Напоминание

«Формирование коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи»


Автор: Чумичева Светлана Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 27"
Населённый пункт: города Костромы
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование коммуникативных навыков у детей с тяжелыми

нарушениями речи»

Учитель-логопед МБДОУ города

Костромы «Детский сад № 27»

Чумичева Светлана Владимировна

Коммуникативное развитие личности в разных возрастных группах

всесторонне изучалось И.А. Зимней, Т. С. Путиловской в рамках теории

речевой деятельности.

Можно выявить некоторые характеристики речевой коммуникации,

такие как связность, диалогичность (С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев, М.И.

Лисина и др.), культуросообразность (А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев и др.).

Речь имеет ряд функций:

обозначения - каждое слово, предположение имеют определенное

содержание;

сообщения - передача сведений, знаний, опыта;

выражения - обнаружение через интонацию, ударения, построение,

использование сравнений, пословиц и т.п. чувств, потребностей,

отношений;

воздействия

-

побуждение

к

выполнению

задач,

проявлению

активности, к изменению взглядов.

Выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн указывает на

то, что "у речи одна основная функция, ее назначение - служить средством

общения"

По

данным

последних

исследований

в

настоящее

время

нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную

тревогу. Дети не умеют контактировать с окружающими людьми. Многие

дошкольники не умеют по собственной инициативе обратиться к другому

человеку, они не могут поддержать и развить установившийся контакт,

адекватно

выражать

свою

симпатию,

сопереживание,

поэтому

часто

конфликтуют или замыкаются в одиночестве. Но особенно остро эта

проблема назрела в отношении детей с тяжелыми нарушениями речи, а

именно - дошкольников с общим недоразвитием речи, так как, по данным

психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и

самоопределения этих детей затруднен.

Были выделены недостатки коммуникативной способности:

употребление слов в неточном значении,

использование в речи неадекватных грамматических форм,

многочисленные повторения,

возвращения к ранее сказанному,

изобилие необоснованных пауз в речи,

единичность случаев активной вербальной коммуникации,

отсутствие широкого применения адекватных форм коммуникации,

применение демонстративных и «силовых» действий,

неспособность оценивать высказывания других детей.

Данные

речевые и коммуникативные затруднения оказывают

отрицательное

влияние

на

усвоение

и

поддержание

контактов

со

сверстниками во время игры, процесса общения в целом.

Нарушение коммуникативной функции выражается в снижении

потребности в общении, как с взрослыми, так и со сверстниками.

Для решения данной проблемы была разработана модель организации

работы по развитию коммуникативных навыков у детей с ОНР.

Цель коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

состоит в оказании практической помощи детям в социальной адаптации:

устранении не только речевых нарушений ребенка и подготовке его к школе,

но и устранении искажений эмоционального реагирования и стереотипов

поведения, реконструкции полноценных контактов ребёнка со сверстниками.

Для реализации данной цели работа осуществляется по следующим

направлениям:

логопедическое

обследование детей. Составление индивидуально-

ориентированных образовательных маршрутов детей. Коррекционно-

педагогическая работа с детьми;

лекционно-просветительская

и

консультационно-рекомендательная

работа с родителями, организация взаимодействия детского сада и

семьи по вопросам воспитания и обучения детей;

тесное взаимодействие с врачом – психоневрологом, выработка общей

стратегии при лечении и коррекционно-развивающей деятельности

учителя-логопеда;

работа над развитием интереса у детей к окружающим людям,

обучение искусству общения в различных формах и ситуациях,

знаниям о нормах и правилах поведения; формирование речевых

моделей общения.

Данная цель реализуется через решение двух основных задач:

1. Овладение базовыми коммуникативными умениями и навыками (развитие

умения воспринимать и усваивать предъявляемую информацию, быстро

включаться в деятельность, ориентироваться в условиях задания, точно

выполнять

инструкции);

совершенствование

невербальных

способов

общения.

2.

Формирование

умений

и

навыков,

необходимых

для

реализации

взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми (умение привлечь

внимание к себе, установить эмоциональный контакт, слушать и понимать

собеседника, договориться о стратегии совместной работы, находить

компромисс и достигать согласованности действий при выполнении заданий

и т.д.); повышение социального статуса ребенка в детском коллективе через

формирование у него навыка общения со сверстниками.

Этапы развития коммуникативных навыков у детей с ОНР

1.Формирование речевых моделей в различных ситуациях общения со

взрослыми и детьми

Совершенствование речевых навыков в социально и личностно значимых

ситуациях; тренировка общения; повышение социальной уверенности детей.

Формирование и многократное повторение речевых моделей (которые,

как правило, известны детям, но не используются на практике. Ребенок не

здоровается самостоятельно, только после напоминания, не умеет попросить

о помощи (Ирина Николаевна, помогите, пожалуйста, застегнуть молнию

на куртке) или отказаться от чего-либо и объяснить свой отказ (Я не пойду с

тобой в подвал, мне мама не разрешает).

Речевые модели:

- приветствия, прощания;

- обращение к собеседнику;

- умение задать вопрос (начало фразы);

- просьба о помощи;

- благодарность (развернутая фраза);

- отказ и требование;

-модель при ответе на вопрос (я думаю…, на мой взгляд…)

2. Актуализация словаря по изучаемой теме, введение как можно

большего

количества

слов-предметов,

признаков

и

действий

в

обиходную речь детей.

Формирование умения:

- составлять вопросы по изучаемой теме (Игра «Да-нет-ка);

- составлять загадки;

- составлять диалог (работа в парах);для воспитателей

- составлять монологический ответ на вопрос.

3. Театрализация, инсценировки различных произведений, этюды.

Формирование коммуникативных умений и навыков для выполнения

центральной роли в коммуникативном процессе.

Работа над качеством речи:

- дикцией,

- интонационной выразительностью,

- пантомимикой,

- развитие уверенности в себе, в своих силах (для ОНР) у соврем дете и так

мног самоуверенности в себе).

4. Работа над образностью речи

Овладение умением сознательно управлять своим поведением и речью в

процессе коммуникативной деятельности и адекватно реагировать на

различные ситуативные факторы общения.

- Введение в речь эпитетов;

- формирование умения использовать синонимы и антонимы в речевых

высказываниях;

- развивать умение понимать фразеологические обороты и использовать их в

речи.

Такая организации работы во взаимодействии учителя-логопеда, врача-

психоневролога, воспитателей, специалистов, следование индивидуально-

ориентированным образовательным маршрутам обеспечивает значительный

эффект при постановке и автоматизации звуков у детей, способствует более

быстрому и успешному

формированию и развитию коммуникативных

навыков, а также преодолению недостатков психофизического развития у

детей с тяжелыми нарушениями речи и созданию равных стартовых

возможностей при подготовке их к школьному обучению и более успешной

адаптации в школе.

Литература:

1.Абрамова Л.И. Особенности взаимоотношений дошкольников в совместной

деятельности. – 1996. – 10. – С. 43-53.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада.

3. Концова, О.А. Роль и место игровой деятельности в работе по формированию

коммуникативных умений у детей 4 – 5 лет

4. Концова О.А. Профессиональная подготовка педагогов высшей школы: история,

современность, перспективы: сборник статей III Всероссийской научно-практической

конференции – Пенза, 2007. - С. 212–214.

5. Краснощекова Н. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. М., Феникс,

2008.

6. Снегиpева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников.

Мн., 1995.

7. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры. //Возрастная и

педагогическая психология: тексты. М.,



В раздел образования