Напоминание

Использование ИКТ на уроках цветоводства и декоративного садоводства


Автор: Липина Маргарита Борисовна
Должность: учитель трудового обучения
Учебное заведение: ГБОУ " Всеволожская школа-интернат"
Населённый пункт: город Всеволожск Ленинградской области
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ на уроках цветоводства и декоративного садоводства
Раздел: среднее образование





Назад




ГБОУ «Всеволожская школа-интернат, реализующая адаптированные

образовательные программы»

Ленинградская область г. Всеволожск, ул. Крылова 31

Методическое объединение учителей трудового обучения

17.05.2021

Доклад

Использование информационно-компьютерных технологий на

уроках курса »Цветоводство и декоративное садоводство»

Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека.

Новые информационные технологии стали перспективным средством работы

с детьми. Применение ИКТ в учебном процессе позволяет:- сделать урок

современным,

то

есть

наглядным,

красочным;-

приблизить

урок

к

мировоззрению ребенка, который больше слушает и слышит, чем читает и

говорит;- осуществлять переход от простых заданий к более сложным;-

эмоционально и образно подать материал, упростить восприятие учениками

сложных тем .Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе

с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания,

погружаться в яркий красочный мир.

Информационно–коммуникационные технологии на уроках цветоводства

могут применяться на всех типах уроков и на всех его этапах, так как смена

разных видов деятельности привлекает внимание учащихся к предмету

изучения и сохраняет устойчивый интерес, корректирует внимание, память,

пространственное

представление

и

мышление,

создает

атмосферу

успешности. На уроке, как правило, практикуется выступление учителя с

использованием компьютера, проектора, звуковых колонок. В зависимости

от выступления учитель может включать в свою презентацию текстовые или

графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное

сопровождение.

Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее

оптимально решать поставленные на уроке задачи: образовательные,

развивающие, коррекционные, воспитательные. Для решения обучающей

задачи на уроке используется презентация, делающая рассказ учителя более

насыщенным, иллюстративным. Презентация позволяет учителю непросто

рассказывать, но и вести беседу, задавая вопросы по теме и тем самым,

заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим

предметам,

высказывать

предположения,

анализировать

получаемую

информацию, сравнивать, обобщать

Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает

открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является

хорошим коррекционным и диагностическим средством .Эксперты уже давно

заметили

по

результатам

многочисленных

экспериментов

отчетливую

сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал

материал и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти.

Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно,

то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. При

комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного

материала достигает половины. А если вовлечь учащегося в активное

действие в процессе изучения, то доля усвоенного может составить75%.

Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На

одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для

каждой

категории

учащихся.

Сформировать

глубокие

познавательные

интересы к предмету у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно.

Важно, чтобы всем ученикам на уроке цветоводства было интересно. Тогда у

многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в

глубокий и стойкий интерес

В

этом

плане

особое

место

принадлежит

такому

эффектному

педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что

учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся

чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции

учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и

готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний,

способностей и интересов. Занимательность – внешний фактор, который не в

состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять

равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт

немаловажный.

Занимательный

материал

должен

соответствовать

возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития,

Для учеников элементом занимательности может являться не только

разгадывание

кроссворда,

головоломки,

ребуса

они

хороши

при

объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять

усталость.

Элемент

занимательности

позволяет

активизировать

мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового

материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке.

Например, на уроке «Красивоцветущие растения» предварительный показ

декоративных растений подготовил учащихся к восприятию характерных

особенностей

азалии,

китайской

розы.

Эмоциональные

переживания

вызывают приемы удивления. Для создания эмоциональных ситуаций в ходе

уроков

большое

значение

имеет

художественность,

яркость,

эмоциональность речи учителя. Однако, элементы занимательности на уроке,

усиленные

звуком,

графикой,

видеоинформацией,

используемой

в

презентации, воздействуют на учащегося намного сильнее, чем слово

учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать

больше

по

данному

вопросу,

в

дальнейшем

формируя

устойчивую

мотивацию изучения данного предмета.

Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (рассказ-задача,

конкурс

на

быстрое

отыскание

ошибок,

игры-упражнения)

создает

положительный

эмоциональный

фон

деятельности,

располагает

к

выполнению

тех

заданий,

которые

считаются

трудными

и

даже

непреодолимыми. Все формы обучения, перечисленные выше можно

реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Занимательность +

иллюстративность особым способом окрашивают материал, делают процесс

овладения знаниями более привлекательным, дают пищу переживаниям.

Рамки

использования

занимательности

на

уроке

весьма

подвижны.

Наибольшее применение занимательность находит в закреплении

и

повторении учебного материала.

Исходя

из

вышесказанного,

можно

сделать

следующий

вывод:

использование презентации на уроке есть применение наглядного метода

иллюстрации во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать

мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность.

Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны

непосредственному

наблюдению,

а

слово

учителя

оказывается

недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или

явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные

моменты объяснения,

заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать

различные мыслительные операции.

По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя

постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций

высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для

дополнительного объяснения материала.

Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала,

при повторении пройденного материала и при организации текущего

контроля

знаний.

Презентации-опросы

содержат

вопросы-задачи,

адресованные

ученикам,

в

них

могут

быть

включены

материалы,

отображающие ключевые эксперименты пройденной темы. Вопросы ученику

содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются

учителем по ходу презентации. Подобные презентации – опросы могут быть

рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный

индивидуальный

письменный

опрос.

Несомненно,

использование

медиапрезентаций

оптимизируют

деятельность

учителя,

упрощают

подготовку преподавателя к уроку в будущем. Возможность распечатать

необходимые слайды решает проблему тиражирования дидактического

раздаточного

материала

к

уроку.

Презентации

позволяют

учителю

использовать различные формы обучения и виды деятельности на уроке для

развития различных видов мышления ученика.

Таким образом, информационные технологии, применяющиеся методически

грамотно,

повышают

познавательную

активность

учащихся,

что,

несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Внедрение

ИНФОРМАЦИОННО

И

КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

оживило учебный процесс, сделало его динамичным и

реалистичным.

Знания,

которые

учащиеся

получают

на

уроке

с

использованием И.К.Т., приобретаются разными каналами восприятия,

поэтому лучше воспринимаются, усваиваются и запоминаются.

И.К.Т. является эффективным техническим средством, при помощи которого

можно значительно обогатить коррекционный

развивающий процесс,

стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных

процессов

восприятия,

расширить

кругозор

ребенка,

воспитывать

творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

И.К.Т. дает возможность:

*

представить

наглядно

те

явления,

которые

невозможно

продемонстрировать иными способами;

*создать положительную мотивацию ( привлечение внимания);

* активизировать познавательную деятельность;

*оптимально использовать время на уроке;

* видеть реакцию учеников.

* в практике использую:

электронные тесты;

интерактивные игры;

презентации.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

*повышает эффективность усвоения учебного материала;

*повышает скорость запоминания (3 вида памяти: зрительная, слуховая,

моторная);

*активизирует и развивает психические функции;

*формирует теоретическое, творческое и рефлексивное мышления;

* готовит учащихся к миру, построенному на цифровых технологиях.

Презентации использую на различных этапах урока:

в начале для обозначения темы, с помощью вопросов по изучаемой

теме, создавая проблемную ситуацию;

как

сопровождение

моего

объяснения

(схемы,

рисунки,

видеофрагменты и…);

как информационно - обучающее пособие;

для контроля усвоения учебного материала.



В раздел образования