Напоминание

Изучении композиции при работе над гравюрой по картону


Автор: Светлана Ивановна Петрова
Должность: преподаватель изобразительных искусств
Учебное заведение: МБУДО "КДШИ"
Населённый пункт: р.п. Кольцово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Изучении композиции при работе над гравюрой по картону
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности техники гравюры по картону

Искусство печатной графики имеет много общего по содержанию с живописью, но

обладает своими специфическими особенностями и присущими только ей

возможностями. Гравюра по картону относится к выпуклой гравюре, так как оттиск на

бумаге дают возвышающиеся над фоном участки.

Возможности печатной графики, и в частности гравюры по картону, чрезвычайно широки

и позволяют автору

полностью проявить свою индивидуальность. Самая главная черта

графики – условность, и в очень большой степени она ощутима в гравюре по картону.

Условны передача пространства и формы, ведь основным выразительным средством здесь

выступают пятно и силуэт. Так же, очень высока степень стилизации. Кроме того, гравюра

на картоне отличается плоскостным изображением: цвет здесь не играет решающей роли в

трактовке образа. Он играет вспомогательную роль при передаче пространства путём

градации по тепло-холодности, а так же обогащает эмоциональный настрой композиции и

позволяет делать акценты в зависимости от художественного замысла. При занятии этой

техникой с детьми учителю следует обращать внимание на развитие у них графического

мышления, а для этого рассматривать, анализировать и обсуждать с ними работы

мастеров графического искусства. Детям не просто научиться художественно мыслить

черно-белым и условно- цветным.

Ещё одной особенностью гравюры на картоне является возможность получения оттисков

большого формата. Эстампы, выполненные в этой технике, не требуют детального

рассматривания, они лаконичны, выразительны и хорошо воспринимаются на расстоянии.

Вообще, эту гравюру можно назвать станковой гравюрой больших форм.

Говоря о тиражности, следует заметить, что она не велика. Во-первых, картон

изнашивается гораздо быстрее, чем дерево, линолеум или металл. Есть ещё одна серьёзная

причина, ограничивающая количество оттисков. Как и в некоторых других видах

гравюры, например, в офорте мягким лаком, в гравюре на картоне в большой степени

присутствует элемент непредсказуемости, поэтому при каждом новом печатании идёт

напряжённый творческий процесс, требующий затраты времени. Нельзя получить два

совершенно одинаковых эстампа, что ещё больше повышает их ценность и уникальность,

ведь в каждом из них присутствует душа художника , чувствуется трепет его руки. Этап

печатания имеет не меньшее, а порой и большее значение в процессе создания гравюры по

картону. Исключение составляют только первые годы обучения, когда требования к

печати очень просты.

Об истории гравюры

Первые известные нам образцы печатной графики – ксилографии, появились на Востоке

ещё в VIII веке. В Европе ксилография возникла в конце XIV века в эпоху Возрождения, и

сразу стала близка широким слоям населения благодаря дешевизне изготовления и

тиражности.

Затем, в XVII веке, господствующее место в гравюре занял офорт. Следующий, XVIII век,

отличается разнообразием техник, многие из которых были очень трудоёмки и сложны в

исполнении, например, техника «меццо-тинто». Большее развитие получили так же

травленые и живописные техники.

Развитие гравюры XIX века определили литография и торцевая ксилография, удешевив

гравюру и вернув ей качества массового искусства. Если говорить о русской гравюре, то

она нашла свой собственный путь. Её особенностью на рубеже XIX-XX веков было

развитие цветного декоративного эстампа.

Таким образом мы видим, что в процессе развития печатной графики появилось большое

количество разных видов гравюры. Какие-то техники заняли прочное место в

изобразительном искусстве, а что-то не получило дальнейшего развития, как например,

техники «меццо-тинто», «пунктир», «карандашная манера» - из-за сложности и

трудоёмкости. Но каждый вид гравюры неповторим, уникален и по-своему прекрасен.

Искусство графики постоянно развивается, в XX веке возникло множество новых её видов

благодаря появлению новых технологий в промышленности и новых материалов. И

сегодня это искусство не стоит на месте, ведь каждый художник в своей области –

экспериментатор. Интерес к графике постоянно растёт благодаря широте диапазона и

неограниченным возможностям для эксперимента.

Что касается гравюры по картону, то возникла она относительно недавно, в нашем веке,

Судя по информационным источникам, уже в 60-е годы она применялась. Например,

преподаватель изобразительного искусства из г. Вильнюса,

1

Кира Викторовна Дитмар, в

70-е годы применяла её на своих уроках.

Актуальность изучения предмета на уроках ИЗО и композиции

Гравюра по картону является, по сути, печатанием по аппликации. В ряде литературных

источников эта техника имеет названия «гравюра по аппликации»* и «эстамп по

аппликации»**. Именно тесная связь с аппликацией позволяет плавно и логично перейти

от аппликации к гравюре по картону и применить её в обучении детей младшего возраста

основам композиционного мышления. Дети охотно откликаются на предложение учителя

отпечатать аппликацию, ведь они получают новые возможности для выражения своих

эмоций и создания образов, к тому же новизна и непривычность такого печатания дают

хороший заряд для пробуждения детской фантазии и творческой активности. Учащихся

привлекает и элемент игры – превращение аппликации в графическое изображение.

Нелишне было бы отметить так же доступность техники и простоту в исполнении, ведь

никаких особых материалов для занятия гравюрой не требуется, всё необходимое есть в

любом кабинете изобразительно искусства. Типографскую или масляную краску с

успехом заменяет гуашь, которой последовательно покрывают небольшие участки клише

для печатания, чтобы она не успевала высыхать.

Формирование основ композиционного мышления и межпредметные связи

Учебный блок призван подвести учащихся к понятию единства формы и содержания. В

произведении искусства первична идея художника, а композиция - средство её

выражения. Термин «композиция» понимается в двух значениях:

- создание сюжетно-тематического произведения;

- организация всех элементов изображения для воплощения идеи, замысла.

Задания рассчитаны на изучение и применение основных законов композиции:

- цельности;

- типизации;

- контрастов;

- подчинённости замыслу;

правил композиции:

- передача ритма;

- выделение сюжетно-композиционного центра;

- симметрия, асимметрия;

- расположение главного на втором пространственном плане;

приёмов композиции:

- горизонтали и вертикали;

- диагональ;

1

* Сборник. Чтобы ожили стены. М., 1977, с.51

** Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир. М., 1993, с.56

2

средств композиции:

- линия;

- штрих – линия;

- пятно (тон).

В ДХШ и ДШИ учащимся упоминают о композиции уже на первых занятиях, когда

знакомят их с размещением изображения на плоскости. На первом году обучения в ДШИ

(по 6-7 летнему курсу обучения) композиции выполняются декоративными, и гравюра на

картоне не является исключением, так как выполняется по аппликации, являющейся

видом декоративного творчества. Основные законы композиции можно выразить

простыми словами, доступными пониманию детей:

- умей выделить главное;

- избегай одинаковости, ведь в жизни нет однообразия;

- объедини главное и второстепенное, пусть они живут на твоей картине вместе;

- подбери формат для своего образа.

Все эти простые правила легко выполнить в аппликации, а затем в гравюре, потому что

вырезанные фигурки легко двигать по листу. Лишнее можно убрать, обрезать, а

необходимое добавить. И если учитель сможет создать на уроке обстановку творческой

раскрепощённости, затронуть сердце и чувства своих учеников, то в результате работы у

ребят получатся самобытные, своеобразные, эмоционально насыщенные произведения

искусства.

На втором году обучения сохраняется тесная связь с ДПИ, но уже прослеживается и

связь с рисунком. Так же, акцентируется внимание учащихся на понятиях «силуэт»,

«пятно», «формат», «пропорции», «симметрия», «асимметрия», «выделение главного».

Применяется конструктивное составление изображения, даются понятия о форме и

размере пятна.

На третьем году обучения даются понятия «контраст», «нюанс», «ритм», «равновесие».

Учащиеся уже осознанно подходят к работе над композицией, умеют выполнять

подготовительный эскиз, который затем увеличивают на кальке и переносят на картон-

основу. В процессе создания клише учащиеся рассматривают его в зеркале, на какой-то

момент становясь зрителями своего произведения. Такой приём обновляет восприятие

учащихся и позволяет им сознательно проанализировать ошибки и достоинства своей

композиции, а так же сделать необходимые дополнения и исправления. На данной стадии

изучения гравюры по картону прослеживается чёткая связь с предметом «рисунок».

На четвёртом году обучения учащиеся знакомятся с понятиями «ритм как организующее

средство композиции». «соразмерность элементов композиции», «статика», «динамика»,

«композиционный центр». Вводится использование второго цвета в гравюре, что

позволяет усилить эмоциональное воздействие произведения, ведь цвет оказывает

психологическое воздействие на человека. Конечно, выбор цвета для учащихся не может

быть случайным, он продумывается в ходе эскизных поисков. Прослеживается чёткая

связь с цветоведением. Использование выступающих и отступающих цветов помогает

передавать пространство, что тоже связывает гравюру с живописью.

Таким образом, при изучении гравюры по картону, учащиеся используют и закрепляют

знания, получаемые на всех основных предметах учебного плана: рисунке, живописи,

композиции, ДПИ.

Психолого-возрастное обоснование этапов работы с учащимися

В разделе «содержание предмета» подробным образом будет описан ход занятий, с

указанием учебных задач, стоящих перед учащимися и учителем, размера работ, сведений

и понятий. К старшему возрасту прослеживается увеличение количества часов,

усложнение технологических приёмов, увеличение формата и усложнение

композиционных задач. Учащиеся постепенно приобретают навыки работы , учатся

3

мыслить чёрно-белым в композиции, подходят к усложнению этапов работы над

гравюрой. Каждому возрасту посильны свои задачи.

На примере применения эскиза мы можем проследить принцип усложнения:

Самые младшие дети работают вообще без эскизов, дети среднего возраста делают

линейный эскиз, стремясь быстро передать свои эмоции и динамику в композиции. А

ребята постарше обдуманно работают над клише, выполняя условно-тональный эскиз.

В результате полученного опыта придёт мастерство, и при дальнейших занятиях гравюрой

в старших классах будет вполне возможно даже создание серии листов, объединённых

темой. В этом случае от юных художников потребуется внимательное отношение к

композиции каждого листа, соблюдение в них единого стиля и определённой

закономерности.

Материалы и оборудование для занятий

На занятиях по гравюре потребуется:

- картон глянцевый и матовый;

- клей ПВА;

- ножницы;

- фотовалик и гладкая поверхность (стекло, керамическая плитка);

- широкая нежёсткая плоская кисть;

- калька;

- зеркало большое настенное;

- набор гуаши;

- цветная (светлая) или белая бумага, желательно шероховатая;

- типографская или масляная краска.

Место курса обучения в учебном плане ДШИ

Представленный в методической разработке комплекс занятий является образовательным

блоком, который может быть включён в предметы учебного плана ДШИ: «Основы

изобразительного искусства», «Станковая композиция» и «Прикладная композиция».

Простота и доступность техники позволяет так же включить его в учебный план

общеэобразовательной школы. Комплекс рассчитан на обучение детей с 7-9 летнего

возраста, в течение 4 лет. Темы каждого года обучения даются цельным блоком, учебная

четверть определяется учителем. Каждое занятие рассчитано на 2 часа, исключение

составляют темы: «Что такое гравюра» и «Цветная гравюра», где на предварительную

беседу отводится по 1 часу.

В приложении к методической разработке представлены творческие работы обучающихся

2, 3 и 4 года обучения.

Тематический план

Темы могут быть изменены, в соответствии с творческим замыслом преподавателя и

обучающихся. Учебные задачи и сложность заданий должны соответствовать уровню

подготовки обучающихся и степенью овладения ими соответствующих навыков.

год

размер работы

количество

4

обучения

тема

часов

1

Что такое гравюра

Цветок

10 х 15

10 х 15

3

4

всего: 7

2

Сказочный домик

Персонаж

15 х 25

15 х 25

6

6

всего: 12

3

Натюрморт с посудой

Животные и птицы

20 х 30

20 х 30

8

10

всего: 18

4

Цветная гравюра

Иллюстрация

15 х 25

25 х 40

3

12

всего: 15

Всего: 52 часа

Содержание занятий

1-й год обучения

Занятие №1. Беседа «Что такое гравюра».

Задачи: Знакомство с графикой как одним из видов изобразительного искусства.

Просмотр гравюр опытных мастеров или старших учащихся из методического фонда.

Практический показ учителем выполнения оттиска с небольшого готового клише. Беседа

об отличии графики от живописи. Поля в гравюре.

Занятие №2. Что такое гравюра.

Задачи: Приобретение начальных навыков работы в технике, организации рабочего места.

Практическая работа учащихся: отработка приёмов работы печатания гравюры с готовых

клише из методического фонда. Просмотр эстампов.

Занятие №3. Цветок

Задачи: Знакомство с приёмами работы по изготовлению клише.

Практический показ учителем приёмов выполнения клише, обращается внимание на

прочность приклеивания, расположение цветка в плоскости листа (по центру).

Практическая работа учащихся, кусочки картона простой формы приклеиваются без

наложения.

Занятие №4. Цветок.

Задачи: Закрепление навыков печатания. Даётся понятие высокой печати.

При желании учащихся оттиск выполняется на цветной бумаге. Выбор цвета краски для

печати, исключается светлый цвет. Обращается внимание учащихся на зеркальность

изображения, густоту краски для печатания, организацию рабочего места.

2-й год обучения

Занятие №1. Сказочный домик.

Задачи: Знакомство с применением графики в книжной иллюстрации.

Эмоциональная беседа о сказочной архитектуре, просмотр иллюстраций. Практическая

работа учащихся: небольшой линейный эскиз. На картон-основу клише переносить его не

5

нужно. Рассматриваем гравюры и клише к ним. Вспоминаем о зеркальном изображении

при печати.

Занятие №2. Сказочный домик.

Задачи: Дать понятие о формате, выделении главного в композиции, выразительности

пятна и силуэта.

Практическая работа учащихся, помощь и показ приёмов работы учителем. Составляем

композицию из крупных деталей, располагаем их на листе с учётом зеркального

изображения, уравновешиваем композицию. Затем усложняем элементами окон, дверей,

колонн, крыши и т. д.

Занятие №3. Сказочный домик

Задачи: Закрепление навыков печати. Закрепление понятий «формат», «пятно», «силуэт».

Подбор цвета, подготовка краски. Отработка приёмов и навыков, организация рабочего

места. Вспоминаем, зачем нужны поля в гравюре. Выполняем несколько эстампов.

Коллективное обсуждение, выбор лучших образцов.

Занятие №4. Персонаж.

Задачи: Продолжение знакомства с книжной графикой. Дать понятие о пропорциях,

симметрии и асимметрии в композиции.

Эмоциональная беседа о героях сказок и литературных произведений. Практическая

работа учащихся: передача эмоционального отношения к изображаемому в небольшом

линейном эскизе. Начало работы над клише, размер картона-основы в пределах 15 х 25

см, но по желанию можно варьировать пропорции, в зависимости от задуманного образа.

Занятие №5. Персонаж.

Задачи: Отработка навыков изготовления клише.

Перед практической работой рассматриваем гравюру и определяем, какие элементы

накладывались последними, на оттиске они самые тёмные. При изготовлении клише

соблюдаем принцип зеркальности, рассматриваем периодически эскизы в зеркале.

Прочное приклеивание с наложением элементов.

Занятие №6. Персонаж.

Задачи: Закрепление понятий «пропорции», симметрия», «асимметрия», «выделение

главного», «формат».

Беседа об эстампе, краткие исторические сведения с иллюстрированием рассказа.

Практическая работа учащихся: эксперимент на пробных оттисках, выполнение

нескольких эстампов. Просмотр и обсуждение работ, выбор лучших образцов.

3-й год обучения

Занятие №1. Натюрморт с посудой.

Задачи: Систематизировать знания учащихся о видах печатной графики.

Беседа о видах печатной графики. Рассматриваем ученическую гравюру из методического

фонда и клише к ней. Определяем, что было вырезано и наклеено, а что отпечатано по

принципу монотипии. Практическая работа учащихся: выполнение на 2-3 небольших

линейных эскизах разных вариантов размещения силуэтов посуды в натюрморте. Выбор

наиболее удачной композиции. Способом складывания вырезаем из тонкой бумаги

силуэты посуды для своей композиции.

Занятие №2. Натюрморт с посудой.

Задачи: Дать понятие о ритме и равновесии.

6

Практическая работа учащихся: вырезаем картон-основу необходимого формата,

выкладываем на нём композицию из заготовленных силуэтов с учётом зеркальности.

Выбранные силуэты переносим на картон, вырезаем и наклеиваем на клише (не более 3

предметов ближнего плана). Дальние предметы рисуем на клише карандашом. Проверяем

композицию в зеркале.

Занятие №3. Натюрморт с посудой.

Задачи: Совершенствование приёмов печати. Закрепление понятия о гравюре и

монотипии.

Практическая работа учащихся: проба печати по принципу монотипии, на черновом

варианте. Экспериментируем с краской: густота, насыщенность тона. Отрабатываем

новые приёмы работы. Практический показ и помощь учителя.

Занятие №4. Натюрморт с посудой.

Задачи: Отработка приёмов печатания.

Практическая работа учащихся: выполняем не менее 2 эстампов в чистовом варианте.

Просмотр работ в конце занятия, обсуждение и выбор наиболее удачных образцов.

Занятие №5. Животные и птицы.

Задачи: Закрепление понятия о силуэте и пятне как средствах композиции. Прививать

навыки анализа художественного произведения.

Рассматриваем репродукции с произведений художников-графиков. Обращаем внимание

на силуэт и пятно как на средство выразительности композиции. Обсуждаем образцы

гравюры на картоне из методического фонда в контексте средств композиции – силуэта и

пятна. Практическая работа учащихся: изображение небольшого тонального силуэта

животного или птицы, можно придумать фантастическое существо, максимально

стилизовать изображение. Передать выразительность силуэта.

Занятие №6. Животные и птицы.

Задачи: Дать понятие о законах типизации и контрастов в композиции. Знакомство с

понятиями о контрасте и нюансе.

Практическая работа учащихся: создание эскиза композиции из 1-2 животных или птиц. В

зависимости от образа продумывается фон. Увеличенный эскиз переносится на кальку

размером в пределах 20 х30 см, намечаются элементы дальнего плана: горы, облака,

деревья и т. д. С кальки рисунок в зеркальном изображении переносится на картон-

основу.

Занятие №7. Животные и птицы.

Задачи: Закрепление навыков работы в технике.

Практическая работа учащихся: по кальке выполняются элементы из картона,

наклеиваются на основу клише с применением наложения. Композиция проверяется в

зеркале. Оптимально используется детализация.

Занятие №8. Животные и птицы.

Задачи: Закрепить понятия «типизация», «контраст», «нюанс», «ритм», «равновесие».

Практическая работа учащихся: печатание эстампов. Практический показ и помощь

учителя. Перед основной работой проба на черновом варианте. Подбор цвета, густота

краски. Гравюру можно выполнять на цветной бумаге. При необходимости оттиск

выполняется несколькими приёмами, выпуклые элементы покрываются краской

осторожно, не заходя на фон. Для дальнего плана насыщенность цвета ослабляем

добавлением белил.

7

Занятие №9. Животные и птицы.

Задачи: Понятие о законе цельности. Прививать навыки анализа своей работы над

композицией.

Практическая работа учащихся: печатание эстампов. В конце занятия проводится

просмотр и обсуждение работ, выбор наиболее удачных образцов.

4-й год обучения

Занятие №1. Цветная гравюра.

Задачи: Систематизировать знания учащихся о видах печатной графики. Понятие о

сюжетно-композиционном центре.

Беседа о возможностях цветной гравюры, условности художественного языка. Просмотр

репродукций произведений графики. Способы получения цветной гравюры с помощью

одного и нескольких оттисков. Значение цветного фона.

Занятие №2. Цветная гравюра.

Задачи: Понятие о пространственных планах. Знакомство с правилом композиции –

расположением главного на втором пространственном плане.

Практическая работа учащихся: печатание цветных эстампов по готовым клише из

запасов методического фонда. Подбор цвета, отработка технических приёмов. Учащимся

даётся домашнее задание: к следующему занятию найти и принести литературное

произведение для выполнения к нему иллюстрации.

Занятие №3. Иллюстрация.

Задачи: Дать понятие единства формы и содержания, первичности замысла в

художественном произведении. Понятие статики и динамики, композиционного центра,

соразмерности элементов композиции.

Беседа о книжной иллюстрации. Ключевые моменты литературного произведения,

цельность текста и иллюстрации. Практическая работа учащихся: небольшой 1-

2фигурный эскиз иллюстрации. Определяем главное и второстепенное, решение эскиза

условно-тоновое. При работе над эскизом анализируем последовательность наклеивания

элементов композиции и способ печатания, допускаем элемент случайности в конечном

результате.

Занятие №4. Иллюстрация.

Задачи: Закрепить правило композиции – выделение сюжетно-композиционного центра.

Закрепить навык анализа своей работы над композицией.

Практическая работа учащихся: увеличение эскиза в натуральную величину будущей

композиции, перенос его на кальку. Пропорции формата зависят от композиции и

замысла. Консультативная помощь учителя. Коллективный просмотр всех эскизов в конце

занятия, обсуждение достоинств и эмоционального воздействия композиции.

Занятие №5. Иллюстрация.

Задачи: Дать понятия: соразмерности элементов в композиции; ритма как организующего

средства композиции.

Практическая работа учащихся: выполнение клише. Оптимальное использование деталей,

проверка композиции в зеркале.

Занятие №6. Иллюстрация.

Задачи: Закрепить навык анализа своей работы над композицией.

8

Практическая работа учащихся: предварительные цветовые эскизы. Обсуждение с

учителем, выбор наиболее удачного варианта.

Занятие №7. Иллюстрация.

Задачи: Закрепление и совершенствование навыков выполнения гравюры.

Практическая работа учащихся: печатание эстампов. Можно использовать цветной фон,

применять способ монотипии.

Занятие №8. Иллюстрация.

Задачи: закрепить понятия: «сюжетно-композиционный центр», « единство формы и

содержания», понятия об основных законах композиции: цельности, подчинённости

замыслу.

Практическая работа учащихся: печатание эстампов. Итоговая выставка в конце занятия,

беседа об эмоциональном воздействии на зрителя художественного произведения. Выбор

наиболее качественных эстампов.

Рекомендуемая литература

1.

Дитмар.К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир. М., 1993

2.

Перепёлкина Г.П. Искусство видеть и смотреть. М.,1982

3.

Сборник. Советская графика. Вып.8. М., 1984

4.

Сборник. Чтобы ожили стены. М., 1977

5.

Турова В.В. Что такое гравюра. М., 1986

Список использованной литературы

6.

Сборник. Опыт работы детского музея изобразительного искусства. Самара, 1998

7.

Телешун Н.В. Гравюра на линолеуме. Красноярск, 2001

8.

Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. Композиция. М., 1978

9

Приложение 1

Творческие работы обучающихся в технике гравюры по картону

2 год обучения 3 год обучения

4 год обучения

10

Приложение 2

Схема-классификация видов печатной графики

Печатная графика

гравюра

углубленная

выпуклая

литография

резцовая

ксилография

офорт

линогравюра

акватинта

гравюра по

картону

меццо-тинто

сухая игла

лавис

мягкий лак

монотипия

11



В раздел образования