Автор: Галлямова Ольга Анатольевна
Должность: логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №269
Населённый пункт: республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Речевая готовность ребенка к школе
Раздел: дошкольное образование
Речевая готовность ребёнка к школе.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется
постепенно, вместе с развитием ребенка. Чем богаче и правильнее речь
ребенка, шире его возможности в познании действительности, активнее
происходит его психическое развитие.
К моменту поступления ребенка в школу, родителям нужно обратить
внимание на развитие речи дошкольника.
Готовность ребёнка к школьному обучению во многом определяется
уровнем его речевого развития.
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к
усвоению ребенком родного языка, как средства общения. Перечислим их.
1. Звуковая сторона.
У вашего ребёнка должно быть четкое, правильное произношение всех
звуков.
2. Сформированность фонематических процессов.
Это подразумевает:
* Достаточно хорошо сформированные и развитые фонематические
процессы
* умение различать звуки по звонкости-глухости (бочка – почка,
твердости – мягкости (банка – белка, свистящие – шипящие (сок – шок,
слова, отличающиеся одним звуком.
* Навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова:
* уметь выделять заданный звук из слова (есть такой звук или нет)
* выделять первый и последний звук в словах
* определять место звука, а также их количество и последовательность
звуков в слове.
* Определять количество слогов в слове, ребенок должен уметь отбирать
картинки с заданным количеством слогов.
3. Словарный запас должен соответствовать возрасту.
Словарь ребенка до 3500 слов. Ребенок должен уметь обобщать и
классифицировать предметы по группам: не только времена года, овощи,
фрукты, грибы, ягоды и т. д., но и головные уборы, ткани, посуда, транспорт,
профессии, инструменты, комнатные растения, геометрические
фигуры, школьные принадлежности, знать зимующих и перелетных птиц,
как называются детеныши животных.
4. Иметь грамматически правильно оформленную речь.
* Уметь пользоваться различными способами словоизменения и
словообразования
(стол – столик, ковер - коврик, варенье из вишни вишневое, сок из
ананаса- ананасовый).
* Уметь образовывать и использовать в речи имена существительные в
единственном и множественном числе (ухо - уши, лист - листья много
карандашей, пней лис).
* Согласовывать имена существительные с именами
прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто).
* Правильно употреблять в речи относительные и притяжательные
прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо).
* Уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т.
д. (из-под стола, из-за дерева).
5. Связная речь
* Уметь связно, последовательно, а также четко и точно формулировать
основную мысль высказывания. Использовать языковые средства,
соответствующие виду высказывания.
* Владеть навыком полного и краткого пересказа, составления
описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного
опыта.
* Владеть нормами речевого этикета: использовать принятые нормы
вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом
собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить
высказывания кратко или распространенно).
6. Мелкая моторика.
Поскольку в школе ребенку предстоит овладеть новым, сложным для
него видом деятельности – письменной речью, рука должна быть готова.
Виртуозное нажимание кнопок на игровых приставках и игрушках
в дошкольном детстве не подразумевает должного уровня развития мелких
мышц руки, наличия необходимого тонуса.
Рекомендации и советы для родителей:
1. Общайтесь со своими детьми! Важно не количество, а качество
общения. Задавайте такие вопросы, на которые нельзя отделаться
односложными ответами. Отвлекитесь от своих бесконечных проблем,
поговорите с малышом.
2. Убираясь в квартире, попросите ребенка найти не меньше 5 -10 слов
(названий предметов, где первым был бы какой-то определенный звук.
Только помните, что именно звук (не удивляйтесь, если на звук «А» ребенок
назовет «огурец» - он прав)
3. Возвращаясь домой из детского сада, на прогулке, попросите, чтобы
малыш назвал предметы которые видит и составил с ними предложения с
определенным количеством слов.
4. В магазине можно использовать время покупок для плодотворной
работы по развитию словаря и звукобуквенного анализа: найти на полках
новые или незнакомые фрукты–овощи, продукты с определенным
количеством звуков или слогов; устроить соревнование – кто больше найдет
таких слов.
5. Учите слушать и слышать! Пусть ребенок выполнит
Ваше «секретное»поручение, повторит за вами скороговорку. Развивая
слуховое внимание, попросите 1 минуту молчать, а затем спросите, что он
услышал за это время, какие звуки, голоса.
6. Обязательно читайте вслух!
7. Лепите, рисуйте, раскрашивайте, собирайте бусы.
И помните о том, что любые совместные игры и действия, даже самые
простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и
высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но
и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в
игровой форме, с положительным эмоциональным настроем.
Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что
ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны
терпение, время, положительный настрой и, конечно же, система.