Автор: Вихарева Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 301
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: Использование метода проектирования в работе со старшими дошкольниками
Раздел: дошкольное образование
Использование метода проектирования в работе со старшими
дошкольниками (из опыта работы)
«Проект – есть всякое действие,
совершаемое от всего сердца и
с определенной целью»
В. Килпатрик
Метод проектов в дошкольных учреждениях стал использоваться
сравнительно недавно. Педагогов детского сада этот метод привлекает своей
эффективностью. В ходе проектной деятельности у ребенка появляется
возможность проявить себя, решая возникшую проблему, а педагог может
дать системные знания, причем в большом объеме.
Изучив особенности данной технологии, мы решили использовать ее в
работе со старшими дошкольниками. Вопросов возникает очень много, дети
в этом возрасте интересуются буквально всем, особенно
тем, как устроен мир, все живое и неживое на земле.
Наиболее яркие проекты, которыми хотелось бы с вами
поделиться называются «Книжный двор» и «Есть такая
профессия – корреспондент». Идея проекта «Книжный
двор» возникла после посещения детьми библиотеки, где
ребятам рассказали и показали, сколько существует
разных интересных книг, журналов, газет. Затем в группе
мы создали свою библиотеку, и дети с удовольствием
стали играть в сюжетно – ролевую игру. Вопрос у детей
возник неожиданно, листая красочную энциклопедию, дети
рассматривали не только картинки, но и довольно внушительные размеры
этой книги, рассуждали, как же смогли сшить все странички вместе. «Ведь
это, наверное, сложно» - задавали они вопросы друг другу и воспитателю. И
вот здесь настало время подключиться педагогу, который предложил помочь
разобраться не только в том, как создали книгу, но и откуда она к нам
пришла, в какое время, и кто ее придумал. Началась очень интересная работа,
все дети получили задание раздобыть как можно больше информации на эту
тему. А это значит, что к нашей работе подключились не только родители, но
и члены всей семьи: бабушки, дедушки, старшие братья и сестры, дяди, тети
и даже соседи и знакомые. Поток информации был настолько велик, что
пришлось думать, как же все эти знания систематизировать. И начали мы с
самого начала, погрузились в далекие древние времена, когда люди не умели
писать, а рисовали фрагменты своей жизни на скалах, узнали, когда
появилась письменность и первый печатный станок, какую сложную
деревообрабатывающую
технологию
проходит
древесина, чтобы получить бумагу, люди каких
профессий работают над изготовлением книги.
Провели ряд опытов и экспериментов с бумагой,
рассмотрели и изучили, насколько она бывает
разная: по структуре, размеру, цвету. Зафиксировали результаты своих
опытов в дневниках наблюдения.
Изучив всю цепочку создания книги, мы решили создать свою книгу.
Оценили все имеющиеся ресурсы и приступили к работе. Решено было
создать
книгу
сказок
нашей
группы.
Писателями и художниками – иллюстраторами
выступили сами дети и их родители, затем все
странички
скрепили,
вместе
нарисовали
обложку и вот наша книга готова.
Конечно же, книга, созданная своими
руками, стала самой любимой у ребят, ведь в
ней есть их родная страничка, над которой они
трудились вместе с мамой, папой, сестренкой
или братом. Знания, которые получены в
результате
этого
проекта
–
бесценны,
практически все они добыты детьми самостоятельно, собственноручно, а это
значит навсегда. Проект длился один месяц, завершили мы его презентацией
своей книги и веселой красочной ярмаркой «Обмен книгами» между детьми
и родителями старших и подготовительных групп.
Еще один проект, который мы реализовали, называется «Есть такая
профессия – корреспондент».
Корреспонденты – это люди, которые
занимаются подготовкой информационных сюжетов и
статей для средств массовой информации.
Инициаторами проекта «Книжный двор» были
дети, второй проект придумали сами педагоги. Идея
возникла,
когда
встала
проблема
с
какими
профессиями познакомить детей. Ведь современный
мир ушел далеко вперед, появилось много интересных профессий с
необычными названиями. Конечно профессия корреспондента не новая, но
как много интересной информации можно получить, когда берешь интервью
у разных людей. Но это очень сложная речевая задача для ребенка, ведь
нужно продумать вопросы, уметь поддерживать диалог и многое другое.
Поэтому мы решили начать с представления собственного репортажа,
подготовленного заранее. Тему решили взять «Достопримечательности
города Красноярска». Родители совместно с детьми выбрали понравившийся
объект, договорились друг с другом, чтобы не было повторов, изучили
историю
создания
выбранной
достопримечательности
и
приготовили
репортаж о своем объекте.
Воспитатели вместе с детьми сделали макет телевизора, вся обстановка
помещения была приближена к той, которая должна быть в студии,
зрителями в студии и телезрителями были сами дети. Для дошкольников это
был первый опыт такого серьезного выступления на публику, но никто не
остался в стороне, все помогали друг другу, подбадривали аплодисментами.
Данный проект длился две недели, ребята поделились своими знаниями с
детьми из другой группы и в дальнейшем мы планируем его продолжать и
усложнять.
Создание проектов очень интересная и творческая работа, как для
взрослых, так и для детей, долгосрочные проекты позволяют очень глубоко
изучить любую тему, сделать работу привлекательной, развивает у детей
любознательность,
умение
самим
находить
информацию
из
разных
источников, систематизировать ее, использовать на занятиях, в повседневной
жизни, знакомить с ней других людей. В своей работе используем так же
краткосрочные проекты и проекты одного дня, когда у детей возникают
вопросы, требующие незамедлительного ответа. Для успешной реализации
всех видов проекта необходимо иметь хорошо оснащенную предметно –
пространственную среду, наглядно - иллюстративный и видео материал
(плакаты, картинки, презентации, видеофильмы, схемы и материалы для
опытной деятельности и т.д).
Использование проектной деятельности в нашем дошкольном
учреждении рассматривается как педагогическая инновация. Так как в основу
метода проектов заложена идея о направленности проектной деятельности
дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной
работы
педагога,
детей,
родителей
над
определённой
практической
проблемой (темой). В целом в результате проектной деятельности дети
проявляют
инициативу
в
познании,
в
установлении
и
поддержании
социальных контактов, в организации и реализации собственной партнерской
деятельности. Их инициатива обусловлена внутренними мотивами (узнавать,
понять, сделать и т.п.), личными ценностями и ценностями социального
окружения
(прежде
всего
семьи).
Дети
осознают
свои
достижения,
затруднения и открывают для себя новые перспективы.
Использованная литература:
1.
Лев Разгон «Черным по белому», Издательство «Малыш», 1982г.
2.
Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты
занятий в разных возрастных группах. Санкт – Петербург ДЕТСТВО –
ПРЕСС, 2015г.