Автор: Летягина Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №251 СП
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Курсовая работа
Тема: "ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ
И
НАУКИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Курсовая работа
по направлению 050400 – «Психолого-педагогическое образование»
Направленность программы бакалавриата
«Психология образования»
Выполнил(а):
Студент(ка)
группы
З Ф- 3 1 0 \ 0 9 9 - 5 - 1
Фамилия Имя Отчество
Летягина Екатерина Николаевна
Научный руководитель:
Барышникова Е.В.
уч. степень, должность: К.П.Н, доцент
кафедры ТиПП
Челябинск
2017 год
3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3
Глава 1.
Изучение
свойств
внимания
у
дошкольников
как
психолого-педагогическая проблема
1.1.
Понятие
внимания
в
психолого-педагогической
литературе
7
1.2.
Возрастные
особенности
проявления
свойств
внимания у детей дошкольного возраста
14
1.3.
Особенности проявления свойств внимания у детей
старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
20
Глава 2.
О р г а н и з а ц и я
о п ы т н о - э к с п е р и м е н т а л ь н о г о
исследования
свойств
внимания
у
детей
старшего
дошкольного возраста
2.1.
Этапы, методы и методики исследования
27
2.2.
Характеристика
выборки,
анализ
результатов
констатирующего эксперимента
31
2.3.
Рекомендации
для
воспитателей
и
родителей
по
психолого-педагогической
коррекции
свойств
внимания у детей старшего дошкольного возраста
35
Заключение
40
Список литературы
42
Приложение
45
ВВЕДЕНИЕ
Внимание не является самостоятельным познавательным процессом,
так
как
оно
само
по
себе
ничего
не
отражает
и
как
отдельно
взятое
4
психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним
из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как
оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует
их
функционирование.
Поскольку
познавательная
деятельно сть
осуществляется
сознательно,
то
внимание
выполняет
одну
из
функций
сознания.
Общее состояние внимания, в частности, такая его характеристика, как
устойчивость, связана, по-видимому, с работой ретикулярной формации. Она
представляет собой тончайшую сеть нервных волокон, которая располагается
в глубине центральной нервной системы между головным и спинным мозгом,
охватывая
нижние
отделы
первого
и
верхние
отделы
второго.
Через
ретикулярную
формацию
проходят
нервные
пути,
ведущие
от
периферических органов чувств к головному мозгу и обратно. Ретикулярная
формация также регулирует тонус коры головного мозга и чувствительность
рецепторов,
изменяя
динамические
характеристики
внимания:
его
концентрацию, устойчивость и т. п.
Актуальность
проблемы.
В
настоящее
время
внимание
многих
психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка. Этот
интерес обусловлен беспрецедентным ростом в детской популяции числа
детей
с
теми
или
иными
проявлениями
психического
неблагополучия
и
дезадаптации.
Важное
значения
для
всего
хода
психического
развития
ребенка имеет степень сформированности у него основных познавательных
процессов, в структуре которых базисное положение занимает внимание.
Достаточный
уровень
развития
внимания
является
одним
из
условий
успешности любого вида деятельности и становления личности в целом,
поэтому проблема развития внимания у детей в настоящее время становится
все более актуальной.
Цель
исследования: теоретическое и эмпирическое изучение свойств
внимания дошкольников
Объект исследования: свойств внимания у детей дошкольного возраста.
5
Предмет исследования: изучение свойств внимания дошкольников.
Гипотеза:
у
мальчиков
и
девочек
старшего
дошкольного
возраста
показатели концентрации внимания значимо не различаются.
Задачи:
1. Раскрыть содержание понятия внимания в психолого-педагогической
литературе и охарактеризовать виды внимания.
2. Изучить особенности развития внимания у дошкольников.
3. Рассмотреть особенности внимания дошкольников 5-6 лет.
4. Обозначить этапы, подобрать методы и методики исследования.
5.
Дать
характеристику
выборки
и
проанализировать
результатов
констатирующего исследования.
6. Составить психолого-педагогические рекомендации по коррекции и
развитию свойств внимания у дошкольников.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: теоретический анализ, синтез и обобщение
данных
научной,
учебной
и
методической
литературы
по
проблеме
исследования.
2. Эмпирические – эксперимент, тестирование с помощью методик:
- «Запомни и расставь точки»;
- «Найди отличия».
3. Методы математико-статистического анализа данных:
-
непараметрический
метод
сравнительного
анализа
–
критерий U
Манна-Уитни.
База исследования: Муниципальное дошкольное общеобразовательное
учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 235» г. Челябинска.
В исследовании принимали участие 20 дошкольников в возрасте 5-6 лет
из числа воспитанников подготовительной группы, 11 девочек и 9 мальчиков.
Для
раскрытия
поставленной
цели
и
задач
определена
следующая
структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по
6
изученному
материалу,
заключения,
списка
использованной
литературы,
приложения.
Глава 1. Изучение свойств внимания у дошкольников как психолого-
педагогическая проблема
1.1.
Понятие внимания в психолого-педагогической литературе
7
Внимание
–
это
направленность
и
сосредоточенность
сознания
в
данный момент времени на определенном реальном или идеальном объекте,
обеспечивающая его особо ясное отражение [2, c. 156].
Изучению проблемы внимания посвящены работы И.Л. Баскаковой,
М.П.
Волокитиной,
П.Я.
Гальперина,
Ю.3.
Гильбуха,
Ф.Н.
Гоноболина,
С.Л.Кабыльницкой,
О.М.
Корчемлюк,
Н.Н.
Ланге,
С.С.
Левитиной,
А.Р.
Лурия, М.Ч. Матюхиной, Т.М. Мирютиной, Т.А. Мелеховой, И.П. Павлова,
А.В.Петровского,
Т.
Рибо,
И.М.
Сеченова,
А.В.
Снежневского,
А.А.
Ухтомского, Е.Д. Хомской, Е.М Черепановой и др. Наиболее исследованными
вопросами являются функциональное значение внимания, связь внимания с
другими психическими процессами. В меньшей степени изучено развитие
свойств внимания в дошкольном возрасте. Значимыми в этом плане являются
труды Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.М. Леонтьева, Н.А. Менчинской,
Б.В. Эльконина и др. Однако, несмотря на значительный исследовательский
вклад
в
изучение
различных
аспектов
проблемы
внимания
у
детей,
особенности
свойств
внимания
дошкольников
остаются
до
конца
не
исследованными [6, с. 89].
В классической психологии внимание часто отождествляют с ясной,
отчетливой областью сознания [12, с. 89]. Попадая в эту область, объекты
деятельности осознаются намного лучше, их изменения лучше замечаются и
фиксируются, что помогает быстрее и точнее добиться нужного результата.
Оно переводит и удерживает объект в зоне ясного сознания и помогает
отвлечься от ненужных в данный момент мыслей и представлений, отсеивая
их и не допуская сосредоточения на посторонних для данной деятельности
объектах и явлениях. Таким образом, внимание осуществляет отбор нужной
информации
из
потока,
окружающего
человека,
о бе с печ ива е т
избирательность поведения и контроль над деятельностью [5, с. 101].
Характеризуя внимание, различают: степень его концентрированности
(сосредоточенности), его интенсивность (или напряженность), распределение
8
внимания,
его
устойчивость
и
отвлеченность
и,
наконец,
переключение
внимания.
Физиологиче ской
о сновой
внимания
является
м еханизм
взаимодействия основных нервных процессов – торможения и возбуждения,
протекающих
в
коре
головного
мозга.
При
внимании
в
поле
ясного
осознавания выделяется предмет (объект) из множества других предметов,
окружающих
человека,
а
другие
предметы
не
находятся
в
поле
ясного
осознавания, представляя собой общий фон восприятия. Физиологически это
значит,
что
возбуждаются
одни
нервные
центры
и
тормозятся
другие.
Образовавшийся центр возбуждения доминирует (господствует, преобладает)
над всеми другими, и его называют доминантой (или оптимальным очагом
возбуждения), а остальные участки мозга по закону индукции заторможены.
Этим
создаются
такие
условия,
при
которых
устраняется
влияние
посторонних раздражителей, так как их сигналы попадают на заторможенные
участки
коры
головного
мозга.
Очаг
оптимального
возбуждения
перемещается по коре головного мозга, что создает наиболее благоприятные
условия,
обеспечивающие
наилучшее
протекание
познавательной
и
творческой деятельности, ее продуктивность [10, с. 83].
Выделяют
два
основных
уровня
внимания
–
непроизвольное
и
произвольное.
Непроизвольное
внимание
возникает
в
зависимости
от
состояния
человека,
связано
с
его
настроением,
переживаниями,
ожиданиями,
потребностями,
интересами
и
отношением
к
тому,
что
воздействует на него.
Внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели,
называется
произвольным
или
преднамеренным.
Оно
вызывается
только
сознательным
и
целенаправленным
усилием,
которое
помогает
сосредоточиться
на
предметах,
не
вызывающих
большого
интереса,
но
необходимых
для
завершения
деятельности
[22,
с.
117].
Такое
внимание
удерживает
мысль
на
решении
задачи
или
чтении
неинтересной,
но
необходимой для экзамена книги. Воля помогает бороться и с отвлечением
9
внимания, неизбежным в этих случаях, так как любой шум или новый объект
в поле зрения вызывают непроизвольное внимание, которое в данном случае
становится помехой для выполняемой задачи [17, с. 78].
Произвольное внимание развивается в процессе учения, воспитания и
самовоспитания.
Обычно
после
ряда
усилий
произвольное
внимание
переходит
в
послепроизвольное. Это происходит в том случае, когда возникает интерес к
выполняемой
деятельности
и
сохранение
устойчивого
внимания
уже
не
требует постоянных волевых усилий [22, с. 118].
Внимание
выполняет
функцию
контроля
над
протеканием
деятельности.
При
непроизвольном
внимании
контроль
происходит
стихийно, его протекание диктуется свойствами объектов, на которые он
обращен. Произвольное внимание связано с планомерным контролем [11, с.
76].
Основными
характеристиками
внимания
являются
его
объем,
устойчивость,
сосредоточенность
(концентрация),
переключение
и
распределение.
Объем
внимания
отражает
количество
объектов,
которые
человек
может одновременно удержать в области ясного сознания. Он составляет 7+2
единицы (отдельные объекты или их группы) [14, с. 107].
Объем
внимания
зависит
как
от
особенностей
воспринимаемых
п р е д м е т о в ,
т а к
и
о т
з а д а ч и
и
х а р а к т е р а
д е я т е л ь н о с т и
воспринимающего
человека.
Объем внимания зависит от особенностей воспринимаемых объектов,
от опыта и практической деятельности и поставленной задачи [12, с. 98].
Объему внимания обратно пропорциональна концентрация внимания:
чем
выше
сосредоточенность,
концентрация,
тем
меньше
объем.
Концентрация внимания – это степень сосредоточения.
Под сосредоточением понимают внимание, направленное на какой-
либо один объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие.
10
Сосредоточенность (концентрация) внимания – это удержание внимания на
одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.
Сосредоточенность
–
необходимое
условие
осмысления
и
запечатления
поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более
ясным
и
отчетливым.
Сосредоточенное
внимание
отличается
высокой
интенсивностью,
что
необходимо
для
выполнения
важных
видов
деятельности.
Сосредоточенность
внимания
обычно
связана
с
глубоким,
действенным интересом к деятельности, какому-нибудь событию или факту
[13, с. 126].
Сосредоточенное
внимание
характеризуется
резко
выраженными
внешними
признаками:
в
соответствующей
позе,
мимике,
выразительном
живом взгляде, быстрой реакции, в торможении всех лишних движений. В то
же
время
внешние
признаки
не
всегда
соответствуют
действительному
состоянию внимания. Так, например, тишина в классе, в аудитории может
свидетельствовать как об увлечении предметом, так и о полном равнодушии к
происходящему [22, с. 124].
Способность
в
течение
длительного
времени
с ох р а н я т ь
сосредоточение
на
одном
и
том
же
объекте
связан
с
таким
свойством
внимания
как
устойчивость.
Устойчивое
внимание
может
сохраняться
в
течение 10-15 минут, кратковременные отвлечения не имеют значения для
деятельности,
но
они
дают
возможность
маленького
перерыва
в
сосредоточенности.
Кратковременный
отдых
не
разрушает
устойчивости
внимания, но позволяет сохранить внимание к данной деятельности до 45
минут и больше. Колебание внимания – это периодическое отвлечение и
ослабление внимания к данному объекту или деятельности [12, с. 97].
Устойчивость внимания у конкретного человека может варьировать в
течение суток или на протяжении выполнения одной деятельности [1, c. 98].
Устойчивость
внимания
в
значительной
степени
зависит
от
способности
индивида
произвольно
удерживать
оптимальный
для
продуктивного
выполнения
какой-либо
конкретной
деятельности
уровень
возбуждения
в
11
одном очаге коры головного мозга и оттормаживать возбуждение остальных
участков мозга. Этим создаются благоприятные условия, обеспечивающие
наилучшее
протекание
познавательной
и
творческой
деятельности,
ее
продуктивность за счет устранения влияний посторонних раздражителей,
сигналы которых попадают на заторможенные участки коры головного мозга
[4, c. 136].
Вместе
с
тем,
устойчивость
внимания
зависит
не
только
от
внутренних факторов, но также и от обстановки, в которой работает человек,
от содержания выполняемой работы (легче сосредотачивается на интересном
содержании), от трудности или степени сложности выполнения работы, от
психического и физического состояния человека [28, c. 79].
Устойчивое внимание сохраняется в такой деятельности, которая дает
положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что
вызывает
положительные
эмоции:
возникает
чувство
удовлетворения,
радости, желание заниматься данной работой, и в последующей деятельности
еще до начала работы создается установка на устойчивое внимание [12, с.
98].
Монотонная
деятельность,
неинтересный
разговор,
скучная
задача
снижают устойчивость внимания, и лишь волевая регуляция способна ее
вернуть.
Таким
образом,
устойчивое
внимание
связанно
всегда
либо
с
интересом
(вызываемым
удовольствием,
интересной
деятельностью,
значимостью, новизной, яркостью, подвижностью объекта), либо с волевым
усилием [17, с. 124].
Переключение
внимания
–
это
сознательное
и
осмысленное
перемещение внимания с одного объекта на другой в связи с переходом от
одной
деятельности
к
другой
и
с
постановкой
новой
задачи.
В
целом
переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в
сложной
ситуации
и
сопровождается
некоторым
нервным
напряжением,
которое выражается в волевом усилии. Переключение внимания включается
при разговоре с группой людей, при выполнении нескольких дел [11, с. 78].
12
Переключение
бывает
полным
(завершенным)
и
неполным
(незавершенным)
–
в
том
случае,
когда
человек
перешел
к
другой
деятельности,
а
от
первой
еще
полностью
не
отвлечен.
Легкость
и
успешность
переключения
внимания
зависят:
от
отношения
между
предшествующей
и
последующей
деятельностью;
от
завершенности
предшествующей
деятельности,
либо
ее
незавершенности;
от
отношения
субъекта
к
той
или
иной
деятельности
(чем
интереснее,
тем
легче
переключиться,
и
наоборот);
от
индивидуальных
особенностей
субъекта
(типа нервной системы, индивидуального опыта и др.); от значимости цели
деятельности для человека, ее ясности, четкости.
Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным
напряжением, которое выражается в волевом усилии. По этой причине не
рекомендуется часто менять содержание и виды работы в процессе учебной
деятельности, если это вызывает у школьников трудности и требует большей
перестройки характера деятельности. При утомлении и однообразной работе
переключение внимания является полезным и необходимым [10, с. 21].
Скорость переключения внимания зависит от подвижности основных
нервных
процессов
(торможения
и
возбуждения),
а
также
от
характера
деятельности (от степени трудности работы и от содержания работы – на
интересную
работу
переключение
быстрее,
чем
на
скучную),
от
особенностей
темперамента
индивида
(у
сангвиников
–
высокая
переключаемость, у флегматиков и меланхоликов – низкая) [1, c. 76].
Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или
нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или
наблюдении за ними [3, с. 54]. Если при переключении человек отвлекается
от одного объекта при обращении к другому, то при распределении оба они
остаются
в
зоне
внимания,
хотя
его
концентрация
на
разных
объектах
различна.
Например,
учитель
объясняет
урок
и
одновременно
следит
за
классом,
он
должен
удерживать
внимание
и
на
содержании
излагаемого
13
материала, и на том, как воспринимают его ученики, понятен ли он им [15, с.
209].
Умение
распределять
внимание
вырабатывается
в
практической
деятельности. Две работы только тогда могут быть успешно выполнены, если
одна из них настолько освоена или легка, что не требует сосредоточенного
внимания, выполняется человеком свободно, лишь слегка контролируется и
регулируется
им.
В
центре
внимания
у
человека
только
одна
основная
деятельность, а другая занимает относительно малую часть внимания.
Существуют определенная зависимость между свойствами внимания
индивида
и
типом
его
темперамента.
Так,
отмечено,
что
флегматики
отличаются высокой концентрацией и устойчивостью внимания и невысокой
переключаемостью.
Сангвиники
отличаются
хорошей
концентрацией
и
устойчивостью внимания и высокой переключаемостью внимания. Холерики
отличаются
невысокой
концентрацией
и
устойчивостью
внимания
и
удовлетворительной
переключаемостью.
Меланхолики
отличаются
низкой
концентрацией и устойчивостью внимания и плохой переключаемостью [1,c.
106].
Грубые
отклонения
показателей
основных
свойств
внимания
от
среднестатистических норм в большинстве случаев свидетельствуют о каких-
либо
патологических
состояниях.
Так,
при
органических
поражениях
головного мозга человека на фоне состояния суженного сознания и сужения
объема внимания могут проявляться патологическая отвлекаемость (грубое
нарушение устойчивости внимания) и низкая переключаемость [3, c. 51].
Таким образом, внимание – это направленность и сосредоточенность
сознания
в
данный
момент
времени
на
определенном
реальном
или
идеальном объекте, обеспечивающая его особо ясное отражение. Внимание
выполняет функцию контроля над протеканием деятельности. Выделяют два
основных
уровня
внимания
–
непроизвольное
и
произвольное.
При
непроизвольном внимании контроль происходит стихийно, его протекание
диктуется
свойствами
объектов,
на
которые
он
обращен.
Произвольное
14
внимание связано с планомерным контролем. Основными характеристиками
внимания
являются
его
объем,
устойчивость,
сосредоточенность
(концентрация), переключение и распределение.
1.2.
Возрастные особенности проявления свойств внимания у
дошкольников
Внимание
является
одним
из
важнейших
показателей
при
оценке
психического
развития
ребёнка.
Уровень
развития
внимания
в
детском
возрасте
в
значительной
степени
зависит
от
уровня
развития
основных
процессов
высшей
нервной
деятельности.
Эти
процессы
меняются
с
возрастом, а, следовательно, и внимание на протяжении восходящего этапа
онтогенеза претерпевает изменения [7, с. 129].
Развитие
внимания
в
период
дошкольного
возраста
–
наиболее
продуктивный
и
своевременный
процесс.
Внимание
чрезвычайно
необходимо
ребенку
для
игровой
и
познавательной
деятельности.
Без
целенаправленного,
достаточно
устойчивого
внимания
невозможны
ни
самостоятельная деятельность ребенка, ни выполнение им заданий педагога.
В
начале
дошкольного
возраста
внимание
у
ребенка
развито
относительно
слабо.
Особенности
развития
внимания
в
этом
возрасте
заключаются в том, что ребенка в равной степени может заинтересовать
любой
предмет,
его
внимание
легко
перескакивает
с
одного
объекта
на
другой. В результате этого ребенок мало усваивает из сказанного взрослым.
Следствием неумения младшего дошкольника управлять своим вниманием
являются
неорганизованность
его
поведения,
импульсивность
и
неусидчивость [25, с. 176].
Внимание у младших и средних дошкольников отличается небольшим
объемом и малой устойчивостью. Ребенок легко отвлекается на посторонние
15
раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально. Он еще плохо владеет
своими
чувствами.
При
этом
непроизвольное
внимание
достаточно
устойчиво, длительно и сосредоточено [19, с. 60].
На протяжении дошкольного возраста в сфере внимания происходят
существенные
изменения,
которые
касаются
всех
его
видов
и
свойств.
Увеличивается
объем
внимания.
Ребенок
среднего
дошкольного
возраста
может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения
внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание
становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под
руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную
[7, с. 142].
Ребенок среднего и старшего дошкольного возраста не отвлекается,
если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более
привлекательная перспектива [23, с. 90].
Поддержание
устойчивости
внимания,
фиксация
его
на
объекте
определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так,
ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят,
или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет есть свои запасы.
Устойчивость
внимания
зависит
от
характера
действующего
раздражителя.
В
среднем
и
старшем
дошкольном
возрасте
длительные
отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные – звонок. На
протяжении
дошкольного
детства
длительность
отвлечений,
вызванных
разными
раздражителями,
снижается,
то
есть
возрастает
устойчивость
внимания.
Наиболее
резкое
снижение
продолжительности
отвлечения
наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет [8, с. 12].
Развитие
внимания
дошкольника
связано
с
тем,
что
изменяется
организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую,
трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под
влиянием
взрослого.
Воспитатель
все
чаще
говорит
дошкольнику:
«Будь
16
внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя
требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием [20,с. 69].
Развитие
произвольного
внимания
связано
с
усвоением
средств
управления им. Первоначально - это внешние средства, указательный жест,
слово
взрослого.
В
старшем
дошкольном
возрасте
таким
средством
становится
речь
самого
ребенка,
которая
приобретает
планирующую
функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», -
говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем
внимательно рассматривает интересующие его объекты [9, с. 91].
Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не
только
с
развитием
речи,
но
и
с
пониманием
значения
предстоящей
деятельности,
осознанием
ее
цели.
Развитие
этого
вида
внимания
также
связано
с
освоением
норм
и
правил
поведения,
становлением
волевого
действия. Например, ребенку хочется присоединиться к игре других детей, но
нельзя, поскольку он сегодня дежурит по столовой. Поэтому сначала нужно
помочь
взрослому
накрыть
на
стол,
и
ребенок
сосредоточивается
на
выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства,
ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для
поддержания
внимания
уже
не
требуется.
Таким
образом,
развитие
послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного,
оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения
цели.
Особенностями развития внимания в дошкольном возрасте является
следующее:
- значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;
- складываются элементы произвольности в управлении вниманием на
основе развития речи, познавательных интересов;
- внимание становится опосредованным;
- появляются элементы послепроизвольного внимания [16, с. 130].
17
Концентрация внимания - это свойство внимания, которое показывает
степень сосредоточенности на объекте и проявляется в интенсивности и
узости внимания, то есть собранности в фокусе при отвлечении от всего
остального. Фокус внимания может концентрироваться не только на объекте,
но
и
вокруг
комплекса
объектов
организованных
единым
смыслом
или
близким расположением, а также на отдельной детали или свойстве объекта.
Ребенок
с
высокой
степенью
концентрации
внимания
любит
заниматься
ручными
поделками,
мозаикой,
чтением,
наблюдением
за
животными, за движущимися объектами, игрой в шахматы или занятиями,
требующими кропотливых действий, аккуратности. Это свойство внимания
можно сравнить с напряжением электрического тока или ярким и тонким
пучком
света.
Проявления,
противоположные
этому
свойству,
называют
распыленностью внимания, неспособностью сконцентрироваться на объекте.
Такое проявление внимания знакомо каждому, в утомленном состоянии мы
начинаем часто отвлекаться, любой шум мешает сосредоточиться на работе
или
какой-то
мысли.
Концентрация
внимания
может
быть
динамичным
процессом и зависеть от состояний человека и внешних условий, но может
быть и стойкой характеристикой психики, индивидуальной особенностью
внимания человека.
Объем
внимания -
это
свойство
внимания
показывает
количество
однородных объектов, которые одновременно может охватить внимание, с
одинаковой
интенсивностью.
Психологами
было
установлено,
что
у
взрослого
человека
объем
внимания
колеблется
от
4
до
7
предметов,
у
ребенка - 2-3 предмета. Объекты или символы, объединенные в смысловое
целое,
могут
значительно
увеличивать
объем
внимания,
так
как
воспринимаются как один объект [18, с. 76].
Образно
объем
внимания
можно
сравнить
с
силой
тока,
шириной
яркого
светового
пучка.
У
ребенка
это
свойство
может
проявляться
в
подвижных играх, когда надо быстро сориентироваться в пространстве с
учетом
нескольких
предметов,
одновременно
учитывать
несколько
18
требований
или
параметров.
Развитие
объема
внимания
тесно
связано
с
развитием мышления, а в конкретных видах деятельности можно увеличить
путем
предварительной
группировки
информации
и
тренировкой
на
конкретных объектах наблюдения.
Распределяемость внимания - определяется количеством разнородных
объектов,
одновременно
сохраняющихся
в
центре
внимания,
то
есть
одновременное наличие нескольких фокусов внимания одинаковой интен-
сивности или нескольких центров возбуждения в коре головного мозга.
У ребенка распределяемость внимания проявляется в умении следовать
нескольким
правилам
и
соблюдать
внутренние
требования,
учитывать
обстоятельства. Чем старше ребенок, тем легче ему становится выполнять
разнообразные требования и одновременные действия, это позволяет ему
осваивать более сложные виды деятельности, разнообразные игры с набором
правил, которые следует соблюдать [21, 89].
Устойчивость внимания - определяется продолжительностью времени,
в
течение
которого
сохраняется
высокая
концентрация
внимания.
На
устойчивость внимания влияет умение раскрывать в предмете все новые и
новые
свойства
и
связи,
поэтому
оно
тесно
связано
с
мышлением
и
восприятием. Если предмет, на который направлено внимание, однообразен, с
недостаточным
обилием
особенностей,
то
устойчивость
внимания
падает. Развитие произвольного внимания усиливает устойчивость внимания,
так как осознанная цель или наличие программы действий поддерживают
активность внимания даже на неинтересных объектах.
У ребенка это свойство развивается в таких же занятиях, как и при
развитии концентрации внимания. Особое значение при воспитании следует
уделить освоению умственных действий с предметами и их свойствами.
Переключение
внимания
проявляется
в
способности
быстро
перемещать внимание с одного предмета на другой, с одной деятельности на
другую. Переключение внимания заключается в сознательном перемещении
внимания,
которое
позволяет
быстро
ориентироваться
в
обстановке,
в
19
изменяющихся
условиях.
Оно
чрезвычайно
важно
в
экстремальных
ситуациях, деятельности, связанной с движением и потоком информации.
Противоположное
ему
свойство,
рассеянность,
является
препятствием
к
работе, требующей оперативной реакции. Переключение внимания может
быть индивидуальным свойством психики, которое влияет на успешность в
некоторых видах деятельности [24, с. 260].
У детей переключение внимания развивается в подвижных играх. Но
чаще
приходится
преодолевать
противоположное
ему
свойство
—
рассеянность,
которое
характерно
для
непроизвольного
внимания,
управляемого случайными внешними признаками объектов и разнообразным
потоком информации. Для управления этим процессом следует формировать
внутренний план наблюдения за объектами.
У отдельного человека могут быть хорошо развиты одни и недоста-
точно
развиты
другие
свойства
внимания,
поэтому
каждый
человек
по-
разному успешен в одних или других видах деятельности. Как мы видим из
описания
всех
свойств,
в
большинстве
своем
они
опираются
на
умения
выполнять умственные действия с образами предметов, а также зависят от
правильной
организации
условий
для
работы
или
организованности
поступающей информации.
Внимание занимает особое значение для развития восприятия, памяти,
мышления, воображения, речи, для понимания и усвоения дошкольниками
изучаемого на занятиях материала. Развитие внимания формирует новые
внутренние
действия.
Они
управляют
вниманием
изнутри.
Это
помогает
удерживать внимание на предметах, которые могут быть не интересны для
ребенка в данный момент или еле заметны по силе своего раздражения [26, с.
86].
Высокий
уровень
развития
этих
свойств
обеспечивает
условие
успешного освоения разнообразных видов деятельности. Низкий уровень раз
вития даже одного свойства может быть препятствием к освоению какой-
либо
деятельности
или
влиять
на
качество
ее
выполнения.
Особенно
20
наглядно это проявляется в учебной деятельности: недостаточное развитие
каких-то свойств внимания является серьезным препятствием в обучении
ребенка.
Для того чтобы своевременно развивать у дошкольников определенные
качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и
способность управлять им, нужны специальные занятия – такие, где эта
задача
стоит
в
центре
деятельности
ребенка.
Важно,
чтобы
развитие
внимания у дошкольников было коллективной работой родителя и ребенка.
1.3.
Особенности проявления свойств внимания у детей старшего
дошкольного возраста (5-6 лет)
В старшем дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и
свойств
внимания.
Рассмотрим
динамику
развития
свойств
внимания
у
старших дошкольников.
В
старшем
дошкольном
возрасте
увеличивается
объем
внимания:
ребенок уже может действовать с 3-5 предметами. У старших дошкольников
возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией
многих действии ребёнка. Но у детей старшего дошкольного возраста еще
слабо развиты такие свойства внимания, как распределение и переключение.
Это связано с отсутствием опыта в каком-либо виде деятельности [27, с. 45].
Исследования
С.Л.
Рубинштейна
на
устойчивость
внимания
дошкольников показали, что её рост особенно интенсивен от трёх до семи
лет. Основной особенностью детей старшего дошкольного возраста является
то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко
отвлекается на посторонние раздражители. Но по сравнению с младшим
дошкольным
возрастом,
устойчивость
внимания
в
период
старшего
дошкольного возраста увеличивается в два раза. Так у годовалого ребёнка
21
наибольшая длительность игр -14 минут, в возрасте трёх лет - 27 минут, а у
шестилетнего
ребёнка
продолжительность
игры
может
достигать
часа
и
дольше,
продолжительность
образовательной
деятельности
-
30
минут.
Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется
развитием любознательности, познавательных процессов [цит.по 29, с. 212].
Наблюдение
над
отвлечениями
ребёнка
от
игры
так
же
показали
быстрый рост концентрации внимания в старшем дошкольном возрасте. Так в
то время, как у трёхлетнего ребёнка в течение 10 минут было зафиксировано
три отвлечения, у пятилетнего - их было меньше двух, а в возрасте шести лет
-
только
одно
отвлечение.
Количество
ошибок
при
выполнении
задания
снижается до 10 и менее.
Развитие
внимания
старших
дошкольников
связано
с
тем,
что
изменяется организация их жизни, они осваивают новые виды деятельности
(игровую, трудовую, продуктивную) [30, с. 56].
Внимание
ребёнка
в
период
дошкольного
детства
отражает
его
интерес к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями. В
начале
дошкольного
возраста
(2-3
года)
у
ребёнка
преобладает
непроизвольное
внимание,
к
5-7
годам
проявление
внимания
носит
произвольный
характер.
Следует
отметить,
что,
начиная
со
старшего
дошкольного возраста, дети становятся способны удерживать внимание на
действиях,
начинающих
приобретать
для
них
интеллектуально
значимый
интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость
внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к 7 годам. К
концу дошкольного возраста у детей способность произвольного внимания
начинает интенсивно развиваться. В дальнейшем произвольное внимание
становится
непременным
условием
успешной
организованной
учебной
деятельности. Нужно сказать, что сам процесс получения знаний у детей
старшего дошкольного возраста способствует быстрому росту произвольного
внимания,
развивающемуся
у
них,
главным
образом,
на
основе
22
возникновения интересов, в частности интереса к учебной деятельности [1,с.
90].
Развитие
познавательных
способностей
ребёнка,
тренировка
сосредоточенной
деятельности
ребёнка
позволят
развивать
произвольное
внимание, все его свойства. Хотя следует отметить, что избирательность
внимания
не
нуждается
в
особом
развитии,
так
как
представляет
собой
проявление потребностей, интересов, желаний и влечений личности [15,с.
89].
Общий
психологический
склад
личности
в
значительной
степени
зависит от состояния процессов возбуждения и торможения. Если в раннем
детстве
возбудительные
процессы
нередко
преобладают
над
процессом
торможения,
то
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
возбуждение
и
торможение
в
коре
головного
мозга
сменяются
довольно
быстро.
Этим
обуславливается наличие у ребёнка этого возраста сильного рефлекса на всё
новое [16, с. 109].
Если в младшем дошкольном возрасте для привлечения внимания
имеет значение качество раздражителя (сила, яркость и т.д.), то у старших
дошкольников всё больше значение имеет соответствие объекта внимания их
внутреннему состоянию и прошлому опыту [30, с. 210].
По данным П.Я. Гальперина, появлению и развитию произвольного
внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное
владение
речью,
которая
приобретает
планирующую
функцию.
Чтобы
дошкольник
учился
произвольно
управлять
своим
вниманием,
его
надо
просить больше рассуждать вслух. Вместе с овладением активной речью
ребёнок
постепенно
начинает
управлять
первичным
процессом
своего
внимания [9, с. 89].
Л.С. Выготский отметил, что «с самых первых дней жизни ребёнка
развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый
двойной
ряд
стимулов,
вызывающих
внимание.
Первый
ряд
–
это
сами
окружающие
предметы,
которые
своим
яркими,
необычными
свойствами
23
приковывают
внимание
ребёнка.
С
другой
стороны,
это
речь
взрослого
человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли
стимулов – указаний, направляющих непроизвольное внимание» [8, с. 147].
Общая
последовательность
культурного
развития
внимания
по
Л.С.Выготскому
состоит
в
следующем:
«Сначала
люди
действуют
по
отношению
к
ребёнку,
затем
он
сам
вступает
во
взаимодействие
с
окружающими, наконец, он начинает действовать на себя. Вначале взрослый
направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает,
таким образом, из слов могущественные стимулы – указания; затем ребёнок
начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться
словом и звуком как средством указания, т. е. обращая внимание взрослых на
интересующий его предмет» [9, с. 81].
Универсальное
средство
организации
внимания
–
речь
взрослого.
Первоначально
взрослый
организует
внимание
ребёнка
при
помощи
словесных указаний, позднее, ребёнок сам начинает обозначать словесно те
предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание [35].
Первоначально
процесс
произвольного
внимания,
направляемого
речью
взрослого,
является
для
ребёнка
скорее
процессом
внешнего
дисциплинирования,
чем
саморегуляции.
Постепенно,
употребляя
то
же
самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребёнок
переходит к саморегуляции поведения, т.е. произвольному вниманию.
1. У детей старшего дошкольного возраста значительно увеличивается
объем
внимания,
ребенок
способен
безошибочно
воспроизвести
5-6
предметов или явлений.
2.
У
детей
старшего
дошкольного
возраста
наблюдается
высокий
уровень концентрации внимания, развивающийся на основе мотивации и
возникновения интереса к учебной деятельности.
3. У детей старшего дошкольного возраста еще слабо развиты такие
свойства
внимания,
как
переключение
и
распределение,
что
связано
с
отсутствием
опыта
в
данном
виде
деятельности
и
недостаточно
24
сформированными волевыми качествами. Способность к переключению и
распределению
внимания
формируется
в
процессе
практической
деятельности, путем упражнения и накопления соответствующего опыта.
4. Внимание у детей старшего дошкольного возраста еще неустойчиво
и
имеет
тенденцию
к
понижению
при
продолжительной
работе.
Это
объясняется
особенностью
нервной
системы
детей
данного
возраста
и
быстрой утомляемостью
5. У девочек внимание развито несколько лучше, чем у мальчиков
[14,с. 85].
Проанализировав особенности развития внимания у детей старшего
дошкольного возраста, можно сделать выводы:
1. В старшем дошкольном возрасте внимание имеет ряд особенностей,
значение
и
учет
которых
важны
как
с
точки
зрения
психодиагностики
готовности ребёнка к обучению, так и для организации оптимальных условий
обучения и воспитания.
2.
Качественно
высокий
уровень
развития
внимания
в
старшем
дошкольном
возрасте
заключается
в
том,
что
дети
впервые
начинают
управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определённые
предметы,
явления,
удерживаться
на
них,
т.
е.
возникает
произвольное
внимание.
3. Особая роль в формировании произвольного внимания отводится
волевой сфере личности ребёнка. Управляемое целенаправленное поведение,
каким
является
волевое,
характеризуется,
прежде
всего,
неуклонным
следованием к цели при наличии трудностей на пути её достижения.
4. Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые
включают ребёнка в новые виды деятельности и при помощи определённых
средств направляют и организуют внимание. Руководя вниманием ребёнка,
взрослые
дают
ему
те
средства,
с
помощью
которых
он
впоследствии
начинает сам управлять своим вниманием.
5. Особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте:
25
- значительно возрастает его концентрация, объем;
- внимание неустойчиво;
-
слабо
развиты
такие
свойства
внимания,
как
распределение
и
переключение;
- складываются элементы произвольности в управлении вниманием на
основе развития речи, познавательных интересов;
6. Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного
возраста тесно связано:
- с развитием речи;
- с пониманием значения предстоящей деятельности;
- с осознанием её цели;
- с освоением норм и правил поведения;
- с становлением волевого действия;
- со способностью сосредоточиться на действиях, которые имеют для
них интеллектуальное значение.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте изменения касаются
всех видов и свойств внимания: увеличивается объем внимания, возрастает
возможность распределения внимания, но переключение еще развито слабо.
Выводы по первой главе
Таким образом, внимание – это направленность и сосредоточенность
сознания
в
данный
момент
времени
на
определенном
реальном
или
идеальном объекте, обеспечивающая его особо ясное отражение. Внимание
выполняет функцию контроля над протеканием деятельности. Выделяют два
26
основных
уровня
внимания
–
непроизвольное
и
произвольное.
При
непроизвольном внимании контроль происходит стихийно, его протекание
диктуется
свойствами
объектов,
на
которые
он
обращен.
Произвольное
внимание связано с планомерным контролем. Основными характеристиками
внимания
являются
его
объем,
устойчивость,
сосредоточенность
(концентрация), переключение и распределение.
Для того чтобы своевременно развивать у дошкольников определенные
качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и
способность управлять им, нужны специальные занятия – такие, где эта
задача
стоит
в
центре
деятельности
ребенка.
Важно,
чтобы
развитие
внимания у дошкольников было коллективной работой родителя и ребенка.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте изменения касаются
всех видов и свойств внимания: увеличивается объем внимания, возрастает
возможность распределения внимания, но переключение еще развито слабо.
Глава 2. Организация исследования свойств внимания у дошкольников 5-6
лет
2.1. Этапы, методы и методики исследования
27
Исследование свойств внимания дошкольников 5-6 лет проходило в три
этапа:
1.
Поисково-подготовительный
этап:
теоретическое
изучение
психолого-педагогической
литературы,
подбор
методик
для
проведения
констатирующего
эксперимента.
На
этом
этапе
выполнено
изучение
литературы по проблеме внимания у старших дошкольников, определение
особенностей проявления их свойств. Были подобраны методики с учетом
возрастных характеристик и темы исследования.
2. Опытно - экспериментальный этап: проведение констатирующего
эксперимента,
обработка
результатов.
Была
проведена
психодиагностика
испытуемых
по
двум
методикам.
Затем
полученные
результаты
были
обработаны, выражены в виде диаграмм и сведены в общие таблицы.
3.
Контрольно-обобщающий: математико-статистическая
обработка
экспериментальных данных, проверка гипотезы и оформление работы.
В
исследовании изучения
свойств
внимания
у
детей
старшего
дошкольного возраста были использованы следующие методы и методики:
На
предварительном
этапе
исследования
проводилась
беседа
с
воспитателем и родителями дошкольников с целью информирования их о
целях и задачах данного исследования и получение от них добровольного
информированного согласия на проведение исследований с детьми.
На основном этапе проводилось психодиагностическое исследование
показателей внимания дошкольников.
На аналитико-синтетическом этапе проводилась обработка полученных
данных
и
их
интерпретация,
формулирование
выводов
и
составление
психолого-педагогических
рекомендаций
по
развитию
внимания
у
дошкольников.
В опытно-экспериментальном исследовании был использован комплекс
методов и методик:
1)
Теоретический:
анализ
и
обобщение
психолого-педагогической
литературы;
28
2)
Эмпирический:
констатирующий
эксперимент,
тестирование
по
методикам:
А) Методика «Запомни и расставь точки» для оценки объема внимания;
Б) Методика «Найди отличие» для определения уровня внимания;
3)
В
работе
использовались
методы
математической
статистики.
Критерий Манна-Уитни.
Анализ (от греч. analysis - разложение, расчленение) - рассмотрение,
изучение ч.-л., основанное на расчленении (мысленном, а также часто и
реальном) предмета, явления на составные части, определении входящих в
целое
элементов,
разборе
свойств
какого-либо
предмета
или
явления.
Характерной
особенностью
психологического
анализа
является
то,
что
объектом
его
изучения
является
психическая
реальность,
психические
процессы,
состояния,
свойства
человека.
А
также
различные
социально-
психологические
явления,
возникающие
в
группах,
коллективах:
мнения,
общение, взаимоотношения, конфликты, лидерство и др. Методологической
основой психологического анализа могут выступать философские системы,
общенаучные принципы познания, а также общепсихологические положения
о субъекте, связи внутреннего и внешнего, специфичности психологических
закономерностей, которым подчинен тот или иной вид деятельности [3, с. 27].
Метод эксперимента (англ. experimental method) состоит в организации
целенаправленного наблюдения, когда по плану исследователя изменяется
частично
ситуация,
в
которой
находятся
участники
эксперимента
-
испытуемые. Применение метода эксперимента целесообразно в тех случаях,
когда исследователю известны подлежащие проверке элементы гипотезы [3,
с. 259].
Тест
(англ. test)
-
стандартизированная
методика
психологического
измерения,
предназначенная
для
диагностики
выраженности
психических
свойств или состояний у индивида при решении практических задач. Тест
представляет собой серию кратких испытаний (задач, вопросов, ситуаций и
пр.). Как правило, показатели выполнения теста (иногда их можно называть
29
«показателями успешности») выражаются в относительных величинах: за
единицу часто принимается та или иная мера вариативности индивидуальных
данных. Результаты выполнения тестовых заданий являются индикаторами
психических свойств или состояний [3, с. 493].
В
работе
использовались
методы
математической
статистики.
Статистический
анализ
начинался
с
описательной
статистики,
которая
позволяет
обобщать
первичные
результаты
исследования.
В
настоящем
исследовании
производились
расчеты
средних
значений
(среднего
арифметического)
и
стандартного
отклонения.
Стандартное
отклонение
-
показатель
рассеивания
значений
случайной
величины
относительно
её
математического ожидания.
Метод
Манна-Уитни,
или
U-критерий
Манна-Уитни
-
это
статистический
критерий
непараметрического
анализа,
используемый
для
оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака,
измеренного количественно. Он позволяет выявлять различия между двумя
выборками в значении параметра, когда n1,n2≥3 или n1=2, n2≥5. Критические
значения U при n1=9, n2=11: U эмп. ≤ 18 при р≤0,01; U эмп. ≤ 27 при р≤0,05.
Методика «Запомни и расставь точки»
Методика
предназначена
для
оценки
объема
внимания
ребенка.
Стимульный материал к методике представляет собой лист с точками и лист с
пустыми карточками. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых
квадратов,
которые
затем
складываются
в
стопку
таким
образом,
чтобы
вверху
оказался
квадрат
с
двумя
точками,
а
внизу
–
квадрат
с
девятью
30
точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно
увеличивающимся на них числом точек).
Инструкция для испытуемого: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на
внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых
нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых
клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1-2 секунд, показывается каждая из
восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди. После каждой
карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за
15 секунд. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где
находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Оценка объема внимания производится по максимальному числу точек,
которое
ребенок
смог
правильно
воспроизвести
на
любой
из
карточек
(выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно
самое большое количество точек) (полный текст методики в приложении 1).
Методика «Найди отличие»
Методика предназначена для детей 4-7 лет и позволяет определить
уровень внимания. Стимульный материал к методике – две пары сюжетных
картинок. Каждая пара имеет некоторые различия: в первой паре картинок
имеется 10 отличительных признаков, во второй паре – 7 (полный текст
методики в приложении 1).
2.2. Характеристика выборки, анализ результатов констатирующего
эксперимента
В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет из
числа воспитанников подготовительной группы - 11 девочек и 9 мальчиков.
По данным воспитателя, в данной группе воспитываются 16 детей из
полных семей и 4 детей из неполных семей (нет отца). Все дети развиваются
31
соответственно возрасту, детей с нарушениями в развитии в данной группе
нет.
Дисциплина
в
группе
оценивается
воспитателем
как
хорошая.
На
занятиях дети ведут себя активно, большинство из них отличаются развитой
познавательной мотивацией, но бывает сложно установить дисциплину.
Опрос самих детей показал, что практически все они оценивают себя
как активных и любознательных людей, которым интересно узнавать новое,
делать самостоятельные открытия на занятиях, создавать различные поделки,
петь, рисовать, конструировать и пр. в свободное время они обычно играют в
компьютерные игры, смотрят телевизор и проводят время с друзьями во
дворе. Большинство детей отметили, что хотят поскорее пойти в школу.
В
ходе
проведения
исследования
объема
внимания
с
помощью
методики
«Запомни
и
расставь
точки»
были
получены
результаты,
представленные на рисунке 1.
По
индивидуальным
показателям
объема
внимания
вычислялись
величины средних значений и стандартных отклонений. В обследованной
группе среднее значение показателей объема внимания составило 6,25±1,54,
что в целом соответствует среднему уровню развития внимания.
Между
тем,
индивидуальные
показатели
объема
внимания
свидетельствуют о том, что в исследуемой группе имеются испытуемые не
только со средним, но также и с высоким и с низким уровнями развития
объема внимания.
32
Высокий
Средний
Низкий
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
15%
60%
20%
уровни объема внимания
количество испытуемых в %
Рисунок
1.
Результаты
исследования
уровней
объема
внимания
«Запомни и расставь точки»
60% (12 человек) обследованных детей имеют средний уровень объема
внимания. Эти дети безошибочно воспроизвели от 3 до 4 точек.
20% (5 человек) испытуемых имеют низкий уровень объема внимания.
Им удалось безошибочно воспроизвести от 2 до 3 точек.
Дети
с
высоким
уровнем
объема
внимания
составляют
15%
(3
человека) от численности группы. Эти дети безошибочно воспроизвели от 4
до 5 точек.
Испытуемых
с
очень
высоким
и
с
очень
низким
уровнем
объема
внимания в исследуемой группе старших дошкольников не выявлено.
Далее
мы
сравнивали
показатели
объема
внимания
у
мальчиков
и
девочек
по
критерию U Манна-Уитни. Результаты сравнительного анализа
представлены в таблице 2.
33
Исследование уровня концентрации внимания проводилось с помощью
методики «Найди отличие», полученные результаты представлены на рисунке
2.
Выше среднего
Средний
Ниже среднего
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
15%
65%
20%
уровни концентрации внимания
количество детей в %
Рисунок 2. Результаты исследования уровня концентрации внимания
«Найди отличие»
у 65% (13 человек) обследованных детей выявлен средний уровень
концентрации внимания. Из 17 возможных отличий в обеих парах картинок
им удалось найти от 8 до 12 отличий.
У
20%
(4
человека)
испытуемых
уровень
концентрации
внимания
оценивается как ниже среднего. Этим детям удалось найти от 4 до 7 отличий
на картинках.
У
15%
(3
человек)
испытуемых
уровень
концентрации
внимания
оценивается как выше среднего. Этим детям удалось найти от 13 до 15
отличий
на
картинках.
Испытуемых
с
высоким
и
с
низким
уровнем
концентрации внимания в исследуемой группе не выявлено.
По индивидуальным показателям концентрации внимания вычислялись
величины средних значений и стандартных отклонений. В обследованной
34
группе
среднее
значение
показателей
концентрации
внимания
составило
9,90±3,06, что в целом соответствует среднему уровню развития внимания.
Индивидуальные показатели концентрации внимания свидетельствуют
о том, что в исследуемой группе испытуемые не только со средним, но также
и с высоким и с низким уровнями развития концентрации внимания.
После
проведенных
психодиагностических
методик
мы
применили
критерий Манна-Уитни.
Далее
мы
сравнивали
показатели
объема
внимания
у
мальчиков
и
девочек
по
критерию U Манна-Уитни. Результаты сравнительного анализа
представлены в таблице 1.
Результаты
сравнения
показателей
объема
внимания
у
мальчиков
и
девочек по критерию U Манна-Уитни
Среднее
значение
±
с т а н д а рт н о е
отклонение
Критерий U Манна-Уитни
Мальчики
Девочки
U
p
6,22±0,79
6,27±1,54
49,00
>0,05
Таблица 1
Согласно
данным
в
рисунке
1,
у
мальчиков
и
девочек
старшего
дошкольного возраста показатели объема внимания значимо не различаются.
Далее
мы
сравнивали
показатели
объема
внимания
у
мальчиков
и
девочек
по
критерию U Манна-Уитни. Результаты сравнительного анализа
представлены в таблице 2.
Результаты сравнения показателей концентрации внимания у мальчиков
и девочек по критерию U Манна-Уитни
Среднее
значение
±
с т а н д а рт н о е
отклонение
Критерий U Манна-Уитни
Мальчики
Девочки
U
p
9,89±2,13
9,91±3,06
49,00
>0,05
Таблица 2
35
Согласно данным, представленным в рисунке 2, у мальчиков и девочек
старшего дошкольного возраста показатели концентрации внимания значимо
не различаются.
Таким образом, результаты исследования выявили особенности свойств
внимания
у
дошкольников.
На
основе
результатов
исследования
были
составлены психолого-педагогические рекомендации по развитию свойств
внимания у дошкольников.
2.3. Рекомендации для воспитателей и родителей по психолого-
педагогическому развитию свойств внимания у детей старшего дошкольного
возраста
Детям старшего дошкольного возраста (как мальчикам, так и девочкам)
необходимо развивать внимание всесторонне, т.к. следующим этапом будет
переход
в
начальную
школу,
где
развитое
внимание
будет
играть
очень
важную роль.
На протяжении дошкольного возраста внимание ребенка становится не
только
устойчивее,
шире
по
объему,
но
и
эффективнее.
Особенно
это
проявляется в формировании у ребенка произвольного действия.
Произвольное внимание тесно связано с речью. В дошкольном возрасте
произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли в
регуляции поведения ребенка. Чем лучше развита речь у ребенка, тем выше
уровень
развития
восприятия
и
тем
раньше
формируется
произвольное
внимание.
Исследования
показывают,
что
развитие
произвольного
внимания
в
случае грамотного управления этим процессом в течение первого года может
происходить довольно интенсивно. Большое значение имеет развитие у детей
умения
работать
целенаправленно.
Первоначально
цель
перед
ребенком
ставит взрослый, оказывая помощь в ее достижении.
36
Ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным,
необходимо научить его этому. Развитие произвольного внимания в период
дошкольного детства предполагает формирование трех инструкций:
принятие постепенно усложняющихся инструкций;
удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;
развитие навыков самоконтроля;
Одна
из
задач
развития
внимания
-
формирование
контрольной
функции,
т.е.
способности
контролировать
свои
действия
и
поступки,
проверять результаты своей деятельности.
Организация
материалов
в
коррекционно-развивающем
занятии
позволяет:
планировать действия контроля;
действовать в соответствии с намеченным планом;
постоянно производить операцию сличения с имеющимся образом.
Такое
построение
работы
дает
возможность
индивидуализировать
деятельность каждого ребенка соответственно его оптимальному темпу и
степени активности.
Хотя дошкольники и начинают овладевать произвольным вниманием,
непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего
дошкольного возраста. Детям трудно сосредоточиваться на однообразной и
малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры
или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут
достаточно
долго
оставаться
вовлеченными
в
эту
деятельность
и
соответственно быть внимательными.
Эта
особенность
является
одним
из
оснований,
по
которым
коррекционно-развивающая работа может строиться на занятиях, требующих
постоянного
напряжения
произвольного
внимания.
Используемые
на
занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена
форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно
высоком уровне.
37
Большое
значение
для
развития
целенаправленного
внимания
в
дошкольном возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу,
правила,
действия
и
требует
сосредоточенности.
Чтобы
своевременно
развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность,
устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы
специально
организованные
игры
и
упражнения.
В
одних
играх
надо
учитывать разные требования задачи, в других - уметь выделять и помнить
цель действия, в третьих - вовремя переключать внимание, в четвертых -
сосредоточенность
и
устойчивость
внимания,
а
поскольку
необходимо
заметить и осознать происшедшие изменения.
Очень
значимые
такие
игры
и
задания
для
детей,
которые
направленные
на
развитие
сенсорного
внимания,
на
развитие
слухового
внимания.
Содержательные
приемы
поддержания
внимания
основываются
на
интересах
личности
(содержание
излагаемого,
увлекательная
форма
изложения,
разнообразие
методов
работы
с
материалом,
использование
наглядности,
технических
средств).
Внимание
поддерживается
за
счет
пробуждаемых у дошкольников эмоций и чувств: эмоциональная окраска
воспринимаемого
(насыщенный
цвет,
мелодичный
звук),
высшие
чувства
(восхищение,
восторг,
эстетическое
наслаждение).
Привлекают
внимание
состояние
ожидания
объекта,
его
значимость,
соответствие
актуальным
потребностям субъекта.
Наряду
с
общими
закономерностями
внимания
воспитателю
важно
знать
возрастные
особенности
внимания
дошкольников.
Внимание
дошкольников
неустойчивое,
легко
отвлекаемое:
объем
его
невелик,
распределяемость и переключаемость низкая. Детям трудно управлять своим
вниманием, преобладает непроизвольное внимание, зависящее от внешних
особенностей
объекта
(яркость,
интенсивность,
необычность,
новизна,
динамический характер), а также от степени интереса к объекту, мотивации
деятельности, направленной на объект.
38
Дошкольникам
легче
сосредоточиться
на
деятельности,
имеющей
наглядное
мышление,
чем
понятийное.
Эту
особенность
рекомендуется
использовать на занятиях, чередуя умственную деятельность с практической
(выполнение
рисунков,
схем,
изготовление
макетов
и
т.д.).
Опираясь
на
характерные
для
возраста
особенности
внимания,
воспитатель
должен
обучать
дошкольников
управлять
своим
вниманием,
формировать
у
них
произвольное внимание.
39
Выводы по второй главе
Формирование произвольного внимания зависит от роли слова и роли
стимулов
средств
в
регуляции
произвольного
внимания,
от
опоры
на
развернутые
внешние
вспомогательные
средства.
Внимание
старших
дошкольников - это сложный процесс, который, несмотря на многочисленные
исследования окончательно не изучен.
Внимание
в
дошкольном
детстве
носит
преимуще ственно
непроизвольный характер.
Внимание
классифицируется
по
объекту
(чувственное
и
интеллектуальное),
по
заинтересованности
( н еп о средствен н о е,
опосредствованное, апперцептивное), по степени требуемых усилий, степени
активности сознания (пассивное, непроизвольное, активное, произвольное).
По стадиям развития внимание может быть первичное и вторичное -
произвольное, активное.
Внимание
зависит
от
индивидуально-психологических
свойств
личности: устойчивость внимания коррелирует с наличием интеллектуальной
активности, с пониманием значимости деятельности, а также от возраста
зависит избирательность внимания.
Устойчивость
внимания
определяется
ресурсными
возможностями
организма, характером деятельности, уровнем познавательной активности,
развитием речи.
Произвольное
внимание
формируется
путем
опоры
на
развернутые
внешние
вспомогательные
средства
с
их
последующим
сокращением
и
постепенным
переходом
к
высшим
формам
свернутой
внутренней
организации внимания.
Под
влиянием
различных
видов
деятельности
внимание
старшего
дошкольника
достигает
достаточно
высокой
степени
развития,
что
обеспечивает ему возможность обучения в школе.
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический
анализ
психолого-педагогической
литературы
по
проблеме исследования показал, что дошкольный возраст является наиболее
ответственным этапом психического развития. Высокая сензитивность этого
возрастного
периода
определяет
большие
потенциальные
возможности
развития
ребенка.
При
этом
внимание
играет
существенную
роль
в
психическом развитии ребенка в старшем дошкольном возрасте.
Внимание
-
это
направленность
и
сосредоточенность
сознания
в
данный момент времени на определенном реальном или идеальном объекте,
обеспечивающая его особо ясное отражение. Внимание выполняет функцию
контроля над протеканием деятельности. Выделяют два основных уровня
внимания - непроизвольное и произвольное. При непроизвольном внимании
контроль
происходит
стихийно,
его
протекание
диктуется
свойствами
объектов,
на
которые
он
обращен.
Произвольное
внимание
связано
с
планомерным контролем. Основными характеристиками внимания являются
его объем, устойчивость, сосредоточенность, переключение и распределение.
Внимание
является
одним
из
важнейших
показателей
при
оценке
психического
развития
ребёнка.
Уровень
развития
внимания
в
детском
возрасте
в
значительной
степени
зависит
от
уровня
развития
основных
процессов
высшей
нервной
деятельности.
Развитие
внимания
в
период
дошкольного возраста - наиболее продуктивный и своевременный процесс.
Без целенаправленного, достаточно устойчивого внимания невозможны ни
самостоятельная деятельность ребенка, ни выполнение им заданий педагога.
Особенностями развития внимания в дошкольном возрасте является
следующее: значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;
складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе
развития
речи,
познавательных
интересов;
внимание
становится
опосредованным; появляются элементы послепроизвольного внимания.
41
У детей старшего дошкольного возраста значительно увеличивается
объем внимания и наблюдается высокий уровень концентрации внимания,
развивающийся на основе мотивации и возникновения интереса к учебной
деятельности. У детей старшего дошкольного возраста еще слабо развиты
такие свойства внимания, как переключение и распределение, что связано с
отсутствием
опыта
в
данном
виде
деятельности
и
недостаточно
сформированными волевыми качествами. Способность к переключению и
распределению
внимания
формируется
в
процессе
практической
деятельности,
путем
упражнения
и
накопления
соответствующего
опыта.
Внимание у детей старшего дошкольного возраста еще неустойчиво и имеет
тенденцию
к
понижению
при
продолжительной
работе.
Это
объясняется
особенностью
нервной
системы
детей
данного
возраста
и
быстрой
утомляемостью.
Недостаточная изученность данной проблемы послужила основанием
для подготовки и проведения эмпирического исследования, направленного на
изучение
свойств
внимания
дошкольников.
Эмпирическое
исследование
проводилось
на
базе
МДОУ
ЦРР
детский
сад
№
235
г.
Челябинска.
В
исследовании
приняли
участие
20
детей
в
возрасте
5-6
лет.
Согласно
результатам
констатирующего
эксперимента,
60%
обследованных
детей
имеют средний уровень объема внимания, 20% испытуемых имеют низкий
уровень
объема
внимания.
Дети
с
высоким
уровнем
объема
внимания
составляют
15%
от
численности
группы.
У
65%
обследованных
детей
выявлен
средний
уровень
устойчивости
внимания.
У
20%
уровень
устойчивости
внимания
оценивается
как
ниже
среднего.
У
15%
уровень
устойчивости
внимания
оценивается
как
выше
среднего.
У
мальчиков
и
девочек старшего дошкольного возраста показатели объема и концентрации
внимания значимо не различаются.
На основе результатов исследования были составлены рекомендации по
развитию свойств внимания у дошкольников.
Таким образом, все задачи исследования решены, цель достигнута.
42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Балин В.Д. Введение в теоретическую психологию. – СПб.: СПбГУ, 2012.
232 с.
2.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Изд-
во МПСИ, 2009. 430с.
3.
Болотова
А.К.,
Молчанова
О.Н.
Психология
развития
и
возрастная
психология. – М.: ГУ ВШЭ, 2012. 528 с.
4.
Большой психологический словарь / ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко -
СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 816с.
5.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 1.
От рождения до поступления в школу. – М.: Владос, 2010. 368с.
6.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: МПСИ,
2009. 342 с.
7.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Союз, 2006. 224 с.
8.
Гамезо М.В., Петрова Е.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая
психология. – М.: Изд-во «Педагогическое об-во России», 2009. 512с.
9.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.:
Речь, 2015. 352 с.
10.Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Л. Хрестоматия по психологии. – М.:
Академия, 2000. 528 с.
11.Гуткина Н.И. Детский практический психолог в школе. – М.: Академия,
2009. 328 с.
12.Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М.: Владос-пресс, 2013. 264с.
13.Земцова О.Н. Развиваем внимание. – М.: Махаон, 2009. 34с.
14.Карандашев В.Н. Психология. Введение в профессию.- М.: Академия,
2009. 512с.
15.Кравцов
Г.Г.,
Кравцова
Е.Е.
Психология
и
педагогика
обучения
дошкольников. Учебное пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. 210 с.
43
16.Кулагина
И.Ю.,
Колюцкий
В.Н. Психология
развития
и
возрастная
психология:
Полный
жизненный
цикл
развития
человека:
Учебное
пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Трикста, 2011. 420с.
17.Ланге Н.Н. Механизм внимания. Т. 1. – СПб.: СПбГУ, 2007. 142 с.
18.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2016. 592с.
19.Нартова-Бочавер С.К., Потапова А.В. Введение в психологию развития:
учебное пособие. – М.: Флинта, 2011, 314с.
20.Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 2. – М.: Владос, 2010. 687с.
21.Ножкина Т.К., Умнова Т.О. Возрастная психология. – М.: Научная книга,
2009. 190 с.
22.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2016. 460 с.
23.Обухова
Л.
Ф.
Детская
психология:
теория,
факты,
проблемы.
–
М.:
Тривола, 2011. 420 с.
24.Общая психология. Курс лекций. Учебник. Составитель Рогов Е.Н. – М.:
Владос. 2007. 448с.
25.Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Речь, 2009. 410 с.
26.Павлов И. П. Полное собрание сочинений, том 3, кн. 1. – М.: Изд-во РПО,
2010. 248 с.
27.Психология / Под ред. В.А. Крутецкого. – 2-е изд. – М.: Речь, 2009. 378 с.
28.Райгородский Д.Т. Психология личности. В 2 томах. Том 1. – М.: Бахрах-
М, 2013. 512 с.
29.Реан А.А. Психология детства. – СПб.: Изд-во «Прайм- Еврознак», 2008.
352с.
30.Рибо Т. Психология внимания. – СПб.: АСТ, 2007. 112 с.
31.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Речь, 2015. 718 с.
32.Столяренко
Л.Д.
Педагогическая
психология.
–
Ростов
н/Д.:
Изд-во
Феникс, 2009. 544с. (Серия «Высшее образование»).
33.Титченер Э. Хрестоматия по вниманию. – М.: Речь, 2007. 400 с.
34.Тихомирова А.В. Я открываю мир. Развитие познавательных способностей
детей. – М.: Изд-во У-Фактория, 2015. 239с.
44
35.Утлик Э.П. Психология личности. – М.: Академия, 2013. 320 с.
36.Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов /
Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. – 3-е изд., доп. – М.:
Институт практической психологии, 2005. 304 с.
37.Шаграева О.А. Детская психология. Теоретический и практический курс. -
М.: Изд-во «Владос», 2011. 368 с.
38.Шаповаленко
И.В.
Возрастная
психология
(Психология
развития
и
возрастная психология). - М.: Гардарики, 2009. 352 с.
39.Штеймец А.Э. Общая психология. – М.: Академия, 2012. 288 с.
40.Я ку н и ч е ва
О . Н . ,
П р о ко фь е ва
А . П . Психология.
Упражнения,
развивающие
память,
внимание,
мышление.
Учебное
пособие.
–
М.:
Лань, 2015. 48с.
45
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Психодиагностическая методика изучения свойств внимания «Запомни и расставь
точки»
С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого
используется стимульный материал, изображенный ниже. Лист с точками предварительно
разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом,
чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все
остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них
числом точек).
Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:
«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой
показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти
точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее
ребенку
последовательно,
на
1-2
сек,
показывается
каждая
из
восьми
карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки
предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время
дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и
отметить их в пустой карточке.
Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:
10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и
более точек.
8-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.
6-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.
4-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.
0-3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более
одной точки.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
6-7 баллов — средний.
4-5 баллов — низкий.
0-3 балла — очень низкий.
46
Стимульный материал к методике «Запомни и расставь точки»
47
Психодиагностическая методика «Найди отличие»
Эта методика предназначена для детей 4-7 лет и позволяет определить уровень
внимания.
Задание ребенку
Необходимо внимательно посмотреть на две пары картинок и отметить, чем они
отличаются.
Всего
отличительных
признаков
в
первой
паре
картинок 10, во
второй
—
7.
Следовательно, ребенок максимально может набрать за этот тест 17 баллов. Время на
выполнение этого задания - 4 минуты.
Оценка результатов
16-17баллов — высокий уровень; 4-7балла — ниже среднего;
13-15 баллов — выше среднего; 0-3 балла — низкий уровень.
8-12 баллов - средний уровень;
Стимульный материал к методике «Найди отличие»
48
49
Приложение 2
Таблица
1.
Результаты
исследования
объема
внимания
в
группе
старших
дошкольников по методике «Запомни и расставь точки»
№ п/п
И.Ф.
Объем внимания, баллы
Уровень объема внимания
1.
Д И.
9
высокий
2.
Ж М.
8
высокий
3.
А Н.
8
высокий
4.
И З.
7
средний
5.
Ж Б.
7
средний
6.
В К.
7
средний
7.
А Р.
7
средний
8.
И П.
7
средний
9.
В Я.
6
средний
10.
П С.
6
средний
11.
Н М.
6
средний
12.
О Г.
6
средний
13.
О А.
6
средний
14.
К Е
6
средний
15.
А Д.
6
средний
16.
С Г.
5
низкий
17.
К С.
5
низкий
18.
Г О.
5
низкий
19.
К О.
4
низкий
20.
Ю Л.
4
низкий
Таблица
2. Результаты исследования концентрации внимания в группе старших
дошкольников по методике «Найди отличие»
50
№ п/п
Имя Ф.
Концентрация внимания, баллы
Уровень концентрации внимания
1.
Д И.
13
выше среднего
2
Ж М.
15
выше среднего
3
А Н.
14
выше среднего
4
И З.
9
средний
5
Ж Б.
11
средний
6
В К.
13
выше среднего
7
А Р.
12
средний
8
И П.
9
средний
9
В Я.
8
средний
10
П С.
11
средний
11
Н М.
7
ниже среднего
12
О Г.
10
средний
13
О А.
12
средний
14
К Е
9
средний
15
А Д.
11
средний
16
С Г.
7
ниже среднего
17
К С.
8
средний
18
Г О.
6
ниже среднего
19
К О.
8
средний
20
Ю Л.
5
ниже среднего
Талица 4. Сводная таблица по проведенным методикам
Методики
Возрас
т
«Запомни
и
расставь
точки»
«Найди
отличие»
Общий
результат
№
Ф.И.
1
Д И.
6
высокий
выше
Высокий
51
среднего
2
Ж М.
6
высокий
выше
среднего
Высокий
3
А Н.
5
средний
средний
Средний
4
И З.
5
средний
средний
Средний
5
Ж Б.
5
средний
выше
среднего
Средний
6
В К.
6
средний
средний
Средний
7
А Р.
5
средний
средний
Средний
8
И П.
5
средний
средний
Средний
9
В Я.
6
средний
средний
Средний
10
П С.
6
средний
ниже
среднего
Средний
11
Н М.
5
средний
средний
Средний
12
О Г.
5
средний
средний
Средний
13
О А.
5
средний
средний
Средний
14
К Е
5
средний
средний
Средний
15
А Д.
5
низкий
ниже
среднего
Ниже
среднего
16
С Г.
5
низкий
средний
Средний
17
К С.
5
низкий
ниже
среднего
Ниже
среднего
18
Г О.
5
низкий
средний
Средний
19
К О.
5
низкий
ниже
среднего
Ниже
среднего
20
Ю Л.
5
высокий
выше
среднего
Высокий