Автор: Мацкевич Олеся Викторовна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДС "Аленький цветочек" г. Волгодонска
Населённый пункт: Ростовская область, г.Волгодонск
Наименование материала: Конспект логопедического занятия для подготовительной группы
Тема: "Все профессии важны- все профессии нужны"
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого логопедического занятия
в подготовительной группе
« Все профессии важны, все профессии нужны»
Форма работы с детьми: игра- путешествие.
Цель: обобщить и систематизировать представления детей о профессиях.
Программные задачи:
Образовательные:
-расширять представление о профессиях людей;
-расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме «профессии»;
-совершенствовать навыки построения сложного предложения;
- упражнять в согласовании существительных с числительными;
-упражнять в образовании и употреблении существительных в косвенных падежах;
-развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы).
Коррекционно-развивающие:
-развивать общую, артикуляционную, мелкую моторику, мимическую мускулатуру,
дыхание.
-развивать фонематический слух;
-закреплять навыки звукового, звуко-слогового анализа и синтеза.
-развивать внимание, мышление, память.
Воспитательные:
-воспитывать самоконтроль за речью;
-воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий;
-формировать познавательный интерес, желание учиться;
-воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: проектор, ноутбук, заготовка письма, картинки с профессиями, орудиями
труда, мяч, музыкальное сопровождение, коврограф, карандаши, штриховки по
количеству детей.
Предварительная работа: разучивание физ.минутки, рассматривание картинок,
иллюстраций с изображением профессий, орудий труда, заучивание стихотворений,
просмотр мультфильма Незнайка в Солнечном городе.
Словарная работа: электронное письмо,
Образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии, игровая технология,
ИКТ технология, развивающая технология по коррекции общего недоразвития речи у до-
школьников, Н. В. Нищевой.
Этап занятия
Содержание занятия
1.Орг. момент
2 минуты
1 СЛАЙД
Здравствуйте ребята!
Игра- приветствие.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Развитие речевого дыхания
«Дровосек»
И.п.: 1- на выдохе руки сложить топориком и поднять вверх; 2-
резко, словно под тяжестью, опустить вытянутые руки, наклониться,
руками сделать махи между ног, произнести «У-у-у-х!»
«Молоток»
И.п.: 1- ударить кулаками друг о друга, вдох носом; 2- на выдохе
произнести «Тук-тук-тук!»
«Пила»
И.п.: стоя, правая нога слегка выставлена вперед. 1- имитировать
работу с пилой, вдох носом; 2- на выдохе произнести «Вжик- вжик-
вжик!»
2.Мотивационно-
ориентировочный
3 минуты
2 СЛАЙД
(звук сообщения и на экране появляется входящий видео звонок)
Логопед: Ребята посмотрите, нам пришло видео сообщение.
(на экране появляется заставка Цветочного города и Незнайка)
Это письмо из Цветочного города от Незнайки.
3 СЛАЙД
-«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка.
Я живу в Цветочном городе. У меня есть друзья механики Винтик и
Шпунтик, музыкант Гусля, художник Тюбик, доктор Пилюлькин.
Все они имеют профессию.
Я тоже хочу выбрать занятие по душе и приносить людям пользу.
Помогите мне, пожалуйста, в выборе профессии»
Логопед: Ну, что ребята? Поможем Незнайке выбрать профессию?
(Ответы детей)
3. Практический
20 минут
3-8 СЛАЙД
Артикуляционная гимнастика (дети садятся на стулья)
Логопед: ребята для того, чтобы мы могли красиво и правильно
рассказать нашему другу о существующих профессиях, нам
необходимо потренировать наш язычок, выполним
артикуляционную гимнастику.
(Заборчик, Улыбочка, Часики, Качели, Лошадка)
Логопед: Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело,
доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Что
такое профессия? Профессия – это труд, которому человек
посвящает свою жизнь. Профессий очень много!
9 СЛАЙД
Самомассаж пальцев рук: «Такие разные дела»
1, 2, 3, 4. Дети!
Сжимаем кулачки
Много дел на белом свете.
Хлопки ладонями и кулачками.
Вот военные идут –
Они границу берегут.
А швея иглу берет
И одежду людям шьет.
Дворник улицу метет,
Массаж каждого пальчика от
ноготка до основания пальца.
Звонко песенку поет.
Птичница во двор пришла,
Курам зерна принесла.
Чтобы более подробно описать профессии, я вам предлагаю
отправиться в город Мастеров.
10 СЛАЙД
Развитие слухового восприятия.
(звучит фонограмма, дети кружась перемещаются в город
Мастеров)
Логопед: Закройте глаза и повернитесь вокруг себя с такими
словами.
1,2,3, вокруг себя ты повернись,
И в городе мастеров очутись.
11 СЛАЙД
Логопед: -Вот мы и оказались в городе Мастеров, на улице
«Загадок».
Развитие речевого слуха, мышления, диалогической речи.
Игра «Отгадай и назови»
12 СЛАЙД
Он в дни болезней всех полезней.
И излечит, исцелит,
И ангину, и бронхит. (Врач)
С огнем бороться мы должны – Мы смелые работники,
С водою мы напарники
Мы очень людям всем нужны
Так кто же мы? (Пожарники)
Разгребает снег лопатой,
подметает двор метлой,
Догадались ли, ребята,
кто следит за чистотой? (Дворник
)
У него товаров горы -
Огурцы и помидоры.
Кабачки, капуста, мед -
Все он людям продает. (Продавец)
Мы работаем бригадой,
Нам везут песок, бетон.
Дружно потрудиться надо,
Чтоб построить новый дом. (Строитель)
Выезжает на дорогу
Он обычно спозаранку,
На педаль поставив ногу
И крутя рукой баранку. (Водитель)
Наяву, а не во сне
Он летает в вышине.
Водит в небе самолет.
Кто же он, скажи? (Пилот)
13 СЛАЙД
Логопед: следующая улица «Орудия труда»
Жители города мастерски владеют различными инструментами и
механизмами. Давайте попробуем разобраться, кому, какие
инструменты необходимы для работы.
Образование и употребление существительных в косвенных
падежах.
Д\и: «Кому что нужно?»
На столе разложены карточки лото «Профессии» и картинки с
предметами труда. Детям необходимо выбрать нужную картинку с
предметами труда и положить ее на карточку, объясняя свой выбор:
- Я беру весы, потому что они нужны продавцу;
- Я беру ножницы, потому что они нужны парикмахеру;
- Я беру лекарства, потому что они нужны врачу и т. д.
Развитие фонематического слуха
Д\и: «Где спрятался звук?»
Логопед: назовите первый, последний звук в предметах труда,
которые вы выбрали.
Логопед: ребята вы, верно ответили на мои вопросы, и я предлагаю
немножко отдохнуть.
14 СЛАЙД
Физминутка:
Мы в профессии играем,
(дети идут по кругу, взявшись за руки, останавливаются)
Их с друзьями называем.
Врач, учитель, адвокат,
(каждый ребёнок делает шаг вперёд)
Президент и дипломат,
Сторож, дворник, музыкант,
Есть у каждого талант.
(руку сгибать в локте и поднимать указательный палец вверх)
Все профессии нужны,
(ходьба по кругу, взявшись за руки)
Все профессии важны.
15 СЛАЙД
Логопед: Продолжаем нашу экскурсию, эта улица «Профессий».
Посмотрите на этот дом, здесь работает много людей разных
профессий. Давайте посчитаем их.
Дети подходят к фланелеграфу, где размещены цифры 2 и 5.
Логопед показывает карточку с названием профессии, а дети
считают.
Согласовании существительных с числительными
Д\и: «Сосчитай»
- Два врача, пять врачей;
- Два строителя, пять строителей;
- Два учителя, пять учителей; и т. д.
Логопед: Есть одна игра для вас. Я прочту стихи сейчас. Я начну, а
вы продолжите.
Употребление имен существительных.
Д\и: «Назови профессию» (с мячом)
Поезд водит (машинист).
Поле пашет (тракторист).
Самолётом правит (лётчик).
Клеит книжки (переплётчик).
В школе учит нас (учитель).
Строит здания (строитель).
Красит стены нам (маляр).
Столы делает(столяр).
На станке ткёт ткани (ткач).
От болезней лечит (врач).
Хлеб печёт в пекарне (пекарь).
Нарисует нам (художник).
Сапоги сошьёт (сапожник).
Потушит в миг пожар (пожарный).
Песни нам споёт (певец).
Торговлей занят (продавец).
16 СЛАЙД
Логопед: Нас ждет еще одна улица «Умелые руки»
Самомассаж с карандашом «Сапожник»
Мастер, мастер, помоги,
Прохудились сапоги!
Катаем карандаш
Забивай, покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня в гости.
Постукиваем карандашом
по ладошке.
Развитие графомоторных навыков, тонкой моторики.
Упражнение «Штриховка»
Логопед: Ребята, выполните штриховку волнистых линий по направ-
лению стрелки не отрывая руки от листка.
Мы с вами перечислили много профессий. А как вы думаете, какая
профессия самая важная, главная, без которой мы не смогли бы ни за
что обойтись? (ответы детей).
Все профессии важны, потому что все они нужны людям!
Логопед: ребята, мы так много рассказали о профессиях, какую
профессию вы посоветуете Незнайке? (Предложения детей).
17 СЛАЙД
Логопед: предлагаю отправить Незнайке наш ответ в письме, но
наше письмо будет необычным - давайте отправим видео сообщение
с такими словами.
Все профессии важны,
Все профессии нужны.
Ведь профессий друг мой много
Выбирай свою дорогу.
Всегда к знаниям стремись
Хорошенько ты учись.
Будет жизнь твоя чудесной
Всё в ней будет интересно.
18 СЛАЙД
Отправка ответного письма.
Логопед: посмотрите, нам с вами удалось рассказать о профессиях,
а какую выбрать по душе, решать Незнайке.
19 СЛАЙД
(на экране появляется изображение улетающего почтового
конверта со звуковым сопровождением).
-Ну вот, наше письмо отправлено.
4. Рефлексивно-
оценочный
5 минут
Логопед: Как вы думаете, Незнайке понравится наше письмо?
Ответы детей.
-Удалось ли нам выполнить просьбу Незнайки?
Ответы детей.
-Давайте подведем итог.
-О чем мы рассказали нашему другу? (о профессиях, орудиях труда,
чем важна каждая профессия).
- Были ли для вас сложные задания или вопросы?
20 СЛАЙД
Логопед: ребята мне очень понравилось с вами гулять по городу
Мастеров, но надо возвращаться в детский сад.
1,2,3, вокруг себя ты повернись
И в детском саду очутись.
21 СЛАЙД
Спасибо вам за хорошую работу.