Автор: Чумичева Светлана Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 27"
Населённый пункт: города Костромы
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи»
Раздел: дошкольное образование
«Формирование коммуникативных навыков у детей с тяжелыми
нарушениями речи»
Учитель-логопед МБДОУ города
Костромы «Детский сад № 27»
Чумичева Светлана Владимировна
Коммуникативное развитие личности в разных возрастных группах
всесторонне изучалось И.А. Зимней, Т. С. Путиловской в рамках теории
речевой деятельности.
Можно выявить некоторые характеристики речевой коммуникации,
такие как связность, диалогичность (С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев, М.И.
Лисина и др.), культуросообразность (А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев и др.).
Речь имеет ряд функций:
обозначения - каждое слово, предположение имеют определенное
содержание;
сообщения - передача сведений, знаний, опыта;
выражения - обнаружение через интонацию, ударения, построение,
использование сравнений, пословиц и т.п. чувств, потребностей,
отношений;
воздействия
-
побуждение
к
выполнению
задач,
проявлению
активности, к изменению взглядов.
Выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн указывает на
то, что "у речи одна основная функция, ее назначение - служить средством
общения"
По
данным
последних
исследований
в
настоящее
время
нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную
тревогу. Дети не умеют контактировать с окружающими людьми. Многие
дошкольники не умеют по собственной инициативе обратиться к другому
человеку, они не могут поддержать и развить установившийся контакт,
адекватно
выражать
свою
симпатию,
сопереживание,
поэтому
часто
конфликтуют или замыкаются в одиночестве. Но особенно остро эта
проблема назрела в отношении детей с тяжелыми нарушениями речи, а
именно - дошкольников с общим недоразвитием речи, так как, по данным
психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и
самоопределения этих детей затруднен.
Были выделены недостатки коммуникативной способности:
употребление слов в неточном значении,
использование в речи неадекватных грамматических форм,
многочисленные повторения,
возвращения к ранее сказанному,
изобилие необоснованных пауз в речи,
единичность случаев активной вербальной коммуникации,
отсутствие широкого применения адекватных форм коммуникации,
применение демонстративных и «силовых» действий,
неспособность оценивать высказывания других детей.
Данные
речевые и коммуникативные затруднения оказывают
отрицательное
влияние
на
усвоение
и
поддержание
контактов
со
сверстниками во время игры, процесса общения в целом.
Нарушение коммуникативной функции выражается в снижении
потребности в общении, как с взрослыми, так и со сверстниками.
Для решения данной проблемы была разработана модель организации
работы по развитию коммуникативных навыков у детей с ОНР.
Цель коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
состоит в оказании практической помощи детям в социальной адаптации:
устранении не только речевых нарушений ребенка и подготовке его к школе,
но и устранении искажений эмоционального реагирования и стереотипов
поведения, реконструкции полноценных контактов ребёнка со сверстниками.
Для реализации данной цели работа осуществляется по следующим
направлениям:
логопедическое
обследование детей. Составление индивидуально-
ориентированных образовательных маршрутов детей. Коррекционно-
педагогическая работа с детьми;
лекционно-просветительская
и
консультационно-рекомендательная
работа с родителями, организация взаимодействия детского сада и
семьи по вопросам воспитания и обучения детей;
тесное взаимодействие с врачом – психоневрологом, выработка общей
стратегии при лечении и коррекционно-развивающей деятельности
учителя-логопеда;
работа над развитием интереса у детей к окружающим людям,
обучение искусству общения в различных формах и ситуациях,
знаниям о нормах и правилах поведения; формирование речевых
моделей общения.
Данная цель реализуется через решение двух основных задач:
1. Овладение базовыми коммуникативными умениями и навыками (развитие
умения воспринимать и усваивать предъявляемую информацию, быстро
включаться в деятельность, ориентироваться в условиях задания, точно
выполнять
инструкции);
совершенствование
невербальных
способов
общения.
2.
Формирование
умений
и
навыков,
необходимых
для
реализации
взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми (умение привлечь
внимание к себе, установить эмоциональный контакт, слушать и понимать
собеседника, договориться о стратегии совместной работы, находить
компромисс и достигать согласованности действий при выполнении заданий
и т.д.); повышение социального статуса ребенка в детском коллективе через
формирование у него навыка общения со сверстниками.
Этапы развития коммуникативных навыков у детей с ОНР
1.Формирование речевых моделей в различных ситуациях общения со
взрослыми и детьми
Совершенствование речевых навыков в социально и личностно значимых
ситуациях; тренировка общения; повышение социальной уверенности детей.
Формирование и многократное повторение речевых моделей (которые,
как правило, известны детям, но не используются на практике. Ребенок не
здоровается самостоятельно, только после напоминания, не умеет попросить
о помощи (Ирина Николаевна, помогите, пожалуйста, застегнуть молнию
на куртке) или отказаться от чего-либо и объяснить свой отказ (Я не пойду с
тобой в подвал, мне мама не разрешает).
Речевые модели:
- приветствия, прощания;
- обращение к собеседнику;
- умение задать вопрос (начало фразы);
- просьба о помощи;
- благодарность (развернутая фраза);
- отказ и требование;
-модель при ответе на вопрос (я думаю…, на мой взгляд…)
2. Актуализация словаря по изучаемой теме, введение как можно
большего
количества
слов-предметов,
признаков
и
действий
в
обиходную речь детей.
Формирование умения:
- составлять вопросы по изучаемой теме (Игра «Да-нет-ка);
- составлять загадки;
- составлять диалог (работа в парах);для воспитателей
- составлять монологический ответ на вопрос.
3. Театрализация, инсценировки различных произведений, этюды.
Формирование коммуникативных умений и навыков для выполнения
центральной роли в коммуникативном процессе.
Работа над качеством речи:
- дикцией,
- интонационной выразительностью,
- пантомимикой,
- развитие уверенности в себе, в своих силах (для ОНР) у соврем дете и так
мног самоуверенности в себе).
4. Работа над образностью речи
Овладение умением сознательно управлять своим поведением и речью в
процессе коммуникативной деятельности и адекватно реагировать на
различные ситуативные факторы общения.
- Введение в речь эпитетов;
- формирование умения использовать синонимы и антонимы в речевых
высказываниях;
- развивать умение понимать фразеологические обороты и использовать их в
речи.
Такая организации работы во взаимодействии учителя-логопеда, врача-
психоневролога, воспитателей, специалистов, следование индивидуально-
ориентированным образовательным маршрутам обеспечивает значительный
эффект при постановке и автоматизации звуков у детей, способствует более
быстрому и успешному
формированию и развитию коммуникативных
навыков, а также преодолению недостатков психофизического развития у
детей с тяжелыми нарушениями речи и созданию равных стартовых
возможностей при подготовке их к школьному обучению и более успешной
адаптации в школе.
Литература:
1.Абрамова Л.И. Особенности взаимоотношений дошкольников в совместной
деятельности. – 1996. – 10. – С. 43-53.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада.
3. Концова, О.А. Роль и место игровой деятельности в работе по формированию
коммуникативных умений у детей 4 – 5 лет
4. Концова О.А. Профессиональная подготовка педагогов высшей школы: история,
современность, перспективы: сборник статей III Всероссийской научно-практической
конференции – Пенза, 2007. - С. 212–214.
5. Краснощекова Н. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. М., Феникс,
2008.
6. Снегиpева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников.
Мн., 1995.
7. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры. //Возрастная и
педагогическая психология: тексты. М.,