Напоминание

символическое обозначение гласных и согласных


Автор: Галина Анатольевна Спицына
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДС №2 "Белочка"
Населённый пункт: Лангепас, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: символическое обозначение гласных и согласных
Раздел: дошкольное образование





Назад




Символические обозначения гласных и согласных

звуков, их роль в формировании звукового анализа у

детей с тяжелыми нарушениями речи

Современная программа обучения в школе предъявляет высокие требования

к развитию речи детей. Будущие первоклассники должны уметь беседовать

на свободную тему, составлять рассказ по картине или серии картинок,

пересказывать текст. Уроки грамоты предполагают умение детей слышать

наличие звука в слове, определять место звука в слове, различать гласные и

согласные, определять мягкость и твердость согласного звука.

Дети с

нормальным речевым развитием обычно быстро усваивают этот материал, но

речевое обследование первоклассников показывает большие проблемы

состояния фонематического слуха и восприятия у учащихся. В начальной

школе обучается много детей с различными нарушениями речевого развития.

Такие дети могут быть долго неуспешны на уроках русского языка, чтения.

Эти учащиеся нуждаются в помощи логопеда.

Для

восстановления

нарушенной

функции

фонематического

слуха

желательно эту работу начинать в детском саду. В детских садах нашего

города существуют группы компенсирующей направленности для детей с

тяжелыми нарушениями речи с 4 года жизни. Маленькие дети более

пластичны, их речь еще не зафиксировалась в тяжелом состоянии, их слух

только формируется. Это замечательно, но это и проблема для логопеда.

Малышам трудно на пальцах объяснить, что такое звук в его различных

проявлениях, чем одни звуки сложнее или проще других, пространственно

определять место звука в речевом потоке.

Используя идею М. Фомичевой соединить звук с каким-то символом,

образом, картинкой, я применяю символику в своей работе. Первоначально

это звуковые символы гласных звуков. Мы поем песенки веселого язычка:

А- песенка маленькой девочки,

И- песенка веселой лошадки,

Ы – песенка злого волка,

О- песенка мальчика, у которого зубки болят;

Э- ругаем кота,

У- труба поет.

Мы добавляем жест рукой, а- открытая поднятая ладошка, у- два пальчика

смотрят вперед, о- два пальчика в колечко, э- ругаем пальчиком кота, и- как

бы

растягиваем

пальчиками

губки

в

улыбке,

ы-

показывает

двумя

указательными пальчиками клыки волка. Эти задания и жесты хорошо

запоминались 5-летним детям, но для 4-летних мы решили добавить

зрительный образ.

А

О

У

Ы

И

Э

Такие

таблички

были

изготовлены

как

для

групповых,

так

и

для

индивидуальных

занятий.

С

картинками-символами

познакомили

и

родителей. Гласные звуки мы пели и узнавали долго и основательно.

Одновременно используя символ-картинку, жест руки, четкую утрированную

артикуляцию, дети учились определять наличие звука в слове, картинки

помогали нам определять место звука в слове. Постепенно мы перешли к

согласным звукам. Для 3-4-летних детей я использовала на занятиях только

твердые варианты звуков. В старших группах мы легко справились с

вариативностью звуков.

Использование зрительных образов значительно облегчило для детей

выполнение задач звукового анализа, выставляя картинки в определенной

последовательности дети «видели» количество звуков, последовательность

их в слогах, а далее в словах. Распевая с детьми сочетания и слоги, дети

слышали и понимали, что «МА» это два звука, где М- это песенка теленочка,

стоит на первом месте, А – песенка маленькой девочки, стоит на втором

месте. Использование картинок – символов в технике разрезной азбуки

облегчило детям усвоение слияния звуков в слоги, так как при изучении

гласных звуков мы всегда пропевали их более длительно. Для зрительного

закрепления понятия «гласный звук» картинки-символы обвели красным

карандашом.

Логопеды детских садов и учителя начальных классов работают в тесном

взаимодействии. Школьные учебники по грамоте активно используют

зрительную символику, особенно для обозначения

твердости - мягкости согласных. Идея, что звуки - это

бабочки, девочки-гласные с красными крылышками,

мальчики-согласные с синими или зелеными, очень

прижилась в нашем саду. Детям стала более доступна тема – слоги, стечения.

Картинки символы очень помогают и в процессе постановки звуков,

введения их в речь. Очень часто дети затрудняются в правильной

артикуляции звука С: сжимают зубы, губы. Использование

символа звука И - улыбающейся лошадки, легко позволяет

детям-дизартрикам вспомнить и правильно «подготовиться» к произнесению

трудного звука. Картинка-символ становится своеобразной «напоминалкой»

для произвольного выполнения правильного артикуляционного уклада. В

процессе подготовки детей к дифференциации близких по артикуляции

звуков, мы подробно разбираем смысловое содержание каждой картинки-

символа.

Звук С – это песенка водички, водичка течет вниз, наш язычок тоже

лежит и упирается в нижние зубки.

Звук — Ш- это песенка лопнувшего шарика, он летит вверх, наш

язычок тоже поднимается вверх.

Звук К- песенка котенка, он сердится и говорит резко и коротко к-

к-к.

Звук Х- ребенку холодно, он долго греет свои руки, звук х-долгий.

Одновременное использование картинки-символа, жеста руки, утрированной

артикуляции создает опору на сохранные анализаторы, помогает детям

определять наличие

и место

звука

в

слове; закрепляет

правильное

звукопроизнесение и помогает более легкому переводу звукового анализа во

внутренний план

Список литературы

Лалаева, Р. И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной

школы.: пособие для логопедов[Текст] /Р. И. Лалаева. - М.: Просвещение,

1978. - 298с.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - Пособие

для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1980. -240с.



В раздел образования