Автор: Крутикова Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ№2" Копейского городского округа
Населённый пункт: город Копейск, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Разработка технологической карты урока по изобразительному искусству в 1 классе по образовательной системе "Перспектива" на тему "Открой секреты дымки"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока ИЗО 1 класс, разработала учитель начальных классов: Крутикова Людмила Александровна.
(система: «Перспектива», программа «Изобразительное искусство» , автор Т.Я. Шпикалова )
Тема: «Открой секреты дымки»
Цели деятельности педагога
Познакомить учащихся с дымковской росписью глиняной игрушки. Развить интерес и любовь детей к народной игрушке.
Совершенствование умения работать с гуашью, тычком и кистью. Воспитывать организованность и аккуратность в работе,
развивать эстетический вкус.
Тип урока
Открытие новых знаний
Методы обучения
Устно-словесные: беседа, объяснение, художественное слово.
Наглядные: демонстрация дымковских игрушек, учебных таблиц, педагогического рисунка, использование презентации.
Практические: упражнения, практическая работа учащихся.
Основные понятия и термины
Дымковская игрушка, дымковские узоры.
Оборудование
Для учителя: мультимедийный проектор, экран, чистый альбомный лист, кисти(тонкая и толстая), тычок, гуашь, баночка с
водой, палитра.
Для учащихся: альбомный лист, кисти(тонкая и толстая), тычок, гуашь, баночка с водой, палитра.
Планируемые результаты
Личностные:
● Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий.
● Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные:
● Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
● Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
● Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
● Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и
процессов, схем решения учебных и практических задач.
● Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
● Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность осуществления различных точек
зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные:
● Сформированность основ художественной культуры, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности;
потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.
● Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной
деятельности(рисунке, живописи), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующий на
ИКТ(цифровая фотография, элементы мультипликации).
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные учебные
действия
Орг. момент
-Приготовились, присаживайтесь.
Мотивационный
этап
- Ребята, у вас есть дома игрушки. Они сделаны из разных
современных материалов : пластмассы, резины, металла,
меха… (Слайд 1)Но наряду с ними до сих пор очень
популярны народные глиняные и деревянные игрушки. В
руках мастеров происходит чудесное превращение
природного материала в удивительные творения. Места, где
живут эти мастера, называют центрами народных
промыслов. Их много.
Самоопределение к
деятельности
Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них –
дымковскими глиняными игрушками. (Слайд 2) А также
мы научимся рисовать дымковские узоры.
-Как вы думаете, какая тема нашего урока?
-Тема нашего урока «Открой секреты дымки».
Дымковские узоры
Метапредметые: овладение
способностью принимать и
сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её
осуществления.
Открытие новых
знаний
Ребята, послушайте стихотворение о дымковской игрушке.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
- В большом селе Дымково, недалеко от Вятки, родилась
дымковская игрушка. Весёлый игрушечный народец
отличается яркими красками (Слайд3).
-В давние времена жители этой слободы от мала до велика
лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой
слобода вся в дыму, от того, что топят печи, обжигают
игрушки, в пасмурные дни стелется туман от речки лёгкой
дымкой, возможно от этого и возникло название Дымково, а
игрушки стали называть Дымковскими.
-Что же это за игрушка? Давайте посмотрим.
Личностные: формирование
целостного, социально
ориентированного взгляда на мир в
его органическом единстве и
разнообразии природы, народов,
культур и религий.
Предметные: сформированность
основ художественной культуры,
эстетического отношения к миру;
понимание красоты как ценности;
потребности в художественном
творчестве и в общении с
искусством.
Метапредметные: освоение
способов решения проблем
творческого и поискового
характера;
Овладение логическими
действиями сравнения, анализа,
-У этого оленя - золотые рога.
Через горные отроги,
Через крыши деревень
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень. (Слайд 4)
-Краше всех индюк: хвост, что букет цветов или яркое
солнышко.
-Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост.
Точно солнечный цветок,
Да алеет гребешок. (Слайд 4).
-Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и
зелёных узорах.
-Посмотри, как хороша эта девица – душа.
Щёки алые горят, удивительный наряд. (Слайд4).
-Даже кони приобрели яркий наряд.
-Кони глиняные мчатся
На подставках что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил. (Слайд 4).
-Что же общего у этих игрушек?
-Как вы думаете, какой краской сначала покрывают
игрушку?
-А знаете почему? Можно предположить, что белый фон
взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще
всего зимой, когда всё вокруг белым-бело. В тех местах
зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит
вокруг всё в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой
чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к
празднику, поэтому расписывали их яркими красками,
которые особенно хорошо выделяются на белом фоне.
- Нравятся ли вам эти игрушки?
-Какая больше всего?
Белый фон, яркие краски,
узоры, нарядные детали.
Белой
синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий
и причинно-следственных связей,
построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и
вести диалог; готовность
признавать возможность
осуществления различных точек
зрения и права каждого иметь
свою; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку
зрения и оценку событий.
формирование эстетических
потребностей, ценностей и чувств.
Использование знаково-
символических средств
представления информации для
создания моделей изучаемых
объектов и процессов, схем
решения учебных и практических
задач.
-Почему?
-Ребята, где расположены узоры у барыни? (Слайд 5)
-Какие цвета использовали мастера для росписи этой
игрушки?
-Какие узоры вы видите на игрушке?
На юбке
Красный, оранжевый,
зелёный, жёлтый
Круги большие и маленькие,
полоски
Практическая
работа
-Сегодня мы с вами научимся рисовать дымковские узоры.
(Слайд 6)
-Мастера применяют не только кисти, но такой инструмент,
как тычок.
-Ребята, посмотрите на этот узор (Слайд 7).
-Как вы думаете, чем рисуют эти полоски?
-Правильно, а чем рисуют большие круги?
-Посмотрите, здесь есть маленькие кружочки. Их рисуют
кончиком тонкой кисти.
-Сейчас я вам покажу, как нарисовать этот узор, а вы
внимательно посмотрите.
-Набираем кистью гуашь и кладём её в палитру. После того,
как мы набрали гуашь в палитру, макаем кисть в воду и
разводим гуашь до однородной консистенции. После того,
как мы развели гуашь с водой, равномерно распределяем
эту гуашь на кисть.
Начинаем рисовать полоски толстой кистью на одинаковом
расстоянии(учитель демонстрирует элемент узора).
-Посмотрите, что получилось.
-Теперь берём тычок и макаем его кончик в палитру с
гуашью. Продолжаем рисовать узор. Прижимаем тычок к
листу бумаги. Посмотрите, он отпечатался. Продолжаем
прижимать тычок, делаем это на одинаковом расстоянии.
-Теперь нам нужно набрать в палитру синий цвет.
-Набираем кистью гуашь и кладём её в палитру. После того,
как мы набрали гуашь в палитру, макаем кисть в воду и
разводим гуашь до однородной консистенции.
Кистью
Тычком
Предметные: овладение
элементарными практическими
умениями и навыками в различных
видах художественной
деятельности (рисунке, живописи),
а также в специфических формах
художественной деятельности,
базирующий на ИКТ(цифровая
фотография, элементы
мультипликации).
Метапредметные: формирование
умения планировать,
контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями
её реализации; определять
наиболее эффективные способы
достижения результата.
-Берём тонкую кисть, макаем её кончик в палитру и
распределяем гуашь.
-Касаемся листа бумаги кончиком кисти, затем аккуратно
убираем его. Продолжаем рисовать этот элемент на
одинаковом расстоянии.
- Вот какой получился узор.
-Всем понятно, как нужно рисовать?
-А сейчас приступайте к работе.
Учитель наблюдает, советует, руководит деятельностью,
отвечает на вопросы учащихся, помогает
затрудняющимся в выполнении задания.
- У всех получилось нарисовать узор?
-Молодцы, ребята!
-А сейчас вам нужно будет нарисовать узор самостоятельно
(Слайд 8).
-Посмотрите на узор.
-Скажите, чем будем рисовать элемент, который синего
цвета?
-Правильно, а как будем рисовать элемент красного цвета?
-Чем нарисуем жёлтые кружочки?
-Что нужно не забыть нарисовать вокруг жёлтых
кружочков?
-Правильно, начинайте рисовать.
Учитель наблюдает, советует, руководит деятельностью,
отвечает на вопросы учащихся, помогает
затрудняющимся в выполнении задания.
-Все справились с заданием?
Рисуют узор дымковской
росписи
Тычком
Кистью вокруг кружочка,
который нарисован тычком
Элементы кончиком тонкой
кистью
Итог урока.
Рефлексия.
-Какие красивые у вас получились узоры!
-Ребята, какая цель стояла на уроке?
-Давайте вспомним, в каком селе родилась дымковская
игрушка?
-Какой краской сначала покрывают игрушку?
- Какими инструментами рисуют узоры на игрушках?
Научиться рисовать
дымковские узоры
В селе Дымково
Белой краской
Кистями и тычком
Метапредметные: готовность
слушать собеседника и вести
диалог; готовность признавать
возможность осуществления
различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать своё
мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий.
Выставка
Учитель организует выставку работ.