Напоминание

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ


Автор: Миннуллина Раиса Гаяновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Дюймовочка"
Населённый пункт: ЯНАО, Тюменская обл., г. Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье –это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

В настоящее время человечество сталкивается с огромным количеством вызовов со

стороны природы, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том

числе и к ребенку, не только к его знаниям и способностям, но и к его здоровью. Забота о

здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные

позиции.

Задача воспитания здорового ребенка является приоритетной в работе воспитателя

дошкольного

учреждения.

Здоровый

и

развитый

ребенок

обладает

хорошей

сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению,

социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается

фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются

основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются

базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен

здоровый образ жизни.

Согласно утверждению В.Т. Кузнецова и др., ДОУ реально становится важнейшим звеном

в сохранении здоровья детей и отправной точкой здоровьесберегающей деятельности

современного ДОУ является реализация здоровьесберегающих технологий в условиях

психолого-педагогического процесса.

Приказом Министерства Образования и науки РФ от 17.10. 2013г. №1155 «Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования» представлена система необходимых условий, обеспечивающих сохранение

и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Учебная нагрузка,

режим занятий воспитанников определяются санитарно-эпидемиологическими правилами

и нормативами.

Таким образом, задача педагога – создать условия для правильного физического развития

ребенка, обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий

современному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших

органов и систем в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.

Здоровьесберегающие технологии

1.1.Что такое здоровьесберегающие технологии?

По определению Всемирной Организации Здравоохранения здоровье - это состояние

физического и социального благополучия человека.

Здоровьесберегающий процесс - это специально организованное, развивающееся во

времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей

дошкольного

возраста

и

педагогов,

направленное

на

достижение

целей

здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность

педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность,

включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе,

позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые

результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

1.2. Цель и задачи здоровьесберегающих технологий

Цель здоровьесберегающих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к

здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать,

поддерживать и сохранять его.

Задачи:

-способствовать развитию у детей осмысленного отношения к физическому и духовному

здоровью как единому целому;

- воспитывать у ребенка способности к самосозиданию, к овладению психологической

самокоррекцией;

- обучать здоровому образу жизни, воспитывать культуру здоровья.

Важно достичь такого результата, чтобы наши дети не только обладали высоким

потенциалом здоровья, вели здоровый образ жизни, но имели бы и багаж знаний,

позволяющий им делать это правильно.

1.3. Виды здоровьесберегающих технологий:

1. Медико-профuлактические технологии;

2. Физкультурно-оздоровительные технологии;

3. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;

4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка;

5. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного

образования.

1.4. Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий

-

Анализ

исходного

состояния

здоровья,

физического

развития

и

физической

подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также

здоровьесберегающей среды ДОУ.

- Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.

-

Установление

контактов

с

социальными

партнерами

ДОУ

по

вопросам

здоровьесбережения.

- Освоение педагогами ДОУ методик и приемов здоровьесбережения детей и взрослых

ДОУ.

Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для

разных категорий детей и взрослых.

- Работа валеологической направленности с родителями ДОУ.

1.5. Система здоровьесбережения в ДОУ

- Различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на

время каникул).

- Комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам

здоровья», профилактика плоскостопия, хождение босиком, полоскание рта и горла,

максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика).

- Физкультурные занятия всех типов.

-Оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей

(утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и

инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика,

сухой бассейн, массажеры, тактильные дорожки).

- Организация рационального питания.

- Медико – профилактическая работа с детьми и родителями.

- Соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса.

1.6. Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

- Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей

ДОУ.

-

Проявление

толерантности

всех

участников

внедрения

здоровьесберегающих

технологий в педагогическом процессе ДОУ.

- Внедрение научно – методических подходов к организации работы по сохранению

здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ и

семьи.

- Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

- Снижение уровня заболеваемости.



В раздел образования