Напоминание

Специфика исследования мелкой моторики и графомоторных навыков и их развитие у детей подготовительной группы с ОНР


Автор: Журавлева Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ 138
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Специфика исследования мелкой моторики и графомоторных навыков и их развитие у детей подготовительной группы с ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Специфика исследования мелкой

моторики и графомоторных

навыков и их развитие у детей

подготовительной группы с ОНР

Подготовила: Т.Н. Журавлева

МКДОУ 138 город Киров

Мелкая моторика - движение мышц кистей

рук с координацией «рука-глаз», т. к. развитие

мелких движений рук происходит под

контролем зрения. Одна из сторон

двигательной сферы ребенка, которая

непосредственно связана с овладением

ребенком предметными действиями,

развитием продуктивных видов деятельности,

письмом, речью ребенка.

Графомоторный навык - это определенное

положение и движения пишущей руки, которое

позволяет правильно удерживать пишущий

предмет, рисовать, раскрашивать, копировать узоры

и т.д.

Графомоторные навыки включают в себя мелкую

моторику (контроль силы и быстроты движений

кисти и пальцев). Зрительный анализ и синтез,

зрительное восприятие, зрительно-моторная

координация, пространственная ориентация.

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ

ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ

у будущих первоклассников

1.

Определение ведущей руки.

(Применялась методика М. Озьяс)

2.

Определение уровня развития мелкой

моторики рук.

(Использовались методики Н.О.Озерецкого и

Н.И.Гуревич)

3. Определение уровня развития

пространственных представлений.

(Применялись материалы Т.А.Павловой)

4. Выявление трудностей зрительного

восприятия.

(Переработанная М.М.Безруких тестовая

методика M.Frosig).

5. Определение развития графического

навыка.

(По критериям предложенным

Н.В.Нижегородцевой).

Рассмотрим возрастные особенности развития

графомоторного навыка при нормальном развитии:

В 1,5-2 года: малыш крепко зажимает карандаш в

ладони, что очень ограничивает его движения, не

пытается изобразить что-то определенное, просто

получает радость от самого процесса

.

В 2-3 года: как правило, малыш держит карандаш

сверху, зажимая его в кулаке, движения спонтанные.

В 3-3,5 года: линии становятся более

определенными, четкими, осмысленными,

улучшается координация при выполнении

вертикальных движений, овалы и круги неровные.

Умеет ограничивать длину линий и рисовать их

почти параллельными.

В 5 лет: выполняет горизонтальные и вертикальные

линии. Способен ограничивать протяженность

линии, делать их более ровными, четкими,

правильно удерживая пишущий предмет. Выполняет

вертикальные, горизонтальные и циклические

движения, пытается писать буквы.

В 6-7 лет: копирует геометрические фигуры,

соблюдая их пропорции и размер. Штрихи

становятся более четкими и ровными, овалы

завершенными. В этом возрасте ребенку доступны

любые штрихи и линии.

В ходе работы над темой поставила

задачи

:

Изучить психолого-педагогическую литературу по теме;

Ознакомиться с опытом коллег по данной теме;

Организовать РППС с учетом ФГОС ДО;

Разработать систему игр и упражнений по развитию мелкой

моторики по подготовке руки к письму по лексическим темам;

Учить детей правильно держать карандаш, ручку, уметь

владеть ими;

Создать эмоционально-комфортную обстановку для детей в

общении со сверстниками и взрослыми.

Исходя из задач на первом этапе мною проводилась

диагностика детей по выявлению уровня развития мелкой

моторики руки детей.

Высокий

уровень 5%

Средний

уровень 25%

Низкий

уровень

70%

Вывод: У детей отмечается низкий уровень

подготовленности руки к письму и недостаточное развитие

тонкой моторики

Упражнения на

развитие графо-

моторных

функций

Захват карандаша

большим и

указательным

пальцами

Перекладывания

карандаша с одного

места на другое

Прокатывание

карандаша между

большим и

указательным

пальцами

Расслабление кистей

рук

Круговые вращения

рук с последующим

их расслаблением

Попеременное

поглаживание одной

кисти руки другой

2 Этап Основной

Использование традиционных и

нетрадиционных методов и приемов по

развитию мелкой моторики рук.

Различные самомассажи

Пальчиковый театр и пальчиковая гимнастика

Различные игры со шнуровками

Счетные палочки, нанизывание бусин на нитку.

Игры с крупами, семенами растений, с пипетками.

Мозаики, конструкторы, разные виды

изодеятельности

Упражнения, направленные на развитие

графических навыков:

1)

Работа в тетрадях в клетку, в прописях.

2) Обводка по трафаретам и линейкам.

3) Знакомство с различными линиями,

пространственная ориентация на листе и в тетрадях

в клетку.

4) Выполнение различных штриховок.

5) Рисование, дорисовка карандашами.

Благодаря проделанной работе по развитию мелкой

моторики пальцев рук и графомоторным навыкам,

навыки детей стали более совершенными. Разные

виды деятельности, используемые мной в работе,

при целенаправленном применении определили

успешную работу по подготовке детей к обучению в

школе, способствовали развитию мелкой моторики,

координированным движениям пальцев рук,

мыслительных процессов и овладению навыками

учебной деятельности.

Вывод

Забота о здоровье ребенка, как воспитателем, так и

родителями имеют огромное значение для правильного

и своевременного развития движения рук. Результаты

проведенной работы подтверждают и доказывают

важность, необходимость и актуальность этой темы. В

дальнейшем я буду продолжать искать новые

методические приемы, которые будут способствовать

развитию мелкой моторики рук, общей моторики,

самостоятельности, будут формировать интерес к

различным видам деятельности и Вам, коллеги,

рекомендую использовать данные методы и приемы.

Список литературы

Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Игры с пальчиками» – М.: Астрель, 2002 г.

Узорова О.В.,Нефедова Е.А. «Пальчиковая гимнастика» – М.: Астрель, 2002 г.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,. Топоркова И.Г «Развиваем руки - чтоб учиться и

писать, и красиво рисовать» - Ярославль: Академия развития, 2002 г.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Готовим руку к письму» – М., 2001 г.

Гризик Т.И. «Маленький помощник» – М. Просвещение, 2002 г.

Цвынтарный В. «Играем пальчиками – развиваем речь» – М. Центрополиграф,

2002 г.

Заикин М.С., Синицына Е.И. «250 развивающих упражнений для подготовки к

школе» – М., 2001 г.

Алексеевская Н.А. «Озорной карандаш» – М.: Лист, 1998 г.

Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. Готов ли ваш ребенок к школе. М.:

Знание, 1994.

Кинаш Е.А. Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии. М.:

Парадигма, 2010.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



В раздел образования