Напоминание

Адаптированная программа для домашнего обучения 2 кл. в соответствии с ФГОС


Автор: Петрашко Татьяна Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа№20"
Населённый пункт: г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: Адаптированная учебная программа 7.2 по литературному чтению 2 кл.
Тема: Адаптированная программа для домашнего обучения 2 кл. в соответствии с ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




РАЗДЕЛ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего

образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ

примерной адаптированной основной общеобразовательной программы

начального общего образования обучающихся с ЗПР(вариант 7.2)

планируемых результатов начального общего образования;

требований основной образовательной программы МБОУ «Средняя школа №20»

и в соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя школа №20» на 2018-2019

учебный год;

заключения Центральной ПМПК №71 от 24.05.2017

авторской программы под редакцией Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной

«Литературное чтение» (УМК «ШКОЛА РОССИИ»)

Положения о рабочей программе.

Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Л.Ф.

Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова «Литературное чтение», учебник для

общеобразовательных организаций, в 2 частях. – М.: Просвещение, 2012

При составлении программы введена корректировка примерной программы в

плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения

часов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на

основе Федерального государственного образовательного стандарта начального

общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания

личности

гражданина

России,

примерной

программы

начального

общего

образования, планируемых результатов начального общего образования, на основе

авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой М. :

Просвещение 2011 г. (Сборник рабочих программ 1-4 классы УМК «Школа России»)

Программа адаптирована для обучающихся с ОВЗ. В программе сохранено

основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные

особенности учащегося с задержкой психического развития и специфика усвоения

им учебного материала. Обучающемуся ребенку с ОВЗ очень сложно сделать над

собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его

неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения

восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может

быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая

структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности,

знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в

пространстве, сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития.

Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической

стороны . Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую

очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление.

Программа

строит обучение детей с ОВЗ

на основе принципа коррекционно-развивающей

направленности учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный

материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания,

обеспечивающие восприятие учебного материала.

Цели и задачи рабочей программы

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением

как

базовым

навыком

в

системе

образования

младших

школьников;

совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение

работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;

формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и

самостоятельной читательской деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей,

эмоциональной

отзывчивости

при

чтении

художественных

произведений;

формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное

произведение;

обогащение нравственного опыта младших школьников средствами

художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о

добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к

отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других

стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе

является

формирование

читательской

компетентности

младшего

школьника,

осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами

понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением

самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как

средстве познания мира и самопознания.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1.

Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста;

воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного

читательского

навыка

(интереса

к

процессу

чтения

и

потребности

читать

произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность

обучения младшего школьника по другим предметам, то есть в результате освоения

предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное

умение осознанно читать тексты.

2.

Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Решение этой задачи способствует развитию у детей способности полноценно

воспринимать

художественное

произведение,

сопереживать

героям,

эмоционально

откликаться

на

прочитанное;

умения

работать

с

различными

видами

текстов,

ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В

результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические

высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают

2

различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом

учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

3.

Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в

художественной литературе.

Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как

особого вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы

литературного произведения, развитием творческого и ассоциативного воображения

учащихся; развиваются умения определять художественную ценность произведения и

производить анализ (на доступном уровне) средств выразительности, сравнивать искусство

слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и

различие

разных

жанров,

используемых

художественных

средств;

накапливается

эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, развивается поэтический

слух детей; обогащается чувственный опыт ребенка, его реальные представления об

окружающем мире и природе.

4.

Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего

школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности,

влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает

особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник

осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим

миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.

Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения

способствует

воспитанию

адекватного

эмоционального

состояния

как

предпосылки

собственного поведения в жизни, создает условия для формирования потребности в

самостоятельном

чтении

художественных

произведений,

обогащает

нравственно-

эстетический и познавательный опыт ребенка.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после

обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов

России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной

литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-

познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи,

рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги

пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу,

труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический

опыт ребѐнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида

информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и

читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными

видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на

совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжении четырѐх лет обучения меняются приемы овладения

навыком чтения; сначала идѐт освоение целостных (синтетических) приѐмов чтения в

3

пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приѐмы

интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое

чтение),

постепенно

вводится

чтение

про

себя

с

воспроизведением

содержания

прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приѐмами чтения и

понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и

предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное,

изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведѐтся

целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и

выделять главное. Учащиеся овладевают приемами выразительного чтения.

Совершенствование

устной

речи

(умения

слушать

и

говорить)

проводится

параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух

высказывание или чтение собеседника, пони-рать цели речевого высказывания, задавать

вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку

зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях

учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и

общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических)

произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский

текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется

активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ

прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится

работе с текстом художественного

произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах

(описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые

(учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием

текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление

текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной

информации текста.

Программой

предусмотрена

литературоведческая

пропедевтика.

Учащиеся

получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого

литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ,

стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица,

считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства

словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора,

ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный

образ (без термина). Сравнивая художественный и научной познавательный тексты,

учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно

произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и

осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который

автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объѐме, который

позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять

героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с

использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных

мыслей).

4

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки,

характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя,

соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного

произведения.

Раздел

«Опыт

творческой

деятельности»

раскрывает

приѐмы

и

способы

деятельности,

которые

помогут

учащимся адекватно

воспринимать художественное

произведение

и

проявлять

собственные

творческие

способности.

При

работе

с

художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный

опыт ребѐнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе

чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским

текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения,

формирование

нравственно-эстетического

отношения

к

действительности.

Учащиеся

выбирают произведения (отрывки из них для чтения по ролям, словесного рисования,

инсценирования и декламации, выступают в роли актѐров, режиссѐров и художников. Они

пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к

литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

С целью создания благоприятных условий для полноценного развития обучающихся

с ОВЗ, обеспечения необходимой и достаточной подготовки для дальнейшего обучения,

количество часов на изучение курса определено

в соответствии с индивидуальными

особенностями обучающегося. На изучение литературного чтения во 2 классе отводится по

1 часу в неделю, итого за год 33часов

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ

СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Духовно-нравственное

развитие

и

воспитание

обучающихся

является

первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой

важный компонент социального заказа для образования.

К ценностным ориентирам начального образования на современном этапе относят:

формирование основ гражданской идентичности личности на базе чувства

сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания

ответственности человека за благосостояние общества;

восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур,

национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения

истории и культуры каждого народа;

формирование

психологических

условий

развития

общения,

кооперации

сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимания к людям,

готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней

нуждается;

уважения к окружающим, умения слушать и слышать партнера, признавать право

каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех

участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих

принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и

общества, школы, коллектива и стремления следовать им;

5

ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков,

так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины,

совести) как регуляторов морального поведения;

формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству

с мировой и отечественной художественной культурой;

развитие

умения

учиться

как

первого

шага

к

самообразованию

и

самовоспитанию:

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности,

мотивов познания и творчества;

формирование

способности

к

организации

своей

учебной

деятельности

(планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как

условия ее самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-

положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать

свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их

оценивать;

развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности

за их результаты;

формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей,

готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям,

представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в

пределах своих возможностей.

Литературное чтение как учебный предмет в начальном школе имеет большое

значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями,

нравственный

потенциал

которых

очень

высок.

Таким

образом,

в

процессе

полноценного

восприятия

художественного

произведения

формируется

духовно-

нравственное воспитание и развитие учащие начальных классов.

Литературное

чтение

как

вид

искусства

знакомит

учащихся

с

нравственноэстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует

формированию

личностных

качеств,

соответствующих

национальным

и

общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие

техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно

осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребѐнок задумывается над вечными

ценностями

(базовыми

ценностями):

добром,

справедливостью,

правдой

и

т.д.

Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое

формирует эмоциональную грамот-

ность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках

урока

литературного

чтения,

формирует

личностные

качества

человека,

характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Изучение литературного чтения в начальной школе должно обеспечивать появление

следующих ценностных ориентиров:

готовность

и

способность

к

духовному

развитию,

нравственному

самосовершенствованию,

самооценке,

пониманию

смысла

своей

жизни,

индивидуально-ответственному поведению;

6

готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и

предметно-продуктивной

деятельности,

социальной

и

профессиональной

мобильности

на

основе

моральных

норм,

непрерывного

образования

и

универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

формирование морали как осознанной личностью необходимости определѐнного

поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле,

должном и недопустимом;

развитие совести как нравственного самосознания личности, способности

формулировать

собственные

нравственные

обязательства,

осуществлять

нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм,

давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных

традиций;

готовность и способность выражать и отстаивать свою общую позицию,

критично оценивать собственные намерения, мысли и поступки.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ и ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы

следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

1)

формирование чувства гордости за свою Родину, еѐ историю, российский

народ,

становление

гуманистических

и

демократических

ценностных

ориентации

многонационального российского общества;

2)

формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на

мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)

воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,

ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений

художественной литературы;

4)

развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5)

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и

культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной

национальной принадлежности;

6)

овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;

7)

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов

учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8)

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на

основе представлений о нравственных нормах общения;

9)

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных

ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими

собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10)

наличие

мотивации

к

творческому труду и

бережному

отношению

к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый

образ жизни.

7

Метапредметные результаты:

1)

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств еѐ осуществления;

2)

освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3)

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять

наиболее эффективные способы достижение результата;

4)

формирование

умения

понимать

причины

успеха/неуспеха

учебной

деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)

использование знаково-символических средств представления информации о

книгах;

6)

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и

познавательных задач;

7)

использование

различных

способов

поиска

учебной

информации

в

справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с

коммуникативными и познавательными задачами;

8)

овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и

задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами

коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9)

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза обобщения,

классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей,

построения рассуждений;

10)

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать рая личные точки

зрения и право каждого иметь и излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения

и оценку событий;

11)

умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности» общей цели и путей еѐ

достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12)

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов

сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1)

понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,

средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2)

осознание

значимости

чтения

для

личного

развития;

формирование

представлений о Родине и еѐ людях, окружающем мире, культуре, первоначальных

этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование

потребности в систематическом чтении;

3)

достижение

необходимого

для

продолжения

образования

уровня

читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и

про себя, элементарными приѐмами анализа художественных, научно-познавательных и

учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4)

использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное,

поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику

различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную

оценку поступков героев;

5)

умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться

справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации,

составляя самостоятельно краткую аннотацию;

8

6)

умение

использовать

простейшие

виды

анализа

различных

текстов:

устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения,

делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства

выразительности, пересказывать произведение;

7)

умение

работать

с

разными

видами

текстов,

находить

характерные

особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На

практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование —

создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание —

характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8)

развитие

художественно-творческих

способностей,

умение

создавать

собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин

художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Виды речевой и читательской деятельности:

Аудирование (слушание).

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание

собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей

речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения,

определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания.

Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и

художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному,

правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с

индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение

орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным

выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и

типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных

по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения

(изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте

необходимую информацию. Понимание особенностей разного вида чтения: факта,

описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:

художественного, учебного, научно-популярного – и их сравнение. Определение целей и

задач создания этих видов текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение

способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее

названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление

текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами

информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по

теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, использовать

текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура.

Книга как особый вид искусства. Книга как

источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы

9

книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-

иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с

опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,

периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к

детским книгам в библиотеке.

Работа с текстом художественного произведения.

При работе с текстом

художественного

произведения

знания

детей

должны

пополниться

понятиями

литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме

читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка,

прибаутка,

пословица,

считалка).

Получение

первоначальных

представлений

об

изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании

словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности

стихотворной речи).

Характеристика героев с использованием художественно-выразительных средств

(эпитет, сравнение, гипербола) данного текста, нахождение в тексте слов и выражений,

характеризующих героя и события, анализ (с помощью учителя) причины поступка

персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, выявление

авторского отношения к героям на основе имени, авторских пометок.

Отличительной особенностью данной работы является формирование системы

позитивных

национальных

ценностей,

патриотизма,

опирающегося

на

многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание понятий

«Родина», «защитник Отечества» и т. п.

Итогом является освоение разных видов пересказа художественного текста:

подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей), вычленение и

сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной

окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными и научно-популярными текстами. Определение особенностей

учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной

мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные

слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению

текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный

пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения).

Осознание диалога как вида речи и

монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения:

понимание вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение

самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту. Самостоятельное построение

плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании.

Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение,

эпитеты) с учетом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о

повседневной жизни, художественном произведении.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных

сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать

свою точку зрения по обсуждаемому произведению или ответу одноклассника.

Использование норм речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.

10

Письмо (культура письменной речи).

Нормы письменной речи: соответствие

содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героя), использование

в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение,

эпитеты) в минисочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на

заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения. Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет

читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках,

об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины,

помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств

«читательской самостоятельности». В круг чтения детей входят произведения устного

народного творчества, классиков отечественной и зарубежной литературы, классиков

детской

литературы,

современные

отечественные

произведения

учетом

многонационального

характера

России),

доступные

для

восприятия

младших

школьников.

Все

произведения

сгруппированы

по

жанрово-тематическому

принципу.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая,

научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические

издания (по выбору).

Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для

данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине,

природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Формирование

умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и

рассказ, стихотворение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы (колыбельные

песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); определение художественных

особенностей произведений: лексика, построение (композиция).

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью

учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор,

гипербол, олицетворений, звукописи.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей

стихотворного произведения (ритм, рифма).

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений).

Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его

видения

мира,

образного

миропонимания

и

нравственно-эстетической

оценки

описываемого.

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности

учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование,

изложение

с

элементами

сочинения,

создание

собственного

текста

на

основе

художественного произведения (текст по аналогии), сочинение продолжения текста по

предложенному

учителем

началу,

письменные

отзывы

о

прочитанных

книгах,

телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам.

Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.

Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения,

прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу.

Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного

искусства и музыки.

11

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

2 КЛАСС 136 ч

Самое великое чудо на свете (5 ч)

Р. Сеф. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои

любимых книг.

Устное народное творчество (15 ч)

Русские народные песни, потешки и прибаутки, считал ки, небылицы и

перевертыши, загадки, пословицы и пого ворки.

Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю.

Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев»,

«Лиса и жу равль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).

Люблю природу русскую. Осень (8 ч)

Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает

брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А.

Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась

листва

золотая...»,

В.

Брюсов.

«Сухие

листья»,

И.

Токмакова.

«Опустел

скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М.

Пришвин. «Осеннее утро».

Русские писатели (14 ч)

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!..

Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов. «Лебедь, Щука

и Рак», «Стрекоза и Муравей». Л. Толстой. «Старый дед и внучек».

О братьях наших меньших (12 ч)

Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была

собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин.

«Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».

Из детских журналов (9 ч)

1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; 3. Д.

Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; 5. Ю.

Владимиров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя».

Люблю природу русскую. Зима (9 ч)

И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким.

«Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима –

аукает...», «Береза».

Писатели детям (17 ч)/ 3 ч

Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница»,

«Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет»,

«Сила воли». «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...»,

«В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).

Я и мои друзья (10 ч)/ 4 ч

В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В.

Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не

грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее». И в шутку и

всерьез (14 ч)/ 3 ч

1.

Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»;

12

2.

Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей

квартирой»,

«Память»;

3.

В.

Берестов.

«Знакомый»,

«Путешественники»,

«Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране» 5. Г. Остер. «Будем

знакомы».

Литература зарубежных стран (12 ч)/ 6 ч

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения

зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон

и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах»,

«Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт

(«Мафии и паук»).

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ЛИТЕРАТУРА:

Для учащихся:

.

Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.

Учебник. 2 класс. Часть 1, 2.

13

№ урока

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Коррекционные

упражнения

Примечания

План.

Факт.

Самое великое чудо на свете

1

03.09

Знакомство с

учебником

«Литературное

чтение» (2 класс).

Введение в тему

«Самое великое

чудо на свете»

Библиотеки.

Книги

1

На развитие

внимания,

коммуникативных

навыков

Коррекция памяти

Повышение общего

уровня развития

Устное народное творчество

2

10.09

Устное народное

творчество.

Русские народные

песни.

Русские народные

потешки и

прибаутки

Скороговорки,

считалки,

небылицы.

Загадки,

пословицы,

поговорки

1

Мотивация

познавательной

деятельности

Формирование

положительной

мотивации к учению

Коррекция внимания

Повышение уровня

концентрации

внимания

3

18.09

Народные сказки.

Ю. Мориц «Сказка

по лесу идет»

Сказка «Петушок и

бобовое

зернышко»

1

Коррекция и

развитие

познавательной

деятельности

Увеличение объема

восприятия

4

21.09

Сказка «У страха

глаза велики».

Сказка «Лиса и

тетерев».

Сказка «Лиса и

журавль»

1

Коррекция памяти

Развитие навыков

самостоятельности

Активизация

словаря

5

26.09

Сказка «Каша из

топора»

Сказка «Гуси-

лебеди»

1

Активизация словаря

Люблю природу русскую. Осень

6

03.10

Введение в тему:

«Люблю природу

1

Мотивация

познавательной

14

русскую. Осень»

Ф. Тютчев «Есть в

осени

первоначальной…

»

деятельности

Коррекция

личностных качеств

7

08.10

К. Бальмонт

«Поспевает

брусника…»,

Плещеев «Осень

наступила…»

А. Фет «Ласточки

пропали…»

«Осенние листья –

тема поэтов»

1

Коррекция

личностных качеств

Коррекция

познавательной

деятельности

Повышение уровня

концентрации

внимания

8

12.10

В. Берестов

«Хитрые грибы»

М. Пришвин

«Осеннее утро»,

И.Бунин «Сегодня

так светло

кругом…»

Обобщение по

разделу «Люблю

природу русскую.

Осень»

1

Повышение уровня

концентрации

внимания

Коррекция

личностных качеств

Коррекция

познавательной

деятельности

Русские писатели

9

19.10

А. Пушкин «У

лукоморья дуб

зеленый…» Стихи

А. Пушкина

1

Повышение уровня

концентрации

внимания

10

23.10

А. Пушкин

«Сказка о рыбаке и

рыбке» и другие

сказки

. А. Пушкин

«Сказка о рыбаке и

рыбке»

1

Коррекция памяти

Развитие памяти

Развитие

логического

мышления

11

07.11

И. Крылов

«Лебедь, Рак и

Щука»

И. Крылов

«Стрекоза и

Муравей»

1

Развитие объема

зрительного

внимания

12

12.11

Л. Толстой

«Старый дед и

внучек»

Л.Толстой

«Филиппок»

Л.Толстой

«Котенок»,

1

Увеличение объема

восприятия

Развитие

навыков

самостоятельности

15

«Правда всего

дороже»

13

19.11

Веселые стихи

Обобщение по

разделу «Русские

писатели».

Проверочная

работа по теме

«Русские

писатели»

1

Коррекция

познавательной

деятельности

Коррекция памяти

О братьях наших меньших 13ч.

14

23.11

О братьях наших

меньших

Б.Заходер «Плачет

киска в

коридоре…», И.

Пивоварова

«Жила-была

собака…»

1

Мотивация познав.

деят-ти

Коррекция и

развитие памяти

15

27.11

В. Берестов

Кошкин щенок»

М. Пришвин

«Ребята и утята»

1

Коррекция и

развитие памяти

Формирование

положительной

мотивации

16

04.12

Е. Чарушин

«Страшный

рассказ»

Б. Житков

«Храбрый утенок»

1

Мотивация познав.

деят-ти Коррекция

мышления

Повышение общего

уровня развития

17

10.12

В.Бианки

«Музыкант»

В. Бианки «Сова»

Обобщение по

разделу «О братьях

наших меньших»

1

Развитие объема

зрительного

внимания

Развитие навыков

самостоятельности

Из детских журналов 9ч.

18

18.12

Д. Хармс «Игра»

Д. Хармс «Вы

знаете…»

С.Маршак

«Веселые чижи»

1

Мотивация познав.

деят-ти

Коррекция и

развитие памяти

16

19

24.12

.Д. Хармс «Что это

было?»

Н. Гернет, Д.Хармс

«Очень-очень

вкусный пирог»

Ю. Владимиров

«Чудаки»

1

Коррекция и

развитие памяти

Коррекция и

развитие познав.

деятельности

Развитие восприятия

20

11.01

А.Введенский

«Ученый Петя»,

«Лошадка».

Защита проектов

«Мой любимый

детский журнал»

1

Повышение уровня

концентрации

внимания

Люблю природу русскую. Зима 9ч.

21

15.01

Люблю природу

русскую. Зима.

Стихи о первом

снеге.

Ф. Тютчев

«Чародейкою

Зимою»

С. Есенин «Поет

зима, аукает…»,

«Береза» Сказка

«Два Мороза»

1

Развитие навыков

самостоятельности

Развитие

логического

мышления

22

23.01

С. Михалков

«Новогодняя быль»

А. Барто «Дело

было в январе»

Обобщение по

разделу «Люблю

природу русскую.

Зима».

1

Развитие

логического

мышления

Коррекция памяти

Увеличение объема

памяти

Писатели – детям

23

30.01

Писатели детям. К.

Чуковский

«Путаница»

К.Чуковский

«Радость»

К.

Чуковский

«Федорино горе»

1

Развитие процесса

анализа

Развитие процесса

синтеза

Коррекция

памяти

Развитие

логического

мышления

24

06.02

С. Маршак «Кот и

лодыри»

С. Маршак «Мой

секрет», «Сила

воли»

С. Михалков «Мой

1

Повышение уровня

концентрации

внимания

Развитие навыков

самостоятельности

17

щенок»

25

12.02

А. Барто

«Веревочка»

А. Барто «Мы не

заметили жука», «В

школу»А. Барто

«Вовка добрая

душа»

1

Развитие памяти

Повышение уровня

концентрации

внимания

Активизация словаря

26

18.0

Н. Носов

«Затейники»

Н.Носов «Живая

шляпа»

Н. Носов «На

горке»

1

Активизация словаря

Повышение уровня

концентрации

внимания

Развитие

логического

мышления

Я и мои друзья

27

Я и мои друзья

Стихи о дружбе и

обидах

Н. Булгаков «Анна,

не грусти»

Ю. Ермолаев «Два

пирожных»

1

Увеличение объема

памяти

Мотивация

познавательной

деятельности

Развитие процесса

анализа

Развитие процесса

синтеза

Активизация словаря

28

11.

В. Осеева

«Волшебное слово»

В. Осеева

«Хорошее»

В.Осеева

«Почему?»

1

Развитие памяти

Мотивация

познавательной

деятельности

Повышение уровня

концентрации

внимания

Увеличение объема

восприятия

Люблю природу русскую. Весна

18

29

01.04

Люблю природу

русскую. Весна

Стихи Ф. Тютчева

о весне

Стихи А. Плещеева

о весне

А. Блок «На лугу»

С. Маршак «Снег

теперь уже не

тот…»

И. Бунин «Матери»

А. Плещеев «В

бурю»

Е. Благинина

«Посидим в

тишине»

Э. Мошковская «Я

маму мою обидел»

1

Коррекция памяти

Увеличение объема

восприятия

Коррекция памяти

Развитие навыков

самостоятельности

Увеличение объема

восприятия

Коррекция

познавательной

деятельности

Коррекция памяти

И в шутку и всерьез

30

И в шутку и

всерьез. Б.Заходер

«Товарищам

детям»

Б. Заходер «Что

красивее всего?»

Б. Заходер. Песенка

Винни-Пуха.

Э. Успенский

«Чебурашка»

«Если б я был

девчонкой»

Стихи

Э.Успенского

1

Формирование

положительной

мотивации к учению

Коррекция и

развитие памяти

Мотивация

познавательной

деятельности

Коррекция

мышления

31

30.04

Стихи В. Берестова

Стихи И.

Токмаковой

Г. Остер «Будем

знакомы» В.

Драгунский

«Тайное становится

явным»

1

Повышение уровня

концентрации

внимания

Формирование

положительной

мотивации к учению

Коррекция и

развитие памяти

32

14.05

Итоговая

комплексная работа

1

Увеличение объема

восприятия

Литература зарубежных стран

19

33

15.05

Литература

зарубежных стран.

Американская и

английская

народные песенки.

Песенки «Сюзон и

мотылек», «Знают

мамы, знают дети»

Ш. Перро «Кот в

сапогах»

1

Коррекция

познавательной

деятельности

Коррекция памяти

Увеличение

объема восприятия

34

20.05

Ш. Перро «Красная

Шапочка»

Контрольная

работа за год

Г.Х. Андерсена

«Принцесса на

горошине»

Э. Хогарт «Мафин

и паук

1

Мотивация

познавательной

деятельности

Увеличение объема

восприятия

Формирование

положительной

мотивации к учению

20



В раздел образования