Автор: Липина Маргарита Борисовна
Должность: учитель трудового обучения
Учебное заведение: ГБОУ " Всеволожская школа-интернат"
Населённый пункт: город Всеволожск Ленинградской области
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ на уроках цветоводства и декоративного садоводства
Раздел: среднее образование
ГБОУ «Всеволожская школа-интернат, реализующая адаптированные
образовательные программы»
Ленинградская область г. Всеволожск, ул. Крылова 31
Методическое объединение учителей трудового обучения
17.05.2021
Доклад
Использование информационно-компьютерных технологий на
уроках курса »Цветоводство и декоративное садоводство»
Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека.
Новые информационные технологии стали перспективным средством работы
с детьми. Применение ИКТ в учебном процессе позволяет:- сделать урок
современным,
то
есть
наглядным,
красочным;-
приблизить
урок
к
мировоззрению ребенка, который больше слушает и слышит, чем читает и
говорит;- осуществлять переход от простых заданий к более сложным;-
эмоционально и образно подать материал, упростить восприятие учениками
сложных тем .Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе
с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания,
погружаться в яркий красочный мир.
Информационно–коммуникационные технологии на уроках цветоводства
могут применяться на всех типах уроков и на всех его этапах, так как смена
разных видов деятельности привлекает внимание учащихся к предмету
изучения и сохраняет устойчивый интерес, корректирует внимание, память,
пространственное
представление
и
мышление,
создает
атмосферу
успешности. На уроке, как правило, практикуется выступление учителя с
использованием компьютера, проектора, звуковых колонок. В зависимости
от выступления учитель может включать в свою презентацию текстовые или
графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное
сопровождение.
Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее
оптимально решать поставленные на уроке задачи: образовательные,
развивающие, коррекционные, воспитательные. Для решения обучающей
задачи на уроке используется презентация, делающая рассказ учителя более
насыщенным, иллюстративным. Презентация позволяет учителю непросто
рассказывать, но и вести беседу, задавая вопросы по теме и тем самым,
заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим
предметам,
высказывать
предположения,
анализировать
получаемую
информацию, сравнивать, обобщать
Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает
открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является
хорошим коррекционным и диагностическим средством .Эксперты уже давно
заметили
по
результатам
многочисленных
экспериментов
отчетливую
сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал
материал и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти.
Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно,
то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. При
комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного
материала достигает половины. А если вовлечь учащегося в активное
действие в процессе изучения, то доля усвоенного может составить75%.
Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На
одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для
каждой
категории
учащихся.
Сформировать
глубокие
познавательные
интересы к предмету у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно.
Важно, чтобы всем ученикам на уроке цветоводства было интересно. Тогда у
многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в
глубокий и стойкий интерес
В
этом
плане
особое
место
принадлежит
такому
эффектному
педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что
учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся
чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции
учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и
готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний,
способностей и интересов. Занимательность – внешний фактор, который не в
состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять
равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт
немаловажный.
Занимательный
материал
должен
соответствовать
возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития,
Для учеников элементом занимательности может являться не только
разгадывание
кроссворда,
головоломки,
ребуса
–
они
хороши
при
объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять
усталость.
Элемент
занимательности
позволяет
активизировать
мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового
материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке.
Например, на уроке «Красивоцветущие растения» предварительный показ
декоративных растений подготовил учащихся к восприятию характерных
особенностей
азалии,
китайской
розы.
Эмоциональные
переживания
вызывают приемы удивления. Для создания эмоциональных ситуаций в ходе
уроков
большое
значение
имеет
художественность,
яркость,
эмоциональность речи учителя. Однако, элементы занимательности на уроке,
усиленные
звуком,
графикой,
видеоинформацией,
используемой
в
презентации, воздействуют на учащегося намного сильнее, чем слово
учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать
больше
по
данному
вопросу,
в
дальнейшем
формируя
устойчивую
мотивацию изучения данного предмета.
Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (рассказ-задача,
конкурс
на
быстрое
отыскание
ошибок,
игры-упражнения)
создает
положительный
эмоциональный
фон
деятельности,
располагает
к
выполнению
тех
заданий,
которые
считаются
трудными
и
даже
непреодолимыми. Все формы обучения, перечисленные выше можно
реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Занимательность +
иллюстративность особым способом окрашивают материал, делают процесс
овладения знаниями более привлекательным, дают пищу переживаниям.
Рамки
использования
занимательности
на
уроке
весьма
подвижны.
Наибольшее применение занимательность находит в закреплении
и
повторении учебного материала.
Исходя
из
вышесказанного,
можно
сделать
следующий
вывод:
использование презентации на уроке есть применение наглядного метода
иллюстрации во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать
мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность.
Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны
непосредственному
наблюдению,
а
слово
учителя
оказывается
недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или
явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные
моменты объяснения,
заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать
различные мыслительные операции.
По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя
постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций
высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для
дополнительного объяснения материала.
Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала,
при повторении пройденного материала и при организации текущего
контроля
знаний.
Презентации-опросы
содержат
вопросы-задачи,
адресованные
ученикам,
в
них
могут
быть
включены
материалы,
отображающие ключевые эксперименты пройденной темы. Вопросы ученику
содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются
учителем по ходу презентации. Подобные презентации – опросы могут быть
рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный
индивидуальный
письменный
опрос.
Несомненно,
использование
медиапрезентаций
оптимизируют
деятельность
учителя,
упрощают
подготовку преподавателя к уроку в будущем. Возможность распечатать
необходимые слайды решает проблему тиражирования дидактического
раздаточного
материала
к
уроку.
Презентации
позволяют
учителю
использовать различные формы обучения и виды деятельности на уроке для
развития различных видов мышления ученика.
Таким образом, информационные технологии, применяющиеся методически
грамотно,
повышают
познавательную
активность
учащихся,
что,
несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.
Внедрение
ИНФОРМАЦИОННО
И
КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
оживило учебный процесс, сделало его динамичным и
реалистичным.
Знания,
которые
учащиеся
получают
на
уроке
с
использованием И.К.Т., приобретаются разными каналами восприятия,
поэтому лучше воспринимаются, усваиваются и запоминаются.
И.К.Т. является эффективным техническим средством, при помощи которого
можно значительно обогатить коррекционный
развивающий процесс,
стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных
процессов
восприятия,
расширить
кругозор
ребенка,
воспитывать
творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
И.К.Т. дает возможность:
*
представить
наглядно
те
явления,
которые
невозможно
продемонстрировать иными способами;
*создать положительную мотивацию ( привлечение внимания);
* активизировать познавательную деятельность;
*оптимально использовать время на уроке;
* видеть реакцию учеников.
* в практике использую:
электронные тесты;
интерактивные игры;
презентации.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
*повышает эффективность усвоения учебного материала;
*повышает скорость запоминания (3 вида памяти: зрительная, слуховая,
моторная);
*активизирует и развивает психические функции;
*формирует теоретическое, творческое и рефлексивное мышления;
* готовит учащихся к миру, построенному на цифровых технологиях.
Презентации использую на различных этапах урока:
в начале для обозначения темы, с помощью вопросов по изучаемой
теме, создавая проблемную ситуацию;
как
сопровождение
моего
объяснения
(схемы,
рисунки,
видеофрагменты и…);
как информационно - обучающее пособие;
для контроля усвоения учебного материала.