Автор: Лемещук Татьяна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Центр образования № 47"
Населённый пункт: г. Тула, пос. Петелино
Наименование материала: проект
Тема: Добрые сердца
Раздел: начальное образование
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 47»
ПРОЕКТ
«Добрые сердца»
Направление: социально-эмоциональное
Разработчик: Лемещук Т.Ю. учитель начальных классов высшей категории.
1-4 классы, 7-11 лет
Срок реализации: 2 года
Кол-во часов в год: 34 часа
В неделю: 1 час
2021-2022 уч. год
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Пояснительная записка.
2.Цели и задачи проекта
3.Актуальность проекта.
4.Методы работы.
5.Принципы работы.
6.Формы работы.
7.Ожидаемые результаты.
8.Этапы проекта.
а) Проектировочный этап (сбор и анализ информации по проблеме).
б) Социальная проба (реализация проекта).
в)Подведение итогов.
9.Календарный план реализации проекта «Добрые сердца».
10.Общие выводы по проекту.
11.Список использованной литературы.
12.Приложения.
Пояснительная записка.
« Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя!
Пока молоды, сильны, бодры,
не уставайте делать ДОБРО!»
А.П. Чехов.
«Веди себя так, будто ты уже счастлив,
и ты действительно станешь счастливее»
Дейл Корнеги.
Мы
живём
в
сложном
мире.
Наше
общество
преодолевает
политический, социальный, экономический и экологический кризис. Но
остаётся в обществе самый страшный кризис – нравственный. В настоящее
время в России все больше и больше распространяется культ бездуховности
и
безнравственности.
Этот
культ
распространяется
самыми
разными
способами:
телевизионными
передачами,
действиями
политических
и
общественных
деятелей,
поведением
взрослых
и
т.д.
Несмотря
на
разнообразие методов, сущностью их является навязывание человеку
стереотипов агрессивного и безжалостного поведения по отношению к
другим, пренебрежение нравственными нормами ради материальной выгоды.
Сегодняшние дети утверждают завтрашнее благосостояние страны, что
полностью
зависит
от
доброкачественного
воспитания.
Проблема
приобретения
ребёнком
эмоционально-нравственного
опыта
является
сегодня особенно актуальной. Если наши дети будут совестливы и добры,
этого достаточно. Всё остальное приложится. Из жизни они сами будут
выбирать, и вбирать в себя всё доброе и честное.
Морально-этическое
воспитание
детей
и
подростков
-
важное
направление
воспитательной
работы.
Сегодня,
школьники
и
учителя
перегружены требованиями по освоению учебных дисциплин в рамках
школьной программы, поэтому зачастую педагогам не хватает времени на
воспитание духовности и нравственности у подрастающего поколения. А
современный окружающий мир мало способствует естественному освоению
нравственных ценностей.
Между тем, школа - это единственное место, где взрослые люди могут
помочь детям сформировать и усвоить такие ценности как доброта,
отзывчивость, милосердие. Не стоит забывать, что дети – будущее России, но
от взрослых зависит, каким будет это будущее.
Отсутствие заботы к ближнему, агрессия по отношению к братьям
нашим меньшим, безразличие к происходящему в мире - стало неотъемлемой
частью поведения детей. Дефицит доброты в социуме вызвал необходимость
воспитания социальных чувств: морально нравственных, интеллектуальных,
эстетических.
Задача
современного
педагога
не
только
овладевать
нормами
международных социальных и педагогических компетенций, но и стремиться
использовать инновационные процессы. Воспитать в каждом ребёнке
гражданина и патриота своей страны, развить чувство долга в оказании
помощи нуждающимся, побудить к совершению добрых и полезных
поступков – одна из главных задач педагога. Этот процесс начинается с
ранних лет развития ребенка и проходит через всю сознательную жизнь
человека.
Младший возраст детей предоставляет большие возможности для
формирования нравственных качеств и положительных черт личности.
Податливость и известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к
подражанию, авторитет взрослых, создают благоприятные предпосылки для
формирования
высокоморальной
личности.
Основы
нравственного
поведения закладываются именно в младшем возрасте и роль педагога в
процессе социализации личности огромна.
Программа, с одной стороны, адаптирована к процессу обучения в
школе, а с другой – она чувствительна к образовательной среде и незаметно
изменяет её, оказывая положительное влияние на детей, родителей,
педагогов.
Цели проекта:
развитие эмоционально-волевой и личностной сферы,
учащихся, а
также формирование коммуникативных компетенций;
вовлечение учащихся в социально-значимые дела: оказание прямой,
практической помощи ветеранам труда и одиноким пенсионерам;
детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
семьям, нуждающимся в помощи; детям- сиротам; «братьям нашим
меньшим».
Основные задачи проекта:
снижать психоэмоциональное напряжение, тревожность и агрессию;
формировать навыки саморегуляции и самоконтроля;
развивать
системы
самосознания
и
самооценки,
рефлексивных
способностей, формировать адекватное отношение к себе и другим;
формировать позитивное отношение к своему «Я», адекватную
самооценку и повышать уверенность в себе;
формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться
и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать
мнение других, развивать способность к эмпатии, сопереживанию;
формировать навыки применения полученных знаний и умений в
процессе
изучения
школьных
дисциплин
и
в
практической
деятельности;
способствовать приобретению учащимися опыта сопричастности,
сочувствия к чужой беде, милосердия, быть добрее друг к другу, не
проходить мимо людей, зовущих на помощь;
способствовать пониманию того, что чёрствость души – самая
страшная болезнь на свете;
воспитывать у учащихся чувство гражданского долга, патриотизма,
любви к людям, милосердия;
оснащать
учащихся
различными
источниками
информации
о
социальных проблемах своего поселка и района.
Актуальность проекта
Доброта нужна всем людям-
Пусть побольше добрых будет!
Доброта - она от века
Украшенье человека!
Ведущая идея проекта:
«Я должен сделать все необходимое, чтобы количество добра в мире
увеличилось».
Актуальность заключается в соответствии идеи проекта требованиям
современного общества и государственного заказа на воспитание социально
активной личности.
Социальный проект «Добрые сердца» способствует формированию
инициативы
добра
и
ответственности
детей,
приобретению
ими
практического опыта, который усилит социальную компетенцию и интерес к
социально значимой деятельности.
Главное его назначение – это направление детей на познание искусства
творить добро для всех оказавшихся в трудной жизненной ситуации и
нуждающихся в специальной поддержке и заботе.
Проект ориентирован:
учить детей не проходить мимо тех, кому трудно; делиться своим
теплом с теми, кому его не хватает;
на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста,
имеющим трудности в эмоциональной и коммуникативной сферах;
способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих
трудностей в совместной учебно-игровой деятельности, к последующей
гражданской деятельности.
Ученики приобретают социальный опыт, у них формируется умение
самостоятельно
планировать
и
реализовать
задуманное,
нести
ответственность за свои действия. Дети учатся сотрудничать как со
сверстниками, так и взрослыми.
Данный проект объединит вокруг себя детей и взрослых (учащихся,
родителей, педагогов) и станет общим делом.
Успешное
формирование
межличностного
общения
в
рамках
программы идёт параллельно развитию эмоционально-волевой сферы. То, в
какой мере ученики умеют понимать и отражать свои чувства, настроение
друг друга, воспринимать и понимать других, а через них и самих себя, будет
во многом определять процесс общения, качество отношений и способы, с
помощью которых они будут осуществлять совместную деятельность.
Добро, гуманизм, милосердие, смысл жизни – это ценности, о которых
можно говорить бесконечно. Есть люди, которые говорят, а есть люди,
которые делают! Результаты скажут сами за себя.
Все в наших руках!
В основу проекта положены следующие воспитательные методы:
вовлечение в деятельность;
стимулирование;
сотрудничество;
личный пример;
беседа;
чтение и обсуждение сказок и рассказов;
спортивное соревнование;
выставка творческих работ;
игра(игровой комплект «Палитра эмоций»)
Принципы реализации проекта:
-самостоятельности,
-равноправия,
-сотрудничество,
-системность,
-непрерывность,
-учет психологических и индивидуальных особенностей детей,
-учет эмоциональной сложности материала.
Формы работы:
Встречи с интересными людьми, тематические встречи;
Игровые формы (ролевые игры, викторины, квесты, флешмобы);
Конкурсы (рисунков, плакатов);
Конкурсы различных уровней;
Сотрудничество с социальными партнерами;
Социальные десанты;
Социальный мониторинг;
Неделя добра;
Социальное проектирование;
Исследовательская работа;
Волонтерство;
Презентации;
Консультации педагога-психолога, соцпедагога;
Акции;
Выставки и др.
Миссия проекта – актуализация лучших моральных качеств участников
проекта: доброты, сочувствия.
Процесс взаимодействия в рамках этого проекта осуществляется как в
социальном, психологическом, так и педагогическом аспектах.
Социальный аспект выражается в потребности общества организованно
оформить
социальную
активность
детей,
способствовать
успешному
обретению ими позитивного социального опыта.
Психологический аспект связан с удовлетворением стремления детей к
общению, переживанием чувства общности и доверия в социальных
отношениях, со способностью распознавать свои эмоции и эмоции других
людей.
Педагогический аспект проявляется в возможности создания условий для
гармонизации
опыта
коллективных
и
индивидуальных
отношений,
в
воспитании
ребёнка
коллективом
сверстников
в
процессе
социально
значимой деятельности, которая при благоприятных условиях способствует
выработке у детей чувства ответственности, солидарности, сопричастности к
проблемам
окружающей
жизни,
позволяет
формироваться
зрелой
гражданской позиции.
Участники проекта: обучающиеся МБОУ «ЦО № 47», родители учащихся,
педагоги школы.
Сроки реализации: 2 года
Направления деятельности:
1.
«Творчество». Организация праздников, концертов, конкурсы рисунков
и сочинений, изготовление поздравительных открыток.
2.
«Забота».
Организация
реальной
помощи
нуждающимся
(малообеспеченным
семьям,
пожилым
людям,
«братьям
нашим
меньшим»).
3.
Встреча с интересными людьми в рамках «Неделя добра».
Ожидаемые результаты
-рост социальной и общественной активности;
-повышение стремления к общению;
-появление людей солидарных, готовых быть сопричастными к проблемам
окружающей жизни;
-формирование зрелой гражданской позиции;
-формирование толерантного отношения к людям старшего поколения,
разных взглядов и убеждений.
Прогнозируем, что участники данного проекта не будут сомневаться в том,
что нужно сделать, если они столкнуться с ситуациями, в которых нужна
будет
посильная
помощь.
Воспитание
в
самих
себе
ответственного
толерантного сознания и поведения в повседневной жизни – один из главных
наших прогнозов и ожидаемых результатов.
В
результате
реализации
программы
у
обучающихся
будут
сформированы универсальные учебные действия.
Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям,
готовность
к
сотрудничеству
и
дружбе;
способность
к
эмпатии
и
сопереживанию,
эмоционально-нравственной
отзывчивости
на
основе
развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии
эмоций.
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнера, уважать
свое и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и
сотрудничества;
умение
планировать
и
реализовывать
совместную
деятельность, как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника
умение разрешать конфликты на основе договоренности.
Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации,
явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать
причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные
признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в
учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить
ответы; планирование своих действий под руководством учителя. Умение
делать выводы и обобщения.
Жизнеспособность проекта (перспективы):
- видимой станет общественно-полезная деятельность детей;
-школьники смогут показать жизненную силу лозунга «Вместе - мы сила!»,
продемонстрировать, что их вклад является эффективным способом решения
многих общественных (социальных) проблем.
Этапы проекта
1.Подготовительный этап.
Основная деятельность – социальное проектирование.
1.1Определение темы и актуальности проекта.
1.2Определение цели и задач проекта.
1.3Определение
круга
благополучателей:
обращение
в
поселковую
администрацию с целью уточнения списка одиноких пожилых людей,
ветеранов труда, нуждающихся в помощи; в администрацию приюта для
животных «Континент».
1.4Формирование добровольческих команд из классов и координация их
деятельности.
1.5.Разработка перспективного плана дел.
2.Социальная проба.
2.1. Проведение плановых мероприятий .
2.2. Контроль и оценка проведения мероприятий.
23. Анализ результатов деятельности.
3. Подведение итогов (Отчеты, презентации, награждения.)
Проект не требует дополнительных материальных затрат.
Календарный план
реализации проекта «Добрые сердца»
«Добрые души - это сады,
добрые мысли - это корни,
добрые слова - это цветы,
добрые дела - это фрукты,
позаботьтесь о своем саде и берегите его от сорняков,
заполните его светом добрых слов и добрых дел».
(Генри Уодсворт Лонгфелло)
1-2 классы
№ п/
п
Тема
Количество
часов
1
«Школьные годы чудесные». Игра-путешествие «Здравствуйте, это
я!»
1
2
Ты – ученик. Мой класс – это место, где мне хорошо. Игра.
Обсуждение ситуаций.
1
3
Правила поведения в школе. Практикум.
1
4
Акция бережливых «Чтобы дольше жили книжки».
1
5
«Старость надо уважать».
1
6-7
«Книги, которые учат добру». Чтение книг В. Осеевой «Добрая
хозяюшка»; А.Л. Барто «Вовка – добрая душа».
2
8
Конкурс рисунков на тему «Осень в родном краю».
1
9
«Я люблю тебя, Россия…»
1
10
Школа вежливости. Практикум. Игры. Конкурсы.
1
11
«Просто я работаю волшебником». Обсуждение ситуаций.
1
12
Порадовать близких – как это просто. Сад души.
1
13
Конкурс рисунков в защиту окружающей среды «Сохраним нашу
планету!»
1
14
«Семь бед – один ответ…». Инсценирование ситуаций, их
обсуждение.
1
15
В гостях у светофора. Игра. Викторина.
1
16
Доброе слово – что ясный день.
1
17
Человек среди людей. Беседа, тренинг, творческая работа.
1
18
Умею ли я управлять собой. Практикум.
1
19
Когда лень – всё идёт через пень. Чтение сказок, инсценировка их,
обсуждение, конкурсы.
1
20
«В труде человек хорошеет». Коллективная работа: изготовление
кормушек для птиц.
21
Акция «Покорми птиц».
1
22
«Чего в других не любишь, того и сам не делай». Игровые
ситуации.
1
23
«Скажи себе сам…». Беседа. Разыгрывание и обсуждение ситуаций.
1
24
«Приходите в гости к нам». Игровые ситуации.
1
25
«В поисках радости». Игра-путешествие за птицей счастья.
1
26
Поговорил бы кто со мной. Как попросить о помощи.
1
27
Путешествие в кладовую народной мудрости.
1
28-29
Поговорим о доброте. Путешествие на планету Добра. Проект.
2
30
«Давайте поговорим о войне…».
1
31
Акция «Ветеран живет рядом».
1
32
Я люблю трудиться дома…
1
33
Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались. Устный журнал.
1
34
«Вот и стали мы на год взрослее и умней…». Мои достижения и
1
планы.
3-4 классы
№ п/
п
Тема
Количество
часов
1
В школу с удовольствием. Мой дружный класс.
1
2
Понимаем чувства другого. Игровые ситуации.
1
3
Что значит быть культурным человеком?
1
4
Общее и особенное для мальчиков и девочек. Круглый стол.
1
5
«Что нужно для того, чтобы развилось такое качество как
доброта?»
1
6
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
1
7
Добро и зло вокруг нас.
1
8
Практикум доброты и вежливости.
1
9
День народного единства. «С чего начинается Родина».
1
10
Жизнь прожить не поле перейти. Игровые ситуации. Упражнения.
1
11
Продуктивная деятельность «Подарок просто так».
1
12
Со взрослыми и сверстниками.
1
13
«А что о дружбе пишут люди?».
1
14
Книги, которые учат добру. А.П. Гайдар «Тимур и его команда»
1
15
Акция «Живи книга!».
1
16
Агитбригада «Мы выбираем жизнь!» - пропаганда ЗОЖ и
нравственных ценностей.
1
17
Счастливые дети – счастливые родители.
1
18
Понимаем чувства другого.
1
19
Будем милосердны к старости.
1
20
Акция «Хлебные крошки» (о бережном отношении к хлебу).
1
21
Деревня(село), в которой ты живёшь. Экскурсия.
1
22
И смех, и слёзы. Практикум. Игровые ситуации.
1
23
Уважение к людям. Без чего не может жить человек.
1
24
Все люди братья.
1
25
Конкурс рисунков в защиту окружающей среды «Сохраним нашу
планету!».
1
26
Человек – это звучит гордо. Практическая работа.
1
27
Культура поведения на дороге и в транспорте. Игровые ситуации.
1
28
Береги свое время и время других. Игровые ситуации.
1
29
Акция «Почта Победы»
1
30
«Мой цветок в букет Победы».
1
31
Цветы, цветы – в нём Родины душа.
1
32
Агитбригада «С огнём шутить нельзя!», издание стенгазеты.
1
33
Конкурс рисунков на тему «Мир глазами детей».
1
34
Мы – команда. Игра – путешествие «ТЫ+МЫ».
1
Циклограмма мониторинга
развития младших школьников
Методика
исследования
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Тест «Дом –
дерево – человек»
Джоржа Бука
+
+
Методика
«Волшебная
страна чувств»
+
+
Метод
наблюдения
+
+
+
+
Общие выводы по проекту:
Деятельность, осуществляемая по проекту, после его завершения
должна
продолжаться.
В процессе реализации проекта должен быть накоплен определенный опыт,
выявлены определенные недостатки. Это составит основу для последующей
работы.
Осуществление проекта должно встретить позитивный социальный
резонанс: участники данного проекта, уже не будут сомневаться в том, что
нужно сделать, если они столкнуться с ситуацией, в которой нужна
посильная
помощь.
Участники
продолжат
развивать
добровольческие
инициативы за счет расширения числа партнеров активного социального
взаимодействия.
Благодаря реализации проекта будут улучшаться взаимоотношения в
группе сверстников, а семейные задания создадут
доброжелательную
атмосферу в семье воспитанников.
Полученные знания легко интегрируются в другие виды деятельности
школьника, в том числе в область предметного преподавания, влияя на
мотивацию детей и, как следствие, их академическую успеваемость.
Список использованной литературы:
Учебно-методический комплекс включает в себя УМК, направленных
на работу с младшими школьниками:
1.
Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы
(авторы: Е. А. Сергиенко, Т. Д. Марцинковская, Е. И. Изотова, Е. И.
Лебедева, А. Ю. Уланова, Е. М. Дубовская).
2.
Концепция
учебно-методического
комплекта
«Социально-
эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста» (авторы:
М. И. Катеева, Н. Е. Рычка).
3.
Как развивать социально-эмоциональные навыки в начальной школе.
Методическое пособие (авторы: И. А. Дворецкая, Н. Е. Рычка, М. И.
Катеева).
4.
Методическое пособие «Социально-эмоциональное развитие детей
младшего школьного возраста» (7+) (авторы: И. А. Дворецкая, Н. Е.
Рычка, М. И. Катеева).
5.
Игровой комплект «Палитра эмоций» (авторы: И. А. Дворецкая, А. В.
Макарчук, Н. Е. Рычка, О.
Е.
Хухлаев)
— комплект карточек,
предназначенных для организации групповой работы в классе.
6.
Набор плакатов: «Квадрат настроения» и «Базовые эмоции».
7.
Курбатова О. В. Прогнозирование, проектирование и моделирование
социальной реальности. Социальная работа: Учебное пособие —
Ростов н/Д, 2003г.
8.
Прутченков А. С. Социальное проектирование в воспитательной работе
школы // Воспитание школьников. – 2001. – № 9–10; 2002 – № 1–5.
9.
А. П. Гайдар «Тимур и его команда».
10.А. Л. Барто «Вовка – добрая душа»
11.В. Осеева «Добрая хозяюшка»
Приложение 1
Экспресс-анкетирование в рамках
социального проекта
Респондентам будут предложены следующие вопросы:
1.
Какие добрые дела вы сделали в этом учебном году?
2.
Что вы понимаете под словами "добро", "человечность"?
3.
Легко ли быть человечным?
4.
Считаете ли вы себя способными совершить бескорыстный поступок?
Приложение 2
Листовка
Внимание! Внимание! Внимание!
Мы, учащиеся школы, обращаемся ко всем жителям поселка!
В зимнюю стужу человек спасается от холода в теплом доме.
А маленьким и беззащитным птицам
приходится очень и очень
нелегко. Они страдают от холода и голода. Но почему мы, люди,
так равнодушно смотрим на голодных пташек? Ведь им так легко
помочь! Немного зерна и крошки хлеба - спасение пернатых
друзей.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как
домой,
Стайки на крыльцо.
Приложение 3
Методика «Волшебная страна чувств»
Цель: Выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям,
происходящим в их повседневной жизни. Исследование психоэмоционального
состояния ребенка
Задачи:
• Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями.
• Развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения.
• Развивать у детей навыки самоконтроля.
Инвентарь: цветные карандаши, заготовки карты волшебной страны.
Время работы: 25 мин.
Возрастные рамки применения: клиенты от 5 лет до 13 лет.
Алгоритм работы.
Вступление. Каждому ребенку рассказывается сказка о жизни жителей волшебной
страны чувств, и помочь им в решении их жизненных трудностей.
Основная часть.
Инструкция к действию:
Перед ребенком раскладываются восемь карандашей (красный, желтый, синий,
зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики.
Шаг 1. Ребенку зачитывается следующий текст.
Далеко-далеко, а, может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства:
Радость, Удовольствие, Вина, Грусть, Злость, Страх, Обида и Интерес. Живут они в
маленьких цветных домиках. Причем, каждое чувство: живет в доме определенного
цвета. Кто-то: живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в
зеленом ...
Каждый день, как встает солнце, жители занимаются своими делами.
Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были
настолько сильны, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители
успели спрятаться, но домики спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои дома
разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю
не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои
домики. Но вот беда - всю краску унес ветер.
Инструкция: У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась
домики.
Шаг 2. Ребенку говорят:
Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но
дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в
домике какого цвета жил каждый из них.
Инструкция: Покажи им, где их домики.
Шаг 3.Ребенку говорят:
Спасибо, ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои дома.
Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как, же мы будем
путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию
и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотрите — вот карта страны
чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления
страны карта еще не исправлена.
Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого
возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить
страну, теперь помогут и раскрасить карту.
Обработка результатов
При обработке результатов важно обращать внимание на следующее:
1) все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков;
2) адекватно ли подобраны цвета при «заселении» в домики. Например,
неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному,
коричневому или серому цветам. Однако, несмотря на то, что данный выбор может
считаться неадекватным, он, тем не менее, является диагностичным;
3) каким образом распределены обозначающие чувства цвета внутри силуэта человека.
Символически силуэт делится на 5 зон:
• голова и шея - символизируют ментальную деятельность;
• туловище до линии талии, исключая руки - символизируют эмоциональную
деятельность;
• руки - символизируют коммуникативные функции;
• тазобедренная область - символизирует область сексуальных, а также творческих
переживаний;
• ноги - символизируют чувство «опоры», уверенность в себе, возможность
«Заземления» негативных переживаний.
Таким образом, данная методика показывает нам актуальное психоэмоциональное
состояние ребенка.
6 – 8 домиков (75%-100%) раскрашены адекватными цветами, распределены по «Карте
страны» гармонично – норма психоэмоционального состояния.
3 – 5 (38%-62%) домиков раскрашены неадекватными цветами, распределение по
«Карте страны» вызывает дисгармонию – уровень психоэмоционального состояния
ниже нормы.
Выводы: Методика «Волшебная страна чувств» позволяет не только
продиагностировать эмоциональную сферу ребенка, определить в каком актуальном
эмоциональном состоянии ребенок пребывает, но и является хорошей коррекционной
техникой направленной на выброс и отреагирование негативных эмоциональных
состояний, раскрытие ресурса личности, развитие саморегуляции, формирование
умения выражать свои мысли, развитие фантазии и воображения.
Приложение 4
Тест: «Дом. Дерево. Человек.» (полное описание)
Тест могут проходить как взрослые, так и дети, возможно групповое обследование.
Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека (ДДЧ). Далее по
расположению элементов и их признакам строится опрос. Р. Берне при использовании
теста ДДЧ предлагает нарисовать дом, дерево и человека в одном рисунке, происходящих
в одной сцене. Учёный полагает, что взаимодействие между собой данных предметов
представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то
вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.
Материал: карандаш или ручка, лист бумаги стандартного формата (А4).
Инструкция. Нарисуйте на листе картину, включающую 3 предмета – дом, дерево и
человека.
Интерпретация признаков
Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок
дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит основное для человека –
это жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте – безопасность,
успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями. Теперь рассмотрим по
отдельности все компоненты.
«Дом
»
Дом старый, развалившейся. Иногда субъект таким образом может выразить отношение к
самому себе.
Дом вдали – чувство отвергнутости (отверженности)
Дом вблизи – открытость, доступность и (или)_чувство теплоты и гостеприимности.
План дома (проекция сверху) вместо самого дома – серьёзный конфликт
Разные постройки – агрессия, направленная против фактического хозяина дома или бунт
против того, что субъект считает искусственным и культурными стандартами.
Ставни закрыты. Субъект в состоянии приспособиться к интерперсональным отношениям.
Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей), — отражение конфликтной ситуации,
наносящей вред правильной оценке реальности, неприступность субъекта (хотя он сам
может желать свободного сердечного общения).
Стены
Задняя стена, расположенная необычно, — сознательные попытки самоконтроля,
приспособление к конвенциям, но вместе с тем есть сильные враждебные тенденции.
Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями.
Субъект стремится сохранить (не потерять) контакт с реальностью.
Стена, отсутствие ее основы — слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен
внизу).
Стена с акцентированным контуром основы. Субъект пытается вытеснить конфликтные
тенденции, испытывает трудности, тревогу.
Стена с акцентированным горизонтальным измерением — плохая ориентировка во
времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект очень
чувствителен к давлению среды.
Стена с боковым контуром слишком тонким и неадекватным — предчувствие (угроза)
катастрофы.
У стены контуры линии слишком акцентированы — сознательное стремление сохранить
контроль.
Стена в одномерной перспективе — изображена всего одна сторона. Если это боковая
стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.
Прозрачные стены — неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть,
организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.
Стена с акцентированным вертикальным измерением — субъект ищет наслаждения
прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью,
нежели желательно.
Двери
Их отсутствие — субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед
другими (особенно в домашнем кругу).
Двери (одни или несколько) задние или боковые — отступление, отрешенность,
избегание.
Двери открыты — первый признак откровенности, достижимости.
Двери открытые. Если дом жилой — это сильная потребность к теплу извне или
стремление демонстрировать доступность (откровенность).
Двери боковые (одна или несколько) — отчуждение, уединение, неприятие реальности.
Значительная неприступность.
Двери очень большие — чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей
социальной коммуникабельностью.
Двери очень маленькие — нежелание впускать в свое Я. Чувство несоответствия,
неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.
Двери с огромным замком — враждебность, мнительность, скрытность, защитные
тенденции.
Дым
Дым очень густой — значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте
дыма).
Дым тоненькой струйкой — чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.
Окна
Окна — первый этаж нарисован в конце — отвращение к межперсональным отношениям.
Тенденция к изоляции от действительности.
Окна сильно открытые. Субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно.
Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок —
отсутствие стремления скрывать свои чувства.
Окна сильно закрытые (занавешанные) — озабоченность взаимодействием со средой
(если это значимо для субъекта).
Окна без стекол — враждебность, отчужденность. Отсутствие окон на первом этаже —
враждебность, отчужденность.
Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже — пропасть между реальной
жизнью и жизнью в фантазиях.
Крыша
Крыша — сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, — символическое
выражение чувств субъекта, что им повелевают независимо от собственной силы воли.
Крыша, жирный контур, не свойственный всему рисунку, — фиксация на фантазиях как
источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой.
Крыша, тонкий контур края — переживание ослабления контроля над фантазией.
Крыша, толстый контур края — чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее
обузданием).
Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом, — плохая личностная организация.
Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлеванием за стены —
усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.
Комната
Ассоциации могут возникнуть в связи с:
1) человеком, проживающим в комнате;
2) интерперсональными отношениями в комнате;
3) предназначением этой комнаты (реальным или приписываемым ей). Ассоциации могут
иметь позитивную или негативную эмоциональную окраску.
Комната, не поместившаяся на листе, — нежелание субъекта изображать определенные
комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом.
Комната. Субъект выбирает ближайшую комнату — мнительность.
Ванна выполняет санитарную функцию. Если манера изображения ванны значима,
возможно нарушение этих функций.
Труба
Отсутствие трубы. Субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.
Труба почти невидима (спрятана) — нежелание иметь дело с эмоциональными
воздействиями.
Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка; значительная
регрессия, если обнаруживается у взрослых.
Водосточные трубы — усиленная защита и обычно мнительность.
Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) — усиленные защитные установки (и
обычно повышенная мнительность).
Дополнения
Прозрачный, стеклянный ящик. Символизирует переживание, выставление себя всем на
обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, ограничиваясь лишь
визуальным контактом.
Деревья. Часто символизируют различные лица. Если они как будто прячут дом, может
иметь место сильная потребность зависимости при доминировании родителей.
Кусты. Иногда символизируют людей. Если они тесто окружают дом, может иметь место
сильное желание оградить себя защитными барьерами.
Кусты хаотично разбросаны по пространству или находятся по обе стороны дорожки
указывают на незначительную тревогу в рамках реальности и сознательное стремление
контролировать ее.
Дорожка (хорошие пропорции, свободно нарисована) — показывает, что индивид в
контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.
Дорожка очень длинная — уменьшенная доступность, часто сопровождаемая
потребностью более адекватной социализации.
Дорожка очень широкая вначале и сильно сужающаяся у дома — попытка замаскировать
желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.
Солнце. Символ авторитетной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы.
Погода (какая погода изображена). Отражает связанные со средой переживания субъекта в
целом. Скорее всего чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект
воспринимает среду как враждебную, сковывающую.
Цвет
Цвет, обычное его использование. Зеленый — для крыши, коричневый для стен. Желтый,
если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая
ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно:
1) среда к нему враждебна;
2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.
Количество используемых цветов. Хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально
необделенный субъект обычно использует не меньше 2 или не более 5 цветов. Субъект,
раскрашивающий дом 7—8 цветами, в лучшем случае является очень лабильным,
использующий всего 1 цвет боится эмоционального возбуждения.
Выбор цвета
Чем дольше, неувереннее, тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность
наличия личностных нарушений.
Цвет черный — застенчивость, пугливость.
Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности.
Это положение является не столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей
дерева или крыши дома.
Цвет оранжевый — комбинация чувствительности и враждебности.
Цвет пурпурный — сильная потребность власти.
Цвет красный — наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения.
Цвет, заштриховывающий 3/4 листа — нехватка контроля над выражением эмоций.
Штриховка, выходящая за пределы рисунка, — тенденция к импульсивному ответу на
дополнительную стимуляцию.
Цвет желтый — сильные признаки враждебности.
Общий вид
Помещение рисунка на краю листа — главное чувство неуверенности, опасности. Часто
сопряжено с определенным временным значением:
а) правая сторона — будущее, левая — прошлое;
б) связанная с предназначением комнаты или с постоянным ее жильцом;
в) указывающая на специфику переживаний: левая сторона — эмоциональные, правая —
интеллектуальные.
Перспектива
Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) — чувство, что субъект отвергнут,
отстранен, не признан дома или субъект испытывает потребность в домашнем очаге,
который считает недоступным, недостижимым.
Перспектива, рисунок изображен вдали — желание отойти от конвенционального
общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от
окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует.
Перспектива, признаки потери перспективы (индивид правильно рисует один конец дома,
но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены — не умеет изображать глубину)
сигнализируют о начинающихся сложностях интегрирования, страхе перед будущим
(если вертикальная боковая линия находится справа) или желании забыть прошлое (линия
слева).
Перспектива тройная (трехмерная, субъект рисует по меньшей мере 4 отдельные стены, на
которых даже 2 нет в том же плане) — чрезмерная озабоченность мнением окружающих о
себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты.
Размещение рисунка
Размещение рисунка над центром листа. Чем больше рисунок над центром, тем больше
вероятности, что:
1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели;
2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность);
3) субъект склонен держаться в стороне. Размещение рисунка точно в центре листа —
незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля
ради сохранения психического равновесия.
Резмещение рисунка ниже центра листа. Чем ниже рисунок по отношению к центру листа,
тем больше похоже на то, что:
1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное
настроение;
2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.
Размещение рисунка в левой стороне листа — акцентирование на прошлом.
Импульсивность.
Размещение рисунка в левом верхнем углу листа — склонность избегать новых
переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.
Размещение рисунка на правой половине листа — склонность субъекта искать
наслаждения в интел- лектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование
на будущем.
Рисунок выходит за левый край листа. Фиксация на прошлом и страх перед будущим.
Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями.
Выход за правый край листа — желание «убежать» в будущее, чтобы избавиться от
прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить
жесткий контроль.
Выход за верхний край листа — фиксирование на мышлении и фантазии как источниках
наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.
Контуры очень прямые — ригидность.
Контур эскизный, применяемый постоянно, — в лучшем случае мелочность, стремление к
точности, в худшем — указание на неспособность к четкой позиции.
«Человек»
Голова
Голова — сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.
Голова большая — неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в
деятельности человека.
Голова маленькая — переживание интеллектуальной неадекватности.
Нечеткая голова — застенчивость, робость.
Изображение головы в самом конце — межперсональный конфликт.
Большая голова у фигуры противоположного пола — мнимое превосходство
противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.
Шея — орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой
влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак.
Подчеркнутая шея — потребность в интеллектуальном защитном контроле.
Чрезмерно крупная шея — осознание телесных импульсов, старание их контролировать.
Длинная тонкая шея — торможение, регрессия.
Толстая короткая шея — уступки своим слабостям и желаниям, выражение
неподавленного импульса.
Плечи, их размер — признак физической силы или потребности во власти.
Плечи чрезмерно крупные — ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности
силой и властью.
Плечи мелкие — ощущение малоценности, ничтожности.
Плечи слишком угловатые — признак чрезмерной осторожности, защиты.
Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.
Плечи широкие — сильные телесные импульсы.
Туловище — мужественность.
Туловище угловатое или квадратное — мужественность.
Туловище слишком крупное — наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых
субъектом потребностей.
Туловище ненормально маленькое — чувство унижения, малоценности.
Лицо
Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это рецепторы внешних стимулов —
сенсорный контакт с действительностью.
Подчеркнутое лицо — сильная озабоченность отношениями с другими, а также своим
внешним видом.
Слишком подчеркнутый подбородок — потребность доминировать.
Подбородок слишком крупный — компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.
Слишком подчеркнуты уши — возможны слуховые галлюцинации.
Встречаются у особо чувствительных к критике.
Уши маленькие — стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.
Закрытые или спрятанные под полями шляпы глаза — сильное стремление избегать
неприятных визуальных воздействий.
Изображение глаз как пустых глазниц — значимое стремление избегать визуальных
стимулов. Враждебность.
Выпученные глаза — грубость, черствость.
Глаза маленькие — погруженность в себя.
Подведенные глаза — грубость, черствость.
Длинные ресницы — кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать
себя.
Полные губы на лице мужчины — женственность.
Рот клоуна — вынужденная приветливость, неадекватные чувства.
Рот впалый — пассивная значимость.
Нос широкий, выдающийся, с горбинкой — презрительные установки, тенденция мыслить
ироническими социальными стереотипами.
Ноздри — примитивная агрессия.
Четко нарисованные зубы — агрессивность.
Лицо неясное, тусклое — боязливость, застенчивость.
Выражение лица подобострастное — незащищенность.
Лицо, похожее на маску, — осторожность, скрытность, возможны чувства
деперсонализации и отчужденности.
Брови редкие, короткие — презрение, изощренность.
Волосы — признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремления к ней).
Сильно заштрихованные волосы — тревога, связанная с мышлением или воображением.
Волосы незаштрихованные, незакрашенные волосы, обрамляющие голову, — субъектом
управляют враждебные чувства.
Конечности
Руки — орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным
образом в межперсональных отношениях.
Широкие руки (размах рук) — интенсивное стремление к действию.
Руки шире у ладони или у плеча — недостаточный контроль действий и импульсивность.
Руки, изображенные не слитно с туловищем, отдельно, вытянутые в стороны. Субъект
иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.
Руки, скрещенные на груди, — враждебно-мнительная установка.
Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями).
Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений.
Руки длинные и мускулистые. Субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости
как в компенсации. Руки слишком длинные — чрезмерно амбициозные стремления.
Руки расслабленные и гибкие — хорошая приспособляемость в межперсональных
отношениях.
Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротливость, ригидность.
Руки очень короткие — отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.
Руки слишком крупные — сильная потребность в лучшей приспособляемости в
социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному
поведению.
Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоком интеллекте.
Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне — социально-ролевой
конфликт. Руки изображены близко к телу — напряжение.
Большие руки и ноги у мужчины — грубость, черствость.
Сужающиеся руки и ноги — женственность.
Руки длинные — желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.
Руки длинные и слабые — зависимость, потребность в опеке.
Руки, повернутые в стороны, достающие что-то, — зависимость, желание любви,
привязанности.
Руки, вытянутые по бокам, — трудности в социальных контактах, страх перед
агрессивными импульсами.
Руки сильные — агрессивность, энергичность.
Руки тонкие, слабые — ощущение недостаточности достигнутого.
Рука, как боксерская перчатка, — вытесненная агрессия.
Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуверенность в себе.
Неясно очерченные руки — нехватка самоуверенности в деятельности и социальных
отношениях.
Отсутствие рук у женской фигуры. Материнская фигура воспринимается как нелюбящая,
отвергающая, неподдерживающая.
Отделенные (обрубленные) пальцы — вытесненная агрессия, замкнутость.
Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия.
Пальцев больше 5 — агрессивность, амбиции.
Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия.
Пальцев меньше 5 — зависимость, бессилие.
Пальцы длинные — скрытая агрессия.
Пальцы, сжатые в кулаки, — бунтарство, протест.
Кулаки, прижатые к телу, — вытесненный протест.
Кулаки далеко от тела — открытый протест.
Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы), — враждебность.
Пальцы одномерные, обведены петлей — сознательные усилия против агрессивного
чувства.
Ноги непропорционально длинные — сильная потребность независимости и стремление к
ней.
Ноги слишком короткие — чувство физической или психологической неловкости.
Рисунок, начатый со ступней ног, — боязливость.
Отсутствие ступней — замкнутость.
Широко расставленные ноги — откровенное пренебрежение (неподчинение,
игнорирование или незащищенность).
Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в стремлении к независимости.
Отсутствие ног — робость, замкнутость.
Акцентированные ноги — грубость, черствость.
Ступни — признак подвижности (физиологической или психологической) в
межперсональных отношениях.
Ступни непропорционально длинные — потребность в безопасности. Потребность
демонстрировать мужественность.
Ступни непропорционально мелкие — скованность, зависимость.
Поза
Изображение лица так, что виден затылок, — тенденция к замкнутости.
Голова в профиль, тело анфас — тревога, вызванная социальным окружением и
потребностью в общении.
Человек, сидящий на краешке стула, — сильное желание найти выход из ситуации, страх
одиночества, подозрение.
Человек, изображенный бегущим, — желание убежать, скрыться от кого-либо.
Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой или левой
сторонам — отсутствие личного равновесия.
Человек без определенных частей тела — указывает на отвержение, непризнание человека
в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).
Человек в слепом бегстве — возможны панические страхи.
Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособляемость.
Человек — абсолютный профиль — серьезная отрешенность, замкнутость и
оппозиционные тенденции.
Профиль амбивалентный. Определенные части тела изображены с другой стороны по
отношению к остальным, смотрят в разные стороны — особо сильная фрустрация со
стремлением избавиться от неприятной ситуации.
Неуравновешанная стоячая фигура — напряжение.
Куклы — уступчивость, переживание доминирования окружения.
Робот вместо мужской фигуры — деперсонализация, ощущение внешних
контролирующих сил.
Фигура из палочек может означать увиливание и негативизм.
Фигура бабы-яги — открытая враждебность к женщинам.
Клоун, карикатура — свойственное подросткам переживание неполноценности и
отверженности. Враждебность, самопрезрение.
Фон. Окружение
Тучи — боязливая тревога, опасения, депрессия.
Забор для опоры, контур земли — незащищенность.
Фигура человека на ветру — потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте.
Линия основы (земли) — незащищенность. Представляет собой необходимую точку
отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка. Придает ему стабильность.
Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества. Например,
мальчик катается на тонком льду. Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже —
под человеком.
Оружие — агрессивность.
Многоплановые критерии
Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка — сфера
конфликта.
Пуговицы, пряжка ремня, подчеркнутая вертикальная ось фигуры, карманы —
зависимость.
Контур, нажим, штриховка, расположение
Мало гнутых линий, много острых углов — агрессивность, плохая адаптация.
Закругленные (округленные) линии — женственность.
Комбинация уверенных, ярких и легких контуров — грубость, черствость.
Контур неяркий, неясный — боязливость, робость.
Энергичные, уверенные штрихи — настойчивость, безопасность.
Линии неодинаковой яркости — напряжение.
Тонкие продленные линии — напряжение.
Необрывающий, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру, — изоляция.
Эскизный контур — тревога, робость.
Разрыв контура — сфера конфликтов.
Подчеркнутая линия — тревога, незащищенность. Сфера конфликтов. Регрессия
(особенно по отношению к подчеркнутой детали).
Зубчатые, неровные линии — дерзость, враждебность.
Уверенные твердые линии — амбиции, рвение.
Яркая линия — грубость.
Сильный нажим — энергичность, настойчивость. Большая напряженность.
Легкие линии — недостаток энергии. Легкий нажим — низкие энергетические ресурсы,
скованность.
Линии с нажимом — агрессивность, настойчивость.
Неровный, неодинаковый нажим — циклоти-мичность, импульсивность, нестабильность,
тревога, незащищенность.
Изменчивый нажим — эмоциональная нестабильность, лабильные настроения.
Длина штрихов
Если пациент возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет — удлиняются.
Прямые штрихи — упрямство, настойчивость, упорство.
Короткие штрихи — импульсивное поведение.
Ритмичная штриховка — чувствительность, сочувствие, раскованность.
Короткие, эскизные штрихи — тревога, неуверенность.
Штрихи угловатые, скованные — напряженность, замкнутость.
Горизонтальные штрихи — подчеркивание воображения, женственность, слабость.
Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи — незащищенность, недостаток упорства,
настойчивости.
Вертикальные штрихи — упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.
Штриховка справа налево — интроверсия, изоляция.
Штриховка слева направо — наличие мотивации.
Штриховка от себя — агрессия, экстраверсия.
Стирания
Стирания — тревожность, опасливость.
Частые стирания — нерешительность, недовольство собой. Стирание при перерисовке
(если перерисовка более совершенна) — это хороший знак.
Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка — наличие сильной
эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для
субъекта.
Стирание без попытки перерисовать (т. е. поправить) — внутренний конфликт или
конфликт собственно с этой деталью (или с тем, что она символизирует).
Большой рисунок — экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию.
Маленькие фигуры — тревога, эмоциональная зависимость, чувство дискомфорта и
скованности.
Очень маленькая фигура с тонким контуром — скованность, чувство собственной
малоценности и незначительности.
Недостаток симметрии — незащищенность.
Рисунок у самого края листа — зависимость, неуверенность в себе.
Рисунок на весь лист — компенсаторное превознесение себя в воображении.
Детали
Здесь важно их знание, способность оперировать ими и умение приспособиться к
конкретным практическим условиям жизни. Исследователь должен заметить степень
заинтересованности субъекта такими вещами, степень реализма, с которым он их
воспринимает; относительную значимость, которую он им придает; способ соединения
этих деталей в совокупность.
Детали существенные. Отсутствие существенных деталей в рисунке субъекта, который,
как известно, сейчас или в недалеком прошлом характеризовался средним или более
высоким интеллектом, чаще показывает интеллектуальную деградацию или серьезное
эмоциональное нарушение.
Избыток деталей. «Неизбежность телесности» (неумение ограничить себя) указывает на
вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении.
Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для
более точного определения специфичности чувствительности.
Лишнее дублирование деталей — субъект скорее всего не умеет входить в тактичные и
пластичные контакты с людьми.
Недостаточная детализация — тенденция к замкнутости.
Особо щепетильная детализация — скованность, педантичность.
Ориентация в задании
Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его — критерии
не-утерянного контакта с реальностью.
Принятие задания с минимальным протестом — хорошее начало, за которым следуют
усталость и прерывание рисования.
Извинения из-за рисунка — недостаточная уверенность.
По ходу рисования уменьшение темпа и продуктивности — быстрое истощение.
Название рисунка — экстраверсия, потребность и поддержка. Мелочность.
Подчеркнута левая половина рисунка — идентификация с женским полом.
Упорное рисование, несмотря на трудности, — хороший прогноз, энергичность.
Сопротивление, отказ от рисования — сокрытие проблем, нежелание раскрыть себя.
«Дерево»
Интерпретация по К. Коху исходит из положений К. Юнга (дерево — символ стоящего
человека).
Корни — коллектив, бессознательное.
Ствол — импульсы, инстинкты, примитивные стадии.
Ветви — пассивность или противостояние жизни.
Интерпретация рисунка дерева всегда содержит ядро (корни, ствол, ветви) и элементы
украшений (листву, плоды, пейзаж). Как уже отмечалось, интерпретация К. Коха была
направлена в основном на выявление патологических признаков и особенностей
психического развития. На наш взгляд, в интерпретации имеется ряд противоречий, а
также наблюдается использование понятий, которые трудно конкретизировать. Например,
в интерпретации признаков «округленная крона», «недостаток энергии», «дремота»,
«клевание носом» и тут же «дар наблюдательности», «сильное воображение», «частый
выдумщик» или «недостаточная концентрация» — чего? Какая реальность стоит за этим
понятием? Остается неизвестным. К тому же толкование признаков содержит чрезмерное
употребление обыденных определений. Например, «пустота», «напыщенность»,
«высокопарность», «плоский», «пошлый», «мелкий», «недалекий», «жеманство»,
«притворство», «чопорность», «вычурность», «фальшивость» и тут же — «дар
конструктивности», «способности к систематике», «техническая одаренность»; или
сочетание «самодисциплина», «самообладание», «воспитанность» — «напыщенность»,
«чванство», «безучастность», «равнодушие».
Мы хотели бы обратить внимание на то, что при общении с нормальными людьми в
процессе психологического консультирования вряд ли допустимо произносить подобные
эпитеты в их адрес.
Приподнимание земли к правому краю листа — задор, энтузиазм.
Опускание земли к правому краю листа — упадок сил, недостаточность стремлений.
Корни
Корни меньше ствола — желание видеть спрятанное, закрытое.
Корни равны стволу — более сильное любопытство, уже представляющее проблему.
Корни больше ствола — интенсивное любопытство, может вызвать тревогу.
Корни обозначены чертой — детское поведение в отношении того, что держится в
секрете.
Корни в виде двух линий — способность к различению и рассудительность в оценке
реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять
или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.
Симметрия — стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция
сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам,
амбивалентность, моральные проблемы. Расположение на листе двойственное —
отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т. е. к своему поступку. Двойное
желание независимости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция — желание
найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности в жесткой и
неукоснительной систематизации с опорой на привычки.
Расположение слева направо — увеличение направленности на внешний мир, на будущее.
Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие,
стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в
поведении.
Форма листвы
Круглая крона — экзальтированность, эмоциональность.
Круги в листве — поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувство
покинутости и разочарования.
Опущенные ветви — потеря мужества, отказ от усилий.
Ветви вверх — энтузиазм, порыв, стремление к власти.
Ветви в разные стороны — поиск самоутверждения, контактов, самораспыление,
суетливость, чувствительность к окружающему, не противостоит ему.
Листва-сетка, более или менее густая, — большая или меньшая ловкость в избегании
проблемных ситуаций.
Листва из кривых линий — восприимчивость, открытое принятие окружающего.
Открытая и закрытая листва на одном рисунке — поиски объективности.
Закрытая листва — охрана своего внутреннего мира детским способом.
Закрытая густая листва — непроявляющаяся агрессивность.
Детали листвы, не связанные с целым, — суждения, принимающие малозначительные
детали за характеристику явления в целом.
Выход ветвей из одного участка на стволе — детские поиски защиты, норма для ребенка 7
лет.
Ветви, нарисованные одной линией, — бегство от неприятностей реальности, ее
трансформация и приукрашивание.
Толстые ветви — хорошее различение действительности.
Листья-петельки — предпочтительное использование свого обаяния.
Пальма — стремление к перемене мест.
Листва-сетка — уход от неприятных ощущений.
Листва, похожая на узор, — женственность, приветливость, обаяние.
Плакучая ива — недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск
позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии
решений.
Зачернение, штриховка — напряжение, тревожность.
Ствол
Заштрихованный ствол — внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть
покинутым; скрытая агрессивность.
Ствол в форме разломанного купола — желание походить на мать, делать все, как она,
или желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач.
Ствол из одной линии — отказ реально смотреть на вещи.
Ствол, нарисованный тонкими линиями, крона — толстыми — возможность
самоутверждения и свободного действия. Листва, изображенная тонкими линиями, —
тонкая чувствительность, внушаемость.
Ствол, изображенный линиями с нажимом, — решительность, активность,
продуктивность.
Линии ствола прямые — ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих
фактах.
Линии ствола кривые — активность, заторможенная тревогой и мыслями о
непреодолимости препятствий.
«Вермишель» — тенденция к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденные атаки,
скрытая ярость.
Ветви, не связанные со стволом, — уход от реальности, не соответствующей желаниям,
попытка убежать от нее в мечты и игры.
Открытый и связанный с листвой ствол — хороший интеллект, нормальное развитие,
стремление сохранить свой внутренний мир.
Ствол, оторванный от земли, — недостаток контакта с внешним миром; жизнь
повседневная и духовная малосвязанны.
Ствол, ограниченный снизу, — ощущения несчастья; поиск поддержки.
Ствол, расширяющийся книзу, — поиск надежного положения в своем кругу.
Ствол, сужающийся книзу, — ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой
опоры; изоляция и стремление укрепить свое Я в беспокойном мире.
Общая высота — нижняя четверть листа — зависимость, недостаток веры в себя,
компенсаторные мечты о власти.
Использование нижней половины листа — менее выраженная зависимость и робость.
Использование 3/4 листа — хорошее приспособление к среде.
Лист, использованный целиком, — хочет быть замеченным, рассчитывать на других,
самоутверждаться. Высота листа (страница делится на 8 частей):
1/8 — недостаток рефлексии и контроля. Норма для ребенка 4 лет;
1/4 — способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия;
3/8 — хорошие контроль и рефлексия;
1/2 — интериоризация, надежды, компенсаторные мечты;
5/8 — интенсивная духовная жизнь;
6/8 — высота листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и
духовных интересов;
7/8 — листва занимает почти всю страницу — бегство в мечты.
Манера изображения
Острая вершина:
1) защита от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад;
2) желание действовать на других, атаковать или защищать, трудности в контактах;
3) желание компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти;
4) поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости, для твердого положения,
потребность в нежности.
Множественность деревьев (несколько деревьев на одном листе) — детское поведение,
испытуемый не следует данной инструкции.
Два дерева могут символизировать себя и другого близкого человека (см. положение на
листе и другие моменты интерпретации).
Добавление к дереву различных объектов трактуется в зависимости от конкретных
объектов.
Пейзаж означает сентиментальность.
Переворачивание листа — независимость, признак интеллекта, рассудительность.
Земля
Земля, изображенная одной чертой, — сосредоточенность на цели, принятие некоторого
порядка.
Земля, изображенная несколькими различными чертами, — действия в соответствии со
своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий,
изображающих землю, изображены в совокупности и касаются края листа — спонтанный
контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.
Приложение 5
Наклейки с эмоциями
2017
Семейный
календарь
эмоций
Мир
57
1
Воскресенье
2
Понедельник
3 Вторник
4 Среда
5 Четверг
6 Пятница
7 Суббота
8
Воскресенье
9
Понедельник
10 Вторник
11 Среда
12 Четверг
13 Пятница
14 Суббота
15
Воскресенье
16
Понедельник
17 Вторник
18 Среда
19 Четверг
20 Пятница
21 Суббота
22
Воскресенье
23
Понедельник
24 Вторник
25 Среда
26 Четверг
27 Пятница
28 Суббота
29
1 Среда
2 Четверг
3 Пятница
4 Суббота
5
Воскресенье
6
Понедельник
7 Вторник
8 Среда
9 Четверг
10 Пятница
11 Суббота
12
Воскресенье
13
Понедельник
14 Вторник
15 Среда
16 Четверг
17 Пятница
18 Суббота
19
Воскресенье
20
Понедельник
21 Вторник
22 Среда
23 Четверг
24 Пятница
25 Суббота
26
Воскресенье
27
Понедельник
28 Вторник
1 Суббота
2
Воскресенье
3
Понедельник
4 Вторник
5 Среда
6 Четверг
7 Пятница
8 Суббота
9
Воскресенье
10
Понедельник
11 Вторник
12 Среда
13 Четверг
14 Пятница
15 Суббота
16
Воскресенье
17
Понедельник
18 Вторник
19 Среда
20 Четверг
21 Пятница
22 Суббота
23
Воскресенье
24
Понедельник
25 Вторник
26 Среда
27 Четверг
28 Пятница
29 Суббота
30
Воскресенье
58
59
1
Понедельник
2 Вторник
3 Среда
4 Четверг
5 Пятница
6 Суббота
7
Воскресенье
8
Понедельник
9 Вторник
10 Среда
11 Четверг
12 Пятница
13 Суббота
14
Воскресенье
15
Понедельник
16 Вторник
17 Среда
18 Четверг
19 Пятница
20 Суббота
21
Воскресенье
22
Понедельник
23 Вторник
24 Среда
25 Четверг
26 Пятница
27 Суббота
28
Воскресенье
29
1 Четверг
2 Пятница
3 Суббота
4
Воскресенье
5
Понедельник
6 Вторник
7 Среда
8 Четверг
9 Пятница
10 Суббота
11
Воскресенье
12
Понедельник
13 Вторник
14 Среда
15 Четверг
16 Пятница
17 Суббота
18
Воскресенье
19
Понедельник
20 Вторник
21 Среда
22 Четверг
23 Пятница
24 Суббота
25
Воскресенье
26
Понедельник
27 Вторник
28 Среда
29 Четверг
30 Пятница
1 Вторник
2 Среда
3 Четверг
4 Пятница
5 Суббота
6
Воскресенье
7
Понедельник
8 Вторник
9 Среда
10 Четверг
11 Пятница
12 Суббота
13
Воскресенье
14
Понедельник
15 Вторник
16 Среда
17 Четверг
18 Пятница
19 Суббота
20
Воскресенье
21
Понедельник
22 Вторник
23 Среда
24 Четверг
25 Пятница
26 Суббота
27
Воскресенье
28
Понедельник
29 Вторник
30 Среда
31 Четверг
60
61
1 Пятница
2 Суббота
3
Воскресенье
4
Понедельник
5 Вторник
6 Среда
7 Четверг
8 Пятница
9 Суббота
10
Воскресенье
11
Понедельник
12 Вторник
13 Среда
14 Четверг
15 Пятница
16 Суббота
17
Воскресенье
18
Понедельник
19 Вторник
20 Среда
21 Четверг
22 Пятница
23 Суббота
24
Воскресенье
25
Понедельник
26 Вторник
27 Среда
28 Четверг
29 Пятница
1
Воскресенье
2
Понедельник
3 Вторник
4 Среда
5 Четверг
6 Пятница
7 Суббота
8
Воскресенье
9
Понедельник
10 Вторник
11 Среда
12 Четверг
13 Пятница
14 Суббота
15
Воскресенье
16
Понедельник
17 Вторник
18 Среда
19 Четверг
20 Пятница
21 Суббота
22
Воскресенье
23
Понедельник
24 Вторник
25 Среда
26 Четверг
27 Пятница
28 Суббота
29
Воскресенье
30
Плакат
ы
64