Напоминание

Адаптированная программа для домашнего обучения 2 кл. в соответствии с ФГОС


Автор: Петрашко Татьяна Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа№20"
Населённый пункт: г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: Адаптированная учебная программа 7.2 по русскому языку 2 кл.
Тема: Адаптированная программа для домашнего обучения 2 кл. в соответствии с ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




Русский язык

РАЗДЕЛ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего

образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ

примерной адаптированной основной общеобразовательной программы

начального общего образования обучающихся с ЗПР(вариант 7.2)

планируемых результатов начального общего образования;

требований основной образовательной программы МБОУ «Средняя школа №20»

и в соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя школа №20» на 2018-2019

учебный год;

заключения Центральной ПМПК №7.1 от 24.05.2017

авторской программы "Русский язык" для начальной школы, разработанной

основе программы В.П. Канакиной, В.П. Городецкого

Положения о рабочей программе.

Для реализации программного содержания используется учебное пособие: В.П.

Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык 2 класс» учебник для общеобразовательных

организаций, в 2 частях. – М.: Просвещение, 2012

При составлении программы введена корректировка примерной программы в плане

изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов.

Программа адаптирована для обучения лиц с задержкой психического развития

с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и при

необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала данного ученика.

Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для

массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность

обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных

особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому

закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность

выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения. Программа

строит

обучение

детей

с

ОВЗ

на

основе

принципа

коррекционно-развивающей

направленности учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный материал

учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие

восприятие учебного материала

Цели и задачи рабочей программы

Изучение курса «Русский язык» в начальной школе направлено на достижение

следующих целей:

ознакомление

учащихся

с

основными

положениями

науки

о

языке

и

формирование

на

этой

основе

знаково-символического

восприятия

и

логического мышления учащихся;

формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и

письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков

грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства

языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

формирование у младших школьников первоначальных представлений о

системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии,

морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

формирование навыков культуры речи во всех еѐ проявлениях, умений

правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные

монологические высказывания и письменные тексты;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому

языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать

свою речь.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Систематический курс

русского языка представлен в программе следующими

содержательными линиями:

система языка (основы лингвистических знаний):

лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика

(морфология и синтаксис);

орфография и пунктуация;

развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение

одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет

учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке,

обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное

изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой

материал

обеспечивает

формирование

у

младших

школьников

первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учѐтом возрастных

особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского

литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и

письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует

навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о

языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на

осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации,

языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание

обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении

различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и

совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и

письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать

звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать

собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с

задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к

формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения

младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как

совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих

2

реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической,

лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции,

а

также

связи

и

отношения,

существующие

в

системе

языка

и

речи.

Усвоение

морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения,

графической

формы

букв

осуществляется

на

основе

формирования

символико-

моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком – его

лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой,

его грамматикой, разнообразием синтаксических структур – формируется собственная

языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое

место

в

программе

отводится

темам

«Текст»,

«Предложение

и

словосочетание».

Они

наиболее

явственно

обеспечивают

формирование

и

развитие

коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает

формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по

языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по

образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-

описание, текст-рассуждение) и жанра с учѐтом замысла, адресата и ситуации общения,

соблюдению

норм

построения

текста

(логичность,

последовательность,

связность,

соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и

самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся

нормам построения и образования предложений,

на развитие умений пользоваться

предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и

структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают

нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения,

орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о

лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной

природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в

выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и

эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в

зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения;

осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как

показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьѐзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических

представлений о звуках и буквах русского языка. Чѐткое представление звуковой и

графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования,

говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях:

словообразовательных,

морфологических,

синтаксических.

Усвоение

грамматических

понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются

интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации,

обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и

познавательных

(символикомоделирующих)

универсальных

действий

с

языковыми

единицами.

Программа

предусматривает

изучение

орфографии

и

пунктуации

на

основе

формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части

речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать еѐ тип, соотносить

3

орфограмму с определѐнным правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять

орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приѐмами

активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи),

сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки,

абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому

развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета

изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц

языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков

работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с

информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой,

пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с

информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель

слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять

полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения,

отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих

работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует

включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность

позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаѐт условия для

творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной

деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно

планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

С целью создания благоприятных условий для полноценного развития обучающихся

с ОВЗ, обеспечения необходимой и достаточной подготовки для дальнейшего обучения,

количество часов на изучение курса определено

в соответствии с индивидуальными

особенностями обучающегося.

На изучение русского языка индивидуально на дому отводится: во 2 классе по 2 часа в

неделю. Всего 66 часа.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ

СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Язык является средством общения

людей, важнейшим средством коммуникации,

поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников

овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения.

Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством

межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной

культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей,

красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-

нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к

русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению

с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как

компонент личностного развития ребѐнка, компонент становления его гражданственности.

4

Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность

устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь

младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления

полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного

развития ребѐнка, компонент становления его культурного облика.

Русский язык в системе школьного образования является не только

предметом

изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой

деятельности на нѐм является основой успешного изучения всех других учебных

предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и

передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе

начального общего образования.

Одним

из

результатов

обучения

русскому

языку

является

осмысление

и

интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра

– осознание себя как части мира, в котором люди соединены

бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной

жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей

жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании

себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде

обитания человека, и переживание чувства еѐ красоты, гармонии, совершенства. Воспитание

любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных

произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка,

его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры

человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе

социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как

ценности.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих

корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной

ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие

организованности, целеустремлѐнности, ответственности, самостоятельности, ценностного

отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма

– осознание себя как члена

общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее

и будущее своего языка; интерес к своей стране: еѐ истории, языку, культуре, еѐ жизни и еѐ

народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью

мирового

сообщества,

для

существования

и

прогресса

которого

необходимы

мир,

сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ и ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных

личностных, метапредметных и предметных результатов.

5

Личностные результаты:

1)

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей

многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических

ценностных ориентаций.

2)

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его

органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3)

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других

народов.

4)

Овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся

и

развивающемся мире.

5)

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

деятельности и формирование личностного смысла учения.

6)

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в

информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной

справедливости и свободе.

7)

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8)

Развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9)

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных

социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных

ситуаций.

10)

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к

творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и

духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1)

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

поиска средств еѐ осуществления.

2)

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее

эффективные способы достижения результата.

3)

Использование знаково-символических средств представления информации.

4)

Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и

познавательных задач.

5)

Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора,

обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6)

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в

соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с

задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7)

Овладение

логическими

действиями

сравнения,

анализа,

синтеза,

обобщения,

классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных

связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8)

Готовность

слушать

собеседника

и

вести

диалог,

признавать

возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своѐ мнение и

аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9)

Определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о

распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный

6

контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и

поведение окружающих.

10)

Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон

и сотрудничества.

11)

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и

явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12)

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими

существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13)

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего

образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного

предмета «Русский язык».

Предметные результаты:

1)

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и

культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2)

Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной

культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка

как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3)

Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи

как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4)

Овладение

первоначальными

представлениями

о

нормах

русского

языка

(орфоэпических,

лексических,

грамматических,

орфографических,

пунктуационных)

и

правилах речевого этикета.

5)

Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях

общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных

задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6)

Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня

культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при

записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7)

Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения

использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8)

Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского

языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и

синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9)

Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка,

грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации

речевого общения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове

ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твѐрдых согласных звуков,

определение парных и непарных по твѐрдости-мягкости согласных звуков. Различение

звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости

согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный;

гласный ударный — безударный; согласный твѐрдый — мягкий, парный — непарный;

согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая

роль

гласных

звуков.

Словесное

ударение

и

логическое

(смысловое)

ударение

в

предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и

7

сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твѐрдости и мягкости

согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в

словах с йотированными гласными е, ѐ, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака

переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование

алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика.

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов,

значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение

значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных

словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах,

фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова».

Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение

однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки,

суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов.

Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов

помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах

с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи.

Имя

существительное.

Значение

и

употребление

в

речи.

Различение

имѐн

существительных одушевлѐнных и неодушевлѐнных по вопросам кто? и что? Выделение

имѐн существительных собственных и нарицательных.

Различение имѐн существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение

существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение

существительных

по

падежам.

Определение

падежа,

в

котором

употреблено

имя

существительное.

Различение

падежных

и

смысловых

(синтаксических)

вопросов.

Определение

принадлежности

имѐн

существительных

к

1,

2,

3-му

склонению.

Словообразование имѐн существительных. Морфологический разбор имѐн существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по

родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы

имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени

прилагательного.

Словообразование имѐн прилагательных. Морфологический разбор имѐн прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении.

Числительное. Общее представление о числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределѐнная форма глагола. Различение

глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по

временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в

настоящем и будущем времени (спряжение). Изменение глаголов прошедшего времени по

родам и числам. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор

глаголов.

8

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и

различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и

побудительные;

по

эмоциональной

окраске

(интонации):

восклицательные

и

невосклицательные.

Простое предложение.

Нахождение главных членов предложения: подлежащее и

сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи

(при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Предложения распространѐнные и нераспространѐнные. Синтаксический анализ простого

предложения с двумя главными членами.

Применение правил правописания и пунктуации:

сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроизносимые согласные;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

(непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

разделительные ъ и ь;

мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных (речь, рожь, мышь);

соединительные о и е, в сложных словах (самолѐт, вездеход)

е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

безударные падежные окончания имѐн существительных (кроме существительных на -

мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

безударные падежные окончания имѐн прилагательных;

раздельное написание предлогов с именами существительными;

раздельное написание частицы не с глаголами;

раздельное написание предлогов с другими словами;

з

на

ки;

знаки

препинания

в

конце

предложения:

точка,

вопросительный

и

восклицательные

знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

запятая при обращении в предложениях;

запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи.

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного

мнения, его аргументация с учѐтом ситуации общения. Овладение умениями ведения

9

разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение

нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,

прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с

помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное

монологическое высказывание на определѐнную тему с использованием разных типов речи

(описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка

предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учѐтом

точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися

определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения;

сочинениеповествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

2 к л а с с

Наша речь (3 ч)

Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык –

средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи

(слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и

внутренней речи.

Текст (4 ч)

Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединѐнных общей

темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее

представление о структуре текста и выражение еѐ в плане. Красная строка в тексте.

Развитие речи (1 ч)

Предложение (12 ч)

Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в

речи.

Различение

предложения,

словосочетания,

слова.

Наблюдение

над

значением

предложений,

различных

по

цели

высказывания

и

интонации

(без

терминологии),

интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи

и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление

диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные

и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое –

главные

члены

предложения.

Способы

определения

подлежащего

и

сказуемого

в

предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании

главных и

второстепенных

членов

предложения.

Распространѐнные

и

нераспространѐнные

предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение

предложений

второстепенными

членами.

Составление

предложений

по

данному

10

подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной

теме и их запись.

Слова, слова, слова…(18 ч)

Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении

слова.

Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов.

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и

антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов,

антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли.

Работа со словарями учебника.

Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова.

Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных

слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов,

в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной

произносительной

единице,

о

слогообразующей

роли

гласной.

Ударение,

смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью

русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных,

проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать

ударение,

распознавать

ударные

и

безударные

слоги.

Упражнение

в

правильном

орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарѐм.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в

переносе слов.

Звуки и буквы (59 ч)/10 ч

Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное

обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение

представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в

алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное

расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Основные признаки гласных звуков.

Их смыслоразличительная роль в слов.

Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли

гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в

корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и

проверочного слов. Способы проверки написания гласной

в безударном слоге корня.

Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в

корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова

с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной

гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме.

Работа с орфографическим словарѐм.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.

Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы,

обозначающие согласные звуки. Согласный звук

й

,

и буква «и краткое». Двойные согласные

буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твѐрдые и мягкие

согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком.

Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и

написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих

звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.

11

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в

слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-

звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и

проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и

перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным

по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения

буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в

конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и

согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.

Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.

Части речи (58 ч)/20

Слова

-

названия

предметов,

признаков

предметов,

действий

предметов,

их

отнесѐнность к определѐнной части речи.

Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени

существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имѐн

существительных в речи. Одушевлѐнные и неодушевлѐнные имена существительные (общее

представление), упражнение в их распознавании.

Собственные и нарицательные имена

существительные

(общее

представление).

Заглавная

буква

в

именах

собственных.

Правописание

собственных

имѐн

существительных.

Число

имѐн

существительных.

Изменение имѐн существительных по числам. Употребление имѐн существительных только в

одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое

значение имѐн существительных, различать имена существительные в прямом и переносном

значении,

имена

существительные

близкие

и

противоположные

по

значению.

Совершенствование

навыка

правописания

имѐн

существительных

с

изученными

орфограммами. Упражнения в распознавании имѐн существительных (их признаков), в

правильном употреблении их в речи, в правописании имѐн существительных с изученными

орфограммами.

Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на

которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов

по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их

признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными

орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов,

распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные

по значению. Текстповествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в

тексте-повествовании.

Обучение составлению повествовательного текста.

Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени

прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль

имѐн

прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в

предложении

и

в

словосочетании.

Единственное

и

множественное

число

имѐн

прилагательных. Изменение имѐн прилагательных по числам. Упражнение в распознавании

имѐн прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании

имѐн прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить

лексическое значение имѐн прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и

переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст

– описание. Наблюдение над ролью имѐн прилагательных в описательном тексте. Обучение

составлению описательного текста.

12

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль

местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении

их в речи.

Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее

распространѐнных предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании

предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании

предлогов с именами существительными.

Повторение изученного за год (16 ч)/2

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены

предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и

согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое

значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и

переносное значение слов.

Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.

Слова с непроверяемыми написаниями:

Алфавит, апрель, берѐза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания,

жѐлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата,

лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь,

обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия,

русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор,

улица, урожай, фамилия, февраль, шѐл, щавель, яблоко, яблоня, ягода, январь

Чистописание

Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради,

ручки и т.д.

Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных

букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г; 2) л,м,Л,М,я.Я,А;

3) у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; 4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б; 5) ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; 6)

н,ю,Н,Ю,к,К; 7) В,З,з,Э,э.Ж,ж,Х,х,ф; 8) Ф,У,Т,Р,Б,Д.

Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию.

Связное, ритмичное письмо слов и предложений.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ЛИТЕРАТУРА:

Для учащихся:

Учебники:

Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / В.

П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2013

13

урока

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

План.

Факт.

Наша речь

1

04.09

Язык и речь, их значение в

жизни людей.

Коррекция и

развитие

познавательной

деятельности

2

06.09

Педагогическая диагностика

(входная)

Увеличение

объема восприятия

3

11.09

Виды речевой деятельности

Диалог и монолог.

Коррекция памяти

Текст 5 ч.

4

13.09

Признаки текста: целостность,

связанность, законченность.

Активизация

словаря

5

18.09

Тема, главная мысль текста.

Заглавие.

Построение текста:

вступление, основная часть,

заключение.

Активизация

словаря

6

20.09

Р.Р. Составление рассказа по

рисунку и опорным словам.

Развитие процесса

обобщения

Предложение

7

25.09

Работа над ошибками.

Назначение и признаки

предложения. Предложения,

различные по цели

высказывания. Логическое

ударение.

Коррекция

личностных

качеств

8

28.09

Проверочное списывание.

Повышение

уровня

концентрации

внимания

9

02.10

Работа над ошибками. Главные

члены предложения (основа).

Второстепенные члены

предложения (без деления на

виды)

Коррекция

познавательной

деятельности

10

04.10

Подлежащее и сказуемое -

главные члены предложения.

Распространенные и

нераспространенные

предложения.

Коррекция

личностных

качеств

11

09.10

Проверочный диктант по теме

"Текст, предложение".

Повышение

уровня

концентрации

внимания

12

11.10

Связь слов в предложении

Повышение

14

Работа над ошибками.

Закрепление по теме

"Предложение"

уровня

концентрации

внимания

Слова, слова, слова …. 21ч.

13

16.10

Назывная функция слов.

Однозначные и

многозначные слова.

Коррекция памяти

14

18.10

Р.Р. Коллективное составление

рассказа по репродукции

картины И.С. Остроухова

"Золотая осень".

Развитие

логического

мышления

15

23.10

Работа над ошибками. Прямое

и переносное значение слов.

Синонимы. Антонимы

Коррекция и

развитие

познавательной

деятельности

16

25.10

Расширение представлений о

предметах и явлениях через

лексику слов. Работа со

словарями.

Синонимы и антонимы.

Развитие навыков

самостоятельности

17

06.11

Родственные

(однокоренныеслова).

Различение родственных слов.

Корень слов (первое

представление).

Активизация

словаря

18

08.11

Различение родственных слов

и синонимов, однокоренных

слов и слов с омонимичными

корнями.

Развитие

процессов анализа

и синтеза.

19

0.11

Контрольный диктант за 1

четверть.

Мотивация

познавательной

деятельности

20

18.10

Работа над ошибками.

Выделение корня в

однокоренных словах.

Коррекция

личностных

качеств

21

19.10

Слог как минимальная

произносительная единица.

Слогообразующая роль

гласных звуков.

Коррекция

личностных

качеств

22

22.10

Словесное и логическое

ударение в предложении.

Словообразующая

функция ударения.

Коррекция

познавательной

деятельности

23

24.10

Р.Р. Изложение текста по

данным к нему вопросам.

Повышение

уровня

концентрации

внимания

24

25.10

Работа над ошибками. Перенос

слов по слогам.

Обобщение по теме "Слова,

слова, слова…"

Коррекция

личностных

качеств

Звуки и буквы 54ч.

15

25

06.11

Звуки и буквы.

Повышение

уровня

концентрации

внимания

26

08.11

Проверочное

списывание по теме "Слова,

слова, слова…"

Коррекция памяти

27

12.11

Работа над ошибками. Роль

гласных звуков. Буквы,

обозначающие гласные звуки.

Произношение ударного

гласного звука в корне слова и

его обозначение на письме.

Развитие

логического

мышления

28

14.11

Р.Р. Коллективное составление

рассказа по репродукции

картины "За обедом"

Увеличение

объема восприятия

29

15.11

Работа над ошибками.

Безударный гласный звук в

корне слова и его обозначение

на письме.

.

Коррекция памяти

30

19.11

Особенности проверяемых и

проверочных слов

Проверяемые и проверочные

слова.

Способы проверки написания

буквы, обозначающей

безударный гласный звук в

корне.

Активизация

словаря

31

21.11

Проверка написания буквы,

обозначающей безударный

гласный звук в корне слова.

Активизация

словаря

32

23.11

Проверка слов с безударным

гласным звуком в корне.

Представление об орфограмме.

Проверяемые и непроверяемые

орфограммы.

Развитие процесса

обобщения

33

27.11

Правописание слов с

проверяемыми и

непроверяемыми безударными

гласными звуками в корне.

Мотивация

познавательной

деятельности

34

29.11

Р.Р. Коллективное составление

рассказа по репродукции

картины.

Коррекция

личностных

качеств

35

30.11

Работа над ошибками.

Правописание слов с

безударными гласными в

корне.

Коррекция

познавательной

деятельности

36

03.12

Признаки согласного звука.

Его роль в слове.

Согласный звук "Й" и буква "и

краткое"

Повышение

уровня

концентрации

внимания

37

05.12

Проверочный диктант по теме

Коррекция

16

"Безударные гласные в корне

слова"

личностных

качеств

38

06.12

Работа над ошибками.

Произношение и написание

слов с удвоенными

согласными.

Коррекция

личностных

качеств

39

07.12

Обозначение мягкости

согласных звуков на письме

буквами и, е, ё, ю.

Твердые и мягкие согласные

звуки и буквы для их

обозначения.

Коррекция

познавательной

деятельности

40

11.12

Правописание мягкого знака на

конце и в середине слова перед

другими согласными.

Правописание слов с мягким

знаком.

Повышение

уровня

концентрации

внимания

41

14.12

Буквосочетание чк, чн, чт, щн,

нщ

Правописание буквосочетаний

чк, чн, чн, щн, нщ

Развитие памяти

42

18.12

Административный

контрольный диктант за 1

полугодие.

Коррекция и

развитие

познавательной

деятельности

43

19.12

Работа над ошибками.

Буквосочетания жи-ши, чу-

щу, ча-ща

Правописание буквосочетаний

жи-ши, чу-щу, ча-ща.

Увеличение

объема восприятия

44

21.12

Звонкие и глухие согласные

(парные и непарные) и их

обозначение буквами.

Развитие навыков

самостоятельности

45

24.12

Произношение парного по

звонкости-глухости согласного

звука на конце слова и в корне

перед согласными и его

обозначение буквой на письме.

Активизация

словаря

46

25.12

Проверка парных согласных в

корне слова .Особенности

проверяемых и проверочных

слов для правила обозначения

буквой парного по глухости-

звонкости согласного звука на

конце слова и перед

согласными.

Активизация

словаря

47

10.01

Проверка парных согласных.

Способы проверки написания

буквы, обозначающей по

глухости-звонкости согласный

звук.

Развитие

процессов анализа

и синтеза.

48

14.01

Правописание парных звонких

и глухих согласных.

Коррекция

личностных

17

Способы проверки написания

парных согласных.

качеств

49

16.01

Проверка

написания

буквы,

обозначающей

по

глухости-

звонкости согласный звук, на

конце

слова

или

перед

согласным в корне.

Коррекция

познавательной

деятельности

50

22.01

Промежуточная

педагогическая диагностика

Коррекция

личностных

качеств

51

23.01

Сопоставление

правил

обозначения буквами гласного

звука и парных по глухости-

звонкости согласных на конце

слова

и

в

корне

перед

согласным.

Коррекция

познавательной

деятельности

52

24.01

Использование

на

письме

разделительного мягкого знака

Правила

написания

разделительного мягкого знака

в словах.

Повышение

уровня

концентрации

внимания

53

29.01

Проверочный диктант по теме

«Правописание слов с

парными по глухости-

звонкости согласными на

конце слова и перед

согласным»

Коррекция памяти

Части речи 2ч ч.

54

01.02

Что такое части речи.

Соотнесение

слов-названий,

вопросов,

на

который

они

отвечают, с частями речи.

Коррекция и

развитие

познавательной

деятельности

Имя существительное 17ч.

55

05.02

Имя существительное, как

часть речи. Значение и

употребление в речи имени

существительного.

Расширение представлений о

предметах через ознакомление

с

существительными,

их

обозначающими.

Развитие навыков

самостоятельности

56

08.02

Одушевленные и

неодушевленные имена

существительные.

Активизация

словаря

57

11.02

Собственные и нарицательные

имена существительные.

Правописание собственных и

нарицательных

имен

существительных.

Заглавная

буква в именах, отчествах и

фамилиях людей.

Развитие процесса

обобщения

58

13.02

Р.Р.

Обучающее

сочинение

«Зимние забавы»

Развитие

процессов анализа

18

и синтеза.

59

18.02

Работа над ошибками.

Изменение имен

существительных по числам

Единственное и

множественное число имен

существительных

Синтаксическая функция

имени существительного в

предложении.

Формирование

первоначальных

представлений

о

разборе

имени существительного как

части речи.

Коррекция

личностных

качеств

60

22.02

Итоговая педагогическая

диагностика Проверочное

списывание

Коррекция

личностных

качеств

Глагол 15ч.

61

01.03

Работа над ошибками. Глагол

как часть речи и употребление

его в речи.

Роль глагола в предложении.

Синтаксическая функция

глагола.

Коррекция памяти

62

06.03

Изменение глагола по числам.

Единственное

и

множественное

число

глаголов.

Правописание

частицы НЕ с глаголом.

Коррекция и

развитие

познавательной

деятельности

Имя прилагательное 13ч.

63

02.04

Значение и употребление

имени прилагательного в речи.

Связь имени прилагательного с

именем существительным.

Прилагательные

близкие

и

противоположные

по

значению.

Изменение имен

прилагательных по числам.

Зависимость числа имени

прилагательного от числа

имени существительного.

Коррекция

познавательной

деятельности

64

Понятие о тексте – описании.

Роль имени прилагательного в

тексте

описании.

Составление

текста-

описания.Текст-рассуждение.

Его структура.

Коррекция памяти

65

Административный

контрольный диктант за год.

Повышение

уровня

концентрации

внимания

19

Местоимение 4 ч.

66

Местоимение

(личное)

как

часть

речи:

его

значение,

употребление в речи.

Местоимение

(личное)

как

часть речи.

Коррекция памяти

Активизация

словаря

Предлог 8ч.

67

Роль

предлогов

в

речи.

Функция предлогов.

Правописание

предлогов

с

именами существительными.

Развитие процесса

обобщения

68

Повторение по теме «Слово и

его значение» Повторение по

теме «Звуки и буквы».

Коррекция и

развитие

познавательной

деятельности

20



В раздел образования