Напоминание

" Вместе с книгой я росту"


Автор: Горобенко Ирина Мамедалиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОу СОШ № 9 филиал
Населённый пункт: город Боровичи, Новгородская область
Наименование материала: Проект
Тема: " Вместе с книгой я росту"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Филиал Муницыпального Автономного

Общеобразовательного Учреждения «Средняя

общеоразовательная школа № 9» город Боровичи,

Новгородская область.

Проект:

«

Вместе с книгой я росту ».

Подготовила и провела:

воспитатель

Горобенко

Ирина Мамедалиевна

город Боровичи.

Проект в подготовительной группе « Вместе с книгой я росту».

Вид проекта: познавательно — творческий.

По колличеству участников: групповой.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы « Капелька»,

воспитатель, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Сроки проведения: 01.02.2021 — 12.02.2021.

Проект проводился в рамках комплексно — тематического планирования.

Автор проекта: Горобенко Ирина Мамедалиевна

Паспорт проекта:

Название: « Вместе с книгой я росту»

Проблема

Как помочь ребёнку осознать значение книги в жизни и развитии

человека. Подвести к пониманию, того, что книга является источником знаний и

для создания книги необходим труд многих людей.

Актуальность.

Актуальность проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг

подрастающим поколением, как основного источника знаний для развития и

воспитания.

Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из

книг необходимую информацию? Актуальность решения этой проблемы

очевидна.Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей.

Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и

неизведанный мир предстает перед ним: сказки, волшебные страны,

незнакомые предметы, удивительная природа - все так и манит заглянуть вглубь

книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее

героями в путешествие за знаниями. В современном обществе на смену книгам

все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители.

Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в

библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку

дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А

только при живом общении происходит становление и развитие ребенка.

Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые

нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных

функций и т.д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на

формировании его как личности.Книга постепенно уходит на второй план,

чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим

от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления. Чтение

развивает интеллект, формирует духовно зрелую, образованную личность.

Читающий человек – мыслящий человек. Вот почему так важно прививать

детям любовь, к книге начиная с дошкольного возраста. Ведь книга

способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребёнку

усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях,

формирует начальные представления о прекрасном.

Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению. Чтобы

воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к

книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для

детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и

помогать при анализе произведения.

Цель проекта:Воспитание у дошкольников потребности в общении с книгой,

способствовать стремлению получать знания через книгу.

Задачи проекта:

-Привлечь внимание родителей к значению и важности книг в процессе

воспитания и обучения детей;

- Создавать условия для формирования у детей интереса к данной теме;

-

Познакомить детей с историей появления и создания книги, с профессиями

людей, работающими над книгой;

-Познакомить детей с библиотекой, с правилами поведения в библиотеке;

вызвать желание посещать библиотеку;

-Систематизировать знания детей о том, что книга – основной источник знаний;

учить правилам общения с книгой;

- Способствовать развитию памяти, речи, внимания, коммуникативных

навыков;

-Развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное

чтение, умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать

сказки;

Формы организации.

НОД;

Беседы;

Чтение художественной литературы»

Экскурсии;

Дидактические, сюжетно - ролевые игры;

Театрализованные игры;

Развлечения, литературный досуг;

Просмотр презентаций;

Коллективное составление сказки.

Виды деятельности по теме проекта

Коммуникативная;

художественно – творческая;

восприятие художественной литературы и фольклора;

трудовая;

Сотрудничество с семьёй:

-Беседы в семье с детьми о своих любимых книгах детства, о наличии книг в

домашней библиотеке.

-Консультация с родителями « Ростим будущего читателя».

-Памятка для родителей « Домашнее чтение»

Участие родителей в совместной продуктивной деятельности:

- конкурс рисунков «Мои любимые сказки», «Мой любимый сказочный герой»

- оформление самодельной книги;

- оформление фотовыставки «Вместе с книгой я росту»;

- анкетирование родителей( выявить читают ли родители детям, что

предпочитают)

Предполагаемый результат

Внешние продукты:

1. Выставка творческих работ детей (рисунки, поделки, книжки-малышки,

отреставрированные книги).

2. Пополнение библиотеки группы.

3. Выставки книг.

4. Оформление книги с детскими иллюстрациями на тему: «В гостях сказки»

Внутренние продукты:

Дети научились давать мотивационную оценку поступкам героев книг,

понимают жанровые особенности книг. Знать о значении книги в жизни

человека.

Владеть понятием библиотека. Знать о том, что книгу нужно беречь.

Увеличилось количество заученного литературного материала.

Проявление потребности, читать книги и посещать библиотеку.

Этапы реализации

I

этап

подбор методической литературы, наглядно – дидактического материала;

разработка конспектов НОД, бесед;

Подбор картин разных художников – иллюстраторов, портретов детских

писателей и поэтов.

Подбор загадок, пословиц о книге.

Подбор книг по жанрам: детские сказки, стихи, рассказы, книжки-самоделки,

энциклопедии, детские журналы.

Знакомство с авторскими сказками.

Подготовить дидактические игры:

«Угадай сказочного персонажа»;

« Угадай персонажа по тени»;

« Из какой сказки герой?»;

« Из какой сказки предмет?»;

«Назови произведение»;

«Собири сказку по порядку»;

д/и «Собери картинку»;

«Вспомни сказку по отрывку»;

«Сказки перевертыши»;

« Исправь ошибку»

Создание Презентаций

« Откуда пришла книга»;

«Как рождается книга?».

Организация развивающей среды в группе (подготовка атрибутов к сюжетно-

ролевым играм) «Библиотека», «Магазин Книги»

организация выставки портретов детских писателей.

Выставка рисунков детей на тему: «Мои любимые сказки», «Мой любимый

сказочный герой»,

II этап

основной (реализация проекта)

Для реализации поставленных задач были проведены такие мероприятия,

как:

НОД:

1.Познавательное развитие:

Тема: «Знакомство с профессией библиотекаря». Рассматривание картины в

библиотеке.

Задачи: Расширять представления детей о профессии библиотекарь, о

содержании и значимости труда библиотекаря. Обогащать словарь детей за счёт

новых слов: библиотекарь, стеллаж, книжные полки; активизировать в речи

детей слова: читатели, книги, журналы, иллюстрации. Воспитывать у детей

отзывчивость, уважение к труду библиотекаря. Воспитывать бережное

отношение к книгам.

2.

Тема: «Путешествие в прошлое книги».

Задачи: знакомство детей с историей происхождения и изготовления книги,

дать детям знания о том, как преобразовывалась книга под влиянием творчества

человека, сохраняя при этом существенные характеристики, воспитывать

бережное отношение к книге.

3.Экскурсия в библиотеку ЦДК

формировать у детей реалистические

представления о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки,

обогащение словаря за счёт новых слов: библиотекарь, стеллаж, книжные

полки; активизация словаря: читатели, книги, журналы, воспитывать интерес к

книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря

;

4.Речевое развитие: Тема: « В гостях у сказки» .Беседа «Чему учат сказки?»

Задания: закончи сказку, изменив конец; сочини по сериям картинок; сочини

сказку с помощью волшебного предмета. Викторина по сказкам.

5. Тема: Пересказ рассказа «Четыре желания» К Д. Ушинский. Знакомство с

творчеством писателя.

Цель: обогащать литературный багаж, высказывать своё отношение к

произведению, умение слушать, принимать участие в беседе, определять жанр

произведения. Знакомство с творчеством писателя.

Тема: Знакомство с творчеством А.Л.Барто, заучивание стихотворений

поетессы. Задачи:обобщить и закрепить представления детей о биографии и

творчестве А.Л.Барто; способствовать формированию познавательного

интереса;

- развивать интерес к поэтическому слову, игровые навыки; интонационную

выразительность; связную речь детей, активизировать словарь по теме.

Тема:

6

.

Художественное творчество

(рисование)

Тема: « Мой любимый сказочный герой»

7.Лепка

Тема: Коллективная работа по сказке «Колобок», «По щучьему велению», 2

волшебный предмет из сказки».

8.Совместная деятельность: «Закладка для книг», « Книжкина больница»,

«Книжки- самоделки», коллективное составление сказки : «Сказка о щедрости»

конкурс чтецов

9.Беседы:

«Зачем нужны книги?

« Как создается книга?» и рассказ воспитателя о книжных профессиях

(писатель, корректор, наборщик, художник, печатник, переплетчик.

Рассматривание репродукций на тему « Как создается книга».

Беседа: «Какие бывают книги»

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно – ролевая игра « Библиотека».

Знакомство с сюжетно-ролевой игрой «Библиотека» через показ картин и

создания мини-библиотеку в группе.

Подборка книг для библиотеки: книжки-малышки и книги для

самостоятельного чтения с крупным шрифтом (короткие рассказы, сказки

русские народные и зарубежных авторов в кратком изложении).

Сюжетно – ролевая игра « Мастерская книг». В мастерской дети

просматривают книгу и определяют, какой требуется ремонт. Делают ремонт

книги под руководством воспитателя (подбирают бумагу соответствующего

цвета и размера, подклеивают страницы и обложку).

« Книжкин магазин». Формировать социальный опыт детей средствами

игровой деятельности, продолжать учить детей развивать сюжет, развивать и

действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет, развивать

диалогическую и монологическую речь, фантазию детей.

Игры драматизации:

сказки «Заюшкина избушка»,

настольный театр «Лиса и журавль», «Лиса и рак» - по желанию детей.

Литературный досуг: «Сказочный сундучок» - викторина.

Развлечение: «Квест — развлечение по творчеству А.Л. Барто», « День

рождение книги»

Чтение художественной литературы: Рассматривание портретов детских

писателей и поэтов; рассматривание иллюстраций к произведениям.

Организация выставки «Разнообразный мир книг»

Цель:

познакомить с разными жанрами произведений (стихи, рассказы, сказки),

их особенности, учить определять жанровую принадлежность произведения

Ушинский «Четыре желания»,

С. Михалков «Вовка добрая душа»

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герои»

Пришвин « Лисичкин хлеб»

Л.Н. Толстой « Пожарные собаки» «Косточка» «Акула»

К.И.Чуковский «Мойдодыр», «Муха-Цокатуха» и др.

А.С.Пушкин «Сказка о старике и золотой рыбке»

Чтение русских народных сказок и авторских сказок.

Чтение и обсуждение загадок и пословиц о книге;

Трудовая деятельность.

«Книжкина больничка»

создание аптечки для книг.

Работа с родителями.

1.Совместное составление описательного рассказа с родителями на тему: « Мой

любимый сказочный герой».

2.Совместное оформление

книжки-самоделки на тему: «Загадки», «Сказки»

3.Рекомендовать каждой семье: организовать вечера семейного чтения;

+записаться в библиотеку.

4.Печатная информация для родителей: «Как научить ребёнка любить книги»,

«Зачем читать книги?», «Сказки на ночь».

5. Анкетирование родителей(выявить читают ли родители детям, что

предпочитают).

6. Консультация на тему : « Растим будущего читателя».

7. Создание буклета « Как хорошо уметь читать».

8 Памятка для родителей « Домашнее чтение».

9. Участие родителей в фотовыставке « Вместе с книгой я росту».

10.Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в

группе во время проекта.

Завершающим этапом проекта стало познавательно – развлекательное

мероприятие «День рождение книги». На данном этапе проекта мы вместе с

ребятами оформили в книгу нашу сочиненную совместно с детьми сказку : «

Сказка о щедрости». Вместе с воспитателями в группе и с родителями дома

создавались рукотворные книжки-самоделки: «Загадки», «Сказки». Была

организована выставка самодельных книг, книги с иллюстрациями к сказкам на

тему: «В гостях у сказки». Также оформлена фотовыставка 2 Вместе с книгой я

росту», фотоальбом «моя любимая книга». С воспитанникамми группы

«Капелька» поучаствовали в акции « Книги от старших малышам».

Вывод: В ходе работы по проекту я пришла к выводу, что подобные занятия,

игры, продуктивная деятельность обогащают литературный багаж, расширяют

знания об окружавшем мире. Объединяют детей общими впечатлениями,

переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных

взаимоотношений. Я убедилась, что проводимая работа помогает детям

полюбить книгу, формирует у детей желание читать и беречь книгу.

Список использованной литературы.

1.Наглядно-дидактический материал, художественную литературу (по теме

проекта).

2.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005.

3.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Мозаика-

Синтез, 2010.

4.Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду.– М.:

Мозаика-Синтез, 2009.

5. Арбузова В. Ф. Беседа с детьми, «Какие бывают книги».

6. Карасени С. В. «Путешествие в прошлое книги».

7. Карпунина О. Г. «Книжкина больница



В раздел образования