Автор: Гавринева Ирина Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ-Гимназия №45
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Тезисы по методической теме "Развитие ключевых компетенций на уроках математики в начальных классах
Тема: Педагогические чтения
Раздел: начальное образование
«Развитие ключевой компетенции личностного самосовершенствования
на уроках математики в начальных классах»
Тезисы (2021г)
- Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений. Будущее во
многом будет зависеть от их способности понимать и воспринимать новые
концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к
изменяющимся условиям в течение всей своей жизни.
- Одна из актуальных проблем современного общества – формирование
личности, готовой активно влиять на существующую действительность, изменяя
ее к лучшему.
- На первый план выходят определенные требования к личности – творческой,
активной, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом,
высокообразованной, профессионально-грамотной
.
-
В настоящее время в начальных классах всё более актуальным становится
вопрос компетентностного подхода в образовании. Используя технологии
развивающего обучения педагогам нужно научить детей тем знаниям, обучить
тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет
воспользоваться в своей дальнейшей жизни.
- Компетенция — это те знания, умения и навыки, которыми младший
школьник овладевает в начальной школе и использует их во всех сферах своей
дальнейшей жизнедеятельности».
- Ключевые компетенции обучающегося начальных классов (начальный этап):
учебно-познавательная компетенция;
информационно-технологическая компетенция;
компетенция социального взаимодействия;
компетенция личностного самосовершенствования;
коммуникативная компетенция.
- Компетенция личностного самосовершенствования направлена в тому,
чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального
саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
- Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает
способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что
выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых
современному человеку личностных качеств, формировании
психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
- Правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя
культура, основы безопасности жизнедеятельности. На подсознательном уровне
сообщаю ученику информацию, которая может потребоваться ему в его
дальнейшей жизни.
- Готова привести фрагмент урока с использованием технологии развивающего
обучения.
- С целью реализации данной компетенции, мною был внедрён такой вид
деятельности на уроках математики как решение задач с «лишними данными».
- Во втором классе общеобразовательной школы на уроках математики я
провожу уроки по решению задач с «лишними данными». Рассмотрю некоторые
из предложенных детям задач.
- «Задача №1. Известно, что зубы надо чистить два раза в день — утром и
вечером, а в обед, после еды, надо полоскать рот. За неделю Вася забыл почистить
зубы 3 раза утром и 4 раза вечером, также он забыл прополоскать рот после обеда
6 раз. Сколько всего раз за неделю Вася забыл про свои зубы?»
- Провожу анализ задачи. На первый взгляд может показаться, что данную
задачу можно отнести к общекультурной компетенции, однако в условии
прослеживается та грань, которая отвечает именно за развитие общества, а не за
его функционирование. Таким образом, дети усваивают уже более совершенные
знания.
- «Задача №3. Известно, что когда в помещении ощущаешь запах газа, ни в коем
случае нельзя включать свет. Однако вчера в одном доме про это правило забыли
жильцы 7 квартир. Это на 6 квартир меньше, чем сегодня про это же правило
забыли жильцы другого дома. Сколько всего квартир пострадало от взрыва газа?»
- Сразу же может показаться, что данная задача нарушает этический принцип
содержания математических заданий, но не следует забывать и о безопасности
жизнедеятельности, которую я также включаю в компетенцию личностного
самосовершенствования. Как показала работа над данной задачей, её
информативная часть сильно повлияла на самосознание детей, т.к. большинство
учеников из предложенных трёх информативных баз особенно запомнили именно
эту.
- Следует так же отметить, что работа над такими задачами показала, что
«лишние данные» не мешают ученикам при решении задач. Естественно, текст
задач получается объёмным, и было бы неуместным использовать данный приём
в первом классе, т.к. детям приходится много читать по ходу урока.
- Таким образом, я предложила свои примеры реализации ключевой
образовательной компетенции личностного самосовершенствования на уроках
математики в начальной школе. Могу привести множество подобных примеров
из своей практики.
- Предложенные мною разработки могут быть модернизированы, изменены,
дополнены. Всё зависит от уровня готовности учителя и обучающихся класса к
реализации компетентностного подхода в своей учебной деятельности.
2021г