Автор: Смолина Рада Валерьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ «СОШ №7» г.Обнинска Калужской области
Населённый пункт: город Обнинск, Калужская область
Наименование материала: технологическая карта урока музыки
Тема: "Разноуровневая система обучения - 6 класс"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока музыки, посвященного разноуровневой системе обучения (6 класс)
Тема урока: Валерий Кикта «Фрески Софии Киевской»
Тип урока: образовательно - обучающий; урок - путешествие.
Цель: познакомить обучающихся какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и
образы древней Руси.
Задачи урока
Образовательные:
познакомить обучающихся с жанром концертной симфонии на примере «Фрески Софии Киевской» Валерия
Кикты;
показать, как музыка и изобразительное искусство разными средствами художественной выразительности
выражают определенные идеи;
познакомить с понятиями фреска, орнамент, симфония.
Познавательные:
учить распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, мысли и чувства человека;
учить размышлять над содержанием музыкального и художественного произведения, определять средства
музыкальной выразительности в живописи и музыке, высказывать суждения о музыке.
Развивающие:
формировать у обучающихся способность делать выводы;
способность развивать творческое мышление;
развивать внимание, слуховую память, воображение;
способствовать расширению кругозора.
Воспитательные:
формировать интерес обучающихся к религиозным сюжетам в музыке, изобразительном искусстве, истории;
воспитывать уважение к духовной национальной культуре;
воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей;
учится работать в парах.
Форма организации учебного процесса:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная.
Универсальные учебные действия
Личностные:
развивать свою способность к саморазвитию и познанию;
формировать эстетические потребности на основе знакомства с «Фресками Софии Киевской» Валерия Кикты;
расширять слушательскую и исполнительскую культуру во время пения песен;
развивать способность критически мыслить.
Регулятивные:
активно участвовать в различных видах деятельности во время урока;
уметь принимать решения в проблемной ситуации;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
Познавательные:
объяснить строение концертной симфонии;
находить ошибки и уметь анализировать их;
преодолевать трудности при выполнении учебных заданий;
уметь анализировать услышанный музыкальный фрагмент, делать выводы по теме;
устанавливать причинно-следственные связи;
учиться рассуждать логически.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и аргументировать его в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.
Планируемые результаты
Предметные:
изучение музыкальных и культурных традиций России;
понимание интонационно-образной природы музыкального произведения и средств художественной
выразительности;
представлять роль концертной симфонии в мировой культуре.
Личностные:
расширение представлений о музыке, расшифровка личностных смыслов музыкального произведения в процессе
слушания музыки;
наличие эмоционального отношения к концертной симфонии Валерия Кикты «Фрески Софии Киевской».
Метапредметные:
изучение исторических событий во время правления Ярослава Мудрого, их анализа и отражение этих событий в
архитектуре древней Руси;
находить взаимосвязь в музыке и изобразительном искусстве;
владеть навыками постановки и решения проблемных вопросов при восприятии музыки
;
осуществлять контроль, коррекцию, критическую оценку своих учебных действий в процессе знакомства с
музыкальным произведением.
Оборудование урока и методическое обеспечение:
компьютер, экран;
презентация к уроку с использованием видео - и аудиоряда;
Этап урока
Формы работы
Деятельность учителя и учащихся
УУД
1.Приветствие
Приветствие
Личностные: настрой на учебную деятельность.
2.Тема урока
Ученики
определяют сами.
Презентация
Слайд №1
Это произведение композитор Валерий Кикта
написал в 1970 году под впечатлением от фресок в храме Святой
Софии в городе Киеве. В произведении оживает прошлое,
соединяясь с искусством музыки и древней живописи.
Слайд №2
Задание: сложите правильное название этого музыкального
произведения
Валерий Кикта «Киевской фрески Софии»
Для арфы концертная с оркестром симфония
Слайд №3
Тема урока: «Валерий Кикта «Фрески Софии Киевской».
Концертная симфония для арфы с оркестром»
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с
учителем и сверстниками.
Познавательные: классификация объектов
3.Изучение новых
знаний.
«Погружение» в
XI век древней
Фронтальная
Слайд №4
Что такое симфония?
С латинского это слово переводится как согласие, созвучие.
Задание: придумайте слова с приставкой со (содружество,
Предметные: воспринимать новую информацию.
Руси.
соединение, созидание)
Слайд №5
Фрески – настенная живопись водяными красками по сырой
штукатурке.
Слайд №6
А теперь нам предстоит виртуальное путешествие не в будущее, а
в глубокое прошлое. Закройте глаза и представьте, как вы на этом
звездолете переноситесь в XI век древней Руси. (звучит музыка)
Слайд №7
Откройте глаза. Перед вами Собор Святой Софии, построенный в
первой половине XI века в 1037 году в центре Киева
князем Ярославом Мудрым на месте победы над печенегами.
София означает мудрая и этот храм должен был утверждать
христианство. Современники оценивали его как выдающееся
произведение искусства.
Слайд №8
В 1240 –м году полчища хана Батыя захватили город, и
большинство сооружений храма разрушили. Остался только
главный Софийский собор.
Слайд №9
Это очень красивое здание. Внутри оно украшено мозаиками и
фресками с изображениями сюжетов из Библии. Есть в этих
росписях и светские сюжеты: портреты семьи князя Ярослава;
скоморохи, музыкант, ряженые.
Слайд №10
Музыка «Фресок» состоит из 9 частей, которые изображают
святых и жизнь простых людей.
В симфонии есть повторяющаяся часть, которая называется
«Орнамент». В изобразительном искусстве орнамент – это
повторяющийся элемент рисунка. «Орнамент» повторяется после
каждой новой части и связывает их все между собой. Такой прием
использовал Модест Мусоргский в фортепианной сюите «Картинки
с выставки», в которой тема «Прогулки» связывает между собой
все части.
4. Слушание и
анализ музыки.
Обсуждение
музыкальных
фрагментов в
эмоциональном
плане.
Поисковый,
фронтальный.
Слайд №11
Слушают и смотрят видео первой части «Орнамент».
Вопросы: какой русский народный инструмент имитирует арфа?
Какой характер у этой музыки?
Слайд №12
Следующая часть называется по рисунку фрески «Зверь нападет на
человека».
Слушают и смотрят видео.
Вопросы: как изменился характер музыки? Какие инструменты
создают напряжение, тревогу?
Познавательные: анализировать, соспоставлять.
Коммуникативные: уметь сотрудничать с
учителем и сверстниками.
Личностные: эмоциональная отзывчивость на
музыку
Слайд №13
На фреске изображены дочери Ярослава мудрого и часть так и
называется «Портрет дочерей Ярослава Мудрого».
Слушают и смотрят видео.
Вопросы: что необычного в этой музыке? На что похоже звучание
скрипок?
Слайд №14
Следующая часть называется «Скоморохи».
Вопросы: кто такие скоморохи? Как вы думаете, какая будет
музыка?
Слушают и смотрят видео.
Вопросы:
какие инструменты изображают звучание
наигрышей свирели, перезвоны бубенцов, балалайку?
5. Учащиеся
делают вывод о
произведении.
Фронтальный
Слайд №15
- Как вы думаете, какую задачу ставил перед собой композитор
Валерий Кикта, когда сочинял симфонию «Фрески Софии
Киевской»?
- Какие средства музыкальной выразительности использовал
композитор, чтобы погрузить слушателей в мир древней Руси?
- Почему важно знать историю своего народа?
6.Выполнение
дифференцирован
ных заданий.
Работа в парах.
Задания ниже под таблицей.
Познавательные: уметь анализировать,
сравнивать, размышлять.
Коммуникативные - инициативное
сотрудничество в поиске и выборе информации.
7.Вокально –
хоровая работа.
Исполнение
песен.
Муз. И. Матвиенко, сл. М. Андреева «Березы»
Муз. И. Матвиенко, сл. В.Пеленягрэ «Позови меня тихо по
имени»
Личностные: эмоциональная отзывчивость на
музыку
8. Рефлексия
деятельности
Метод широких
ассоциаций,
фронтальная
Слайд №16
С каким музыкальным произведением вы познакомились?
Что было самым интересным на уроке?
Какие задания был трудными?
Как вы оцените свою работу на уроке?
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция,
выделение и осознание того, что уже усвоено
Познавательные: рефлексия.
9.Домашнее
задание
Слайд №17
- составить кроссворд;
- нарисовать рисунок по теме.
Дифференцированные задания
Задание №1: расставь слова в правильном порядке по смыслу.
1.
Киевской Святой Софии построил Ярослав собор Мудрый.
2.
Построен собор Киева в первой половине XI века в центре.
3.
Произвели в соборе на композитора сильное фрески впечатление.
4.
Валерий Кикта концертную симфонию написал.
Задание №1 усложненное:
расставь слова в правильном порядке по смыслу и составь вопрос к каждому предложению.
1.
Киевской Святой Софии построил Ярослав собор Мудрый.
2.
Построен собор Киева в первой половине XI века в центре.
3.
Произвели в соборе на композитора сильное фрески впечатление.
4.
Валерий Кикта концертную симфонию написал.
Задание №2: игра в ассоциации .
Ассоциации (взаимосвязь). Подберите слова, связанные с характером музыки «Орнамент»,
«Зверь нападает на человека», «Скоморохи».
Задание №2 усложненное:
составь синквейн со словом арфа
Задание №3: найди лишнее слово
а) скрипка, флейта, композитор, труба
б) вальс, гимн, марш, полька
в) пианист, трубач, симфония, гитарист
г) балалайка, ложки, арфа, баян
д) колыбельные, эстрадные, игровые, трудовые
Задание №3 усложненное:
собери слово и объясни, что оно значит.
1.
ба
й
ла
ка
ла
2.
ка
ча
ш
ту
с
3.
сам
ан
ль
б
4.
на
я
ко
бель
лы
5.
ке
с
ор
тр
6.
ля
п
со
е
вы
7.
с
ли
со
т
8.
к
лор
фо
ль