Автор: Коваленко Ольга Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: СП ДО номер 3. МОБУ «СОШ Янинский ЦО»
Населённый пункт: Ленинградская область Гп. Янино-1
Наименование материала: статья
Тема: Использование технологии «Дары Фребеля» в образовательной деятельности в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Использование технологии «Дары Фребеля» в
образовательной деятельности в ДОУ
Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей
деятельностью ребенка в период дошкольного возраста. Еще в 19 веке
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель - немецкий педагог, теоретик
дошкольного воспитания, ученик Песталоцци говорил, что «Игра - это не
ребячество, а высший уровень развития ребенка»
И действительно, игра – это прообраз жизни человека. И мы знаем, что «как
ребенок играет – так и будет жить». Умеет ли он достигать цели в игре?
Умеет ли договариваться, обсуждать, излагать свое мнение? Может ли
уступить? Насколько творческая игра у ребенка или есть шаблонность
сюжетов? Насколько малыш самостоятелен в игре? Умеет ли не только
выигрывать, но и проигрывать? Не боится ли трудностей или
неожиданностей? Наблюдая за игрой, многое можно узнать о ребенке, во-
многом ему помочь и вовремя откорректировать.
По мнению Фридриха Фрёбеля, «Дитя, которое играет самостоятельно,
спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается
также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе»
Фрёбель изобрел систему раннего развития, основанную на «шести дарах»,
которые впоследствии получили его имя. Ядром системы была игра, «Игра
есть естественная деятельность детства. Задача первоначального образования
состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации
игры». Фридрих Фрёбель разработал первые в мире дидактические игры для
детей дошкольного возраста и, также предложил и ввел пальчиковые игры,
было это в 1844 году.
Фридрих Фребель создал шесть основных «даров» и три дополнительных.
Некоторые идеи Фребеля были продолжены его последователями.
Окончательный список пособий Фребеля включает в себя 14
самостоятельных игровых набора Фребеля.
Успешному решению задач по реализации образовательной программы
дошкольного образования является развивающая технология «Дары
Фрёбеля», в основе которой лежит игра:
- игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой
форме, наиболее доступной для дошкольников;
- используя игры можно добиться более прочных и осознанных знаний,
умений и навыков;
- игры развивают детское воображение и создают хорошее настроение.
Технология Дары Фрёбеля – является эффективной технологией по развитию
интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую
деятельность. Закон космической философии Ф.Фребель подкрепляет
законами, действующими в обучающем процессе при использовании в нем
игры и игрушек («даров»):
Модуль 1 «Шерстяные мячики» (8 разноцветных). Первый дар представляет
собой набор цветных мячиков. Он должен состоять из 7 мячиков различных
цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и
фиолетовый). У каждого мячика должен быть шнурок соответствующего
цвета.
Модуль 2 «Основные тела» (куб, цилиндр, шар). Со вторым даром
рекомендуется знакомить малыша примерно в 3-4 года. Второй дар включает
в себя набор из шара, цилиндра и кубика. Причем диаметр шара, диаметр
основания цилиндра и ребра кубика должны быть одного размера. Все
фигуры выбраны не случайно: шар — символизирует движение, куб —
покой, цилиндр совмещает свойства обоих предметов.
Модуль 3 «Куб из кубиков» (8 кубиков). Третьим даром Фрёбеля являются 8
простых деревянных кубиков. рекомендуется занятия с кубиками по
Фрёбелю практиковать с 4-4,5 лет. Современный аналог для выкладывания
рисунков и симметричных узоров — кубики Никитина
Модуль 4 «Куб из брусков»
Четвертым даром Фрёбеля являются 8
деревянных плиток. Длина каждой плитки вдвое больше, чем ширина.
Ширина каждой плитки вдвое больше, чем толщина. Если два ряда, по 4
плитки каждый, положить рядом, то получим куб. Этот куб по размерам
должен быть равен кубу из 8 кубиков третьего дара
Модуль 5 «Кубики и призмы»
Пятый дар состоит из 27 маленьких кубиков,
шесть из которых разделены на более мелкие части — призмы. Три
разделены на 2 половины, другие три — на 4 части. В итоге набор включает
39 частей. Если построить из всех частей куб, то он должен по размерам быть
равен кубам третьего и четвертого дара.
Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
Шестой дар является
продолжением четвертого дара и состоит из 27 маленьких плиток, шесть из
которых разделены на более мелкие части. Итоговое количество деталей в
наборе — 33 шт. Шестой дар позволяет при конструировании
Модуль 7 «Цветные фигуры»
круг, полукруг, треугольник, квадрат). Набор
плоских дощечек изготовленных из дерева. Содержит 8 геометрических
форм. До сих пор ребенок понимал поверхность, как часть твердых тел.
Теперь плоские дощечки вводят понятие поверхности или плоскости, как
отдельный объект. Это переход от твердого тела к плоской поверхности.
Модуль 8 «Палочки»
деревянные палочки разной длины, шести цветов и
неокрашенные). Деревянные палочки — 2.5 см, 5 см, 7.5 см, 10 см, 12.5 и 15
см.
Модуль 9 «Кольца и полукольца»
«Кольца и полукольца» (малые, средние,
большие). Кольца диаметром 2.5 см, 3.8 см и 5 см. Полукольца диаметром 2.5
см, 3.8 см и 5 см.
Модуль 10 «Фишки»
«Фишки» - (восьми цветов и неокрашенные-точки).
Мелкие разноцветные фишки для представления точки
Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
( цветные геометрические фигуры: куб, шар,
цилиндр) Развивает навыки сортировки, сравнения и выполнения по образцу.
Тренирует мелкую моторику, что способствует развитию речевых центров
мозга.
Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
Мозаичное поле 10х10 ячеек,
деревянные фишки на ножке (6 цветов) и 6 шнурков разного цвета. Развивает
навыки сортировки, сравнения и выполнения по образцу. Тренирует мелкую
моторику, что способствует развитию речевых центров мозга.
Модуль 13 (5B) «Башенки»
(полуцилиндры, кубы, треугольные призмы)
Треугольные призмы и полуцилиндры, а также кубы с вырезом под цилиндр.
Развивает навыки конструирования. Способствует улучшению воображения.
Можно использовать, как дополнительный материал для подарков с №3 по
№6
Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»
«Арки и цифры» 3 разрезанных цилиндра и
9 кубиков с цифрами, в кубиках имеются отверстия. Развитие сенсомоторных
навыков, подготовка руки к письму и развитие творческих способностей.
Задачи игрового набора «Дары Фрёбеля»:
Использование игрового набора развивает у детей способность наблюдать,
развивает пространственное мышление, сенсорное восприятие. А также
способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительно
моторной координации.
Дети, играя знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами,
учатся сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять
последовательности.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» в практической деятельности с детьми я
использую, для:
- развития социальных и коммуникативных умений;
- сенсорного развития;
- развития мелкой моторики;
-развития познавательно-исследовательской и продуктивной
(конструктивной) деятельности;
- формирования элементарных математических представлений;
- развития логических способностей;
- развития потребности взаимодействия с окружающим миром;
- а также при организации психолого-педагогической работы по освоению
детьми образовательных областей.
В процессе использования игрового набора «Дары Фрёбеля», можно
применять игры по следующим направлениям:
Социально - коммуникативное развитие – «Светофорик», «У нас в квартире»,
«Хозяюшка», «Весёлый и грустный».
познавательное развитие – «Что в мешочке?», «Отражение», «Теремок из
кубов», «Назови геометрическую фигуру», «Счётные палочки»,
«Приглашаем в гости»; «День защитника отечества»;
речевое развитие – «Дорожка для колобка», «Что было раньше?»;
художественно-эстетическое развитие – «Домики для поросят», «Мы играем
и поём», «А что за окном?», «Солнышко и цветок»;
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной
деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой,
продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием
«Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают
знакомые сказки, развивая творческие способности.
При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей
развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика,
познавательно-исследовательская деятельность и логические способности;
формируются элементарные математические умения. Применив в
практической деятельности с дошкольниками пособие, педагоги увидели
удивительные результаты.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей,
соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1.Обеспечение эмоционального благополучия через:
–непосредственное общение с каждым ребенком;
–уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и
потребностям;
2. Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
-создание условий для свободного выбора детьми решений, выражения своих
чувств и мыслей;
-неселективную помощь детям, поддержку детской инициативы и
самостоятельности в разных видах деятельности (игровой,
исследовательской, проектной, познавательной т.д.);
3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между
детьми, в том числе принадлежащими и социальными слоями;
-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать
конфликтные ситуации со сверстниками;
-развитие умения детей работать в группе сверстников.
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной
деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой,
продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием
«Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают
знакомые сказки, развивая творческие способности.
При использовании игрового набора «Дары Фребеля» у детей развиваются
также социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика,
познавательно-исследовательская деятельность, логические способности;
формируются элементарные математические умения.
Список использованной литературы:
1. Фребель Ф. Будем жить для своих детей / Сост., предисловие Л.М.
Волобуева. - М.: Издат. дом «Карапуз», 2001. - 288с., ил. - (Педагогика
детства).
2 Ю.В. Карпова, В.В. Кожевникова, А.В. Соколова «Комплект методических
пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля»
3.
убенец Н.Д. Фребель и Монтессори: (Их системы воспитания детей) Киев.
Кушнерев и К, 1915.