Напоминание

Педагогические чтения


Автор: Гавринева Ирина Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ-Гимназия №45
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Тезисы по методической теме "Развитие ключевых компетенций на уроках математики в начальных классах
Тема: Педагогические чтения
Раздел: начальное образование





Назад




«Развитие ключевой компетенции личностного самосовершенствования

на уроках математики в начальных классах»

Тезисы (2021г)

- Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений. Будущее во

многом будет зависеть от их способности понимать и воспринимать новые

концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к

изменяющимся условиям в течение всей своей жизни.

- Одна из актуальных проблем современного общества – формирование

личности, готовой активно влиять на существующую действительность, изменяя

ее к лучшему.

- На первый план выходят определенные требования к личности – творческой,

активной, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом,

высокообразованной, профессионально-грамотной

.

-

В настоящее время в начальных классах всё более актуальным становится

вопрос компетентностного подхода в образовании. Используя технологии

развивающего обучения педагогам нужно научить детей тем знаниям, обучить

тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет

воспользоваться в своей дальнейшей жизни.

- Компетенция — это те знания, умения и навыки, которыми младший

школьник овладевает в начальной школе и использует их во всех сферах своей

дальнейшей жизнедеятельности».

- Ключевые компетенции обучающегося начальных классов (начальный этап):

учебно-познавательная компетенция;

информационно-технологическая компетенция;

компетенция социального взаимодействия;

компетенция личностного самосовершенствования;

коммуникативная компетенция.

- Компетенция личностного самосовершенствования направлена в тому,

чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального

саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

- Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает

способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что

выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых

современному человеку личностных качеств, формировании

психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

- Правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя

культура, основы безопасности жизнедеятельности. На подсознательном уровне

сообщаю ученику информацию, которая может потребоваться ему в его

дальнейшей жизни.

- Готова привести фрагмент урока с использованием технологии развивающего

обучения.

- С целью реализации данной компетенции, мною был внедрён такой вид

деятельности на уроках математики как решение задач с «лишними данными».

- Во втором классе общеобразовательной школы на уроках математики я

провожу уроки по решению задач с «лишними данными». Рассмотрю некоторые

из предложенных детям задач.

- «Задача №1. Известно, что зубы надо чистить два раза в день — утром и

вечером, а в обед, после еды, надо полоскать рот. За неделю Вася забыл почистить

зубы 3 раза утром и 4 раза вечером, также он забыл прополоскать рот после обеда

6 раз. Сколько всего раз за неделю Вася забыл про свои зубы?»

- Провожу анализ задачи. На первый взгляд может показаться, что данную

задачу можно отнести к общекультурной компетенции, однако в условии

прослеживается та грань, которая отвечает именно за развитие общества, а не за

его функционирование. Таким образом, дети усваивают уже более совершенные

знания.

- «Задача №3. Известно, что когда в помещении ощущаешь запах газа, ни в коем

случае нельзя включать свет. Однако вчера в одном доме про это правило забыли

жильцы 7 квартир. Это на 6 квартир меньше, чем сегодня про это же правило

забыли жильцы другого дома. Сколько всего квартир пострадало от взрыва газа?»

- Сразу же может показаться, что данная задача нарушает этический принцип

содержания математических заданий, но не следует забывать и о безопасности

жизнедеятельности, которую я также включаю в компетенцию личностного

самосовершенствования. Как показала работа над данной задачей, её

информативная часть сильно повлияла на самосознание детей, т.к. большинство

учеников из предложенных трёх информативных баз особенно запомнили именно

эту.

- Следует так же отметить, что работа над такими задачами показала, что

«лишние данные» не мешают ученикам при решении задач. Естественно, текст

задач получается объёмным, и было бы неуместным использовать данный приём

в первом классе, т.к. детям приходится много читать по ходу урока.

- Таким образом, я предложила свои примеры реализации ключевой

образовательной компетенции личностного самосовершенствования на уроках

математики в начальной школе. Могу привести множество подобных примеров

из своей практики.

- Предложенные мною разработки могут быть модернизированы, изменены,

дополнены. Всё зависит от уровня готовности учителя и обучающихся класса к

реализации компетентностного подхода в своей учебной деятельности.

2021г



В раздел образования