Автор: Торбеева Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ 277
Населённый пункт: город Санкт -Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ на занятиях в ГПД аспекты требований ФГОС
Раздел: начальное образование
Торбеева О.В., воспитатель
ГБОУ СОШ № 277 Кировского района
Санкт-Петербурга.
"Использование ИКТ на занятиях в ГПД аспекты требований ФГОС".
В
условиях
динамично
меняющегося
мира,
постоянного
совершенствования
и
усложнения
технологий,
информатизация
сферы
образования
обретает
фундаментальное
значение.
Данное
направление
развития
образовательной
отрасли
признается
важнейшим
национальным
приоритетом.
Благодаря
преобразованиям
все
шире проявляется роль информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ), как
на уроках в школе, так и в ГПД.
Информационно-коммуникативные
технологии
в
образовании
–
это
комплекс
учебно-методических
материалов,
технических
и
инструментальных
средств
вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения.
Для
ребенка
начальной
школы
игра
–
это
ведущая
деятельность,
в
которой
не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка.
Использование
компьютерных
игр
способствует
развитию
сенсомоторных
функций,
повышению эффективности обучения детей, развитию интеллектуальных и творческих
возможностей (при использовании мультимедиа и т.д.).
ИКТ - это средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать
познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет
о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти
игры предназначены для использования на занятиях с детьми. ИКТ – это и технологии
обмена
информацией,
коммуникации.
Подразумевается
использование
информации
в электронном виде:
- текст, видео, аудио;
- анимация, изображение.
- информационных носителей:
- DVD, CD, флэш-памяти.
- мультимедиа:
- игровые компьютерные программы;
- презентации и т.д.
- аудиовизуального оборудования:
- компьютера, ноутбука;
- ЖК-телевизора, проектора;
- интерактивной доски.
На
занятиях
в
ГПД
широко
используются
различные
компьютерные
игры
-
развлекательные,
обучающие,
развивающие,
диагностические,
сетевые.
В
работе
со школьниками воспитатель использует в основном развивающие, реже обучающие
и диагностические игры. Среди развивающих игр можно выделить игры на развитие
математических
представлений:
«Баба
Яга
учится
считать»,
«Остров
Арифметики»,
«Лунтик.
Математика
для
малышей»;
игры
на
развитие
фонематического
слуха
и
обучения
чтению
«Баба
Яга
учится
читать»,
«Букварь»;
игры
для
музыкального
развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского». Следующая группа
игр, направленная на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом»,
«Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы»,
«Маленький искатель». Третья группа – это прикладные средства, созданные с целью
художественно-творческого развития детей: «Мышка Мия. Юный дизайнер», «Учимся
рисовать», «Волшебные превращения».
Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования
ИКТ
в
воспитательно-образовательном
процессе.
В
настоящее
время
выбор
компьютерных игровых программ для школьников достаточно широк. Но, к сожалению,
большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому
могут
использоваться
частично,
преимущественно
с
целью
развития
психических
процессов: внимания, памяти, мышления.
ИКТ
используются
как
средство
интерактивного
обучения,
которое
позволяет
стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.
Речь
идет
о
созданных
педагогами
играх,
которые
соответствуют
програмным
требованиям. Эти игры предназначены для использования, как на уроках, так и в ГПД.
Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint.
Использование
компьютерных
средств
в
ГПД
является
фактором
сохранения
психического здоровья детей, а именно способствует развитию психофизиологических
функций,
готовности
к
обучению
(мелкая
моторика,
оптико-пространственная
ориентация,
зрительно-моторная
координация);
обогащению
кругозора;
помощи
в освоении социальной роли; формированию учебной мотивации, развитию личностных
компонентов
познавательной
деятельности;
формированию
соответствующих
обще-интеллектуальных умений; организации благоприятной для развития предметной
и социальной среды.
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения школьников
компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей
огромный интерес к деятельности;
- компьютер несет в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока
не в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание школьников;
- компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его
за
ошибки,
а
ждет,
пока
он
исправит
недочеты,
что
создает
в
процессе
обучения
необходимую «ситуацию успеха». Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер
не заменит эмоционального человеческого общения, так необходимого каждому ученику.
Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.
При
активном
использовании
компьютерных
технологий
в
процессе
обучения
и воспитания осуществляется гибкое управление воспитательным процессом. Также
применение ИКТ вызывает у детей интерес, активизирует познавательную деятельность,
дает возможность самореализации личности младших школьников.
Итак, можно сделать вывод, что использование ИКТ позволяет оптимизировать
воспитательный
процесс
в
группе
продленного
дня,
развивать
самостоятельность,
творчество и критическое мышление детей. При грамотном использовании технических
средств,
при
правильной
организации
образовательного
процесса
компьютерные
программы
для
школьников
могут
широко
использоваться
на
практике
без
риска
для здоровья детей.
Литература:
1. Авдеева С.М., Уваров А.Ю. Российская школа на пути к информационному обществу:
проект «Информатизация системы образования» // Вопросы образования. - 2007.
2.
Захарова
И.Г.
Информационные
технологии
в
образовании:
Учебное
пособие
для
студентов
высших
педагогических
учебных
заведений.
-
М.:
Издательский
центр
«Академия», 2003.
3.
Сайков
Б.П.
Организация
информационного
пространства
образовательного
учреждения: практическое руководство. - М.: БИНОМ: Лаборатория знаний, 2005.