Автор: Солонович Мария Владимировна
Должность: учитель специальных (коррекционных) классов
Учебное заведение: МБОУ "Кадуйская СШ№1 им. В.В. Судакова"
Населённый пункт: р.п. Кадуй, Вологодской обл., ул. Кирова, д.49 А
Наименование материала: альбом
Тема: "Развитие мелкой моторики, как средство улучшения речи младших школьников с ОВЗ
Раздел: начальное образование
Данная методическая разработка создана для педагогов, работающих в начальных
специальных (коррекционных) классах для применения на уроках, занятиях по
внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО, а так же для занятий детей на
переменах с целью снятия эмоционального и физического напряжения, стимуляции
мыслительных, речевых функций и как средство предупреждения психологических
перегрузок в ходе процесса обучения, в рамках итога работы по самообразованию
за 2020-2021 учебный год, учителя специальных (коррекционных) классов МБОУ
«Кадуйская средняя школа №1 им. В.В. Судакова» Солонович Марии Владимировны.
I.
Введение.
1. Актуальность работы по развитию мелкой
моторики рук у детей с ОВЗ.
2. Ученые института физиологии детей и подростков АПН о взаимосвязи речевой и
пальчиковой моторики.
II. Основная часть.
1. Развитие мелкой моторики.
2. Затруднения в обучении детей с ОВЗ из-за нарушения развития мелкой
моторики.
3. Методы и приемы развития мелкой моторики.
4. Основные цели развития мелкой моторики.
5. Упражнения и игры на развитие мелкой моторики.
6. Кинезиология. Кинезиологические упражнения.
7. Су – Джок терапия.
III. Заключение.
1. Рекомендации по применению правил развития мелкой моторики у детей с ОВЗ.
2. Необходимость развития мелкой моторики у детей с ОВЗ.
3. Использованная литература.
Функция руки уникальна и универсальна. Она—основной орган труда во всём
его многообразии. Рука связана с нашим мышлением, с переживанием, с трудом.
Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией исторически. С точки
зрения анатомии, около трети всей площади двигательной коры головного мозга
занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому
развитие речи ребенка с ОВЗ неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Связь
пальчиковой моторики и речевой функции была подтверждена исследованиями
Института физиологии детей и подростков. Всемирная энциклопедия дает нам
следующее определение мелкой моторики - «совокупность скоординированных
действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной
системой в выполнении мелких и точных движений пальцами рук».
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого
возраста. Сначала ребенок разглядывает свои ручки, потом учится ими управлять. У
детей с ОВЗ этот процесс идет с большой задержкой. Ребенок учится хватать предмет
всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным пальчиком), после
появляются навыки перекладывания из рук в руку. Вдумайтесь только какая
удивительная народная мудрость скрыта в знакомых с детства играх «Сорока-
белобока», «Ладушки». Это и близость с мамой, и массаж пальчиков, и родная речь.
Рука дает начало развитию мышления. В процессе деятельности мышцы рук
выполняют
три
основные
функции:
органов
движения,
органов
познания,
аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребёнок
трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг
видеть, осязать, различать, запоминать.
На протяжении всего раннего детства четко
выступает зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук
идет развитие речевой функции. Чем старше становится ребенок, тем его моторные
навыки более разнообразны и сложны.
Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН была
подтверждена
и
обоснована
связь
речевой
и
пальцевой
моторики.
Доктор
медицинских наук, профессор-физиолог М. М. Кольцова (1979г.), обосновывает
положение, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики. Она
пишет: «… сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция
слогов, все последующее совершенствование речевой реакции состоит в прямой
зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания
рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С
этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».
Поэтому для
детей с нарушениями речи тренировка движений пальцев рук является важным
фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим подготовке руки к
рисованию, письму. Развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук
является одним из основных направлений коррекционной работы по формированию у
ребенка речи.
Очень важно развивать мелкую моторику у детей с особыми
образовательными потребностями. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами
развития детей с ОВЗ, единодушно сходятся во мнении, что мелкая моторика очень
важна потому, что через неё развивается речь, внимание, мышление, координация,
наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной
категории
детей
нуждаются
в
коррекции.
У
детей
с
умеренной
умственной
отсталостью, сложной структурой дефекта одной из главных причин, затрудняющих
формирование и развитие двигательных умений и навыков, является нарушение
моторики, которое отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и
на развитии речи, социализации личности, развитии познавательной и формировании
трудовой деятельности, последующей социальной адаптации. У всех детей с
отклонениями в развитии имеет место недостаточная мелкая моторика рук.
Слабое
развитие моторики проявляется во всех видах деятельности детей с ОВЗ. Обычно, для
них бывает необходим длительный период обучения, направленный на то, чтобы
научить их выполнять те или иные действия.
Ряд современных исследователей
уделяют большое внимание совершенствованию ряда
методов и приёмов по
развитию мелкой моторики, способствующих преодолению психофизиологических
нарушений. Особенное внимание уделяется на развитие мелкой моторики у учащихся
начальной школы. Что прослеживается на всех уроках, коррекционных занятиях во и
внеурочное время. «Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее. Истоки
способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев», - писал В. А.
Сухомлинский. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук
наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М.
Кольцовой, и «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».
Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет
логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной
речи. У детей, имеющих речевые нарушения, развитию мелкой моторики должно
уделяться особое внимание. Детям с ОВЗ необходима своевременная коррекционная
помощь, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение проблем со здоровьем.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.
Нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов
умственной отсталости. Дети с ОВЗ часто от этого испытывают большие затруднения
в обучении.
При поступлении в специальное учебное заведение школьники с
нарушением интеллекта обнаруживают крайнюю неумелость, их пальцы вялы, не
удерживают
мелких
предметов,
они
не
могут
осуществлять
соотносящих,
сопоставительных
движений,
испытывают
затруднения
при
необходимости
использовать самые простые предметы: ручку, карандаш, фломастер.
Большинство детей действуют одной рукой, а другая беспомощна и не участвует
в работе. Дети не умеют координировать работу обеих рук, сочетать их движения с
движениями корпуса, управлять сложными движениями. Затруднения вызывает
дифференциация, быстрота, плавность включения в движение, переключение с одного
движения на другое. Наблюдаются такие явления, как:
• гипотония - слабое сжатие руки;
• гипертония - сильное сжатие руки;
• макро и микрография - когда ребёнок не видит строки.
Присущие младшим школьникам с нарушением интеллекта грубые нарушения мелкой
моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и
деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно
затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса в классе. Главной задачей
тьютора
является помощь в развитии и совершенствовании мелкой моторики кисти и
пальцев рук детям с ОВЗ.
Методы и приемы развития мелкой моторики рук.
Мелкая моторики формируется не сразу, а по определенной, постепенно
прогрессирующей схеме. Чтобы у ребенка по возрасту сформировались речевые
способности, стоит в играх и развлечениях делать акцент на развитие мелкой
моторики. Хорошо, что сегодня для этой цели производится огромное количество
продуманных игрушек. Тренируя мелкую моторику, можно значительно облегчить
дальнейшую жизнь ребенка с ОВЗ.
Основными целями в развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ является:
развитие речи
улучшение памяти
развитие внимания
развитие слухового и зрительного восприятия
выработка усидчивости
улучшение работы мозга
развитие бытовых навыков (одеваться, раздеваться, завязывать шнурки,
держать ложку, ручку, карандаш и прочее)
Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с
детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок с ОВЗ обладает
неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
Виды работ, направленные на поддержание и развитие функций рук и развития
речи:
графические упражнения
игры и действия с предметами
кинезиологические упражнения
Су – Джок терапия
Развивать мелкую моторику у детей с ОВЗ стоит постепенно с помощью игр, заданий
и упражнений. Я поделюсь теми коррекционными упражнениями и играми, которые
провожу со своими обучающимися 1 - 4 специальных (коррекционных) классов с
легкой степенью умственной отсталости при МБОУ «Кадуйская СШ№1».
Упражнения и игры на развитие мелкой моторики рук на уроках ручного труда и
изобразительной деятельности
1.
Лепка
из
пластилина.
Для
детей
со
слабыми
мышцами рук очень
полезно
проводить
занятия
лепкой
из
пластилина, глины,
соленого теста.
Начинать
можно
с
простых
шариков и колбасок, постепенно
усложняя задания. Главное, чтобы
материал для лепки был мягким и
пластичным. При помощи пластилина ребёнок развивает гибкость и подвижность
своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи.
2. Рисование –
любимое
занятие
младших
школьников
и
хорошее
упражнение
на
развитие
мелкой
моторики рук.
В процессе рисования у детей формируются элементарные графические
умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. В своей
работе используем не только карандаши, но и рисование красками, ватными
палочками, по трафарету. А также нетрадиционные способы рисования. Этот процесс
включает в работу двигательные, зрительные, осязательные анализаторы. Очень
хорошо развивают память, сосредоточенность.
Хочется отметить тот факт, что если в
начале дети использовали темные тона, то сейчас все чаще в руках оказываются яркие
краски. Лучше стали соблюдать контур.
3. Штриховка. Задания со штриховкой способствуют подготовке руки к письму.
Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение
свободно рисовать
плавные
линии
слева
направо
важно
при
формировании
почерка.
Штриховка,
как
один
из
самых
легких
видов
графической
деятельности,
вводится
в
значительной мере
и
для
усвоения
детьми
необходимых
для
письма
гигиенических
правил.
Раскрашивание
рисунков
–
штриховка
обеспечивает
постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке
координации движения.
При штриховке необходимо соблюдать Правила:
• Штриховать только в заданном направлении.
• Не выходить за контуры фигуры.
• Соблюдать параллельность линий.
При первых попытках штриховки рука у детей быстро утомляется, они сильно
нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе
увлекательная, и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить
совершенствование мускульного аппарата. Для штриховки можно использовать
простой и цветные карандаши, фломастеры и цветные ручки.
4. Изготовление
поделок
из
бумаги:
вырезание
самостоятельно
ножницами
геометрических
фигур,
составление
узоров,
выполнение
аппликаций.
В
процессе кропотливой работы с
бумагой
у
детей
с
ОВЗ
развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется
мелкая моторика и координация движения рук, глазомер. Работа с бумагой
способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе
изготовления, чтобы получить желаемый результат. Формируются конструктивное
мышление, развиваются творческие способности, художественный вкус. Ручная
умелость, которая параллельно развивается в процессе работы с бумагой, в
дальнейшем позволяет ребенку с ОВЗ успешно овладеть навыком письма.
Упражнения и игры на развитие мелкой моторики рук на занятиях по внеурочной
деятельности и переменах
1. Конструирование.
Игры
с
конструктором,
мозаикой. Тьюторам и учителям нравится работать с
конструктором
«Лего»
и
металлическими
конструкторами
из
которого
собирают
различные
фигуры и даже сюжеты, а также с мозаикой. Развивается
образное
мышление,
фантазия,
развивается
мелкая
моторика рук.
ЛЕГО-
конструирование
способствует
формированию
интеллектуальных
способностей,
речевой деятельности, а самое главное, сохранению
психического
и
физического
развития
ребенка.
Игры с разными мозаиками способствуют
развитию мелкой моторики, сообразительности и
творческих
способностей
ребёнка,
развитию
планировать,
соблюдать
последовательность
действий, делать выводы, оценивать свою работу и
работу товарищей.
2. Застёгивание и расстёгивание пуговиц,
кнопок, крючков. Хорошая тренировка для
пальчиков,
совершенствуется
ловкость
и
развивается мелкая моторика рук.
3. Шнуровки. Уже
давно
доказано,
что
шнуровка – идеальная игрушка для развития
речи. Шнурование – незаменимый способ
развития мелкой моторики и координации
движений,
выработки
трудолюбия,
усидчивости и внимательности.
4. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков также улучшает развитие
мелкой моторики и ловкость пальчиков.
9. Нанизывание бус и
пуговиц.
Интересное
занятие
для
развития
воображения, фантазии
и мелкой моторики рук.
Летом можно сделать
бусы
из
рябины,
орешков, семян, мелких
плодов.
5. Игры
в
мяч.
(мячи
каучуковые,
резиновые,
пластмассовые, колючие, рифленые, плюшевые)
Упражнения с мячами:
Учиться
захватывать
мяч
всей
кистью и отпускать его;
Катать мяч по часовой стрелке;
Держать одной рукой-другой рукой
выполнять
ввинчивающие
движения, пощипывания. А так же
игры
с
мячиками
с
речевым
сопровождением (стихи, потешки и
т.д.)
6. Кубики. Пазлы.
Кубики. Данная игрушка появляется в жизни детей с
самого раннего детства. При помощи деревянных
или пластмассовых кубиков можно конструировать
башни, строить крепости и дома. Есть деревянные
кубики
с
нанесёнными
на
них
картинками
(например,
овощи,
домашние
животные,
герои
сказок), благодаря которым игра в кубики переходит
в собирание картинки. Это уже не только развитие
мелкой моторики и пространственного мышления,
но и развитие внимания и логики.
Пазлы. Соби
рая красочные картинки, ребенок развивает не
только
мелкую
моторику,
но
и
внимательность,
сообразительность,
логическое
мышление,
происходит
координирование работы глаз и кистей рук,
развитие речи посредством рассказа об итоге
своей работы. Деревянные пазлы или рамки-
вкладыши способствуют развитию мелкой
моторики рук, самостоятельности, внимания,
цветового восприятия, целостного восприятия
предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Впервые такие рамки
были использованы Марией Монтессори.
7. Прищепки.
Игры с прищепками прекрасно развивают
мускулатуру
пальчиков
ребенка,
способствуют координации движения рук,
развитию
речи
посредством
называния
частей тела, цветов, формы.
8. Крышечки.
В
своей
работе
с
детьми
использую
бросовый
материал
-
крышки
от
пластиковых
бутылок.
Их
можно
использовать, как раздаточный материал,
собрав
крышки
разных
цветов
(синие,
красные,
желтые,
зеленые,
белые, черные, коричневые) и построить паровоз,
домик, крепость и т.п., собрать крышки по цветам,
размеру.
Заданий и упражнений, направленных на
развитие мелкой моторики рук, очень много. При
желании, придумывать их можно бесконечно. Но
главное
здесь
-
учитывать
индивидуальные
особенности
каждого
ребенка,
его
возраст,
настроение, желание и возможности.
9. Работа с крупами, семенами, природным материалом занимает огромное
место на уроках ручного труда.
Крупа - очень полезный и приятный
материал
для
занятий
с ребенком,
Кроме
того
она
способствуют
развитию
мелкой
моторики.
При
соприкосновении
рук с крупой,
происходит стимулирование активных
точек, находящихся на ладонях.
Кинезиология. Кинезиологические упражнения.
«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения»
(Ж. Тассо).
Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического
здоровья через определенные двигательные упражнения. Истоки кинезиологии
следует искать почти во всех известных философских системах древности и
прогрессивных течениях современности. Так, древнекитайская философская система
Конфуция демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и
развития
ума.
Искуснейший
врач
Греции
Гиппократ
также
пользовался
кинезиотерапией.
В Россию метод целостного подхода балансирования движений и
взаимодействий человеческих энергетических систем привезла из США Керол Хонц,
которая преподавала его в Москве с 1991 по 1997 год.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КИНЕЗИОЛОГИИ: Развитие межполушарного воздействия,
способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи:
развитие межполушарной специализации;
синхронизация работы полушарий;
развитие мелкой моторики;
развитие способностей;
развитие памяти, внимания, речи;
развитие мышления.
В своей коррекционно- развивающей работе с тьюторантами я использую следующие
кинезиологические упражнения:
Глазодвигательные упражнения «ГЛАЗКИ»
(Чтобы зоркость не терять, нужно
глазками вращать). Вращать глазами
по кругу по 2-3 секунды (6 раз).
(Чтобы зоркими нам стать, нужно на
глаза нажать). Тремя пальцами каждой
руки легко нажать на верхние веко
соответствующего глаза и держать 1-2
секунды.
(Чтобы зоркими нам быть - нужно
глазками крутить). Вращать глазами по кругу - по 2-3 секунды.
(Зорче глазки чтоб глядели, разотрем их еле-еле).
В течение минуты массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
(Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг).
Глазами делать круговые движения (из стороны в сторону).
(Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз и все сначала).
Поднять глаза вверх. Опустить глаза. Повернуть глаза в правую сторону, затем в
левую сторону.
(Быстро-быстро поморгай - отдых глазкам потом дай).
Быстро моргать в течение 1-2 минут.
(Нужно глазки открывать, чудо чтоб не прозевать).
Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 секунд.
(Треугольник, круг, квадрат нарисуем мы подряд).
Нарисовать глазами геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) сначала по
часовой стрелке, затем против.
«Часовщик» (Часовщик прищурил глаз, чинит часики для нас).
Поочередно закрывать то один, то другой глаз.
Дыхательные упражнения
Дыхательные упражнения
«СВЕЧА», «ДЫШИМ
НОСОМ»
(Нужно
правильно
дышать,
чтоб
внутри
все
очищать).
Вдыхать левой ноздрей,
выдыхая
через
правую
ноздрю,
потом
наоборот.
Упражнения
улучшают
ритмику
организма,
развивают
самоконтроль
и
произвольность.
Улучшают
речевую
функцию
голосового аппарата.
Упражнение
для
релаксации «ПОГРЕЕМ
РУКИ»
способствует
расслаблению,
снятию напряжения. Эстафетная
палочка
-
карандаш
в
руках.
Соединить ладони и катать палку.
Это
упражнение
оказывает
положительное
воздействие
на
внутренние органы.
Массаж ушных раковин. Цель –
энергетизация мозга.
(Уши сильно разотрем, и погладим, и
помнем)
Помассировать мочки ушей, затем
всю
ушную
раковину.
В
конце
упражнения растереть уши руками.
Кинезиологические упражнения:
«УХО – НОС». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за
противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в
ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
«КУЛАК – РЕБРО – ЛАДОНЬ». Три положения на плоскости стола,
последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в
кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на
плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом –левой, затем
двумя руками вместе.
«
КОЛЕЧКО». Поочередно и как можно быстрее перебираем пальцы рук,
соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный,
средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к
указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется
каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
«ЦЕПОЧКА». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим
пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение
выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном
порядке (от мизинца к указательному пальцу).
«СИММЕТРИЧНЫЕ РИСУНКИ».
Взять в обе руки по карандашу или
фломастеру, начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-
симметричные рисунки, буквы (рисовать можно как на бумаге, так и в
воздухе). При выполнении этого упражнения ребенок чувствует, как
расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий
синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего
мозга.
«ЛЯГУШКИ». (снятие мышечного напряжения кистей рук, улучшение
внимания). Положить руки на стол (колени). Одна рука сжата в кулак,
другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять
положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
«ДОМ-ЁЖИК-ЗАМОК - ЦВЕТОК».
«СИЛАЧИ». (Чтобы силу рукам дать - нужно крепче их сжимать).
Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя
темп. Выполнять до максимальной усталости кистей. Затем расслабить руки и
встряхнуть.
Под влиянием кинезиологических упражнений у детей с ОВЗ развивается творческое
воображение и целостное восприятие, значительно улучшается состояние здоровья в
целом, повышается двигательная активность, происходит развитие речевых функций.
Анатолий Григорьевич Смолянинов – доктор философии в психологии, реабилитолог,
писатель,
автор
признанных
в
международной
практике
методов
коррекции
нарушений развития детского организма пишет в своей книге «Нейрокинезитерапия.
РУКА – МОЗГ», что вся работа этих занятий должна быть построена таким образом,
что каждый этап готовит последующий. И пока не будут достигнуты убедительные и
стабильные результаты на данном этапе, переходить к следующему – это значит
попасть в неподготовленное поле деятельности или, вспомним фразу Н. Бернштейна:
«… из понедельника перейти сразу в среду».
Су-Джок терапия
Су-джок-терапия – молодая,
но
одна
из
наиболее
оригинальных
и
эффективных
методик
восточной
медицины,
разработанная в 1986 году
южнокорейским профессором Пак Чжэ Ву. Главной ее составляющей является
своеобразный массаж. В переводе с корейского «су» – «кисть», а «джок» – «стопа».
Согласно представлениям народной медицины Востока, на кистях и стопах человека
располагается огромное количество высокоактивных точек, которые в Корее принято
называть
точками
соответствия.
Су-джок-массаж
–
метод
воздействия
на
акупунктурные
точки
кистей
и
стоп,
которые
являются
своеобразными
миниатюрными проекциями человеческого тела и его отдельных органов.
Су-Джок терапия позволяет воздействовать на биологически активные точки по
системе Су –Джок;
стимулировать речевые зоны коры головного мозга;
нормализовать мышечный тонус (что особенно важно для детей с
различными
двигательными
расстройствами,
детским
церебральным
параличом, минимальной мозговой дисфункцией);
активизировать
межполушарное
взаимодействие,
синхронизировать
работу обоих полушарий мозга;
стимулировать речевые области в коре головного мозга;
повысить
энергетический
уровень
ребенка,
развить
тактильную
чувствительность;
развить познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка.
Приемы Су – Джок терапии:
Массаж специальным шариком. Поскольку на руке находится множество
биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции
является массаж.
Массаж эластичным кольцом. Данный прием помогает стимулировать
работу внутренних органов.
Массаж ладоней и пальцев рук массажным шариком.
Шарик находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте
массажные движения, катая шарик вперёд-назад. Шарик находится между ладоней
ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая шарик по
ладоням. Держа шарик подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6
раз). Держа шарик подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как
будто открываете крышку). Зажмите шарик между ладонями, пальцы сцеплены в
"замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).
Перекладывайте шарик из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Упражнения эластичным пружинным кольцом.
Среди различных приспособлений для массажа по технике Су Джок наибольшую
популярность
приобрело эластичное
пружинное
кольцо.
Пружинные
кольца
(массажные кольца) называют эластичными, так как они хорошо растягиваются.
Эластичное Су Джок массажное кольцо позволяет одновременно производить
быструю
и
интенсивную
стимуляцию
множества
точек,
расположенных
по
окружности пальца. Поэтому кольцевой массаж показан при лечении различных
заболеваний. Интенсивный массаж пальцев Су Джок кольцом показан для укрепления
и повышения тонуса мышц, что способствует развитию мелкой моторики рук.
В работе по развитию мелкой моторики рекомендуется придерживаться
некоторых правил:
• подбирать задание с учетом их постепенно возрастающей сложности;
• учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности,
настроение;
• проводить работу регулярно, систематически;
• соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;
• повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную
игру;
• заботится о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется
его интерес к играм.
В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-
двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития,
коррекция имеющихся у них двигательных нарушений не только способствует
речевому развитию, но и позволяет детям овладеть навыками письма, рисования,
ручного труда, также поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше
адаптироваться
в
практической
жизни,
научиться
понимать
многие
явления
окружающего мира.
Не зря существует выражение, что наш ум – находится на кончиках наших пальцев.
Поэтому если мы хотим, чтобы наши дети были умными и способными, то
необходимо развивать мелкую моторику!
Данная методическая разработка предназначена для педагогов, работающих в
начальных специальных (коррекционных) классах, тьюторов, учителей-дефектологов
для применения на уроках, занятиях по внеурочной деятельности в соответствии с
ФГОС НОО, а также для организации
детей на переменах с целью снятия
эмоционального и физического напряжения, стимуляции мыслительных, речевых
функций и как средство предупреждения психологических перегрузок в ходе процесса
обучения, с соблюдением норм и требований по организации обучения младших
школьников с ОВЗ (легкой степенью умственной отсталости).
Разработка создана в двух форматах – бумажном (в виде альбома) и электронном, в
целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. — М.: Сов. Россия, 1973. -159 с.
2.Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство
ЭКСМО, 2010г.
3.Солнцева В.А. «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у
дошкольников и младших школьников», АСТ, М – 2008г.
4.Кислинская Т.А. «Гениальность на кончиках пальцев», Генезис, М – 2008г.
5.Сазонов
В.Ф.
Кинезиология,
снимающая
стресс.
(Введение
в
психо-
ориентированную кинезиологию). Рязанский государственный университет,2010г.
6.Смолянинов А. Г. Нейрокинезитерапия. РУКА – МОЗГ: Практическое руководство.
– К.: Пресс-КИТ, 2011г. – 52 с.
7.Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. Прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
8.
Подумай, нарисуй и раскрась. Альбом. “Радуга”, 2002.
9.
Шанина Г.Е. «Упражнения специального кинезиологического комплекса для
восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков», М., 1999 г.
10.
Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать.
“Академия Холдинг”, Ярославль 2002.