Автор: Горбунова Наталья Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Меловская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с. Меловое Ракитянского района Белгородской области
Наименование материала: урок-исследование
Тема: Исследование на уроках русского языка как развитие творческих способностей учащихся
Раздел: среднее образование
Исследование на уроках русского языка
как развитие творческих способностей учащихся
Урок по теме «Лексика» в 6 классе
Тема: Лексикон учащихся 5-9 классов нашей школы
Цель исследования:
проанализировать речь современных школьников с точки зрения
использования ими общеупотребительной и ограниченной в употреблении
лексики и определение путей пополнения словарного запаса учащихся моей
школы.
Научная новизны этой темы:
причины редкого употребления диалектизмов школьниками:
диалектизмы- это лексика старшего поколения, людей пожилого
возраста;
в наши дни использовать диалектизмы неактуально, смешно и
«старомодно».
Что такое сленг? Что такое молодёжный сленг?
Научная новизна: для чего ее получили, зачем она нужна?
учиться уместно использовать ограниченную лексику в соответствии с
ситуацией общения.
Знать о невозможности ее применения в нормированной речи.
Чтобы
избавиться
от
отрицательного
влияния
ограниченной
в
употреблении лексики, надо хорошо знать нормы литературного языка-
нормы произношения, ударения, словоизменения.
Область исследования:
жаргонизмы и молодежный сленг как слой лексики, тесно связанный с
жизнью современного школьника
Объект исследования: устная речь учащихся
Для достижения цели определены следующие задачи:
Определить, какое место занимает необщеупотребительная лексика-
диалектизмы и профессионализмы в речи учащихся.
Определить понятия "жаргон" и "сленг".
Провести социологическое исследование среди учащихся среднего
звена школы с целью определения :
круга наиболее употребительных жаргонных слов;
частоты употребления жаргонизмов;
причин употребления школьниками жаргонизмов.
Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах.
Систематизировать материал.
Сделать выводы по теме исследования
Гипотеза:
в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика:
сленг, жаргонизм - часто употребляемые средства в речи школьников, их
употребление связано с желанием выделиться среди людей, быть
современными;
жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью
и деятельностью школьников. Так ли это?
Причины редкого употребления диалектизмов школьниками:
диалектизмы- это лексика старшего поколения, людей пожилого
возраста;
в наши дни использовать диалектизмы неактуально, смешно и
«старомодно».
Я подтверждала эту гипотезу при помощи специально
составленного комплекса методов и методик: включенное наблюдение
за учащимися в процессе общения, интервьюирования.
По моей теме исследования «Лексикон учащихся 5-9 классов моей школы» я
использовала следующие методы:
Анализ - метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон,
свойств, составных частей чего-нибудь. Например, оценивая действия
учащихся на уроке, исследователь выделяет действия отдельных учеников
в группах.
Одно и то же исследуемое явление можно анализировать во
многих аспектах. Мне понадобится всесторонний анализ
явления, который позволяет глубже раскрыть его.
Непосредственное наблюдение – это наблюдение, в
процессе
которого
объект
прямо
воздействует
на
органы
чувств наблюдателя
Наблюдение осуществляют в соответствии со следующим
алгоритмом:
1. Определение цели наблюдения.
2. Выбор объекта наблюдения.
3. Выбор способов достижения цели наблюдения.
4. Выбор способа регистрации полученной информации.
5. Обработка и интерпретация полученной информации.
Интервьюирование -
метод
опроса,
осуществляемый
в
форме
целенаправленной беседы по заранее подготовленному плану с
каким-либо лицом или группой лиц, ответы которых на поставленные
перед ними вопросы служат исходным источником
информации. Для моего исследования используется свободное интервью
(беседа) проводится без заранее
подготовленного
опросника,
определяется только тема беседы. Беседа применяется на стадии
подготовки массовых анкетных опросов для определения области
исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики и
как самостоятельный метод сбора информации.
Анкетирование -
метод
опроса
посредством
самостоятельного
заполнения опросного листа (т.е. анкеты) респондентом (т.е.
опрашиваемым) по указанным в нем правилам
Я использовала вопросы анкеты для учащихся:
Что такое молодежный сленг?
Знаешь ли ты слова молодежного сленга? ( да, нет)
Используешь ли ты эти слова в своей речи?:
часто-, редко-,никогда
Напишите известные вам жаргонные слова.
Практические исследования
Вопросы анкеты для учащихся:
Что такое молодежный сленг?
Что такое сленг?
Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы,
содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не
вполне понятных окружающим.
Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой
литературного языка.
Молодёжный сленг —это социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет,
возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной
системе, отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной
окраской.
Знаешь ли ты слова молодежного сленга? ( да, нет)
Да-5 чел. Нет -1 чел.
Используешь ли ты эти слова в своей речи?
часто- 4 чел., редко-1 чел., никогда- 1 чел.)
Напишите известные вам жаргонные слова.
Анкетирование показало, что учащиеся активно используют молодежный
сленг: (сленги были распределены по группам):
Части тела
Грабли-руки, варежка-рот, башня-голова..
Слова, обозначающие людей
по профессии
Водила- водитель, училка-учительница
Бытовая техника
Комп-компьютер, мобила, сотик-мобильный
телефон
Учеба
Домашка, контрошка-контрольная работа
Слова оценки
Классно, клево, кайф, круто, сто пудов
С какой целью используете сленг в речи?
Модно, современно
45%
Нужны в речи для связи слов
1%
Делают речь понятнее для друзей
19%
Помогают самоутвердиться
5%
Придать речи живость, юмор
19%
Помогают преодолеть недостаток
слов в моей речи
11%
Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?
Да
58%
Нет
12%
Не думал об этом
30%
Когда вы вырастете, будете ли вы употреблять сленг?
Да
27%
Нет
43%
Не думал об этом
30%
Вывод:
гипотеза, которую я выдвигала, верна- в речи учащихся преобладает
ограниченная в употреблении лексика.
Наша задача- учиться уместно использовать ограниченную лексику в
соответствии с ситуацией общения.
Знать о невозможности ее применения в нормированной речи.
Чтобы
избавиться
от
отрицательного
влияния
ограниченной
в
употреблении лексики, надо хорошо знать нормы литературного языка-
нормы произношения, ударения, словоизменения.
Список использованной литературы:
С. И. Ожегов. – Словарь русского языка. - (под редакцией Н. Ю.
Шведовой), - М.: «Русский язык», 1989
В.В.Волина Я познаю мир, русский язык.- М.: АСТ, 1998.
Д. Э. Розенталь М. А. Теленкова – Словарь лингвистических терминов
(электронный вариант).
Л.И. Скворцов . Жаргоны / русский язык: энциклопедия.- М., 1979.
О.Л.Соболева. Справочник школьника. 5-11 классы. Русский язык/ М.:
АСТ. 2003.
В.В.Соколова. Культура речи и культура общения.- М.: Просвещение,
1995.
Материалы Интернет