Напоминание

"Разноуровневая система обучения - 6 класс"


Автор: Смолина Рада Валерьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ «СОШ №7» г.Обнинска Калужской области
Населённый пункт: город Обнинск, Калужская область
Наименование материала: технологическая карта урока музыки
Тема: "Разноуровневая система обучения - 6 класс"
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока музыки, посвященного разноуровневой системе обучения (6 класс)

Тема урока: Валерий Кикта «Фрески Софии Киевской»

Тип урока: образовательно - обучающий; урок - путешествие.

Цель: познакомить обучающихся какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и

образы древней Руси.

Задачи урока

Образовательные:

познакомить обучающихся с жанром концертной симфонии на примере «Фрески Софии Киевской» Валерия

Кикты;

показать, как музыка и изобразительное искусство разными средствами художественной выразительности

выражают определенные идеи;

познакомить с понятиями фреска, орнамент, симфония.

Познавательные:

учить распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, мысли и чувства человека;

учить размышлять над содержанием музыкального и художественного произведения, определять средства

музыкальной выразительности в живописи и музыке, высказывать суждения о музыке.

Развивающие:

формировать у обучающихся способность делать выводы;

способность развивать творческое мышление;

развивать внимание, слуховую память, воображение;

способствовать расширению кругозора.

Воспитательные:

формировать интерес обучающихся к религиозным сюжетам в музыке, изобразительном искусстве, истории;

воспитывать уважение к духовной национальной культуре;

воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей;

учится работать в парах.

Форма организации учебного процесса:

- фронтальная;

- групповая;

- индивидуальная.

Универсальные учебные действия

Личностные:

развивать свою способность к саморазвитию и познанию;

формировать эстетические потребности на основе знакомства с «Фресками Софии Киевской» Валерия Кикты;

расширять слушательскую и исполнительскую культуру во время пения песен;

развивать способность критически мыслить.

Регулятивные:

активно участвовать в различных видах деятельности во время урока;

уметь принимать решения в проблемной ситуации;

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные:

объяснить строение концертной симфонии;

находить ошибки и уметь анализировать их;

преодолевать трудности при выполнении учебных заданий;

уметь анализировать услышанный музыкальный фрагмент, делать выводы по теме;

устанавливать причинно-следственные связи;

учиться рассуждать логически.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и аргументировать его в сотрудничестве при выработке общего решения в

совместной деятельности;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

Планируемые результаты

Предметные:

изучение музыкальных и культурных традиций России;

понимание интонационно-образной природы музыкального произведения и средств художественной

выразительности;

представлять роль концертной симфонии в мировой культуре.

Личностные:

расширение представлений о музыке, расшифровка личностных смыслов музыкального произведения в процессе

слушания музыки;

наличие эмоционального отношения к концертной симфонии Валерия Кикты «Фрески Софии Киевской».

Метапредметные:

изучение исторических событий во время правления Ярослава Мудрого, их анализа и отражение этих событий в

архитектуре древней Руси;

находить взаимосвязь в музыке и изобразительном искусстве;

владеть навыками постановки и решения проблемных вопросов при восприятии музыки

;

осуществлять контроль, коррекцию, критическую оценку своих учебных действий в процессе знакомства с

музыкальным произведением.

Оборудование урока и методическое обеспечение:

компьютер, экран;

презентация к уроку с использованием видео - и аудиоряда;

Этап урока

Формы работы

Деятельность учителя и учащихся

УУД

1.Приветствие

Приветствие

Личностные: настрой на учебную деятельность.

2.Тема урока

Ученики

определяют сами.

Презентация

Слайд №1

Это произведение композитор Валерий Кикта

написал в 1970 году под впечатлением от фресок в храме Святой

Софии в городе Киеве. В произведении оживает прошлое,

соединяясь с искусством музыки и древней живописи.

Слайд №2

Задание: сложите правильное название этого музыкального

произведения

Валерий Кикта «Киевской фрески Софии»

Для арфы концертная с оркестром симфония

Слайд №3

Тема урока: «Валерий Кикта «Фрески Софии Киевской».

Концертная симфония для арфы с оркестром»

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с

учителем и сверстниками.

Познавательные: классификация объектов

3.Изучение новых

знаний.

«Погружение» в

XI век древней

Фронтальная

Слайд №4

Что такое симфония?

С латинского это слово переводится как согласие, созвучие.

Задание: придумайте слова с приставкой со (содружество,

Предметные: воспринимать новую информацию.

Руси.

соединение, созидание)

Слайд №5

Фрески – настенная живопись водяными красками по сырой

штукатурке.

Слайд №6

А теперь нам предстоит виртуальное путешествие не в будущее, а

в глубокое прошлое. Закройте глаза и представьте, как вы на этом

звездолете переноситесь в XI век древней Руси. (звучит музыка)

Слайд №7

Откройте глаза. Перед вами Собор Святой Софии, построенный в

первой половине XI века в 1037 году в центре Киева

князем Ярославом Мудрым на месте победы над печенегами.

София означает мудрая и этот храм должен был утверждать

христианство. Современники оценивали его как выдающееся

произведение искусства.

Слайд №8

В 1240 –м году полчища хана Батыя захватили город, и

большинство сооружений храма разрушили. Остался только

главный Софийский собор.

Слайд №9

Это очень красивое здание. Внутри оно украшено мозаиками и

фресками с изображениями сюжетов из Библии. Есть в этих

росписях и светские сюжеты: портреты семьи князя Ярослава;

скоморохи, музыкант, ряженые.

Слайд №10

Музыка «Фресок» состоит из 9 частей, которые изображают

святых и жизнь простых людей.

В симфонии есть повторяющаяся часть, которая называется

«Орнамент». В изобразительном искусстве орнамент – это

повторяющийся элемент рисунка. «Орнамент» повторяется после

каждой новой части и связывает их все между собой. Такой прием

использовал Модест Мусоргский в фортепианной сюите «Картинки

с выставки», в которой тема «Прогулки» связывает между собой

все части.

4. Слушание и

анализ музыки.

Обсуждение

музыкальных

фрагментов в

эмоциональном

плане.

Поисковый,

фронтальный.

Слайд №11

Слушают и смотрят видео первой части «Орнамент».

Вопросы: какой русский народный инструмент имитирует арфа?

Какой характер у этой музыки?

Слайд №12

Следующая часть называется по рисунку фрески «Зверь нападет на

человека».

Слушают и смотрят видео.

Вопросы: как изменился характер музыки? Какие инструменты

создают напряжение, тревогу?

Познавательные: анализировать, соспоставлять.

Коммуникативные: уметь сотрудничать с

учителем и сверстниками.

Личностные: эмоциональная отзывчивость на

музыку

Слайд №13

На фреске изображены дочери Ярослава мудрого и часть так и

называется «Портрет дочерей Ярослава Мудрого».

Слушают и смотрят видео.

Вопросы: что необычного в этой музыке? На что похоже звучание

скрипок?

Слайд №14

Следующая часть называется «Скоморохи».

Вопросы: кто такие скоморохи? Как вы думаете, какая будет

музыка?

Слушают и смотрят видео.

Вопросы:

какие инструменты изображают звучание

наигрышей свирели, перезвоны бубенцов, балалайку?

5. Учащиеся

делают вывод о

произведении.

Фронтальный

Слайд №15

- Как вы думаете, какую задачу ставил перед собой композитор

Валерий Кикта, когда сочинял симфонию «Фрески Софии

Киевской»?

- Какие средства музыкальной выразительности использовал

композитор, чтобы погрузить слушателей в мир древней Руси?

- Почему важно знать историю своего народа?

6.Выполнение

дифференцирован

ных заданий.

Работа в парах.

Задания ниже под таблицей.

Познавательные: уметь анализировать,

сравнивать, размышлять.

Коммуникативные - инициативное

сотрудничество в поиске и выборе информации.

7.Вокально –

хоровая работа.

Исполнение

песен.

Муз. И. Матвиенко, сл. М. Андреева «Березы»

Муз. И. Матвиенко, сл. В.Пеленягрэ «Позови меня тихо по

имени»

Личностные: эмоциональная отзывчивость на

музыку

8. Рефлексия

деятельности

Метод широких

ассоциаций,

фронтальная

Слайд №16

С каким музыкальным произведением вы познакомились?

Что было самым интересным на уроке?

Какие задания был трудными?

Как вы оцените свою работу на уроке?

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция,

выделение и осознание того, что уже усвоено

Познавательные: рефлексия.

9.Домашнее

задание

Слайд №17

- составить кроссворд;

- нарисовать рисунок по теме.

Дифференцированные задания

Задание №1: расставь слова в правильном порядке по смыслу.

1.

Киевской Святой Софии построил Ярослав собор Мудрый.

2.

Построен собор Киева в первой половине XI века в центре.

3.

Произвели в соборе на композитора сильное фрески впечатление.

4.

Валерий Кикта концертную симфонию написал.

Задание №1 усложненное:

расставь слова в правильном порядке по смыслу и составь вопрос к каждому предложению.

1.

Киевской Святой Софии построил Ярослав собор Мудрый.

2.

Построен собор Киева в первой половине XI века в центре.

3.

Произвели в соборе на композитора сильное фрески впечатление.

4.

Валерий Кикта концертную симфонию написал.

Задание №2: игра в ассоциации .

Ассоциации (взаимосвязь). Подберите слова, связанные с характером музыки «Орнамент»,

«Зверь нападает на человека», «Скоморохи».

Задание №2 усложненное:

составь синквейн со словом арфа

Задание №3: найди лишнее слово

а) скрипка, флейта, композитор, труба

б) вальс, гимн, марш, полька

в) пианист, трубач, симфония, гитарист

г) балалайка, ложки, арфа, баян

д) колыбельные, эстрадные, игровые, трудовые

Задание №3 усложненное:

собери слово и объясни, что оно значит.

1.

ба

й

ла

ка

ла

2.

ка

ча

ш

ту

с

3.

сам

ан

ль

б

4.

на

я

ко

бель

лы

5.

ке

с

ор

тр

6.

ля

п

со

е

вы

7.

с

ли

со

т

8.

к

лор

фо

ль



В раздел образования