Автор: Миннуллина Раиса Гаяновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Дюймовочка"
Населённый пункт: ЯНАО, Тюменская обл., г. Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье –это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
В настоящее время человечество сталкивается с огромным количеством вызовов со
стороны природы, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том
числе и к ребенку, не только к его знаниям и способностям, но и к его здоровью. Забота о
здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные
позиции.
Задача воспитания здорового ребенка является приоритетной в работе воспитателя
дошкольного
учреждения.
Здоровый
и
развитый
ребенок
обладает
хорошей
сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению,
социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается
фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются
основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются
базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен
здоровый образ жизни.
Согласно утверждению В.Т. Кузнецова и др., ДОУ реально становится важнейшим звеном
в сохранении здоровья детей и отправной точкой здоровьесберегающей деятельности
современного ДОУ является реализация здоровьесберегающих технологий в условиях
психолого-педагогического процесса.
Приказом Министерства Образования и науки РФ от 17.10. 2013г. №1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» представлена система необходимых условий, обеспечивающих сохранение
и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Учебная нагрузка,
режим занятий воспитанников определяются санитарно-эпидемиологическими правилами
и нормативами.
Таким образом, задача педагога – создать условия для правильного физического развития
ребенка, обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий
современному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших
органов и систем в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
Здоровьесберегающие технологии
1.1.Что такое здоровьесберегающие технологии?
По определению Всемирной Организации Здравоохранения здоровье - это состояние
физического и социального благополучия человека.
Здоровьесберегающий процесс - это специально организованное, развивающееся во
времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей
дошкольного
возраста
и
педагогов,
направленное
на
достижение
целей
здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность
педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность,
включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе,
позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые
результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
1.2. Цель и задачи здоровьесберегающих технологий
Цель здоровьесберегающих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к
здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать,
поддерживать и сохранять его.
Задачи:
-способствовать развитию у детей осмысленного отношения к физическому и духовному
здоровью как единому целому;
- воспитывать у ребенка способности к самосозиданию, к овладению психологической
самокоррекцией;
- обучать здоровому образу жизни, воспитывать культуру здоровья.
Важно достичь такого результата, чтобы наши дети не только обладали высоким
потенциалом здоровья, вели здоровый образ жизни, но имели бы и багаж знаний,
позволяющий им делать это правильно.
1.3. Виды здоровьесберегающих технологий:
1. Медико-профuлактические технологии;
2. Физкультурно-оздоровительные технологии;
3. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;
4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка;
5. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного
образования.
1.4. Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий
-
Анализ
исходного
состояния
здоровья,
физического
развития
и
физической
подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также
здоровьесберегающей среды ДОУ.
- Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
-
Установление
контактов
с
социальными
партнерами
ДОУ
по
вопросам
здоровьесбережения.
- Освоение педагогами ДОУ методик и приемов здоровьесбережения детей и взрослых
ДОУ.
Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для
разных категорий детей и взрослых.
- Работа валеологической направленности с родителями ДОУ.
1.5. Система здоровьесбережения в ДОУ
- Различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на
время каникул).
- Комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам
здоровья», профилактика плоскостопия, хождение босиком, полоскание рта и горла,
максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика).
- Физкультурные занятия всех типов.
-Оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей
(утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и
инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика,
сухой бассейн, массажеры, тактильные дорожки).
- Организация рационального питания.
- Медико – профилактическая работа с детьми и родителями.
- Соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса.
1.6. Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ
- Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей
ДОУ.
-
Проявление
толерантности
всех
участников
внедрения
здоровьесберегающих
технологий в педагогическом процессе ДОУ.
- Внедрение научно – методических подходов к организации работы по сохранению
здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ и
семьи.
- Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
- Снижение уровня заболеваемости.