Напоминание

Использование технологии «Дары Фребеля» в образовательной деятельности в ДОУ


Автор: Коваленко Ольга Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: СП ДО номер 3. МОБУ «СОШ Янинский ЦО»
Населённый пункт: Ленинградская область Гп. Янино-1
Наименование материала: статья
Тема: Использование технологии «Дары Фребеля» в образовательной деятельности в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование технологии «Дары Фребеля» в

образовательной деятельности в ДОУ

Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей

деятельностью ребенка в период дошкольного возраста. Еще в 19 веке

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель - немецкий педагог, теоретик

дошкольного воспитания, ученик Песталоцци говорил, что «Игра - это не

ребячество, а высший уровень развития ребенка»

И действительно, игра – это прообраз жизни человека. И мы знаем, что «как

ребенок играет – так и будет жить». Умеет ли он достигать цели в игре?

Умеет ли договариваться, обсуждать, излагать свое мнение? Может ли

уступить? Насколько творческая игра у ребенка или есть шаблонность

сюжетов? Насколько малыш самостоятелен в игре? Умеет ли не только

выигрывать, но и проигрывать? Не боится ли трудностей или

неожиданностей? Наблюдая за игрой, многое можно узнать о ребенке, во-

многом ему помочь и вовремя откорректировать.

По мнению Фридриха Фрёбеля, «Дитя, которое играет самостоятельно,

спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается

также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе»

Фрёбель изобрел систему раннего развития, основанную на «шести дарах»,

которые впоследствии получили его имя. Ядром системы была игра, «Игра

есть естественная деятельность детства. Задача первоначального образования

состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации

игры». Фридрих Фрёбель разработал первые в мире дидактические игры для

детей дошкольного возраста и, также предложил и ввел пальчиковые игры,

было это в 1844 году.

Фридрих Фребель создал шесть основных «даров» и три дополнительных.

Некоторые идеи Фребеля были продолжены его последователями.

Окончательный список пособий Фребеля включает в себя 14

самостоятельных игровых набора Фребеля.

Успешному решению задач по реализации образовательной программы

дошкольного образования является развивающая технология «Дары

Фрёбеля», в основе которой лежит игра:

- игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой

форме, наиболее доступной для дошкольников;

- используя игры можно добиться более прочных и осознанных знаний,

умений и навыков;

- игры развивают детское воображение и создают хорошее настроение.

Технология Дары Фрёбеля – является эффективной технологией по развитию

интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую

деятельность. Закон космической философии Ф.Фребель подкрепляет

законами, действующими в обучающем процессе при использовании в нем

игры и игрушек («даров»):

Модуль 1 «Шерстяные мячики» (8 разноцветных). Первый дар представляет

собой набор цветных мячиков. Он должен состоять из 7 мячиков различных

цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и

фиолетовый). У каждого мячика должен быть шнурок соответствующего

цвета.

Модуль 2 «Основные тела» (куб, цилиндр, шар). Со вторым даром

рекомендуется знакомить малыша примерно в 3-4 года. Второй дар включает

в себя набор из шара, цилиндра и кубика. Причем диаметр шара, диаметр

основания цилиндра и ребра кубика должны быть одного размера. Все

фигуры выбраны не случайно: шар — символизирует движение, куб —

покой, цилиндр совмещает свойства обоих предметов.

Модуль 3 «Куб из кубиков» (8 кубиков). Третьим даром Фрёбеля являются 8

простых деревянных кубиков. рекомендуется занятия с кубиками по

Фрёбелю практиковать с 4-4,5 лет. Современный аналог для выкладывания

рисунков и симметричных узоров — кубики Никитина

Модуль 4 «Куб из брусков»

Четвертым даром Фрёбеля являются 8

деревянных плиток. Длина каждой плитки вдвое больше, чем ширина.

Ширина каждой плитки вдвое больше, чем толщина. Если два ряда, по 4

плитки каждый, положить рядом, то получим куб. Этот куб по размерам

должен быть равен кубу из 8 кубиков третьего дара

Модуль 5 «Кубики и призмы»

Пятый дар состоит из 27 маленьких кубиков,

шесть из которых разделены на более мелкие части — призмы. Три

разделены на 2 половины, другие три — на 4 части. В итоге набор включает

39 частей. Если построить из всех частей куб, то он должен по размерам быть

равен кубам третьего и четвертого дара.

Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»

Шестой дар является

продолжением четвертого дара и состоит из 27 маленьких плиток, шесть из

которых разделены на более мелкие части. Итоговое количество деталей в

наборе — 33 шт. Шестой дар позволяет при конструировании

Модуль 7 «Цветные фигуры»

круг, полукруг, треугольник, квадрат). Набор

плоских дощечек изготовленных из дерева. Содержит 8 геометрических

форм. До сих пор ребенок понимал поверхность, как часть твердых тел.

Теперь плоские дощечки вводят понятие поверхности или плоскости, как

отдельный объект. Это переход от твердого тела к плоской поверхности.

Модуль 8 «Палочки»

деревянные палочки разной длины, шести цветов и

неокрашенные). Деревянные палочки — 2.5 см, 5 см, 7.5 см, 10 см, 12.5 и 15

см.

Модуль 9 «Кольца и полукольца»

«Кольца и полукольца» (малые, средние,

большие). Кольца диаметром 2.5 см, 3.8 см и 5 см. Полукольца диаметром 2.5

см, 3.8 см и 5 см.

Модуль 10 «Фишки»

«Фишки» - (восьми цветов и неокрашенные-точки).

Мелкие разноцветные фишки для представления точки

Модуль 11 (J1) «Цветные тела»

( цветные геометрические фигуры: куб, шар,

цилиндр) Развивает навыки сортировки, сравнения и выполнения по образцу.

Тренирует мелкую моторику, что способствует развитию речевых центров

мозга.

Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»

Мозаичное поле 10х10 ячеек,

деревянные фишки на ножке (6 цветов) и 6 шнурков разного цвета. Развивает

навыки сортировки, сравнения и выполнения по образцу. Тренирует мелкую

моторику, что способствует развитию речевых центров мозга.

Модуль 13 (5B) «Башенки»

(полуцилиндры, кубы, треугольные призмы)

Треугольные призмы и полуцилиндры, а также кубы с вырезом под цилиндр.

Развивает навыки конструирования. Способствует улучшению воображения.

Можно использовать, как дополнительный материал для подарков с №3 по

№6

Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»

«Арки и цифры» 3 разрезанных цилиндра и

9 кубиков с цифрами, в кубиках имеются отверстия. Развитие сенсомоторных

навыков, подготовка руки к письму и развитие творческих способностей.

Задачи игрового набора «Дары Фрёбеля»:

Использование игрового набора развивает у детей способность наблюдать,

развивает пространственное мышление, сенсорное восприятие. А также

способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительно

моторной координации.

Дети, играя знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами,

учатся сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять

последовательности.

Игровой набор «Дары Фрёбеля» в практической деятельности с детьми я

использую, для:

- развития социальных и коммуникативных умений;

- сенсорного развития;

- развития мелкой моторики;

-развития познавательно-исследовательской и продуктивной

(конструктивной) деятельности;

- формирования элементарных математических представлений;

- развития логических способностей;

- развития потребности взаимодействия с окружающим миром;

- а также при организации психолого-педагогической работы по освоению

детьми образовательных областей.

В процессе использования игрового набора «Дары Фрёбеля», можно

применять игры по следующим направлениям:

Социально - коммуникативное развитие – «Светофорик», «У нас в квартире»,

«Хозяюшка», «Весёлый и грустный».

познавательное развитие – «Что в мешочке?», «Отражение», «Теремок из

кубов», «Назови геометрическую фигуру», «Счётные палочки»,

«Приглашаем в гости»; «День защитника отечества»;

речевое развитие – «Дорожка для колобка», «Что было раньше?»;

художественно-эстетическое развитие – «Домики для поросят», «Мы играем

и поём», «А что за окном?», «Солнышко и цветок»;

Работа с комплектом создает условия для организации как совместной

деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой,

продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием

«Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают

знакомые сказки, развивая творческие способности.

При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей

развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика,

познавательно-исследовательская деятельность и логические способности;

формируются элементарные математические умения. Применив в

практической деятельности с дошкольниками пособие, педагоги увидели

удивительные результаты.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей,

соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1.Обеспечение эмоционального благополучия через:

–непосредственное общение с каждым ребенком;

–уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и

потребностям;

2. Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

-создание условий для свободного выбора детьми решений, выражения своих

чувств и мыслей;

-неселективную помощь детям, поддержку детской инициативы и

самостоятельности в разных видах деятельности (игровой,

исследовательской, проектной, познавательной т.д.);

3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между

детьми, в том числе принадлежащими и социальными слоями;

-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать

конфликтные ситуации со сверстниками;

-развитие умения детей работать в группе сверстников.

Работа с комплектом создает условия для организации как совместной

деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой,

продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием

«Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают

знакомые сказки, развивая творческие способности.

При использовании игрового набора «Дары Фребеля» у детей развиваются

также социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика,

познавательно-исследовательская деятельность, логические способности;

формируются элементарные математические умения.

Список использованной литературы:

1. Фребель Ф. Будем жить для своих детей / Сост., предисловие Л.М.

Волобуева. - М.: Издат. дом «Карапуз», 2001. - 288с., ил. - (Педагогика

детства).

2 Ю.В. Карпова, В.В. Кожевникова, А.В. Соколова «Комплект методических

пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля»

3.

убенец Н.Д. Фребель и Монтессори: (Их системы воспитания детей) Киев.

Кушнерев и К, 1915.



В раздел образования