Автор: Горобенко Ирина Мамедалиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОу СОШ № 9 филиал
Населённый пункт: город Боровичи, Новгородская область
Наименование материала: Проект
Тема: " Вместе с книгой я росту"
Раздел: дошкольное образование
Филиал Муницыпального Автономного
Общеобразовательного Учреждения «Средняя
общеоразовательная школа № 9» город Боровичи,
Новгородская область.
Проект:
«
Вместе с книгой я росту ».
Подготовила и провела:
воспитатель
Горобенко
Ирина Мамедалиевна
город Боровичи.
Проект в подготовительной группе « Вместе с книгой я росту».
Вид проекта: познавательно — творческий.
По колличеству участников: групповой.
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы « Капелька»,
воспитатель, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)
Сроки проведения: 01.02.2021 — 12.02.2021.
Проект проводился в рамках комплексно — тематического планирования.
Автор проекта: Горобенко Ирина Мамедалиевна
Паспорт проекта:
Название: « Вместе с книгой я росту»
Проблема
–
Как помочь ребёнку осознать значение книги в жизни и развитии
человека. Подвести к пониманию, того, что книга является источником знаний и
для создания книги необходим труд многих людей.
Актуальность.
Актуальность проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг
подрастающим поколением, как основного источника знаний для развития и
воспитания.
Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из
книг необходимую информацию? Актуальность решения этой проблемы
очевидна.Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей.
Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и
неизведанный мир предстает перед ним: сказки, волшебные страны,
незнакомые предметы, удивительная природа - все так и манит заглянуть вглубь
книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее
героями в путешествие за знаниями. В современном обществе на смену книгам
все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители.
Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в
библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку
дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А
только при живом общении происходит становление и развитие ребенка.
Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые
нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных
функций и т.д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на
формировании его как личности.Книга постепенно уходит на второй план,
чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим
от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления. Чтение
развивает интеллект, формирует духовно зрелую, образованную личность.
Читающий человек – мыслящий человек. Вот почему так важно прививать
детям любовь, к книге начиная с дошкольного возраста. Ведь книга
способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребёнку
усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях,
формирует начальные представления о прекрасном.
Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению. Чтобы
воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к
книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для
детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и
помогать при анализе произведения.
Цель проекта:Воспитание у дошкольников потребности в общении с книгой,
способствовать стремлению получать знания через книгу.
Задачи проекта:
-Привлечь внимание родителей к значению и важности книг в процессе
воспитания и обучения детей;
- Создавать условия для формирования у детей интереса к данной теме;
-
Познакомить детей с историей появления и создания книги, с профессиями
людей, работающими над книгой;
-Познакомить детей с библиотекой, с правилами поведения в библиотеке;
вызвать желание посещать библиотеку;
-Систематизировать знания детей о том, что книга – основной источник знаний;
учить правилам общения с книгой;
- Способствовать развитию памяти, речи, внимания, коммуникативных
навыков;
-Развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное
чтение, умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать
сказки;
Формы организации.
•
НОД;
•
Беседы;
•
Чтение художественной литературы»
•
Экскурсии;
•
Дидактические, сюжетно - ролевые игры;
•
Театрализованные игры;
•
Развлечения, литературный досуг;
•
Просмотр презентаций;
•
Коллективное составление сказки.
Виды деятельности по теме проекта
•
Коммуникативная;
•
художественно – творческая;
•
восприятие художественной литературы и фольклора;
•
трудовая;
Сотрудничество с семьёй:
-Беседы в семье с детьми о своих любимых книгах детства, о наличии книг в
домашней библиотеке.
-Консультация с родителями « Ростим будущего читателя».
-Памятка для родителей « Домашнее чтение»
Участие родителей в совместной продуктивной деятельности:
- конкурс рисунков «Мои любимые сказки», «Мой любимый сказочный герой»
- оформление самодельной книги;
- оформление фотовыставки «Вместе с книгой я росту»;
- анкетирование родителей( выявить читают ли родители детям, что
предпочитают)
Предполагаемый результат
Внешние продукты:
1. Выставка творческих работ детей (рисунки, поделки, книжки-малышки,
отреставрированные книги).
2. Пополнение библиотеки группы.
3. Выставки книг.
4. Оформление книги с детскими иллюстрациями на тему: «В гостях сказки»
Внутренние продукты:
Дети научились давать мотивационную оценку поступкам героев книг,
понимают жанровые особенности книг. Знать о значении книги в жизни
человека.
Владеть понятием библиотека. Знать о том, что книгу нужно беречь.
Увеличилось количество заученного литературного материала.
Проявление потребности, читать книги и посещать библиотеку.
Этапы реализации
I
этап
–
•
подбор методической литературы, наглядно – дидактического материала;
разработка конспектов НОД, бесед;
•
Подбор картин разных художников – иллюстраторов, портретов детских
писателей и поэтов.
•
Подбор загадок, пословиц о книге.
•
Подбор книг по жанрам: детские сказки, стихи, рассказы, книжки-самоделки,
энциклопедии, детские журналы.
•
Знакомство с авторскими сказками.
•
Подготовить дидактические игры:
•
«Угадай сказочного персонажа»;
•
« Угадай персонажа по тени»;
•
« Из какой сказки герой?»;
•
« Из какой сказки предмет?»;
•
«Назови произведение»;
•
«Собири сказку по порядку»;
•
д/и «Собери картинку»;
•
«Вспомни сказку по отрывку»;
•
«Сказки перевертыши»;
•
« Исправь ошибку»
Создание Презентаций
•
« Откуда пришла книга»;
•
«Как рождается книга?».
•
Организация развивающей среды в группе (подготовка атрибутов к сюжетно-
ролевым играм) «Библиотека», «Магазин Книги»
•
организация выставки портретов детских писателей.
•
Выставка рисунков детей на тему: «Мои любимые сказки», «Мой любимый
сказочный герой»,
II этап
–
основной (реализация проекта)
Для реализации поставленных задач были проведены такие мероприятия,
как:
НОД:
1.Познавательное развитие:
Тема: «Знакомство с профессией библиотекаря». Рассматривание картины в
библиотеке.
Задачи: Расширять представления детей о профессии библиотекарь, о
содержании и значимости труда библиотекаря. Обогащать словарь детей за счёт
новых слов: библиотекарь, стеллаж, книжные полки; активизировать в речи
детей слова: читатели, книги, журналы, иллюстрации. Воспитывать у детей
отзывчивость, уважение к труду библиотекаря. Воспитывать бережное
отношение к книгам.
2.
Тема: «Путешествие в прошлое книги».
Задачи: знакомство детей с историей происхождения и изготовления книги,
дать детям знания о том, как преобразовывалась книга под влиянием творчества
человека, сохраняя при этом существенные характеристики, воспитывать
бережное отношение к книге.
3.Экскурсия в библиотеку ЦДК
–
формировать у детей реалистические
представления о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки,
обогащение словаря за счёт новых слов: библиотекарь, стеллаж, книжные
полки; активизация словаря: читатели, книги, журналы, воспитывать интерес к
книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря
;
4.Речевое развитие: Тема: « В гостях у сказки» .Беседа «Чему учат сказки?»
Задания: закончи сказку, изменив конец; сочини по сериям картинок; сочини
сказку с помощью волшебного предмета. Викторина по сказкам.
5. Тема: Пересказ рассказа «Четыре желания» К Д. Ушинский. Знакомство с
творчеством писателя.
Цель: обогащать литературный багаж, высказывать своё отношение к
произведению, умение слушать, принимать участие в беседе, определять жанр
произведения. Знакомство с творчеством писателя.
Тема: Знакомство с творчеством А.Л.Барто, заучивание стихотворений
поетессы. Задачи:обобщить и закрепить представления детей о биографии и
творчестве А.Л.Барто; способствовать формированию познавательного
интереса;
- развивать интерес к поэтическому слову, игровые навыки; интонационную
выразительность; связную речь детей, активизировать словарь по теме.
Тема:
6
.
Художественное творчество
(рисование)
Тема: « Мой любимый сказочный герой»
7.Лепка
Тема: Коллективная работа по сказке «Колобок», «По щучьему велению», 2
волшебный предмет из сказки».
8.Совместная деятельность: «Закладка для книг», « Книжкина больница»,
«Книжки- самоделки», коллективное составление сказки : «Сказка о щедрости»
конкурс чтецов
9.Беседы:
«Зачем нужны книги?
« Как создается книга?» и рассказ воспитателя о книжных профессиях
(писатель, корректор, наборщик, художник, печатник, переплетчик.
Рассматривание репродукций на тему « Как создается книга».
Беседа: «Какие бывают книги»
Сюжетно-ролевые игры
•
Сюжетно – ролевая игра « Библиотека».
Знакомство с сюжетно-ролевой игрой «Библиотека» через показ картин и
создания мини-библиотеку в группе.
Подборка книг для библиотеки: книжки-малышки и книги для
самостоятельного чтения с крупным шрифтом (короткие рассказы, сказки
русские народные и зарубежных авторов в кратком изложении).
•
Сюжетно – ролевая игра « Мастерская книг». В мастерской дети
просматривают книгу и определяют, какой требуется ремонт. Делают ремонт
книги под руководством воспитателя (подбирают бумагу соответствующего
цвета и размера, подклеивают страницы и обложку).
•
« Книжкин магазин». Формировать социальный опыт детей средствами
игровой деятельности, продолжать учить детей развивать сюжет, развивать и
действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет, развивать
диалогическую и монологическую речь, фантазию детей.
Игры драматизации:
•
сказки «Заюшкина избушка»,
•
настольный театр «Лиса и журавль», «Лиса и рак» - по желанию детей.
Литературный досуг: «Сказочный сундучок» - викторина.
Развлечение: «Квест — развлечение по творчеству А.Л. Барто», « День
рождение книги»
Чтение художественной литературы: Рассматривание портретов детских
писателей и поэтов; рассматривание иллюстраций к произведениям.
Организация выставки «Разнообразный мир книг»
Цель:
познакомить с разными жанрами произведений (стихи, рассказы, сказки),
их особенности, учить определять жанровую принадлежность произведения
Ушинский «Четыре желания»,
С. Михалков «Вовка добрая душа»
С. Маршак «Рассказ о неизвестном герои»
Пришвин « Лисичкин хлеб»
Л.Н. Толстой « Пожарные собаки» «Косточка» «Акула»
К.И.Чуковский «Мойдодыр», «Муха-Цокатуха» и др.
А.С.Пушкин «Сказка о старике и золотой рыбке»
Чтение русских народных сказок и авторских сказок.
Чтение и обсуждение загадок и пословиц о книге;
Трудовая деятельность.
«Книжкина больничка»
–
создание аптечки для книг.
Работа с родителями.
1.Совместное составление описательного рассказа с родителями на тему: « Мой
любимый сказочный герой».
2.Совместное оформление
книжки-самоделки на тему: «Загадки», «Сказки»
3.Рекомендовать каждой семье: организовать вечера семейного чтения;
+записаться в библиотеку.
4.Печатная информация для родителей: «Как научить ребёнка любить книги»,
«Зачем читать книги?», «Сказки на ночь».
5. Анкетирование родителей(выявить читают ли родители детям, что
предпочитают).
6. Консультация на тему : « Растим будущего читателя».
7. Создание буклета « Как хорошо уметь читать».
8 Памятка для родителей « Домашнее чтение».
9. Участие родителей в фотовыставке « Вместе с книгой я росту».
10.Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в
группе во время проекта.
Завершающим этапом проекта стало познавательно – развлекательное
мероприятие «День рождение книги». На данном этапе проекта мы вместе с
ребятами оформили в книгу нашу сочиненную совместно с детьми сказку : «
Сказка о щедрости». Вместе с воспитателями в группе и с родителями дома
создавались рукотворные книжки-самоделки: «Загадки», «Сказки». Была
организована выставка самодельных книг, книги с иллюстрациями к сказкам на
тему: «В гостях у сказки». Также оформлена фотовыставка 2 Вместе с книгой я
росту», фотоальбом «моя любимая книга». С воспитанникамми группы
«Капелька» поучаствовали в акции « Книги от старших малышам».
Вывод: В ходе работы по проекту я пришла к выводу, что подобные занятия,
игры, продуктивная деятельность обогащают литературный багаж, расширяют
знания об окружавшем мире. Объединяют детей общими впечатлениями,
переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных
взаимоотношений. Я убедилась, что проводимая работа помогает детям
полюбить книгу, формирует у детей желание читать и беречь книгу.
Список использованной литературы.
1.Наглядно-дидактический материал, художественную литературу (по теме
проекта).
2.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
3.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Мозаика-
Синтез, 2010.
4.Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду.– М.:
Мозаика-Синтез, 2009.
5. Арбузова В. Ф. Беседа с детьми, «Какие бывают книги».
6. Карасени С. В. «Путешествие в прошлое книги».
7. Карпунина О. Г. «Книжкина больница