Напоминание

Речевое музицирование - как средство развития музыкальных способностей дошкольников


Автор: Наталья Борисовна Кожевникова
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Медвежонок"
Населённый пункт: Тамбовская область, город Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Речевое музицирование - как средство развития музыкальных способностей дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Речевое музицирование - как средство развития музыкальных

способностей дошкольников

Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими

окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у

таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность.

Но ребенок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои

потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет

особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти

свое место.

Цель музыкального развития детей с ОВЗ – оздоровление детей, с позиций

музыкально-эстетической

направленности,

позволяющих

влиять

на

морально- психологическое состояние ребенка.

Идея широко использовать речь в обучении музыке принадлежит Карлу

Орфу. В основе лежит общность выразительных средств речи и музыки,

прежде всего ритма. Ритмизованная и озвученная инструментами речь,

является чудесной музыкой. Речевые упражнения представляют собой

эффективную форму творческой работы с детьми. Они важны для

дошкольников. Благодаря им дети легко обучаются. Упражнения помогают

развиваться,

фантазировать

и

запоминать

материал,

ребёнок

учится

познавать окружающий мир, развивает познавательную деятельность, решает

обучающие задачи.

Основой для речевых упражнений служит детский фольклор: считалки,

дразнилки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы.

Заинтересовавший детей текст - является лучшей предпосылкой для

плодотворного музицирования. Из собственного опыта могу сказать, что с

большим воодушевлением дети воспринимают звуковую бессмыслицу, так

называемые тарабарские, чепуховские рифмы. Именно поэтому речевое

музицирование нужно начинать с игровых фонем и фонемных слогов.

Развивая эту идею и реализуя ее на практике, я активно использую

разработанные разнообразные модели, доступные детям разного возраста.

Инструментальное

сопровождение речевых упражнений

дает

дополнительные

богатые

возможности

для

различных

интерпретаций.

Главенствующая роль здесь по праву принадлежит "звучащим жестам", но не

менее интересны они в сопровождении звуковысотных и шумовых ударных

инструментов: "Весна", "Зайчик", Ора - ора" и др.

Для старших дошкольников доступны и привлекательны цепные рифмы и

песни, дающие возможность разворачивать длинные сюжеты. Более сложный

вариант

получится

из

сочетания

ритмоформул,

заключенных

в

последовательности слов: "Тутти - фрутти - рондо" и др.

Речевые упражнения очень важны для развития у детей чувства ритма,

слуха. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается детьми естественно и

извлекается без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые

инструменты.

Речевые полиритмические изложения, в том числе и речевой канон,

доступны

в

исполнении

дошкольниками,

способствуя

формированию

распределенного

дифференцированного

внимания,

как

необходимого

условия коллективных форм музицирования: "Ветер и эхо".

Формирование движения у человека происходит при участии речи, а речи

- при участии движения. Пластика вносит в речевое музицирование

пантомимические и театральные возможности, способствуя индивидуальной,

интерпретации

образа,

эмоциональному

самовыражению.

Общность

выразительных средств речи, движения и музыки, доступность и легкость

речевого импровизирования являются основой для творческих действий

детей.

Речевые упражнения служат эффективным средством развития

интонационного и тембрового слуха. Каждая речевая модель подразумевает

различные интерпретации в динамике, регистре, тембре, с различной

артикуляцией, в различном темпе. Такая разнообразная работа дает

возможность почувствовать индивидуальность каждой интерпретации текста

как результат изменений в использовании средств, взаимосвязь всех свойств

звука в музыкальной интонации.

Речевые упражнения - наиболее доступное средство для развития

предпосылок умения импровизировать. Детская речевая импровизация может

выражаться лишь в добавлении нового слова или строчки для создания

версии любимого стиха или песни, в поиске слова, подходящего по ритму к

заданной модели, в образовании различных композиций из ритмизованной

цепочки слов.

Речевое музицирования в процессе социализации детей с ОВЗ,

необходимо как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью

коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ

невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов

познания мира. Музыка также является средством, способным помочь детям

с ОВЗ увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей

среды, помочь им познать свое Я, войти в мир взрослых, полноценно

существовать и взаимодействовать в нем.

Таким образом, регулярное выполнение упражнений по речевому

музицированию,

позволяет

развивать

музыкальные

способности

у

дошкольников с ОВЗ и имеет воспитательное и образовательное значение.

Результат своей деятельности я выношу на праздники и развлечения, а также

выступление детей на общегородских мероприятиях и конкурсах, по итогам

которых воспитанники не раз становились призерами и победителями.

Литература

1.Тютюнникова Т.Э. ДОНОТКИНО. Часть 1. Учебное пособие. - М.:

Педагогическое общество России, 2005 - 64 с.

2. Тютюнникова Т.Э. ДОНОТКИНО. Часть 2. Учебное пособие. - М.:

Педагогическое общество России, 2005 - 96 с.

3.

«Музыкальная

палитра».

Учебно-методический

и

музыкально-

литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ.



В раздел образования