Автор: Вера Сергеевна Кондратьева
Должность: МКОУ Инзенская СОШ №3 им. Д.П.Ознобишина
Учебное заведение: МКОУ Инзенская СОШ №3 им. Д.П.Ознобишина
Населённый пункт: город Инза , Ульяновская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методика эксперимента за счёт форм нестандартного проведения урока технологии в 5 неделимом классе.
Раздел: среднее образование
Методика эксперимента за счёт форм нестандартного проведения урока
технологии в 5 неделимом классе.
Процесс формирования знаний и умений представляет совместную
деятельность учителя и ученика при ведущей роли учителя как организатора
процесса обучения. Для того чтобы процесс обучения был эффективным ,
необходимо слаженное взаимодействие обеих сторон, связующим звеном
которого становится диагностирование.
Педагогический эксперимент был организован в три этапа:
В ходе апробации программы для обучения учащихся 5-х неделимых
классов мной было проведено педагогическое исследование по выявлению
эффективности принципа дифференцированного подхода в формировании
умений и навыков учащихся 5-х неделимых классов.
Задачи исследования:
выявить доучебный уровень знаний, умений и навыков учащихся 5-х
неделимых классов по технологии;
провести эксперимент и оценить влияние принципа дифференцированного
подхода на уровень обученности учащихся 5-х неделимых классов
технологии.
подготовительный - изучение и анализ
документации,успеваемости обучающихся до
эксперимента,разработка методическогоинструментария.
формирующий - проведение уроков в стандартной форме с
элементами дифференцированного обучения.
контролирующий - анализ результатов , оформление выводов по
исследованию.
При проведении исследования были использованы следующие методы:
наблюдение;
изучение и анализ литературы по проблеме эксперимента;
тестирование;
метод статистической обработки результатов исследования.
В эксперименте участвовало 10 обучаемых.
Мной была разработана экспериментальная программа, включающая
следующие этапы:
I.Подготовительный этап.
Проведение диагностического констатирующего исследования,
направленного на выявление доучебного уровня знаний и умений учащихся,
необходимых им для успешного усвоения ими деятельности по технологии.
Для проверки уровня знаний и умений учащихся использовались творческие
практические задания по темам, изученным в начальной школе (оценка
выставлялась по десятибалльной шкале).Постановка цели и задач
экспериментальной работы, определение объекта и предмета исследования.
Исследование возможности применения выбранных методов
экспериментальной работы. Определение состава, времени и места
проведения основного экспериментального исследования.
2. Формирующий этап.
1. Проведение уроков в стандартной форме с элементами
дифференцированного обучения.
2. Проведение этапа эксперимента, направленного на формирование умений
и навыков учащихся по технологии. С этой целью мной были разработаны и
применены разноуровневые теоретические и практические
задания ,проводились нестандартные уроки разных видов и д.р.
Так как
длительность педагогического эксперимента ограничивалась рамками
педагогической практики, то формирующими явились не все, а только ряд
тем программы.
3.Контролирующий этап.
Баллы
на печатной основе1
Имя обуч.
1
2
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Анна
Валентина
Егор
Анастасия
Иван
Полина
Андрей
Олег
Юлия
Ирина
Уровень усвоения ,характеризующий знания и умения в основном
носил репродуктивно-подражательный или алгоритмический характер.
Применять исследуемые
знания и умения на практике в творческих
ситуациях продемонстрировали только 4 обучаемых. На контрольно-
оценочном этапе мной осуществлялась диагностика уровня
сформированности умений и навыков по технологии у учащихся 5-х
неделимых классов.
Констатирующий этап эксперимента
1- Результаты констатирующего этапа эксперимента
Эти данные говорят о необходимости дополнительной коррекционной
методической работы, связанной с внедрением в практику уроков методов и
приемов обучения творческой деятельности детей. Мной предлагается
внедрение индивидуальных дифференцированных заданий.
2-Результаты формирующего этапа эксперимента
На основании построенной диаграммы, можно сделать вывод о том, что
уроки, проведенные на основе предложенных нами экспериментальных
факторов, эффективным образом влияют на уровень сформированности
умений и навыков обучающихся.
Цель эксперимента заключалась в том ,чтобы изучить влияние
использования дифференцированных форм обучения на уроках технологии
на активизацию активности обучающего воздействия на обучающихся 5
класса. Более пяти лет я использую на своих уроках дифференцированный
метод обучения и пришла к выводу ,что необходимо активно внедрять в
практику преподавания технологии различные формы обучения как
наиболее способствующие развитию мыслительной деятельности
обучающихся и их творческих способностей на основе индивидуально-
ориентированного подхода к личности.