Автор: Кондратьева Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ Квитокская сош1 детский сад "Теремок"
Населённый пункт: Иркутская обл Тайшетский р он п Квиток
Наименование материала: мастер класс для педагогов
Тема: "Детское экспериментирование основа поисково - исследовательской деятельности дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Тема «Детское экспериментирование- основа поисково- исследовательской
деятельности дошкольников»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность.
Цель: создание условий для профессионального общения педагогов, развитие их
творческой активности, формирования и совершенствования профессиональных умений и
навыков в условиях опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи: познакомить с формами работы в исследовательской, экспериментальной,
изобретательской деятельности; развивать творческую инициативу педагогов по опытно-
экспериментальной деятельности; показать технологии активизации поисково-
исследовательской деятельности на примере простых опытов.
Ход мероприятия.
Добрый день уважаемые коллеги!
Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей
деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, охватывает все
режимные моменты. Сегодня мы вместе попытаемся сделать еще один шаг навстречу
пониманию и принятию ФГОС. Нормальной реакцией на все новое является его не
принятие сначала, но разобравшись можно отметить большое количество положительных
сторон. И сегодня, мы с вами, уважаемые коллеги, попробуем в этом разобраться.
Сейчас мы с вами окажемся в сказке. Попадем в волшебную страну. Где будем не просто
гостями, а настоящими волшебниками.
Итак…чудо приближается, сказка начинается.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Педагог-новатор. Всего у него
вдоволь: и знаний, и умений. А самое главное было у него желание заветное: тепло души
своей дарить детям малым.
Как-то раз сидел Педагог под волшебным деревом, наслаждался звуками природы,
журчанием ручья, щебетанием птиц, и был в самом хорошем расположением духа. Думу
думал педагог. Как же ему сотворить диво-дивное, чудо-чудное – сделать педагогический
процесс еще интереснее и увлекательнее. Но тут собрались над деревом тучи, подул ветер
перемен и принес ФГОС. Не испугался педагог этих перемен, не растерялся. А только
много вопросов возникло у него к ФГОС и решил он лично с ним встретиться.
А ФГОС отвечает: опыта и знаний у тебя достаточно. Вот тебе в помощь чудо чудное-
свисток новшеств, которые являются основой образовательного процесса, клубочек
волшебный, что верный путь к решению этих вопросов показывает, очки дивные-
креативные, что позволяет рассмотреть вопросы сложные, посмотреть на все другими
глазами- глазами исследователя, экспериментатора.
Бросил педагог волшебный клубок перед собой и отправился в путь в страну
ДОКОРУПО.
«Даже сквозь самую сильную лупу
Глупо на карте искать ту страну
Поскольку великая эта страна
Вовсе на карту не внесена.
В ту страну не идут поезда
И самолет не летает туда
Но если всмотреться внимательным взглядом
Во все, что находится рядом,
То не придется дорогу искать в страну ДОКОторойРУкоюПОдать.
И сказал педагог: много я узнал, открыл и понял, что одному мне не справиться, все не
осилить. Предлагаю вам, мои уважаемые коллеги, отправиться всем вместе в страну
ДОКОРУПО, в которой мы узнаем, как научить детей изобретать, экспериментировать,
исследовать. Если вы не против, возьмемся за руки и скажем волшебные слова «Раз, два,
три- в ДОКОРУПО попади» (педагог надевает шляпу)
- Здравствуйте, я профессор исследовательских наук, приглашаю вас в свою лабораторию.
На ваших столах находятся вещи, которые довольно часто встречаются в повседневной
жизни. Ваша задача с помощью простых опытов их нужно будет превратить в волшебные.
Опыт 1 «Спасательный жилет»
Один апельсин положим в миску с водой, он будет плавать. И даже если очень
постараться, утопить его не удасться. Очистить второй апельсин и положить его в воду, он
утонул.
Вывод: апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает
его на поверхности воды.
Опыт2 «Засохшие цветы»
Бумажные цветы выкладываем в тарелку с водой и они «расцветают».
Вывод: бумага впитывает в себя воду и расширяется, поэтому лепестки раскрываются.
Опыт3 «Плавающие рыбки»
В стакан газированной воды бросить виноградинку, она опустится на дно, но на нее
начнут садиться пузырьки, вскоре она всплывет.
Вывод: виноградинка будет двигаться, пока не «выдохнется».
Опыт4 «
Заключительная часть.
Детские удивительные открытия находятся рядом, а потому только собственный опыт
поможет ребенку приобрести необходимые знания о жизни. А нам взрослым необходимо
создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребенка к
исследованиям и открытиям. Известный психолог П.П. Блонский сказал: «Пустая голова
не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». Но большего и
ценного опыта можно добиться только совместным трудом, помогая друг другу.
Рефлексия.
На доске вывешиваются рисунки чемодан, мясорубка, корзинка.
Чемодан- информацию буду использовать в работе с детьми.
Мясорубка- информацию переработаю.
Корзина- мне это не нужно, выброшу.
Участники подходят анализируют и прикрепляют стикеры к рисункам.
Благодарю за участие. Спасибо за внимание.