовь ребенка к игре переросла в любовь к труду, к которому,

в свою очередь, можно относиться к игре;

Педагоги и воспитатели, которые не нашли возможности сделать

скучное обучение интересным, не нашли слов, чтобы замотивировать

учеников на получение новых знаний и умений;

Взрослые, которые своим примером не раз демонстрировали нелюбовь

к работе или домашним обязанностям.

Советы родителям

Ясельный возраст.

Ребенку чуть больше двух. Энергия захлестывает его с утра до вечера. Всегда

он находит себе занятие, использует для этого любой предмет. И увлекает

его не предметы, а именно ваши действия. Он готов к сотрудничеству!

Что делаем мы взрослые? «Маленький еще!», «Осторожно, выпачкаешься!»,

«Уколешься!» - находим эти и другие неоспоримые факты, чтобы вернуть

малыша в комнату. Но если Вы мудрые родители, которые оставили малыша

за столом, то Вы правы, потому что карапуз учится новым навыкам:

Осваивает разные правила и действия с предметами (на сковороде

жарят, ножом режут, из чашки пьют).

Не только наблюдает, но и практикуется, неосознанно становясь вашим

помощником и партнером.

К тому же он чувствует, что он необходим Вам, находится под Вашим

присмотром и не поранится невзначай. А еще одна отличительная черта

малыша третьего года жизни состоит в том, что он нацелен на результат и его

волнует качество выполняемого действия. Важно не упустить это время,

давать ребенку посильные задания, хвалить за успех. Если же постоянно

ограждать ребенка от дел, он решит: «Я плохой! Я мешаю маме! У меня все

равно не получится! Я маленький, вот вырасту большой и тогда помогу». Так

формируется неуверенность в своих силах – одна из причин последующий

лени. Другая распространенная ошибка родителей – гиперопека малышей и

детей с ограничениями по здоровью. Хочется все сделать за них, потому что

так быстрее, надежнее. Будет же еще шанс научить ребенка самостоятельно

одеваться, складывать игрушки на место и даже посуду мыть. И подрастает в

семье маленький «барин», все услуги к его ногам. А завтра он уже скажет «Я

не хочу сам!».

Младший дошкольный возраст.

Вы благополучно пережил первый период становления личности ребенка.

Вот ему 3 – 4 года, характер уже угадывается. У Вас появляется первые

желания заставить его, что то сделать. Но малышу непонятно, почему совсем

недавно можно было веселиться, а теперь вдруг появляются скучные

обязанности. Возникают первые столкновения между взрослым и ребенком.

Как работать дальше над воспитанием трудолюбия?

Педагоги рекомендуют

Читать сказки о ценности труда;

Приучать ухаживать за домашним животным;

Жить по четкому распорядку дня (закрепить время для игр, отдыха и

труда);

Не наказывать трудом;

Прививать хорошие привычки;

Вводить первые домашние обязанности;

Убеждать собственным примером;

Убеждать собственным примером;

Просить переделать, неаккуратно выполненное;

Заниматься творческо – трудовым обучением (изготовление поделок,

открыток и т.д.);

Учить доводить начатое дело до конца;

Стимулировать похвалой за выполненный труд.

Когда уже нужно бороться с ленью?

Если ребенок вырос до сознательного возраста, а чувство трудолюбия

сформировано не в полной мере, то приходиться бороться с ленью. Вам

помогут эти советы:

Мотивировать на выполнение задания так, чтобы он понимал всю

перспективу сделанного;

Объяснять, что труд позитивен, ведь его результаты – это верные

друзья, счастливая семья, достаток в будущем и т.д.;

Контролировать исполнение обязанностей;

Учить планировать дела и рационально подходить к их выполнению (к

примеру, начинать с легких заданий);

Давать посильную работу;

Организовать совместные семейные трудовые десанты (уборка двора

или приусадебного участка, сбор урожая);

Исключать скуку и монотонность задания (превращать все в игру, ведь

это их ведущий вид деятельности);

Делать вместе – вдвоем веселей, и Ваш пример работает.

Домашние обязанности детей

Результаты школьного анкетирования родителей каждый год показывают,

что у большинства воспитанников нет домашних обязанностей. Мамы

(папы) или боятся лишить детей беззаботного детства, или им проще

самим справляться, но факт остается фактом. Это серьезное упущение и

его надо восполнять.

Какие обязанности могут быть у детей 3 – 4 лет:

Складывать игрушки на место;

Самостоятельно умываться, чистить зубы и одеваться;

Помогать накрывать на стол;

Поддерживать порядок на своем столе;

Помогать маме, развешивать белье;

Протирать пыль;

Забирать почту из ящика.

Обязанности ребенка 5 – 6 лет:

Ухаживать за домашними животными;

Расстилать и застилать постель;

Присматривать за младшим братом или сестрой;

Поливать цветы;

Помогать наводить порядок в комнате и в квартире;

Складывать свое белье на место.

Обязанности ребенка 7 лет:

Выносить мусор;

Мыть посуду;

Пылесосить;

Собирать вещи в школу;

Помогать в уборке сада.

В каких случаях отказаться от борьбы с ленью?

Бывает, когда ребенком овладевает временное чувство лени. Причиной

может быть усталость после школы, слабость от авитаминоза, тяжелое

душевное состояние (результаты конфликта, ревности, стресса, тревоги и

др.). Скучные, монотонные дела также не мотивируют. Дайте вашему чаду

перерыв, ведь у нас, взрослых, тоже бывают такие сбои.

Получается, что воспитание трудолюбия – великий труд со стороны

родителей. Детская же лень зачастую результат нашей родительской лени. А

она в свою очередь, обусловлена нашим недостатком времени, хронической

усталостью, обилием разных обязанностей. Хочется пожелать всем

родителям, терпения, сил и же6лания работать над собой.

Американский психолог Мел Левин уверен: лени не бывает. В своей книге

«Лень – это миф. Развейте его!» он призывает искать причины, а не вешать

на ребенка ярлык «лентяй».



В раздел образования