Напоминание

"Ознакомление дошкольников с профессиями"


Авторы: Брехунец Надежда Борисовна, Смолькова Надежда Александровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 "ОЦ" СП "Детский сад "2"им.Смолякова Г.А. с. Большая Черниговка
Населённый пункт: с.Б - Черниговка Самарская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Ознакомление дошкольников с профессиями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Ознакомление дошкольников с профессиями»

Консультация для педагогов

На протяжении всего дошкольного детства, пока ребёнок растёт и

развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно – ролевая игра

остаётся наиболее характерным видом его деятельности.

Общеизвестно стремление детей в своих играх подражать взрослым и

воспроизводить их действия и деятельность. В дошкольном возрасте

широкое распространение получают сюжетно – ролевые игры, часть из них

имеет профессионально ориентированный характер. Дети играют, присваивая

себе роли врача, продавцов, воспитателей, водителей и др.

Уже в дошкольном возрасте можно сделать первые предположения о

развитии интереса к труду взрослых. У ребёнка в этом возрасте

закладываются предпосылки будущей профессиональной деятельности.

Важным направлением социального и познавательного развития

дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых.

В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду

ребёнок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами.

Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты.

Последовательное ознакомление с трудом взрослых в ближайшем окружении,

а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них

представление о сути и значении трудовых действий, об общественном

устройстве жизни в целом.

Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей

принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребёнка. В

работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении развития

интереса к труду взрослых: значительная часть труда взрослых протекает не

на глазах у детей, ограничены возможности наблюдения за их трудом.

Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к

труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых

действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного

влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нём.

Основной источник, питающий игру ребёнка, - это окружающий его мир,

жизнь и деятельность взрослых и сверстников. В сюжетно – ролевой игре

знания, впечатления ребёнка не остаются неизменными: они пополняются и

уточняются, качественно изменяются, преобразуются.

В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре

и быту стремятся им подражать. Поэтому необходимо создавать такие

условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры

поведения взрослых.

Умелый отбор содержания занятия по ознакомлению с окружающим является

очень важным фактором развития интереса к труду взрослых у детей

дошкольного возраста.

При этом очень существенно, как это содержание доводится до сознания

детей, какими приемами пользуется воспитатель.

Для обеспечения системности в работе, нами была разработана схема по

ознакомлению дошкольников с трудом взрослых и закреплению полученных

знаний в сюжетно-ролевой игре:

1. Чтение художественной литературы, слушание песен, аудиозаписей

2. Беседы о профессии, рассматривание иллюстраций

3. Экскурсия, просмотр видеофильмов

4. Организация взаимодействия с родителями: развлечение с приглашением

родителей, консультация для родителей, родительский уголок

5. Сюжетно – ролевая игра.

Наиболее доходчивы и убедительны живые образы, подлинный пример

профессий взрослых. Жизненная наглядность (наблюдения, экскурсии)

обеспечивает наибольшую отчетливость представлений, максимальную

действенность приобретаемых детьми знаний. В процессе дальнейших бесед,

посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются

сведения, полученные во время наблюдений.

Воспитатели, при развитии интереса к труду взрослых у детей, как правило,

пользуются наглядными методами, умело сочетая их со словесными

(рассказы, беседы). Особое место среди словесных методов занимает

использование детской художественной литературы.

В развитии интереса к труду взрослых у детей важную роль играет чтение

художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью,

живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом знакомиться с

профессиями взрослых: пробуждает интерес, уважение к труду, желание

подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо

трудиться.

При развитии интереса к труду взрослых у детей очень важно соблюдать

постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие

впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные,

поверхностные сведения; мало воздействующие на формирование

правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений.

В процессе наблюдении за работой взрослых необходимо давать небольшое

количество сведений, постепенно их расширяя и углубляя, дополняя

известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном

углублении детей в познаваемое явление возможно выработать у них

правильные представления о профессиях взрослых, правильное отношение к

нему.

Ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей должны

тесно между собой переплетаться.

Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в

воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Труд тесно

связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых.

Выбор профессий, с которыми воспитатели знакомят детей, определяется по

следующим факторам: возраст детей, профессии родителей группы, интересы

детей, социальные объекты рядом с детским садом (магазин, аптека,

парикмахерская, почта, сбербанк).

На сегодняшний день для многих дошкольников профессия доярка, которая

сейчас переименована в оператора машинного доения, ни о чем не говорит.

Однако совсем недавно о людях этой профессии снимали кинофильмы, им

посвящались песни и стихи. Везде прославлялся образ румяной, молодой

девушки в косыночке. Но на этом романтика доярки заканчивается. Рабочий

день доярки начинается в 4 утра. Сначала коров нужно накормить. Перед

началом доения доярке нужно с помощью раствора с мылом помыть каждой

буренке вымя.

Во все времена основными профессиями на селе были доярка и механизатор.

Сейчас вся деятельность механизаторов направлена в целом на заготовку

кормов для животноводства. Разумеется, их работа считается сезонной. Этого

нельзя сказать о работе доярок, которые трудятся круглогодично с равной

интенсивностью. Профессия доярка – тяжелый и кропотливый труд. Именно

от их работы зависит благополучие сельского хозяйства, поскольку молоко

сегодня — один из основных источников дохода. Корова – это умное и

доверчивое животное, способное выкормить большое количество людей.

Для доярок любая корова является не просто крупным рогатым скотом, а

мыслящим существом, с которым надо уметь ладить. Любое животное имеет

свой характер, поэтому к каждому нужно суметь правильно подойти. Без

надобности

скотину

желательно

не

беспокоить.

Надой

молока

может

снизиться вдвое, если животное будет взволновано. При соответствующем

уходе

и

внимании

бурёнки

будут

давать

хорошие

надои.

Одна

буренка

стандартной фермы в среднем дает до пяти литров.

Собранное

молоко,

охлажденное

в

баках,

отправляется

на

молокозавод.

Несмотря на то, что процесс доения сегодня уже достаточно механизирован,

работа доярок легче не стала. Возраст большинства доярок превышает сорок

лет. Не все люди способны выдержать подобный темп жизни: ежедневные

ранние подъемы, своеобразный запах, неограниченный трудовой день.

В чем заключается сложность профессии доярки?

В обязанности доярок входит: кормление и водопой коров, чистка и мойка

буренок, их 3-х разовое доение, а также уборка стойла и всего коровника в

целом. Дояркам необходимо контролировать состояние коров, а в случае

необходимости

оказывать

медицинскую

помощь,

подлечивать

их.

Нужно

обладать сноровкой и наблюдательностью, ведь у каждой коровы свой нрав и

аппетит.



В раздел образования