Авторы: Лебедева Светлана Анатольевна, Поцелуйко Екатерина Андреевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 33
Населённый пункт: города Артем Приморского края
Наименование материала: Конспект занятия по региональному компоненту в подготовительной группе
Тема: "Тайны Японского моря"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия «Тайны Японского моря»
Цель:
Продолжать формировать представления детей об обитателях Японского
моря.
Задачи:
Обучающие:
расширять и обогащать представления о богатстве и многообразии
растительного и животного мира Японского моря.
Развивающие:
развивать познавательный интерес к жизни подводного мира, связную речь,
умение отвечать на вопросы, зрительное и слуховое восприятие.
Развивать двигательные навыки при выполнении динамических пауз.
Воспитывающие:
воспитывать интерес и любовь к природе родного края.
Материалы и оборудование:
Панно «Подводный мир», карта Приморского края, модели морских
обитателей на магнитах ( морская звезда, медуза, морской еж, краб,
трепанг, дельфин, осьминог, камбала, селедка, аквариум, кораблики,
магнитофон, аудиозапись «Звуки моря»
Предварительная работа:
- Беседы «Рыбы Японского моря», «Растения Японского моря», «Правила
поведения на море», «Экология- наука о сохранении природы»
-рассматривание энциклопедий, картинок с изображением морских
обитателей.
Разгадывание загадок на тему «Морские обитатели».
-Подготовка выступающих детей.
Ход занятия:
Вводная часть:
- Ребята, как называется край, в котором мы живем?
-Мы живем в Приморском крае.
- Почему он так называется?
- Потому что он находится на берегу моря.
А как называется море, которое омывает берега нашего края?
- берега нашего края омывает Японское мое.
- Посмотрите на карту Приморского края - показываю Приморский край и
Японское море.
- Японское море является часть Тихого океана.
Какую пользу приносит море человеку?
-добывают рыбу, морепродукты, перевозят грузы, морской воздух и морская
вода полезны для здоровья человека.
- Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла капелька пресной воды.
-А что значит пресная вода?
-значит не соленая
- А где можно встретить пресную воду?
- в реке, озере, колодце, колонке, кране.
А для чего нам нужна пресная вода?
- Чтобы пить, варить пищу, стирать, мыться
-Посмотрите у нашей капельки есть подружка- синяя капелька, она соленая.
Как вы думаете, откуда она пришла?
- Из моря.
-Сегодня мы отправимся в гости к синей капельке, в подводный мир
Японского моря.
Звучит шум моря, дети закрывают глаза?
-Погружаемся
-Посмотрите, ребята, мы с вами в подводном лесу.
Панно « Подводный мир»
-А что это за зеленая трава?
- Это морская капуста.
- Правильно, как еще называют морскую капусту?
- Ламинария
-Кто ел морскую капусту? Чем она полезна?
-Правильно, ламинария содержит много йода, который очень полезен для
нашего здоровья.
-Отправляемся дальше.
-Посмотрите, а кто это ползет по морскому дну?
Выходит Аня П. загадывает загадку:
-С неба звездочка упала,
В океан она попала.
И теперь там круглый год
Не спеша по дну ползет. (Морская звезда)
-Да. Это морская звезда и она нам сейчас расскажет о себе:
-Я, хищник, питаюсь моллюсками и морскими ежами. У меня на ножках есть
присоски, которые помогают мне передвигаться. В случае опасности мы
отбрасываем часть своего тела и из отброшенной части может вырасти новая
звезда. Морские звезды, живут только в чистой воде, поэтому если вы нас
увидели, значит в этом месте можно купаться - вода в море чистая.
( Морскую звезду прикрепляем на панно)
-Смотрите, мимо нас плывет какой-то парашют.
Выходит Саша, загадывает загадку:
-Прозрачный зонтик в море
Тихонечко плывет.
Его лишь ты коснешься-
Как током обожжет! (Медуза)
- Мы, медузы, родственники актиний, но мы не прикрепляемся к камням, а
свободно плаваем по морю. У нас прозрачное тело, в форме колокола,
сокращаясь и выталкивая воду из-под него, мы двигаемся. В Японском море
водятся медузы- крестовики, в щупальцах которых есть клетки, которые
обжигают врага. Они опасны для человека, от их прикосновений можно
попасть в больницу. Медузы живут в основном в грязной воде, поэтому если
вы увидите нас – значит, вода грязная и купаться нельзя!
( определяем медузу в уголок панно)
Выходит Витя:
-Словно кактус на окне,
Я расту на самом дне.
-Правильно, это морской еж. Оказывается, ежи живут не только в лесу, но и в
море.
-Только мы, морские ежи, не являемся родственниками сухопутных ежей, а
принадлежим к типу беспозвоночных иглокожих животных. Тело ежа
покрыто панцирем, из которого торчат тонкие и острые иголки, с помощью
игл мы не только защищаемся от врагов, но и передвигаемся, как на ходулях.
Морские ежи ядовиты, и уколовшись, человек почувствует жгучую боль. Но,
несмотря на устрашающий вид, часто морские ежи бывают беззащитны.
Главный наш враг - морские звезды. (Определяем ежа на панно)
-А это кто выглядывает из-за камней?
Выходит Иршод:
-Возле самой кромки моря
Я с друзьями люблю спорить:
У кого клешни длинней?
Боком кто бежит быстрей?
- Правильно, это краб. В Японском море обитает много разных видов крабов.
-У нас широкое и короткое тело, покрытое прочным панцирем. Чтобы
защититься от врагов, мы насаживаем на шипы на своих ножках водоросли,
маскируемся. У нас пять пар ног, передние преобразованы в мощные
клешни, с помощью которых мы разрезаем свою пищу и отправляем в рот.
Нас называют «санитарами» моря, так как мы поедаем остатки погибших
растений и животных, чистим морское дно. (Определяем на панно)
-Ребята, а это, что за морское животное: то ли червяк, толи огурец?
Выходит Максим:
- Я – трепанг, нас огурцами называют, мы обитаем на мелководье. У нас есть
удивительная способность, во время опасности мы выстреливаем по врагу
своими внутренностями и пока враг поедает их, мы зарываемся в ил или
прячемся под камень и в течении короткого времени у нас образуется новый
кишечник. А еще нас называют морским женьшенем, потому что в нашем
теле много ценных ферментов полезных для человека. (Определяем на
панно)
-Мне кажется, нас подстерегает опасность и нас об этом предупреждает
синяя капелька. Что за хищник встретился на нашем пути?
Выходит Алиса загадывает загадку:
-Он живет на самом дне,
На ужасной глубине-
Многорукий, многоногий,
Ногорукий, руконогий,
Ходит в море без сапог
Ну конечно - осьминог!
-Я – хищник! У меня нет твердого скелета. Мое мягкое тело может
изгибаться в разные стороны. Я могу не только плавать, но и ходить по дну,
переставляя щупальца. На восьми конечностях два ряда присосок, которыми
я держу добычу. Единственная твердая часть у меня - это роговые челюсти,
похожие на клюв. Большие особи опасны для человека, так как могут
утащить на дно. ( Определяем на панно)
-Ребята, посмотрите, сколько морских обитателей мы встретили, а давайте
поиграем в игру «Море волнуется раз…», вы будете изображать наших
морских животных, а я отгадывать.
-Ребята, вы заметили, что во время нашего путешествия, нас сопровождает
стайка рыб. Вот плывет целый косяк. Внимательно посмотрите и назовите
их: камбала, селедка, горбуша, навага, минтай, корюшка.
-Ребята, синяя капелька сказала, что рыбки жалуются, что вода в море стала
грязной, на дне и на поверхности скопилось много мусора, так что им стало
тяжело дышать.
- Давайте, мы сейчас поднимемся на поверхность и посмотрим, что
происходит, подумаем, как нам помочь морским жителям.
Поднимаются, изображая руками подъем.
-Вот мы и вернулись в группу. Вы заметили, когда ездили летом на море, что
у нас появилось много крестовиков? А мы знаем, что они живут в какой
воде? Правильно - в грязной.
- Но как же это происходит?
-Посмотрите на аквариум, это наше море.
Проплыл танкер - у него утечка, протекло масло ( наливаем масло).
Еще один корабль- лесовоз. Бревна упали в воду ( бросаем веточки).
Проходит пароход с туристами- люди бросают мусор (фантики, огрызки
яблок).
Заводы сливают отходы в реки и моря ( выливаем грязную воду).
-Посмотрите, смогут ли морские обитатели жить в такой воде?
( опускаем рыб)
- Нет!
А птицы тоже могут погибнуть. Почему?
–Питаются рыбой.
-А на человека может отразиться плохая экология? Почему?
-А что такое экология?
-Наука о сохранении природы.
Значит, что должен делать человек, чтобы сохранить наши моря и природу в
чистоте?
Ответы детей.
Давайте, же будем беречь наш любимый край и его природу.
- Вот и подошло к концу наше занятие.
Ребята, кому понравилось занятие, кто узнал что-то новое – изобразите
звездочку, а кому было не интересно или что-то не понятно - изобразите
медузу!