Напоминание

Речевая готовность ребенка к школе


Автор: Галлямова Ольга Анатольевна
Должность: логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №269
Населённый пункт: республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Речевая готовность ребенка к школе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Речевая готовность ребёнка к школе.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется

постепенно, вместе с развитием ребенка. Чем богаче и правильнее речь

ребенка, шире его возможности в познании действительности, активнее

происходит его психическое развитие.

К моменту поступления ребенка в школу, родителям нужно обратить

внимание на развитие речи дошкольника.

Готовность ребёнка к школьному обучению во многом определяется

уровнем его речевого развития.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к

усвоению ребенком родного языка, как средства общения. Перечислим их.

1. Звуковая сторона.

У вашего ребёнка должно быть четкое, правильное произношение всех

звуков.

2. Сформированность фонематических процессов.

Это подразумевает:

* Достаточно хорошо сформированные и развитые фонематические

процессы

* умение различать звуки по звонкости-глухости (бочка – почка,

твердости – мягкости (банка – белка, свистящие – шипящие (сок – шок,

слова, отличающиеся одним звуком.

* Навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова:

* уметь выделять заданный звук из слова (есть такой звук или нет)

* выделять первый и последний звук в словах

* определять место звука, а также их количество и последовательность

звуков в слове.

* Определять количество слогов в слове, ребенок должен уметь отбирать

картинки с заданным количеством слогов.

3. Словарный запас должен соответствовать возрасту.

Словарь ребенка до 3500 слов. Ребенок должен уметь обобщать и

классифицировать предметы по группам: не только времена года, овощи,

фрукты, грибы, ягоды и т. д., но и головные уборы, ткани, посуда, транспорт,

профессии, инструменты, комнатные растения, геометрические

фигуры, школьные принадлежности, знать зимующих и перелетных птиц,

как называются детеныши животных.

4. Иметь грамматически правильно оформленную речь.

* Уметь пользоваться различными способами словоизменения и

словообразования

(стол – столик, ковер - коврик, варенье из вишни вишневое, сок из

ананаса- ананасовый).

* Уметь образовывать и использовать в речи имена существительные в

единственном и множественном числе (ухо - уши, лист - листья много

карандашей, пней лис).

* Согласовывать имена существительные с именами

прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто).

* Правильно употреблять в речи относительные и притяжательные

прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо).

* Уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т.

д. (из-под стола, из-за дерева).

5. Связная речь

* Уметь связно, последовательно, а также четко и точно формулировать

основную мысль высказывания. Использовать языковые средства,

соответствующие виду высказывания.

* Владеть навыком полного и краткого пересказа, составления

описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного

опыта.

* Владеть нормами речевого этикета: использовать принятые нормы

вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом

собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить

высказывания кратко или распространенно).

6. Мелкая моторика.

Поскольку в школе ребенку предстоит овладеть новым, сложным для

него видом деятельности – письменной речью, рука должна быть готова.

Виртуозное нажимание кнопок на игровых приставках и игрушках

в дошкольном детстве не подразумевает должного уровня развития мелких

мышц руки, наличия необходимого тонуса.

Рекомендации и советы для родителей:

1. Общайтесь со своими детьми! Важно не количество, а качество

общения. Задавайте такие вопросы, на которые нельзя отделаться

односложными ответами. Отвлекитесь от своих бесконечных проблем,

поговорите с малышом.

2. Убираясь в квартире, попросите ребенка найти не меньше 5 -10 слов

(названий предметов, где первым был бы какой-то определенный звук.

Только помните, что именно звук (не удивляйтесь, если на звук «А» ребенок

назовет «огурец» - он прав)

3. Возвращаясь домой из детского сада, на прогулке, попросите, чтобы

малыш назвал предметы которые видит и составил с ними предложения с

определенным количеством слов.

4. В магазине можно использовать время покупок для плодотворной

работы по развитию словаря и звукобуквенного анализа: найти на полках

новые или незнакомые фрукты–овощи, продукты с определенным

количеством звуков или слогов; устроить соревнование – кто больше найдет

таких слов.

5. Учите слушать и слышать! Пусть ребенок выполнит

Ваше «секретное»поручение, повторит за вами скороговорку. Развивая

слуховое внимание, попросите 1 минуту молчать, а затем спросите, что он

услышал за это время, какие звуки, голоса.

6. Обязательно читайте вслух!

7. Лепите, рисуйте, раскрашивайте, собирайте бусы.

И помните о том, что любые совместные игры и действия, даже самые

простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и

высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но

и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в

игровой форме, с положительным эмоциональным настроем.

Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что

ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны

терпение, время, положительный настрой и, конечно же, система.



В раздел образования