Автор: Галина Анатольевна Спицына
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДС №2 "Белочка"
Населённый пункт: Лангепас, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: символическое обозначение гласных и согласных
Раздел: дошкольное образование
Символические обозначения гласных и согласных
звуков, их роль в формировании звукового анализа у
детей с тяжелыми нарушениями речи
Современная программа обучения в школе предъявляет высокие требования
к развитию речи детей. Будущие первоклассники должны уметь беседовать
на свободную тему, составлять рассказ по картине или серии картинок,
пересказывать текст. Уроки грамоты предполагают умение детей слышать
наличие звука в слове, определять место звука в слове, различать гласные и
согласные, определять мягкость и твердость согласного звука.
Дети с
нормальным речевым развитием обычно быстро усваивают этот материал, но
речевое обследование первоклассников показывает большие проблемы
состояния фонематического слуха и восприятия у учащихся. В начальной
школе обучается много детей с различными нарушениями речевого развития.
Такие дети могут быть долго неуспешны на уроках русского языка, чтения.
Эти учащиеся нуждаются в помощи логопеда.
Для
восстановления
нарушенной
функции
фонематического
слуха
желательно эту работу начинать в детском саду. В детских садах нашего
города существуют группы компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми нарушениями речи с 4 года жизни. Маленькие дети более
пластичны, их речь еще не зафиксировалась в тяжелом состоянии, их слух
только формируется. Это замечательно, но это и проблема для логопеда.
Малышам трудно на пальцах объяснить, что такое звук в его различных
проявлениях, чем одни звуки сложнее или проще других, пространственно
определять место звука в речевом потоке.
Используя идею М. Фомичевой соединить звук с каким-то символом,
образом, картинкой, я применяю символику в своей работе. Первоначально
это звуковые символы гласных звуков. Мы поем песенки веселого язычка:
А- песенка маленькой девочки,
И- песенка веселой лошадки,
Ы – песенка злого волка,
О- песенка мальчика, у которого зубки болят;
Э- ругаем кота,
У- труба поет.
Мы добавляем жест рукой, а- открытая поднятая ладошка, у- два пальчика
смотрят вперед, о- два пальчика в колечко, э- ругаем пальчиком кота, и- как
бы
растягиваем
пальчиками
губки
в
улыбке,
ы-
показывает
двумя
указательными пальчиками клыки волка. Эти задания и жесты хорошо
запоминались 5-летним детям, но для 4-летних мы решили добавить
зрительный образ.
А
О
У
Ы
И
Э
Такие
таблички
были
изготовлены
как
для
групповых,
так
и
для
индивидуальных
занятий.
С
картинками-символами
познакомили
и
родителей. Гласные звуки мы пели и узнавали долго и основательно.
Одновременно используя символ-картинку, жест руки, четкую утрированную
артикуляцию, дети учились определять наличие звука в слове, картинки
помогали нам определять место звука в слове. Постепенно мы перешли к
согласным звукам. Для 3-4-летних детей я использовала на занятиях только
твердые варианты звуков. В старших группах мы легко справились с
вариативностью звуков.
Использование зрительных образов значительно облегчило для детей
выполнение задач звукового анализа, выставляя картинки в определенной
последовательности дети «видели» количество звуков, последовательность
их в слогах, а далее в словах. Распевая с детьми сочетания и слоги, дети
слышали и понимали, что «МА» это два звука, где М- это песенка теленочка,
стоит на первом месте, А – песенка маленькой девочки, стоит на втором
месте. Использование картинок – символов в технике разрезной азбуки
облегчило детям усвоение слияния звуков в слоги, так как при изучении
гласных звуков мы всегда пропевали их более длительно. Для зрительного
закрепления понятия «гласный звук» картинки-символы обвели красным
карандашом.
Логопеды детских садов и учителя начальных классов работают в тесном
взаимодействии. Школьные учебники по грамоте активно используют
зрительную символику, особенно для обозначения
твердости - мягкости согласных. Идея, что звуки - это
бабочки, девочки-гласные с красными крылышками,
мальчики-согласные с синими или зелеными, очень
прижилась в нашем саду. Детям стала более доступна тема – слоги, стечения.
Картинки символы очень помогают и в процессе постановки звуков,
введения их в речь. Очень часто дети затрудняются в правильной
артикуляции звука С: сжимают зубы, губы. Использование
символа звука И - улыбающейся лошадки, легко позволяет
детям-дизартрикам вспомнить и правильно «подготовиться» к произнесению
трудного звука. Картинка-символ становится своеобразной «напоминалкой»
для произвольного выполнения правильного артикуляционного уклада. В
процессе подготовки детей к дифференциации близких по артикуляции
звуков, мы подробно разбираем смысловое содержание каждой картинки-
символа.
Звук С – это песенка водички, водичка течет вниз, наш язычок тоже
лежит и упирается в нижние зубки.
Звук — Ш- это песенка лопнувшего шарика, он летит вверх, наш
язычок тоже поднимается вверх.
Звук К- песенка котенка, он сердится и говорит резко и коротко к-
к-к.
Звук Х- ребенку холодно, он долго греет свои руки, звук х-долгий.
Одновременное использование картинки-символа, жеста руки, утрированной
артикуляции создает опору на сохранные анализаторы, помогает детям
определять наличие
и место
звука
в
слове; закрепляет
правильное
звукопроизнесение и помогает более легкому переводу звукового анализа во
внутренний план
Список литературы
Лалаева, Р. И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной
школы.: пособие для логопедов[Текст] /Р. И. Лалаева. - М.: Просвещение,
1978. - 298с.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - Пособие
для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1980. -240с.