Напоминание

Использование метода проектирования в работе со старшими дошкольниками


Автор: Вихарева Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 301
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: Использование метода проектирования в работе со старшими дошкольниками
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование метода проектирования в работе со старшими

дошкольниками (из опыта работы)

«Проект – есть всякое действие,

совершаемое от всего сердца и

с определенной целью»

В. Килпатрик

Метод проектов в дошкольных учреждениях стал использоваться

сравнительно недавно. Педагогов детского сада этот метод привлекает своей

эффективностью. В ходе проектной деятельности у ребенка появляется

возможность проявить себя, решая возникшую проблему, а педагог может

дать системные знания, причем в большом объеме.

Изучив особенности данной технологии, мы решили использовать ее в

работе со старшими дошкольниками. Вопросов возникает очень много, дети

в этом возрасте интересуются буквально всем, особенно

тем, как устроен мир, все живое и неживое на земле.

Наиболее яркие проекты, которыми хотелось бы с вами

поделиться называются «Книжный двор» и «Есть такая

профессия – корреспондент». Идея проекта «Книжный

двор» возникла после посещения детьми библиотеки, где

ребятам рассказали и показали, сколько существует

разных интересных книг, журналов, газет. Затем в группе

мы создали свою библиотеку, и дети с удовольствием

стали играть в сюжетно – ролевую игру. Вопрос у детей

возник неожиданно, листая красочную энциклопедию, дети

рассматривали не только картинки, но и довольно внушительные размеры

этой книги, рассуждали, как же смогли сшить все странички вместе. «Ведь

это, наверное, сложно» - задавали они вопросы друг другу и воспитателю. И

вот здесь настало время подключиться педагогу, который предложил помочь

разобраться не только в том, как создали книгу, но и откуда она к нам

пришла, в какое время, и кто ее придумал. Началась очень интересная работа,

все дети получили задание раздобыть как можно больше информации на эту

тему. А это значит, что к нашей работе подключились не только родители, но

и члены всей семьи: бабушки, дедушки, старшие братья и сестры, дяди, тети

и даже соседи и знакомые. Поток информации был настолько велик, что

пришлось думать, как же все эти знания систематизировать. И начали мы с

самого начала, погрузились в далекие древние времена, когда люди не умели

писать, а рисовали фрагменты своей жизни на скалах, узнали, когда

появилась письменность и первый печатный станок, какую сложную

деревообрабатывающую

технологию

проходит

древесина, чтобы получить бумагу, люди каких

профессий работают над изготовлением книги.

Провели ряд опытов и экспериментов с бумагой,

рассмотрели и изучили, насколько она бывает

разная: по структуре, размеру, цвету. Зафиксировали результаты своих

опытов в дневниках наблюдения.

Изучив всю цепочку создания книги, мы решили создать свою книгу.

Оценили все имеющиеся ресурсы и приступили к работе. Решено было

создать

книгу

сказок

нашей

группы.

Писателями и художниками – иллюстраторами

выступили сами дети и их родители, затем все

странички

скрепили,

вместе

нарисовали

обложку и вот наша книга готова.

Конечно же, книга, созданная своими

руками, стала самой любимой у ребят, ведь в

ней есть их родная страничка, над которой они

трудились вместе с мамой, папой, сестренкой

или братом. Знания, которые получены в

результате

этого

проекта

бесценны,

практически все они добыты детьми самостоятельно, собственноручно, а это

значит навсегда. Проект длился один месяц, завершили мы его презентацией

своей книги и веселой красочной ярмаркой «Обмен книгами» между детьми

и родителями старших и подготовительных групп.

Еще один проект, который мы реализовали, называется «Есть такая

профессия – корреспондент».

Корреспонденты – это люди, которые

занимаются подготовкой информационных сюжетов и

статей для средств массовой информации.

Инициаторами проекта «Книжный двор» были

дети, второй проект придумали сами педагоги. Идея

возникла,

когда

встала

проблема

с

какими

профессиями познакомить детей. Ведь современный

мир ушел далеко вперед, появилось много интересных профессий с

необычными названиями. Конечно профессия корреспондента не новая, но

как много интересной информации можно получить, когда берешь интервью

у разных людей. Но это очень сложная речевая задача для ребенка, ведь

нужно продумать вопросы, уметь поддерживать диалог и многое другое.

Поэтому мы решили начать с представления собственного репортажа,

подготовленного заранее. Тему решили взять «Достопримечательности

города Красноярска». Родители совместно с детьми выбрали понравившийся

объект, договорились друг с другом, чтобы не было повторов, изучили

историю

создания

выбранной

достопримечательности

и

приготовили

репортаж о своем объекте.

Воспитатели вместе с детьми сделали макет телевизора, вся обстановка

помещения была приближена к той, которая должна быть в студии,

зрителями в студии и телезрителями были сами дети. Для дошкольников это

был первый опыт такого серьезного выступления на публику, но никто не

остался в стороне, все помогали друг другу, подбадривали аплодисментами.

Данный проект длился две недели, ребята поделились своими знаниями с

детьми из другой группы и в дальнейшем мы планируем его продолжать и

усложнять.

Создание проектов очень интересная и творческая работа, как для

взрослых, так и для детей, долгосрочные проекты позволяют очень глубоко

изучить любую тему, сделать работу привлекательной, развивает у детей

любознательность,

умение

самим

находить

информацию

из

разных

источников, систематизировать ее, использовать на занятиях, в повседневной

жизни, знакомить с ней других людей. В своей работе используем так же

краткосрочные проекты и проекты одного дня, когда у детей возникают

вопросы, требующие незамедлительного ответа. Для успешной реализации

всех видов проекта необходимо иметь хорошо оснащенную предметно –

пространственную среду, наглядно - иллюстративный и видео материал

(плакаты, картинки, презентации, видеофильмы, схемы и материалы для

опытной деятельности и т.д).

Использование проектной деятельности в нашем дошкольном

учреждении рассматривается как педагогическая инновация. Так как в основу

метода проектов заложена идея о направленности проектной деятельности

дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной

работы

педагога,

детей,

родителей

над

определённой

практической

проблемой (темой). В целом в результате проектной деятельности дети

проявляют

инициативу

в

познании,

в

установлении

и

поддержании

социальных контактов, в организации и реализации собственной партнерской

деятельности. Их инициатива обусловлена внутренними мотивами (узнавать,

понять, сделать и т.п.), личными ценностями и ценностями социального

окружения

(прежде

всего

семьи).

Дети

осознают

свои

достижения,

затруднения и открывают для себя новые перспективы.

Использованная литература:

1.

Лев Разгон «Черным по белому», Издательство «Малыш», 1982г.

2.

Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты

занятий в разных возрастных группах. Санкт – Петербург ДЕТСТВО –

ПРЕСС, 2015г.



В раздел образования